Четыре имени в поэзии Серебряного века Четыре поэта, разные и по характеру творчества, и по степени дарования… «Вспомнит со временем кто- нибудь, верь,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Максимилиан Волошин ( Кириенко - Волошин ) русский поэт, критик, художник.
Advertisements

Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
Булат Окуджава. Год рождения - 9 мая Место рождения - Москва, СССР. Дата смерти - 12 июня 1997 года. Место смерти - Париж, Франция Род деятельности:
Марина Цветаева: личность и судьба Цель урока: познакомиться с центральными событиями жизни и творчества поэта, с особенностями ее мировоззрения. познакомиться.
«Чем старинней наивность романса, Тем живее его соловьи».
Марина Цветаева: личность и судьба Цель проекта: познакомиться с центральными событиями жизни и творчества поэта, с особенностями ее мировоззрения. Знать:
Марина Цветаева Жизнь и творчество поэтессы.. «Мне плохо с людьми, потому что они мешают мне слушать мою душу или просто тишину»
Царское Село, Какие же испытания пришлось пережить Анне Андреевне? 2. Что послужило источником её вдохновения? 3.Как Ахматова восприняла революцию?
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Утро доброе, котенок! Ласки солнца для тебя, Для меня ты как ребенок, И как женщина моя. Пусть сегодня мир добрее, Станет радостно тебе, На душе уйдет.
Лирическая поэзия Генриха Гейне. Цель: Цель: исследовать лирику Гейне, выразительные средства. Задачи: Изучить биографию поэта Выбрать характерные лирические.
Марина Цветаева
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Осень жизни Ермошина Мария, г. Туймазы, ТМШ. В этом произведении композитор хотел рассказать о чем то хорошим, что было в его жизни, но закончилось и.
СУДЬБА И СТИХИ М. ЦВЕТАЕВОЙ Учитель русского языка и литературы Кокурина Н.А. МОУ «СОШ р.п.Духовницкое» МОУ «СОШ р.п.Духовницкое»
Гиззатова Л.Ф., ученица 11 А класса Гимадеева Л.М., учитель русского языка и литературы 1 кв. категории Нижнекамск, школа 6.
Биография Тютчева Фёдора Ивановича
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
Микалоюс Константинас Чюрленис. Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну.. М.-К. Чюрленис.
Транксрипт:

Четыре имени в поэзии Серебряного века Четыре поэта, разные и по характеру творчества, и по степени дарования… «Вспомнит со временем кто- нибудь, верь, и нас…»(Сафо). «Вспомнит со временем кто- нибудь, верь, и нас…»(Сафо). «Мы не будем слагать книги пророчеств, стеречь пламя, - мы сами сгорим» (А.Герцык). «Мы не будем слагать книги пророчеств, стеречь пламя, - мы сами сгорим» (А.Герцык). «Это поэты, чьи тексты на сегодня либо малодоступны читателю, либо вовсе неизвестны» (Е.Калло) «Это поэты, чьи тексты на сегодня либо малодоступны читателю, либо вовсе неизвестны» (Е.Калло) «Мы – последний цвет, распустившийся под солнцем Пушкина, последние, на ком еще играет его прощальный луч…»(С.Парнок) «Мы – последний цвет, распустившийся под солнцем Пушкина, последние, на ком еще играет его прощальный луч…»(С.Парнок) Аделаида Казимировна Герцык ( ) Аделаида Казимировна Герцык ( ) София Парнок (София Яковлевна Парнох) ( ) София Парнок (София Яковлевна Парнох) ( ) Поликсена Сергеевна Соловьева ( ) Поликсена Сергеевна Соловьева ( ) Черубина де Габриак (Елизавета Ивановна Дмитриева) ( ) Черубина де Габриак (Елизавета Ивановна Дмитриева) ( ) «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Отк.3, 19, Апокалипсис) «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Отк.3, 19, Апокалипсис)

