История развития естествознания. Стадии познания природы и глобальные естественнонаучные революции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие представлений о строении солнечной системы Проект Герасимовой Оксаны (11 класс)
Advertisements

Знаменитые учёные и их вклад в развитие физики. Джордано Бруно Альберт Эйнштейн Галилео Галилей Николай Коперник Михайло Ломоносов Майкл Фарадей ИсаакНьютон.
Физическая теория и научная картина мира Урок 1. «Ясно, что мир представляет собой единую систему, т.е. связанное целое, но познание этой системы предполагает.
Физика – наука о неживой природе. Науки естественного цикла География- наука о поверхности и недрах земли Биология – наука о живой природе Химия – наука.
Тема: Рождение новой европейской науки. Таблица: «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество». Учёные и мыслители.
«А все- таки она вертится». Тема урока «Рождение новой «Рождение новой европейской науки» европейской науки»
Периодизация истории науки. Наука как социальное явление Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Зарождение и развитие физики как науки. Роль физических знаний в жизни человека Подготовила: Вакула А. 10-Б класс.
Курс общей физики проф. Тюрин Юрий Иванович Томский политехнический университет ЕНМФ Адрес: пр. Ленина, 43, г.Томск, Россия,
СИСТЕМЫ МИРА Презентация для 9 класса к §9 учебника А.В. Перышкин,Е.М.Гутник.
Ученые и мыслителиСтрана Основные идеи, открытия Влияние на формирование взглядов Николай Коперник ( ) Джордано Бруно ( ) Галилео Галилей.
ТЕМА УРОКА : « ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА ? ФИЗИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ. »
Развитие представлений о Солнечной системе. Первые представления о мироздании были очень наивными. На протяжении многих веков обожествлялись Луна, Солнце,
Физика - основа техники. Урок 4. Развитие физики сопровождалось изменением представлений людей об окружающем мире. Отказ от привычных взглядов, возникновение.
Тема урока: « Рождение новой европейской науки» Работа выполнена учителем истории Будинской ООШ Антоненковой А.В.
Философия и Математика Выполнил: Болтовский С.Н. Проверила: Гефнер О.В. ФГБОУ ВПО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина кафедра.
История астрономии. Астрономия - наиболее древняя среди естественных наук. Она была высоко развита вавилонянами и греками - гораздо больше, нежели физика,
«Химия и мультидисциплинарные области естествознания».
Научная революция XVIIвека Учитель: МБОУ «СОШ 15 с углубленным изучением отдельных предметов» города Энгельса и Энгельсского района Саратовской области.
Транксрипт:

История развития естествознания. Стадии познания природы и глобальные естественнонаучные революции.

История науки свидетельствует о том, что в своём познании Природы с древних времен человечество прошло три стадии и вступает в четвёртую. На первой стадии сформировались общие неразделённые, недетализированные представления об окружающем мире как о чём-то целом. Именно тогда появилась натурфилософия (философия Природы). Она содержала идеи и догадки, которые в м столетиях стали зачатками естественных наук. В натурфилософии господствовали методы наблюдения, но не эксперимента, догадки, но не точные выводы.

Именно на этом этапе возникли представления о мире как развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Но отсутствие экспериментальных методов не позволило тогда получать точные знания. Начало естествознания как точной науки исторически относят к му векам, к тому времени, когда исследование Природы вступило во второй этап – аналитический.

Вторая стадия – аналитическая, характерна для 15–18-го веков. На этой стадии происходило мысленное расчленение и выделение частностей, которое привело к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).

Аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих столетий множеством исследователей. При этом накопление знаний шло не только на основе пассивных наблюдений, но и на основе спланированных экспериментальных исследований. Стремление исследователей ко всё большему охвату разнообразных природных объектов и к всё более глубокому проникновению в их детали привело к неудержимой дифференциации, то есть разделению соответствующих наук.

Основные особенности аналитической стадии познания. 1. Дифференциация естественных наук. Главная особенность аналитической стадии – стремление к дальнейшей непрерывной дифференциации естественных наук. Эта тенденция остаётся и сегодня ещё очень действенной. 2. Преобладание эмпирических знаний. Для аналитической стадии характерно явное преобладание эмпирических (полученных путем опыта, эксперимента) знаний над теоретическими.

3. Преобладание «предметов» над «процессами». Важной особенностью аналитической стадии является опережающее, преимущественное исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов в Природе. 4. «Статичность» Природы. Эта особенность аналитического периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины 19-го века рассматривалась неизменной, окостенелой, неэволюционирующей.

Третья стадия – синтетическая. Постепенно, в течение го веков стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей, наступила третья, синтетическая стадия. В настоящее время встала новая задача: обосновать принципиальную целостность всего естествознания. Ряд исследователей считает, что в наши дни начинает осуществляться четвертая интегрально – дифференциальная стадия, на которой рождается действительно единая наука о природе.

Строгих границ между аналитической и синтетической стадиями изучения Природы нет. Аналитические исследования интенсивно ведутся и на синтетической стадии, а синтетические идеи пробивали дорогу на аналитические стадии. Тем более относительной оказывается граница между синтетической и интегрально- дифференциальной стадиями развития естествознания.

Научно-познавательная деятельность и Глобальные естественнонаучные революции Научно-познавательная деятельность складывается из нескольких составляющих – компонентов. Во-первых, это субъект познания, его цели и задачи. Субъект может рассматриваться на трех уровнях: индивидуальный исследователь; научное сообщество; общество в целом.

