Инжиниринг и реинжиниринг Дисциплина для специальности 220501 – Управление качеством Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., профессор СФ РГУИТП Великий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура ISO 9001 : 2000 ОТВЕТСТВ. РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПРОДУКЦИИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ обязательства Ориентация на потребителя.
Advertisements

1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ГОСТ Р ИСО (ИСО 9000)
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
«Схема взаимодействия процессов в высшем учебном заведении» Докладчик: Казарина Е.А.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 2 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики Тема 2. Основные положения стандарта ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования».
Внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованием СТ РК ИСО в ТОО «Нәтиже Сүт Фабрикасы». Презентация дипломного проекта Подготовила:
Организационное проектирование системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 5.
Система управления бизнес-процессами Цели внедрения СУБП Основные этапы внедрения СУБП Результаты внедрения СУБП.
General member2001 г. АООТ «НИИМЭ и Микрон» Презентация системы качества 2002 г.
Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
Цель лекции – ознакомиться с деятельностью международной организации по стандартизации ISO и составом стандартов ISO серии 9000.
Мониторинг процессов СМК университета Александр Геннадьевич Крючков г. С.-Петербург, сентябрь 2011 год.
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 1. Роль стандартизации в развитии.
ЛЕКЦИЯ 3 «ГОСТ Р ИСО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ»
Транксрипт:

Инжиниринг и реинжиниринг Дисциплина для специальности – Управление качеством Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., профессор СФ РГУИТП Великий Новгород, 2012

Лекция 2 Основные этапы выполнения проекта реинжиниринга. Выбор процесса, нуждающегося в реинжиниринге.

Основные этапы выполнения проекта реинжиниринга 1Выбор процесса, нуждающегося в реинжиниринге Результат: утвержденное задание на реинжиниринг конкретного процесса 2Планирование реинжиниринга Результат: утвержденный план мероприятий 3Проектирование перестройки процесса Результат: утвержденный проект реинжиниринга 4Подготовка к внедрению проекта реинжиниринга Результат: утвержденный план внедрения проекта 5Внедрение проекта реинжиниринга Результат: утвержденная стандартная процедура осуществления нового процесса 6Полномасштабное использование результатов реинжиниринга Результат: прорыв в улучшении показателей деятельности организации

ПОТРЕБИТЕЛЬ ТРЕБОВАНИЯ Постоянное улучшение СМК Модель СМК на основе процессного подхода Измерение, анализ, улучшение 7.Выпуск продукции Ответственность руководства ПОТРЕБИТЕЛЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ (4.2,4.9,4.10) (4.3) (4.4) (4.6) (4.7,4.8,4.9,4.10, 4.12,4.15,4.19) (4.13) (4.2) (4.2,4.5) (4.2) (4.5) (4.16) (4.1) (4.1,4.18) (4.1,4.9) (4.9) (4.1,4.2) (4.3) (4.1) (4.1,4.2) (4.1) (4.2) (4.10,4.17,4.20) (4.9,4.10,4.17,4.20) (4.13) (4.14,4.20) (4.1,4.14) Продукция ВыходВход Деятельность, добавляющая ценность (стоимость) Информационный поток 6.Менеджмент ресурсов 4.СМК ИСО9001:2008 ИСО9001:1994

Основные этапы выполнения проекта реинжиниринга 1Выбор процесса, нуждающегося в реинжиниринге Результат: утвержденное задание на реинжиниринг конкретного процесса Отв. Высшее руководство должно принять решение о том, какой из выполняемых в организации процессов будет подвергнут реинжинирингу п ISO 9004:2000. Результаты анализа. …… Результаты анализа должны быть, в частности, ориентированы на: получение дополнительных преимуществ для заинтересованных сторон; улучшение продукции и процессов; ……

Организационная структура управления качеством

Совет по качеству (Требование ГОСТ РВ ) Для решения проблемных вопросов менеджмента качества при руководстве организации должен периодически функционировать Совет по качеству (или Координационный совет по качеству, Постоянно действующая комиссия по качеству, Научно-технический совет и т.п.). …… В состав Совета по качеству должны входить: руководитель организации, представитель руководства, руководители основных служб (подразделений) организации, участвующих в разработке, производстве и обеспечении эксплуатации оборонной продукции, руководитель службы качества, ПЗ.