Аделаида Казимировна Герцык (16 февраля июня 1925) «Если бы это пришло ранее, это вознесло бы ее Бог знает куда…» (Б.Пастернак) «Если бы это пришло ранее, это вознесло бы ее Бог знает куда…» (Б.Пастернак) «Дух ее книги заключается в попытке мифологизировать повседневность, жизнь во всех ее проявлениях, превратить тусклый камень в сверкающий бриллиант» (В.Крейд). «Дух ее книги заключается в попытке мифологизировать повседневность, жизнь во всех ее проявлениях, превратить тусклый камень в сверкающий бриллиант» (В.Крейд). «Любимые образы Герцык берут начало на пересечении символизма и фольклора…» (В.Крейд). «Любимые образы Герцык берут начало на пересечении символизма и фольклора…» (В.Крейд). «В поэзии Герцык явлена божественная благодать, посетившая ее еще в земной жизни» (Е.Калло). «В поэзии Герцык явлена божественная благодать, посетившая ее еще в земной жизни» (Е.Калло). Аделаида Герцык. Конец 1890-х годов. Аделаида Герцык. Конец 1890-х годов.

Творческий феномен Аделаиды Герцык Прозаик. Автобиографическая проза (циклы «О том, чего не было» (1911), «Мои романы» (1913), «Мои блуждания», (1915)); «Подвальные очерки» («своеобразные эскизы к психологическим портретам людей, с которыми столкнулась поэтесса в период заключения », - Э.Корпала –Коршак)). Прозаик. Автобиографическая проза (циклы «О том, чего не было» (1911), «Мои романы» (1913), «Мои блуждания», (1915)); «Подвальные очерки» («своеобразные эскизы к психологическим портретам людей, с которыми столкнулась поэтесса в период заключения », - Э.Корпала –Коршак)). Переводчица и автор литературно-критических очерков (с 1904 г. Журнал «Весы») Переводчица и автор литературно-критических очерков (с 1904 г. Журнал «Весы») Поэтесса (первая публикация в 1907 г. В символистском альманахе «Цветник Ор», затем эти стихи перепечатаны в сборнике «Стихотворения», 1910 г.). «Полусафические строфы», сонеты, после гг. простые и лаконичные стихи. Поэтесса (первая публикация в 1907 г. В символистском альманахе «Цветник Ор», затем эти стихи перепечатаны в сборнике «Стихотворения», 1910 г.). «Полусафические строфы», сонеты, после гг. простые и лаконичные стихи. …Пусть иной, синея, манит неминучий. …Пусть иной, синея, манит неминучий. И в конце дороги - пелена спадает, И в конце дороги - пелена спадает, И на перевале – все былое тает, И на перевале – все былое тает, И в часы заката – солнце проливает И в часы заката – солнце проливает Золото на землю. Золото на землю. Если это старость – я ее приемлю. Если это старость – я ее приемлю.

«Стихийная» лирика как характерный пример русского символизма Женщина там на горе сидела, Женщина там на горе сидела, Ворожила над травами сонными… Ворожила над травами сонными… Ты не слыхала? Что шелестело? Ты не слыхала? Что шелестело? Травы ли, ветром склоненные… Травы ли, ветром склоненные… То струилось ли море колоса? То струилось ли море колоса? Или женские вились волосы? Или женские вились волосы? Ты не видала? Ты не видала? К утру родилось в глуби бездонной К утру родилось в глуби бездонной Море-дитя, Море-дитя, Очи раскрыло, зрит полусонно Очи раскрыло, зрит полусонно Вверх на меня. Вверх на меня. Судак. Вид на Крепостную гору. Начало века. Судак. Вид на Крепостную гору. Начало века.

«И в каждый миг совершается чудо…» Любовь… И в каждый миг совершается чудо, И в каждый миг совершается чудо, Но только понять его нельзя, Но только понять его нельзя, Стекаются золота искры оттуда, Стекаются золота искры оттуда, Как капли лучистого дождя. Как капли лучистого дождя. Порой мелькнет за тяжелым покровом Порой мелькнет за тяжелым покровом Ведущая прямо вверх стезя, Ведущая прямо вверх стезя, Такая светлая, как Божье слово, Такая светлая, как Божье слово, Но как к ней пройти – узнать нельзя. Но как к ней пройти – узнать нельзя. И в каждый миг люди празднуют скрыто И в каждый миг люди празднуют скрыто Восторг умиранья и рождества, Восторг умиранья и рождества, И в каждом сердце, как в храме забытом, И в каждом сердце, как в храме забытом, Звучит затаенно речь волхва. Звучит затаенно речь волхва. (посвящается Д.Ж.) (посвящается Д.Ж.) Д.Е.Жуковский год. Д.Е.Жуковский год.

