Проблема свободы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнил: Ерохин Евгений Выполнил: Ерохин Евгений ученик 11 класса ученик 11 класса Проверил.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Advertisements

Булгаков Михаил Афанасьевич «Мастер и Маргарита».
Магия чисел в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнил: Ученик 8 класса «А» средней школы 8 Бурухин Александр Руководитель: Конакова Наталья.
Мастер-класс «Подготовка учащихся классов к работе с частью «С». Написание сочинения- рассуждения» учитель русского языка МБОУ «Первомайская СОШ»
Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита».
Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише. Выполнила: учитель русского языка.
Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима, Идёт безвестным пилигримом Она дорогою своей. Давно уж слуха нет о ней… И вдруг такой же, как с.
«Он не заслужил света, он заслужил покой…» Заключительный урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Протасова Ю.С. Учитель русского языка и литературы.
Урок литературы в 11 классе Учитель : Тимкова Татьяна Степановна г.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
История создания романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок: Синквейн по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Не верю в светильник под спудом. Рано или поздно, писатель все равно скажет то, что хочет сказать...
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
Михаил Булгаков Роман «Мастер и Маргарита« Урок – презентация по литературе для учащихся 11 класса. Выполнила: учитель русского языка и литературы Кудрявцева.
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
Урок литературы в 11 классе Михайлова Т.Д., учитель МОУ «СОШ 40»
Выполнение части С ЕГЭ Методика и практика подготовки к экзамену Автор Козлова Т. И.
История написания романаМастер и Маргарита. Вступление. Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков.
Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова.
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
Транксрипт:

Проблема свободы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнил: Ерохин Евгений Выполнил: Ерохин Евгений ученик 11 класса ученик 11 класса Проверил учитель литературы: Проверил учитель литературы: Тукоева Ольга Борисовна Тукоева Ольга Борисовна МОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа »

Актуальность исследования Из всех писателей 20х-30х г. 20 века, идущего сегодня к концу, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании своими гениальными произведениями, главное из которых «Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. В течение последних десятилетий несколько раз и в российском, и в зарубежном кино были попытки экранизировать этот роман, но все они заканчивались неудачно. И только в 2006 году режиссер А. Бортко смог поставить этот фильм и показать зрителю. Мне захотелось побольше узнать и о самом романе, а особенно о его героях, и конечно, об авторе. Я считаю, что данная тема будет интересна не только мне, но и многим другим зрителям и читателям. В течение последних десятилетий несколько раз и в российском, и в зарубежном кино были попытки экранизировать этот роман, но все они заканчивались неудачно. И только в 2006 году режиссер А. Бортко смог поставить этот фильм и показать зрителю. Мне захотелось побольше узнать и о самом романе, а особенно о его героях, и конечно, об авторе. Я считаю, что данная тема будет интересна не только мне, но и многим другим зрителям и читателям. Я в своём реферате затрону только один аспект романа: проблему свободы.

Объектом исследования в данной работе является текст романа М.А. Булгакова Мастер и Маргарита, фрагменты ранних рукописей романа в работе Л. Яновской «Треугольник Воланда». в данной работе является текст романа М.А. Булгакова Мастер и Маргарита, фрагменты ранних рукописей романа в работе Л. Яновской «Треугольник Воланда».

Целью работы является раскрытие художественного воплощения проблемы свободы и несвободы в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита. является раскрытие художественного воплощения проблемы свободы и несвободы в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита.

Задачи исследования 1. Определить философскую трактовку понятия свобода, анализируя работы по данной теме немецких философов А. Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а также русского философа Н. Бердяева; 1. Определить философскую трактовку понятия свобода, анализируя работы по данной теме немецких философов А. Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а также русского философа Н. Бердяева; 2. Соотнести проблему свободы с биографией писателя; определить, с помощью каких художественных средств и приёмов в произведениях раскрывается проблема свободы. 2. Соотнести проблему свободы с биографией писателя; определить, с помощью каких художественных средств и приёмов в произведениях раскрывается проблема свободы.

Философская трактовка понятия «свобода». Проблема сущности и границ человеческой свободы и несвободы - одна из вечных тем в бесконечном философском диалоге различных эпох и культурных традиций. Эта проблема понимания свободы является не столько теоретическим, сколько глубоко жизненным вопросом, который затрагивает судьбы общества в целом и каждого отдельно взятого человека. Проблема сущности и границ человеческой свободы и несвободы - одна из вечных тем в бесконечном философском диалоге различных эпох и культурных традиций. Эта проблема понимания свободы является не столько теоретическим, сколько глубоко жизненным вопросом, который затрагивает судьбы общества в целом и каждого отдельно взятого человека.