Состав задач Совета по качеству (Требование ГОСТ РВ ) разработка стратегического плана, основанного на видении будущего организации; обеспечение понимания персоналом обязанностей в отношении качества; продвижение управления процессами во всей организации; выявление возможностей для совершенствования и определение их приоритетов; координация действий по корректировке и совершенствованию; доведение принятых решений до сотрудников; разработка системы измерения характеристик деятельности организации, позволяющей увязать воедино цели, задачи и повседневную работу; осуществление надзора за реализацией инициатив внутри организации; рассмотрение общих вопросов обеспечения качества оборонной продукции, в том числе результатов анализа данных о качестве оборонной продукции, мероприятий по устранению и предупреждению рекламаций, предъявляемых со стороны заказчика, возвратов оборонной продукции заказчиком (ПЗ).

ГОСТ Р ИСО Анализ данных Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области возможно постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать в себя информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников. Анализ данных должен предоставлять информацию относящуюся: a) к удовлетворенности потребителей (8.2.1); b) к соответствию требованиям к продукции (8.2.4); c) к характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (8.2.3 и 8.2.4); d) к поставщикам (7.4).

ГОСТ Р ИСО Оценивание систем менеджмента качества Оценивание процессов системы менеджмента качества При оценке систем менеджмента качества следует задавать четыре основных вопроса в отношении каждого оцениваемого процесса: а) выявлен и определен ли соответствующим образом процесс? б) распределена ли ответственность? в) внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры? г) эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов? Совокупные ответы на приведенные выше вопросы могут определить результаты оценивания. Оценка системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельности, как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценка.

Выбор процесса, нуждающегося в реинжиниринге При выборе процесса, нуждающегося в реинжиниринге, могут быть использованы: результаты внутренних и внешних аудитов (п ISO 9001:2008); результаты мониторинга и измерения удовлетворенности потребителей (п ISO 9001:2008), процессов (п ISO 9001:2008), продукции (п ISO 9001:2008); результаты анализа со стороны руководства (п.5.6 ISO 9001:2008).

Стандарты на статистические методы ГОСТ Р Статистические методы. Показатели возможностей процессов. Основные методы расчета. ГОСТ Р ИСО Статистические методы. Руководство по оценке соответствия установленным требованиям.

Вопросы по первому этапу проекта реинжиниринга Какие процессы, выполняемые в организации, нуждаются в усовершенствовании? Какие из этих процессов предоставляют наибольшие возможности для радикального улучшения показателей исполнения деятельности в организации? Есть ли среди этих процессов такой, для улучшения которого следует применять методологию реинжиниринга? Каковы шансы на успех в случае применения именно реинжиниринга для радикальной перестройки этого процесса? Какие материально-технические и человеческие ресурсы потребуются для осуществления проекта реинжиниринга этого процесса? Имеются ли финансовые возможности для инвестиций в проект реинжиниринга процесса?

Стратегический подход к организации деятельности Миссия ПолитикиПланы деятельности Изменения Программы Проекты

Определение проекта п ISO 9000:2000 Проект – уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой действий с начальными и конечными датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.

ГОСТ Р МЭК ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ГОСТР МЭК Менеджмент риска ФОРМАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА IEC 61160:1992 Formal design review (IDT) Москва Стандартинформ 2006

ГОСТР МЭК Термины и определения 3.1 формальный анализ проекта (formal design review): Формальная и независимая экспертиза существующего или предлагаемого проекта для обнаружения и исправления недостатков проекта и требований к показателям безотказности, безопасности, долговечности и ремонтопригодности, средствам технического обслуживания и направленная на выявление потенциальных возможностей для улучшения. Примечание - Анализа проекта самого по себе недостаточно для обеспечения качества проекта (МЭК ).

ГОСТР МЭК Политика Политика анализа проекта должна соответствовать следующим требованиям: анализ проекта должен проводиться по всей новой продукции, процессам и их применению, а также при внесении изменений в существующую продукцию и производственные процессы, затрагивающие показатели функционирования, физические характеристики, показатели безопасности, надежности, электромагнитной совместимости, стоимости или другие характеристики, влияющие на продукцию или процесс, пользователей, взаимодействующие стороны или население в целом; анализ проекта должен проводиться (через соответствующие интервалы времени) для рассмотрения изменений в технологии, которые могут затронуть перечисленные выше характеристики.