Счастье «Дева, тихая Дева! «Дева, тихая Дева! Что ты все дома днюешь? Что ты все дома днюешь? Днюешь дома, ночуешь?» Днюешь дома, ночуешь?» - Счастье мне прилучилось. - Счастье мне прилучилось. Счастьем душа осенилась. Счастьем душа осенилась. Надо с ним дома сидеть, Надо с ним дома сидеть, Дома терпенье терпеть… Дома терпенье терпеть… А.К.Герцык с сыновьями: младшим Никитой и старшим Даниилом год. А.К.Герцык с сыновьями: младшим Никитой и старшим Даниилом год.

София Яковлевна Парнок (Парнох) (30 июля 1885 – 26 августа 1933) «Мы – те, кому на долю выпало печальное счастье быть последними в роде» (С.Парнок) «Мы – те, кому на долю выпало печальное счастье быть последними в роде» (С.Парнок) «Она входит в число лучших поэтов русского Серебряного века» (Е.Калло) «Она входит в число лучших поэтов русского Серебряного века» (Е.Калло) «У Парнок был музыкальный дар…именно через музыку она ощущала мир. К ее стиху приложимы собственно музыкальные характеристики: длительность, модуляции, смена лада, рифма звучит то в терцию, то интервал меняется, вибрация утонченного ритма…» (Е.Калло) «У Парнок был музыкальный дар…именно через музыку она ощущала мир. К ее стиху приложимы собственно музыкальные характеристики: длительность, модуляции, смена лада, рифма звучит то в терцию, то интервал меняется, вибрация утонченного ритма…» (Е.Калло) Где море? Где небо? Вверху ли, внизу? Где море? Где небо? Вверху ли, внизу? По небу ль, по морю ль тебя я везу, По небу ль, по морю ль тебя я везу, Моя дорогая? Моя дорогая? Отлив. Мы плывем, но не слышно весла, Отлив. Мы плывем, но не слышно весла, Как будто от берега нас отнесла Как будто от берега нас отнесла Лазурь, отбегая. Лазурь, отбегая.

«Она умела оживлять стертые клише» С.Я.Парнок гг. С.Я.Парнок гг г. Критик и рецензент под псевдонимом Андрей Полянин 1911 г. Критик и рецензент под псевдонимом Андрей Полянин 1913 г. Постоянный сотрудник журнала «Северные записки» и газеты «Русская молва» г. Постоянный сотрудник журнала «Северные записки» и газеты «Русская молва» г. Сборник «Стихотворения». Слияние классических и новых художественных форм г. Сборник «Стихотворения». Слияние классических и новых художественных форм г. Книга стилизаций «Розы Пиерии»; 1923 г. - «Лоза» г. Книга стилизаций «Розы Пиерии»; 1923 г. - «Лоза» г.»Музыка»; 1928 г. «Вполголоса» г.»Музыка»; 1928 г. «Вполголоса». Неизданное: «Большая Медведица» и «Ненужное добро». Неизданное: «Большая Медведица» и «Ненужное добро».

«Родина души» Парнок - Судак Годы, проведенные в Судаке, были для поэтессы одновременно трудными и прекрасными: именно там начался расцвет поэзии Парнок, там написаны стихи, без которых ее творчество многое потеряло бы: Годы, проведенные в Судаке, были для поэтессы одновременно трудными и прекрасными: именно там начался расцвет поэзии Парнок, там написаны стихи, без которых ее творчество многое потеряло бы: Тень от ветряка Тень от ветряка Над виноградником кружит. Над виноградником кружит. Тайная тоска Тайная тоска Над сердцем ворожит. Над сердцем ворожит. Снова темный круг Снова темный круг Сомкнулся надо мной, Сомкнулся надо мной, О, мой нежный друг, О, мой нежный друг, Неумолимый мой! Неумолимый мой!

