8 класс 8 класс Урок внеклассного чтения Урок внеклассного чтения «Зарубки на сердце» «Зарубки на сердце» по рассказу по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рулёва Нина Максимовна Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ «Елизаветинская ООШ» Стаж 28 лет 2 категория
Advertisements

Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» Подготовила: Хайретдинова Р.Г., учительница МОУ «Кунашакская СОШ»
«…нет и никого не будет роднее…» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма») Мать! Сколько добрых не - истраченных слов задолжало тебе человечество! И.
МБОУ «Немцевская ООШ» МБОУ «Немцевская ООШ» Открытый урок по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Тема: «Пока не стало поздно» Учитель Немцева И.М.
Слагаемые настоящего человека. Духовные ценности Добро Вера Красота Истина Солидарность Патриотизм Память предков Нравственность Милосердие и сострадание.
Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца. К.Г. Паустовский.
Спешите делать добрые дела (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма») Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким…. Д.С. Лихачев.
Константин Георгиевич Паустовский( ) «Зарубки на сердце» «За добро плати добром, не будь пустельгой» ( К.Г.Паустовский)
«Пока не стало поздно» «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать» М.Горький.
Выполнили: Ученицы 8 «Б» класса Хусаинова Маргарита, Зис Анна.
Урок литературы в 7 классе Тема: «Пусть душа останется чиста» Н.Рубцов ( по рассказу К.Паустовского «Телеграмма») Учитель Иванова Н.Г.
Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 34 с. Сбега Ушанфа Ольга Тимофеевна.
Тема урока Проблема истинной человечности в рассказе К. Паустовского Телеграмма.
(по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»). 1 часть.1 часть.Мать 2 часть.2 часть.Дочь 3 часть.3 часть.Телеграмма КО.
«Мой университет – университет – «Мой университет –
Зарубки на сердце Урок – размышление по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» * Чти отца твоего и мать твою, * Чти отца твоего и мать твою, Да благо ти.
Слагаемые настоящего человека. Возможно ли жить вечно?
«За добро плати добром…» Творческая работа ученицы 10 класса Погожевой Оксаны Руководитель: учитель литературы Рожко Г.М г. МОУ «Средняя общеобразовательная.
«МОЯ СЕМЬЯ» ТЕЛЕПЕРЕДАЧА. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА УЧАСТНИКИ ТЕЛЕВЕДУЩАЯ ЗРИТЕЛИ.
За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что – малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется.
Транксрипт:

8 класс 8 класс Урок внеклассного чтения Урок внеклассного чтения «Зарубки на сердце» «Зарубки на сердце» по рассказу по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Цели урока: 1.Проанализировать рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма» 1.Проанализировать рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма» 2.Воспитывать нравственность: (уважительное отношение к родным людям). 2.Воспитывать нравственность: (уважительное отношение к родным людям). 3.Повторить теорию литературы: композиция, эпитет, метафора, сравнение) 3.Повторить теорию литературы: композиция, эпитет, метафора, сравнение) 4.Учить быть внимательными к слову 4.Учить быть внимательными к слову

Константин Георгиевич Паустовский ( )

Из биографии К.Г. Паустовского К.Г. Паустовский родился в Москве, но детские годы прошли в Киеве. Учился в Киевской классической гимназии, там же начал писать стихи. После окончания гимназии молодой литератор поступил в Киевский университет. Затем перевелся в Московский. Первый сборник рассказов «Встречные корабли» был издан в 1928 году. К.Г. Паустовский родился в Москве, но детские годы прошли в Киеве. Учился в Киевской классической гимназии, там же начал писать стихи. После окончания гимназии молодой литератор поступил в Киевский университет. Затем перевелся в Московский. Первый сборник рассказов «Встречные корабли» был издан в 1928 году. Паустовский писал рассказы и повести о природе средней полосы России, очерки о других странах («Живописная Болгария», «Итальянские встречи») Паустовский писал рассказы и повести о природе средней полосы России, очерки о других странах («Живописная Болгария», «Итальянские встречи») Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказы, посвященные А. Грину, А. Чехову, Блоку, Лермонтову, Гоголю. Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказы, посвященные А. Грину, А. Чехову, Блоку, Лермонтову, Гоголю. Но все- таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных. О которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих действий. В ЧЕМ ДЕЛО? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма» Но все- таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных. О которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих действий. В ЧЕМ ДЕЛО? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»

