Урок внеклассного чтения «Возьми мой луч, спускаясь под воду»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Advertisements

Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России».
От Советского Информбюро: «Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без предъявления каких- либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны.
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
МБОУ «Немцевская ООШ» МБОУ «Немцевская ООШ» Открытый урок по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Тема: «Пока не стало поздно» Учитель Немцева И.М.
«Это была самая светлая жизнь» По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: «Любимые женщины Н.А.Некрасова» Автор учитель русского языка и литературы МКОУ Верхнекарачанская СОШ.
Дина Сабитова родилась в Казани. По образованию она филолог, когда-то представляла, что со временем превратится в седую и толстую профессоршу в очках.
Город есть в небесах. Нет в нем боли и слез, и не мучает страх. Там всегда яркий свет, Нет земной суеты и печали там нет.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
ЗЕМЛИ ТОМСКОЙ СЛАВНАЯ ДОЧЬ Исследовательская работа учеников 6 класса Серга Екатерины, Михно Николая, Никоновой Анны Научный руководитель Рябова Н.В.
« Память – драгоценное сокровище человека, без нее не может быть ни совести, ни чести, ни работы ума…»
Данченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 1828 «Сабурово» г. Москва.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
Страницы мятежной жизни Выполнила: Тургунбаева А.Г учитель русского языка и литературы МОУ Гумбейская СОШ.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
Родительское собрание. актуализировать проблему общения со своими детьми - школьниками в свободное время ; побудить родителей к совместному с детьми проведению.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Итоговое сочинение Направления итогового сочинения Время Путь Дом Любовь Год литературы.
Транксрипт:

Урок внеклассного чтения «Возьми мой луч, спускаясь под воду»

Порвется ниточка – с прекрасным прошлым связь. И драгоценный луч потухнет. Но по ночам не спит владелица луча, И свет бесстрашно укрепляя, Она работает, не слушаясь врача, Упрямая, полуслепая… …И вспоминаем ту, что связывает нас С бессмертьем, с правотой, друг с другом. Семен Липкин

Память – драгоценное сокровище человека, без нее не может быть ни совести, ни чести, ни работы ума… Память о прошлом – надежный путь к настоящему. Л.К. Чуковская. Из открытого письма к 15-летию смерти Сталина Повести «Софья Петровна», «Спуск под воду», «Прочерк»

Переделкино, музей К.И. Чуковского Комната Л.К. Чуковской

Группа историков След 37-го года в повести «Спуск под воду», законченной в 50-е годы: - новелла «Без названия», - судьба Алеши, - повторники. …книга - памятник целой эпохе. Памятник многоликий, многогранный, отражающий психологию разных слоев населения, приоткрывающий завесу и показывающий нам судьбы разных людей. Каждая из них трагична по-своему, но у всех есть общий знаменатель - 37-й год. Елизавета Гуллер

Журналисты Как образцы языка 30 – 40 –х помогают понять время и героев? В газете, по радио: «Каждый новый том сочинений товарища Сталина входит неоценимым вкладом в идейное богатство человечества». «Советская литература на подъеме». «…журнал «Знамя» напечатал ряд идейно-порочных и неполноценных в художественном отношении произведений с космополитическим душком и формалистическими вывихами». В домоуправлении: «Хоть лежите, мне все равно!» Повседневная речь: «Суп должен быть такой, какой он должен быть», «Борщ характеризуется свеклой». Официальная лексика из тюремных окошек: «Выбыл!» - «Он напишет вам сам». - «Десять лет без права переписки, с конфискацией». - «Оснований для пересмотра нет». «Может, жив, может, умер, я почем знаю? Мы вам не ЗАГС, гражданка. Нам о смерти не сообщают. Обратитесь в ЗАГС».

Группа психологов Поступки каких героев нуждаются в объяснении? - Нина Сергеевна, писательница, переводчица, - Николай Александрович Билибин, писатель, - финка, молодая белокурая женщина с грудным младенцем на руках, стоящая в очереди к тюремному окошку

Группа оптимистов С кем из героев повести связана надежда автора? - Нина Сергеевна, переводчица, писательница, - Векслер, еврейский поэт, - Лелька (Оля), младшая двоюродная сестра Тони, молоденькой уборщицы в санатории, -Катюша, дочь Нины Сергеевны, - Яша, сын Ильи Исааковича, знакомого Нины Сергеевны по санаторию

Группа литературоведов Имена и произведения каких поэтов упоминаются в повести? А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Блок, В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак Эпиграф к повести – слова Л.Н. Толстого: «Нравственность человека видна в его отношении к слову».

Художник Природа и снег – одни из главных действующих образов повести Летит, серебрится снежок. Квадратная ходит лопата. Опять этот нежный ожог – Снег, неба с землею расплата. За праздно пролитую кровь Не будет ни мзды, ни прощенья. Небесная сыплет любовь – Снег, белое это забвенье… Л.К. Чуковская

Группа «Название повести» Почему повесть так называется? «Они обращаются со мной так, будто я заряженное ружье: не задеть бы спуск». «На середине спуска с горы меня нагнали…» «Я одна спустилась по тёмной дороге к ручью». Мне назначили свидание на набережной, и мы спустились по ступенькам к чёрной воде, дышащей стужей».

В эти часы можно рискнуть опуститься под воду». «С утра, когда ещё все спали, я легко спустилась под воду и работала долго». «Сколько спусков она испортила мне!» (О Елизавете Николаевне) «Спуск сегодня не состоялся». «И всё же сегодня первый спуск состоялся, он был только пробный и недолгий». «Я села за стол «спускаться». «Книга…, если я бесстрашно буду совершать погружения, станет, может быть, чьей-то новой душой». «Мне пора было на прогулку перед спуском». «Когда все пойдут в кино, собиралась предпринять спуск». «Если мне удастся донести до стола небо, снег и воздух, спуститься будет легко». «Я могла совершать свой спуск и читать стихи, а сейчас?» «Если бы я могла вместе с ним спуститься под воду и увидеть то, что видят они. Вот это был бы настоящий спуск». « «А что, а если показать ему… ту рукопись… куда я спускаюсь». «В эти часы можно рискнуть спуститься под воду, не опасаясь, что каким- нибудь звуком или словом тебя насильно выволокут на поверхность». «Зачем же я спускаюсь? Зачем же я погружаюсь?»

«Мы спустились по ступенькам к черной воде» (там подруга рассказала про допросы со слов двоюродной сестры, узнавшей это от вернувшегося оттуда). «И вижу я каждый раз тяжёлую чёрную воду, источающую холод, – воду и молчание». «Я живу, продолжаю жить, когда его палками затолкали в воду». Что народу-то с камнем в воду-то!» «Непроницаемая толща воды, охраняющая душу от вторжения, ещё не сомкнулась над моей головой, ещё не стояла между мной и миром».

Все ее сочинения написаны против лжи. В каждом поставлен один и тот же опыт: вот что происходит с фальшивыми ценностями под лучом простодушного здравого смысла. С. Лурье

В сущности, каждый литератор берется за перо со скрытой надеждой обрести братьев. Все наши книги – письма к неизвестному другу. И когда друг откликается – тогда, значит, я жива, мы живы. Л.К. Чуковская