Поликсена Сергеевна Соловьева (20 марта 1867 – 16 августа 1924). Неповторимое лицо Серебряного века П.С.Соловьева. Конец 1890-х годов. «Наружностью совсем некрасива, но лицо очень симпатично. Прекрасное выражение глаз» (из воспоминаний Е.О.Кириенко- Волошиной. П.С.Соловьева. Конец 1890-х годов. «Наружностью совсем некрасива, но лицо очень симпатично. Прекрасное выражение глаз» (из воспоминаний Е.О.Кириенко- Волошиной. Тебе несу дары, печальный и убогий, Тебе несу дары, печальный и убогий, И скучен гордому весь блеск даров иных. И скучен гордому весь блеск даров иных. В душе горит огонь мой строгий В душе горит огонь мой строгий И плавится мой стих. И плавится мой стих. И я всегда один: средь пыльных сел в долине И я всегда один: средь пыльных сел в долине И на лесной тропе, и на верху горы - И на лесной тропе, и на верху горы - Один от века и доныне Один от века и доныне Тебе несу дары. Тебе несу дары. Но если б мог взлететь над облачною кручей, Но если б мог взлететь над облачною кручей, Не выбрал бы и там Тебе даров светлей: Не выбрал бы и там Тебе даров светлей: То золото моих созвучий То золото моих созвучий В огне любви моей. В огне любви моей.

Автограф стихотворения П.Соловьевой «Власть дождя». Из альбома П.Соловьевой (Пушкинский Дом)

Крым, хоть и любимый, стал для нее местом «заточения». Еще летом 1916 г. Соловьева приехала в Коктебель, но задержалась здесь на несколько революционных лет…

Большая часть сборника «Последних стихов» написана в крымские годы… Где-то замирают голубые шумы Ласкового моря в жаркой тишине. Облака вздымились и плывут, как думы, Золотые думы о грядущем дне. В сердце умирают темные печали… Что это – мгновений непрерывный звон, Или то цикады тишину заткали Золотым бряцаньем здесь со всех сторон?

Черубина де Габриак – блистательная мистификация в русской культурной жизни начала 20 века Елизавета Ивановна Дмитриева (в замужестве Васильева) (31 марта 1887 – 5 декабря 1928) Елизавета Ивановна Дмитриева (в замужестве Васильева) (31 марта 1887 – 5 декабря 1928) Псевдоним родился в 1909 году в Коктебеле: Псевдоним родился в 1909 году в Коктебеле: «Габриак был морской черт, найденный в Коктебеле, на берегу, мыса Мальчин. Он был выточен волнами из корня виноградной лозы и имел одну руку, одну ногу и собачью морду с добродушным выражением лица. Он жил у меня в кабинете, пока не был подарен мною Лиле…Имя ему было дано в Коктебеле» (М.Волошин) «Габриак был морской черт, найденный в Коктебеле, на берегу, против мыса Мальчин. Он был выточен волнами из корня виноградной лозы и имел одну руку, одну ногу и собачью морду с добродушным выражением лица. Он жил у меня в кабинете, пока не был подарен мною Лиле…Имя ему было дано в Коктебеле» (М.Волошин) «Габриах» имя из «Демонологии» Бодена – бес, защищающий от злых духов. «Габриах» имя из «Демонологии» Бодена – бес, защищающий от злых духов. Имя Черубина от имени ангела-стража Херувима и по имени героини рассказа Б.Гарта «Тайна Телеграфного Холма». Имя Черубина от имени ангела-стража Херувима и по имени героини рассказа Б.Гарта «Тайна Телеграфного Холма».