ГОСТР МЭК Анализ проекта на стадиях жизненного цикла Предварительный анализ проекта (PDR) Целью предварительного анализа проекта является: интерпретация, оценка и установление требований и потребностей потребителя, требований к продукции или процессу; создание иерархической структуры характеристик (например, показатели стоимости, функциональные характеристики, физические параметры, показатели надежности, требования к параметрам окружающей среды, требования поставки и методы стимулирования, предусмотренные контрактом) для определения того, какими выбранными характеристиками можно пожертвовать, а какими нет, то есть установление обязательных, рекомендуемых и дополнительных характеристик; ……

Методологии и комплексные инструменты улучшения качества, влияющие на выбор процесса, нуждающегося в реинжиниринге Развертывание функции качества (QFD – методология); Методология самооценки (ISO 10014:2006); Анализ форм и последствий отказов (FMEA- методология); Бенчмаркинг (методология реперных точек); ……

Процесс разработки продукции (модель Юдзи Акао)

Содержание матрицы соответствий «Что?» - определяет цели анализа «Как?» - выражает средства достижения поставленных целей Для третьей фазы процесса разработки продукции это параметры конструкции продукции Для третьей фазы процесса разработки продукции это инженерные характеристики технологичес- кого процесса

QFD-диаграмма, разработанная при планировании продукции (эмаль ПФ-115)

QFD-диаграмма, разработанная при проектировании продукции (эмаль ПФ-115)

QFD-диаграмма, разработанная при проектировании процесса (эмаль ПФ-115)

QFD-диаграмма, разработанная при проектировании производства (эмаль ПФ-115)

Методологии и комплексные инструменты улучшения качества, влияющие на выбор процесса, нуждающегося в реинжиниринге Развертывание функции качества (QFD – методология); Методология самооценки (ISO 10014:2006); Анализ форм и последствий отказов (FMEA- методология); Бенчмаркинг (методология реперных точек); ……

Вопросник для всесторонней самооценки (ISO 10014:2006) Принцип управления качеством Уровень зрелости Среднее значение 4.Процессный подход Процессы эффективно используются за счет: a) определения операций, необходимых для получения операций и финансовых выгод в рамках любого процесса? b) полного выявления и управления взаимосвязанными и взаимозависимыми операциями, ресурсами, входами и выходами процесса? c) установления четкой ответственности и подотчетности работников при выполнении основных операций? d) понимания возможностей основных операций или процессов путем измерения и анализа? e) выявления основных операций и интерфейсов среди организации? f) сосредоточение внимания на соответствующих факторах, что позволит улучшить основные операции/процессы? g) выполнения оценок/установления приоритетов рисков, последствий и влияния операций/процессов на заинтересованные стороны?

Методологии и комплексные инструменты улучшения качества, влияющие на выбор процесса, нуждающегося в реинжиниринге Развертывание функции качества (QFD – методология); Методология самооценки (ISO 10014:2006); Анализ форм и последствий отказов (FMEA- методология); Бенчмаркинг (методология реперных точек); ……

Анализ форм и последствий отказов (FMEA-методология)

При проведении анализа FMEA команда рассчитывает оценку, указывающую на степень риска возникновения несоответствия. Это приоритетное числа риска (ПЧР), характеризуемое: значимостью последствия несоответствия – S (significance – значимость); возможностью возникновения причины несоответствия – O (origination – начало, происхождение, originate – возникать); возможностью обнаружения причины – D (detection – обнаружение, выявление).

Анализ форм и последствий отказов (FMEA-методология) Каждый из рангов S,O,D определяется по 10-балльной шкале, составляемой в форме таблицы или графика. ПЧР причины рассчитывается как произведение этих трех рангов и может принимать значение от 1 до Те причины, у которых ПЧР больше заданного предельного значения, и подлежат устранению в первую очередь.

Диаграмма Исикавы с указанием ПЧР

Методологии и комплексные инструменты улучшения качества, влияющие на выбор процесса, нуждающегося в реинжиниринге Развертывание функции качества (QFD – методология); Методология самооценки (ISO 10014:2006); Анализ форм и последствий отказов (FMEA- методология); Бенчмаркинг (методология реперных точек); ……

Результаты первого этапа выполнения проекта реинжиниринга официально внесенное в протокол «Дня качества» и утвержденное генеральным директором задание на реинжиниринг процесса с целью радикального улучшения показателей исполнения деятельности в организации; назначение из числа высшего руководства организации владельца процесса реинжиниринга (поддерживает проект реинжиниринга, информирует высшее руководство о достигнутых результатах, способствует внедрению проекта в практическую деятельность организации, несет персональную ответственность перед генеральным директором за успешное осуществление процесса реинжиниринга).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Стандарты на менеджмент проектов

Проектный менеджмент ГОСТ Р Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению ……… ГОСТ Р Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом ГОСТ Р Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов ГОСТ Р Проектный менеджмент. Требования к управлению программой ГОСТ Р Менеджмент знаний. Руководство по обеспечению взаимосвязи менеджмента знаний с культурой организации и другими организационными процессами

ГОСТ Р Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЗ на НИР

Комментарии к стандартным этапам НИР Этап 1. Разработка ТЗ на НИР Согласно ГОСТ разработка ТЗ на НИР должна быть составной частью, точнее первым этапом НИР; ТЗ на НИР обязательно должно содержать изложенную в виде требования информацию о том, какими должны быть новые продукты и какие знания необходимо добыть для обеспечения их разработки; В ТЗ на НИР должны присутствовать следующие разделы: 1. Основания для проведения НИР – указывается документ, на основании которого проводится НИР. Чаще всего, это договор между сторонами или внутреннее распоряжение, если Заказчик и Исполнитель НИР из одной организации.