Второй составляющей познавательной деятельности являются объекты познания. В естествознании – это объекты или фрагменты материального мира, которые человек исследует. Третья составляющая – средства, методы, а также познавательные действия (операции, процедуры), производимые субъектом. Четвертой составляющей является развивающаяся система знаний. И, наконец, познавательная деятельность не может рассматриваться вне условий познания – окружающей среды, состояния общества, отношения общества к науке и т.п.

Революции в естествознании – одна из самых актуальных философских проблем. Обычно выделяют три основные черты естественнонаучной революции: крушение и отбрасывание неверных идей, ранее господствовавших в науке; быстрое расширение наших знаний о природе, вступление в новые её области, ранее недоступные для познания; естественнонаучную революцию вызывает не само по себе открытие новых фактов, а радикально новые теоретические следствия из них; другими словами, революция совершается в сфере теорий, понятий, принципов, законов науки, формулировки которых подвергаются коренной ломке.

Для того, чтобы вызвать революцию в науке, новое открытие должно носить принципиальный, методологический характер, производить коренную ломку самого метода исследования и истолкования явлений природы. Началом естественнонаучной революции могут послужить достаточно радикальные изменения в любом из компонентов, например, открытие неизвестных ранее классов природных объектов, появление принципиально новых методов и средств исследования.

Среди естественнонаучных революций можно выделить следующие типы: 1) глобальные, охватывающие всё естествознание и вызывающие появление не только принципиально новых представлений о мире, нового видения мира, но и нового логического строя науки, нового способа или стиля мышления; 2) локальные – в отдельных фундаментальных науках, т.е. коренных изменений в этих науках, которые приводят к преобразованию их основ, но не вызывают перестройки всего естественнонаучного знания.

Принцип соответствия. Естественнонаучные революции имеют ещё одну важную черту. Новые теории, которые получили своё обоснование в ходе естественнонаучной революции, не опровергают прежние, если их справедливость была достаточно обоснована. В этих случаях действует так называемый принцип соответствия: старые теории сохраняют свое значение как предельный случай новых, более общих и точных. Так, классическая механика Ньютона является предельным, частным случаем теории относительности, а современная теория эволюции не опровергает теорию Дарвина, но дополняет и развивает её.

Роль космологии в естественнонаучных революциях. Особую роль среди естественных наук играет космология. Она связана практически со всеми естественными науками. На всех этапах своего развития она отражала эволюцию представлений человечества о мире в целом. Революция, связанная с трудами Николая Коперника придала космологии огромное значение для осознания человека своего места в мире.

Становление новой космологической картины мира затрагивало всегда как естественнонаучную, так и гуманитарную области. Оно всегда порождало конфликты между людьми разных убеждений. В настоящее время проходят острые дискуссии по методологическим вопросам космологии. Современная космология основана на идее эволюционизма. Эта идея является общей для всего материального мира, как для живой, так и для неживой материи, а также для мира социального, то есть, для общества, цивилизации.

Каждая глобальная естественнонаучная революция начинается, как правило, именно в астрономии – с решения чисто астрономических проблем. Далее она сопровождается радикальным пересмотром имевшихся космологических представлений о самом этом мире и о Вселенной в целом. Завершается революция подведением или возведением необходимого нового фундамента под радикально пересмотренные космологические представления.

Первой глобальной естественнонаучной революцией, которая преобразовала астрономию, космологию и физику, было создание последовательного учения о геоцентрической системе Мира. Начало этому учению положил ещё древнегреческий учёный Анаксимандр, создавший в 6-м веке до нашей эры довольно стройную систему кольцевых мироустроений.

Однако последовательная геоцентрическая система была разработана в 4-м веке до нашей эры величайшим ученым и философом древности Аристотелем, а затем, в 1-м веке математически обоснована Птолемеем. Геоцентрическую систему Мира обычно называют системой Птолемея, а естественнонаучную революцию – аристотелевской.

Вторая глобальная естественнонаучная революция представляла собой переход от геоцентризма к гелиоцентризму, а от него к полицентризму, т.е. учению о множественности звездных миров. Эта революция произошла в эпоху Возрождения, на рубеже го веков и связывается, прежде всего, с именем Николая Коперника ( ) и его главного труда «Об обращении небесных сфер». В этой книге он утверждал, что Земля не является центром мироздания, и что «Солнце, как бы восседая на царском престоле, управляет вращающимся около него семейством светил». Ещё дальше Коперника пошёл знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно ( ), утверждая, что Вселенная бесконечна, что в ней – множество небесных тел – звёзд, подобных Солнцу и окружённых планетами.

После эпохи Возрождения пришла эпоха Нового времени, охватывающей три столетия – 17,18 и 19-й века. Особую роль в этом периоде сыграл 18-й век, который ознаменовался рождением современной науки и, в частности, классической механики. У истоков её стояли такие выдающиеся ученые как Галилео Галилей ( ), Иоганн Кеплер ( ) и Исаак Ньютон ( ).

Третья глобальная естественнонаучная революция означала отрицание наличия какого- либо центра у Вселенной. Прежде всего, эта революция связана с появлением теории относительности Альберта Эйнштейна, т.е. относительной теорией пространства, времени и гравитации. М Вся наша астрономическая наблюдаемая Вселенная как целое, стала описываться однородной и изотропной безграничной относительной космологической моделью.

Четвертая глобальная естественнонаучная революция предполагает некий синтез теории общей относительности с квантовыми (дискретными) представлениями о строении материи в единую физическую теорию. Эта революция фактически ещё не осуществлена. Но многие исследователи считают, что недалеко то время, когда о ней будут говорить как о свершившемся факте.