«Я иногда стала думать, что я – поэт»… Где Херувим, свое мне давший имя, Где Херувим, свое мне давший имя, Мой знак прошедших дней? Мой знак прошедших дней? Каких фиалковых полей Каких фиалковых полей Касаешься крылами ты своими? Касаешься крылами ты своими? И в чьих глазах И в чьих глазах Опять зажег ты пламя, Опять зажег ты пламя, И в чьих руках И в чьих руках Дрожит тобой развернутое знамя? Дрожит тобой развернутое знамя? И голосом твоим И голосом твоим Чьи говорят уста, спаленные отравой? Чьи говорят уста, спаленные отравой? Кого теперь, кого ведешь за славой? Кого теперь, кого ведешь за славой? Скажи мне, Херувим? Скажи мне, Херувим? Черубина де Габриак (Е.И.Дмитриева) е годы Черубина де Габриак (Е.И.Дмитриева) е годы

«У меня странная душа…» «Самым близким человеком, встреченным Черубиной на земле» (Е.Калло) был Макс Волошин. «Самым близким человеком, встреченным Черубиной на земле» (Е.Калло) был Макс Волошин. «У меня странная душа, Макс, и никто, кроме тебя, не приоткрывал ее. Тебе это просто было дано, потому что ты имел ключи: искусство. «Черубина» никогда не была для меня игрой…» (Е.Дмитриева) «У меня странная душа, Макс, и никто, кроме тебя, не приоткрывал ее. Тебе это просто было дано, потому что ты имел ключи: искусство. «Черубина» никогда не была для меня игрой…» (Е.Дмитриева) Переписка их продолжалась до ее смерти. Переписка их продолжалась до ее смерти. «Макс, ты выявил во мне на миг силу творчества, но отнял ее от меня навсегда потом». «Макс, ты выявил во мне на миг силу творчества, но отнял ее от меня навсегда потом». В июне 1907 года в Париже Дмитриева познакомилась с Н.С.Гумилевым: «Он был еще совсем мальчик, бледное, манерное лицо…в руках он держал небольшую змейку из0 голубого бисера. Она меня больше всего поразила». В июне 1907 года в Париже Дмитриева познакомилась с Н.С.Гумилевым: «Он был еще совсем мальчик, бледное, манерное лицо…в руках он держал небольшую змейку из0 голубого бисера. Она меня больше всего поразила». Осенью 1909 года произошла дуэль между Волошиным и Гумилевым из-за Черубины. Осенью 1909 года произошла дуэль между Волошиным и Гумилевым из-за Черубины. В ее стихах образ Анатолия Гранта (парижский псевдоним Гумилева) навсегда остался образом утраченного возлюбленного. В ее стихах образ Анатолия Гранта (парижский псевдоним Гумилева) навсегда остался образом утраченного возлюбленного.

«Вспомнит со временем кто-нибудь, верь, и нас…(Сафо) Аделаиды Герцык не стало 25 июня 1925 года. Она умерла и похоронена в Судаке, но могила ее не сохранилась: старое судакское кладбище было снесено. Аделаиды Герцык не стало 25 июня 1925 года. Она умерла и похоронена в Судаке, но могила ее не сохранилась: старое судакское кладбище было снесено. София Парнок умерла 26 августа 1933 года под Москвой, в селе Каринском. Похоронена на немецком кладбище в Лефортово. София Парнок умерла 26 августа 1933 года под Москвой, в селе Каринском. Похоронена на немецком кладбище в Лефортово. Поликсена Соловьева скончалась 16 августа 1924 года, похоронена среди семейных могил на кладбище Новодевичьего монастыря. Поликсена Соловьева скончалась 16 августа 1924 года, похоронена среди семейных могил на кладбище Новодевичьего монастыря. Елизавете Ивановна Дмитриева умерла 5 декабря 1928 года. Ей был 41 год. «Я вернулась, я пришла живая, только поздно, - город мой убит…» Елизавете Ивановна Дмитриева умерла 5 декабря 1928 года. Ей был 41 год. «Я вернулась, я пришла живая, только поздно, - город мой убит…»

Презентация подготовлена по материалам исследований Е.А.Калло и Т.Н.Жуковской «Однажды, в результате поисков, может быть найден по-настоящему большой поэт» (Е.Калло)