Автор рассказов, сказок, статей Автор рассказов, сказок, статей

Эпиграф урока: Эпиграф урока: Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,- это Мать.(М.Горький)

Композиция рассказа 1 часть Мать «Эх, горе её горькое, страданье неписанное!» «Эх, горе её горькое, страданье неписанное!» 2 часть Дочь «Эх ты, сорока!» «Эх ты, сорока!» 3 часть Телеграмма. Смерть Катерины Петровны. «За добро плати добром, не будь «За добро плати добром, не будь пустельгой» пустельгой» 4 часть Эпилог

Мать Мать Что мы узнали об обита- тельнице мемориального дома Катерине Петровне? Что задело вас, тронуло в её судьбе? Как К. Г. Паустовский передаёт её одиночество?

Пейзаж « Октябрь был на редкость холодный, ненастный…Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.» « Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.»

Сконструируйте предложение, сравнив образы подсолнечника и обитательницы мемориального дома Подобно тому, как Подобно тому, как доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться одинокий подсолнечник у забора…

Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны? «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.»

Интерьер Найдите в рассказе описание комнаты Катерины Петровны. О чём свидетельствуют детали интерьера? Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере?

Письмо Катерины Петровны Насте «Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать,- смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот,- да я его и не вижу. Нынче осень плохая.Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.»

Дочь Найдите портрет Насти. Как автор относится к ней? Что помогает это понять?

Художники звали её Сольвейг «за русые волосы и большие холодные глаза» Сольвейг – в переводе «солнечный путь» Глаза – зеркало человеческой души. Какое определение контрастно этому имени? Как называется этот приём?

Почему Настя почувствовала на себе взгляд именно Гоголя? Настя вздрогнула. Насмешливо. Зная её насквозь, смотрел на неё остроносый, сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьётся тонкая склеротическая жилка. «А письмо –то в сумочке нераспечатанное,- казалось, говорили сверлящие глаза.- Эх ты, сорока!» «А письмо –то в сумочке нераспечатанное,- казалось, говорили сверлящие глаза.- Эх ты, сорока!»

Телеграмма Рассказ назван «ТЕЛЕГРАММА» «ТЕЛЕГРАММА» Их две. Какую телеграмму имел Какую телеграмму имел в виду автор, почему?

Тихон говорит Манюшке : « А ты, дура, за добро плати добром, не будь пустельгой…» ПУСТЕЛЬГА 1. Хищная птица семейства соколиных. 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек 2. Легкомысленный, пустой человек ( разговорное ) ( разговорное ) В каком значении употреблено слово пустельга ? Почему Тихон эти слова сказал именно Манюшке? Манюшке?

Пятая заповедь Божья « Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен буде- ши на земле»

Поговорки о маме Материнская молитва со дна моря вынимает Материнское сердце в детях, а детское – в камне Материны слёзы слепы Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет

Кроссворд Рассказ К.Г.Паустовского из сборника «Золотая роза» 2 Город, в котором живёт Настя 3 Село, в котором живёт Катерина Петровна 4 Как называет Катерина Петровна свой дом? 5 Как звали художники Настю? 5 Как звали художники Настю? 6 Слово, употреблённое в рассказе в значении «легкомысленный, пустой человек» 6 Слово, употреблённое в рассказе в значении «легкомысленный, пустой человек» 7 Скульптура какого русского писателя укоризненно глядела на Настю? 7 Скульптура какого русского писателя укоризненно глядела на Настю? 8 Как Гоголь назвал Настю? 8 Как Гоголь назвал Настю?

Проверь себя Т Е ЛЕНИНГРАД Е Г 3АБОРЬЕ С А О МЕМОРИАЛЬНЫЙ Г А Ь СОРОКА В Г Е О Й Л ПУСТЕЛЬГА Ь

Итог урока. Вопросы и задания: 1.Расскажите, какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ. 1.Расскажите, какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ. 2.Напишите сочинение – эссе «Письмо Насте» 2.Напишите сочинение – эссе «Письмо Насте» 3.Какова идея этого рассказа? 3.Какова идея этого рассказа?

Вывод Непочитание родителей - тяжкий грех, а писатель даже уверен, что простить этот грех могут только сами родители. Непочитание родителей - тяжкий грех, а писатель даже уверен, что простить этот грех могут только сами родители. Верующий человек может получить прощение за свой грех, если исповедуется и покается. Верующий человек может получить прощение за свой грех, если исповедуется и покается. Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож, И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В.Берестов