Проблема человеческой свободы рассматривались многими философами разных времен и народов. В раскрытии этого вопроса большой вклад внесли философы немецкой классической школы: А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг Проблема человеческой свободы рассматривались многими философами разных времен и народов. В раскрытии этого вопроса большой вклад внесли философы немецкой классической школы: А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг

Артур Шопенгауэр подразделяет понятие "свобода" на три подвида, три составных части общего понятия "свобода": свобода физическая, интеллектуальная и моральная. Артур Шопенгауэр соединяет понятия "свобода", "воля", "возможность", "хотение" и приходит к выводу, что "Я свободен, если могу делать то, что я хочу, - причем слова "что я хочу" уже решают вопрос о свободе." А. Шопенгауэр считает, что АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА может существовать только при наличии трёх её составных частей, которые взаимосвязаны и взаимодополняемы. подразделяет понятие "свобода" на три подвида, три составных части общего понятия "свобода": свобода физическая, интеллектуальная и моральная. Артур Шопенгауэр соединяет понятия "свобода", "воля", "возможность", "хотение" и приходит к выводу, что "Я свободен, если могу делать то, что я хочу, - причем слова "что я хочу" уже решают вопрос о свободе." А. Шопенгауэр считает, что АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА может существовать только при наличии трёх её составных частей, которые взаимосвязаны и взаимодополняемы.

Ф. Шеллинг, рассуждая о человеческом счастье, считает неотъемлемым его условием - наличие свободы. Цепочка понятий "счастье" - "свобода" составляют в рассуждениях Ф. Шеллинга единое целое. Это и понятно, ведь человек, а, следовательно, и общество в целом, не может считать себя счастливым при отсутствии свободы. рассуждая о человеческом счастье, считает неотъемлемым его условием - наличие свободы. Цепочка понятий "счастье" - "свобода" составляют в рассуждениях Ф. Шеллинга единое целое. Это и понятно, ведь человек, а, следовательно, и общество в целом, не может считать себя счастливым при отсутствии свободы.

Свобода в жизни и творчестве М.А. Булгакова. Детство и отрочество М.А. Булгакова прошло в консервативной, монархически настроенной среде, что наложило свой отпечаток в становлении характера и мировоззрения будущего писателя. Детство и отрочество М.А. Булгакова прошло в консервативной, монархически настроенной среде, что наложило свой отпечаток в становлении характера и мировоззрения будущего писателя. Следуя многовековым традициям русского народа, которые обязывали сына идти по стопам отца, продолжая начатое им дело, Михаил Афанасьевич должен был бы стать культовым работником. Ведь отец и дед всю свою жизнь проработали преподавателями в Киевской Духовной академии. Однако, вопреки традициям, молодой Булгаков поступает в университет, после окончания которого, получив профессию детского врача, работает по специальности в русской глубинке. Уже в этом поступке проявляется независимость будущего писателя, его представления о свободной личности. Следуя многовековым традициям русского народа, которые обязывали сына идти по стопам отца, продолжая начатое им дело, Михаил Афанасьевич должен был бы стать культовым работником. Ведь отец и дед всю свою жизнь проработали преподавателями в Киевской Духовной академии. Однако, вопреки традициям, молодой Булгаков поступает в университет, после окончания которого, получив профессию детского врача, работает по специальности в русской глубинке. Уже в этом поступке проявляется независимость будущего писателя, его представления о свободной личности.

Мастер - одно из главных действующих лиц Московских глав. Из рассказа самого героя узнаём, что в прошлом он был историком, «...Жил... одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве...», работал в музее. Но, выиграв однажды сто тысяч рублей, уходит с работы и посвящает всё своё свободное время созданию романа о Понтии Пилате. Странный, на первый взгляд, поступок (уход с работы), а тем более - тема создаваемого произведения? Ответ, по-моему, прост: Мастера, как историка, не могла не заинтересовать такая противоречивая и, в какой-то степени, загадочная личность, каким был прокуратор Иудеи Пилат Понтийский. одно из главных действующих лиц Московских глав. Из рассказа самого героя узнаём, что в прошлом он был историком, «...Жил... одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве...», работал в музее. Но, выиграв однажды сто тысяч рублей, уходит с работы и посвящает всё своё свободное время созданию романа о Понтии Пилате. Странный, на первый взгляд, поступок (уход с работы), а тем более - тема создаваемого произведения? Ответ, по-моему, прост: Мастера, как историка, не могла не заинтересовать такая противоречивая и, в какой-то степени, загадочная личность, каким был прокуратор Иудеи Пилат Понтийский.

Маргарита - персонаж, созданный М.А. Булгаковым с наибольшей теплотой и симпатией. Героиня в свои тридцать лет, отличаясь красотой и умом, могла бы вызвать зависть многих женщин. У неё было всё, о чём можно только мечтать: любящий муж, прекрасная квартира, домработница, достаточно прочное материальное положение. Но одиннадцать лет, а именно столько времени насчитывает её семейная жизнь, Маргарита «...не знала счастья...» Из определения Ф. Шеллинга понятия «свобода», которое философ неразрывно связывает с понятием «счастье», можно утверждать, что Маргарита Николаевна, лишенная счастья, лишена и свободы. Познаёт героиня своё счастье, только познакомившись с Мастером. персонаж, созданный М.А. Булгаковым с наибольшей теплотой и симпатией. Героиня в свои тридцать лет, отличаясь красотой и умом, могла бы вызвать зависть многих женщин. У неё было всё, о чём можно только мечтать: любящий муж, прекрасная квартира, домработница, достаточно прочное материальное положение. Но одиннадцать лет, а именно столько времени насчитывает её семейная жизнь, Маргарита «...не знала счастья...» Из определения Ф. Шеллинга понятия «свобода», которое философ неразрывно связывает с понятием «счастье», можно утверждать, что Маргарита Николаевна, лишенная счастья, лишена и свободы. Познаёт героиня своё счастье, только познакомившись с Мастером.