Комментарии к стандартным этапам НИР (продолжение) 2. Цель и исходные данные для проведения НИР – приводится обоснование необходимости НИР, излагается её назначение и конечная цель, приводится перечень работ и изобретений, на базе которых выполняется НИР. 3. Этапы НИР – приводится перечень этапов, с указанием сроков начала и завершения, исполнителей, объемов финансирования, результатов выполнения каждого из этапов. 4. Основные требования к исполнению НИР – в интересах Заказчика добиваться подробного изложения этого раздела ТЗ. Здесь может быть дан краткий обзор мирового уровня техники, приведён подробно перечень вопросов, подлежащих исследованию, предполагаемые методы и объём исследований.

Комментарии к стандартным этапам НИР (продолжение) 5. Порядок реализации и использования результатов НИР – требования о разработке предложений по оптимальному использованию результатов НИР, о разработке проекта ТЗ на ОКР, о разделе интеллектуальных прав. 6. Перечень технической документации, предъявляемой по окончании НИР – этот раздел, чем короче, тем лучше. Отчет по НИР должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32 – Исследователи должны составить патентный формуляр по ГОСТ и раздел «технические требования» в ТЗ на ОКР. 7. Порядок рассмотрения и приемки НИР – указывается, как и в каком составе принимается НИР. 8. Перечень заинтересованных организаций, которым посылаются ТЗ, реферат и отчет – чем короче этот перечень, тем лучше.

Комментарии к стандартным этапам НИР (продолжение) 5. Порядок реализации и использования результатов НИР – требования о разработке предложений по оптимальному использованию результатов НИР, о разработке проекта ТЗ на ОКР, о разделе интеллектуальных прав. 6. Перечень технической документации, предъявляемой по окончании НИР – этот раздел, чем короче, тем лучше. Отчет по НИР должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32 – Исследователи должны составить патентный формуляр и раздел «технические требования» в ТЗ на ОКР. 7. Порядок рассмотрения и приемки НИР – указывается, как и в каком составе принимается НИР. 8. Перечень заинтересованных организаций, которым посылаются ТЗ, реферат и отчет – чем короче этот перечень, тем лучше.

Комментарии к стандартным этапам НИР (продолжение) Подэтап 1.1. Проведение патентных исследований Патентные исследования включают в себя исследования технического уровня и тенденций развития продукции, её патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспособности (см. ГОСТ Р Патентные исследования). Этап 2. Выбор направления исследований Существо этапа ясно из его названия. Он может включать в себя экспериментальные работы, а может выполняться только на основании изучения литературных источников.

Комментарии к стандартным этапам НИР (продолжение) Этап 3. Теоретические и экспериментальные исследования Подэтап 3.1 Изготовление и испытание макетов Согласно ГОСТ макет – это упрощенное воспроизведение в определенном масштабе изделия или его части, на котором исследуются отдельные характеристики изделия, а также оценивается правильность принятых технических решений.

Список литературы 1.Пономарев С.В. и др. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества. Учебное пособие.- М.: РИА «Стандарты и качество», с. 2.Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА «Стандарты и качество», с. 3. Ефимов В.В.Улучшение качества проектов и процессов.- Ульяновск: УлГТУ, с. 4.Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. – М.: Московский гос. университет экономики, статистики, информатики, Черемных О.С., Черемных С. В. Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов. Вводный курс. – М.: Финансовая академия, 2002.

Список литературы (продолжение) 6.Майк Робсон, Филипп Уллах. Практическое руководство по реинженирингу бизнес-процессов. 7.Понамарев С.В.,Трофимов А.В., Тимошина Е.А. Анализ качества эмали ПФ-115 белого цвета с применением QFD- методологии // Качество. Инновации. Образование С Голубева Т.Г. Бенчмаркинг как инструмент достижения успеха // Качество. Инновации. Образование С Иванов Д.Ю. Преобразование процессов: использование методологии IDEF для реинжиниринга системы менеджмента // Методы менеджмента качества С Лощилина И.В. Какая польза от «рыбьего скелета» // Методы менеджмента качества С Мишин В.М. Управление качеством.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, с.

Спасибо за внимание! Тел.: (8162)