Человечность героини, её внутреннее стремление к свободе подчеркивается в романе через внутренние монологи и диалоги, а так же с помощью образа- символа Истины (Свободы) - Луны. Всеми своими действиями героиня доказывает, что заслуживает место рядом с человеком, которого называла: «Мастер». Человечность героини, её внутреннее стремление к свободе подчеркивается в романе через внутренние монологи и диалоги, а так же с помощью образа- символа Истины (Свободы) - Луны. Всеми своими действиями героиня доказывает, что заслуживает место рядом с человеком, которого называла: «Мастер».

Иван Бездомный - следующее звено в цепочке героев московских глав романа «Мастер и Маргарита», с помощью которого решается проблема свободы и несвободы. Герой работает в редакции журнала, пишет стихи. После трагической гибели Берлиоза и общения с Сатаной попадает в клинику Стравинского с диагнозом: «шизофрения». «Берлиоз и Бездомный - составная часть литературной повседневности Москвы,...бездуховность, кидающаяся, точно цепная собака, на каждое проявление духа.» Но, если «Берлиоз, самоуверенный до глупости», можно сказать неподдающийся «лечению» человек, то Иван Бездомный только «учится». следующее звено в цепочке героев московских глав романа «Мастер и Маргарита», с помощью которого решается проблема свободы и несвободы. Герой работает в редакции журнала, пишет стихи. После трагической гибели Берлиоза и общения с Сатаной попадает в клинику Стравинского с диагнозом: «шизофрения». «Берлиоз и Бездомный - составная часть литературной повседневности Москвы,...бездуховность, кидающаяся, точно цепная собака, на каждое проявление духа.» Но, если «Берлиоз, самоуверенный до глупости», можно сказать неподдающийся «лечению» человек, то Иван Бездомный только «учится».

Алоизий Могарыч - последнее звено в цепочке персонажей московских глав романа «Мастер и Маргарита», с помощью которого я исследую проблему свободы. Основным художественным приёмом, который помогает раскрыть сущность персонажа в контексте свободы, является эзопов язык, то есть приём речи, основанный на иносказании и недомолвках, приём, скрывающий прямой смысл сказанного. последнее звено в цепочке персонажей московских глав романа «Мастер и Маргарита», с помощью которого я исследую проблему свободы. Основным художественным приёмом, который помогает раскрыть сущность персонажа в контексте свободы, является эзопов язык, то есть приём речи, основанный на иносказании и недомолвках, приём, скрывающий прямой смысл сказанного.

Заключение При выполнений работы я выполнил поставленные задачи, а именно: При выполнений работы я выполнил поставленные задачи, а именно: 1. Определил философскую трактовку понятия свобода. 1. Определил философскую трактовку понятия свобода. 2. Сопоставил различные точки зрения философов 2. Сопоставил различные точки зрения философов Шеллинга, Ф. А. Шопенгауэра и других на трактовку Шеллинга, Ф. А. Шопенгауэра и других на трактовку понятия свобода. понятия свобода. 3. Соотнёс проблему свободы с биографией 3. Соотнёс проблему свободы с биографией писателя и пришел к выводу: писателя и пришел к выводу: писатель сознательно заостряет проблему свободы. В романе «трёхслойная» сюжетно-композиционная основа: мир Воланда, Пилата, Мастера, взаимопроникновение которых позволяет более полно решить проблему свободы. писатель сознательно заостряет проблему свободы. В романе «трёхслойная» сюжетно-композиционная основа: мир Воланда, Пилата, Мастера, взаимопроникновение которых позволяет более полно решить проблему свободы.

Завершая анализ произведения с точки зрения художественного воплощения категорий свободы, можно с уверенностью сказать, что М.А.Булгаков продолжает лучшие традиции русской классической литературы, поднимая самые злободневные вопросы современности. Доказал важность присутствия у человека свободы, необходимость стремления к ней, ущербность, скудость жизни без свободы, рассмотрел наличие этой категории как гаранта существования человеческой цивилизации вообще. Завершая анализ произведения с точки зрения художественного воплощения категорий свободы, можно с уверенностью сказать, что М.А.Булгаков продолжает лучшие традиции русской классической литературы, поднимая самые злободневные вопросы современности. Доказал важность присутствия у человека свободы, необходимость стремления к ней, ущербность, скудость жизни без свободы, рассмотрел наличие этой категории как гаранта существования человеческой цивилизации вообще.