Девиантное поведение Материалы учебно-методического центра профилактики химических зависимостей при НКД 5 УЗ ЗАО города Москвы. Для создания мкльтитмедийной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЦ. ПЕДАГОГ МОУ «СОШ 17 Г ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Т. Г. ДУНЮШИНА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МОУ «СОШ 17 г Вольска Саратовской области»
Advertisements

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Понятие девиантного поведения Поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или.
. это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой.
Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
Работу выполнил : Антипин Денис. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества.
Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления.
Отклонения в поведении детей Семиздралова О.А., к.псх.н., доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ДПО ЧИППКРО.
Причины правонарушений у подростков. Девиантное поведение- социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Тема: «Почему подростки становятся «трудными?»
Семинар классных руководителей на тему «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» Выбери свободу! Подготовила зам. директора по ВР СОШ 1 Худоназарова.
Что такое трудный ребенок? Социально-психологическое сопровождение Социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г.Долинск Долгих Елена.
За пределами нормы За пределами нормы. Что такое девиантное поведение ? Девиантное или «отклоняющееся» (deviatio – по латински «отклонение»)
Девиантное поведение подростков Подготовилапедагог-психолог Артемьева Т.А.
Погосян Г. В.. Химическая зависимость - вид нарушения адаптации, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами,
Девиантное поведение Социальные отклонения Делинквентное поведение Аддиктивное поведение Асоциальное поведение Аномальное поведение Криминальное поведение.
Рекомендации для родителей по профилактике табакокурения и употребления ПАВ, агрессивного поведения детей и подростков.
ДЕВИАНТОЛОГИЯ Психология отклоняющегося поведения Презентацию выполнила: педагог-психолог МОУ Греково-Степановская СОШ О.А Киселева.
Девиантное поведение. Определения: Девиация – это отклонение от нормы, которое влечен за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание.
Транксрипт:

Девиантное поведение Материалы учебно-методического центра профилактики химических зависимостей при НКД 5 УЗ ЗАО города Москвы. Для создания мкльтитмедийной презентации были использованы следующие пособия: 1. Д. Исаев Девиантное поведение детей и подростков 2. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика 3. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы

Понятие девиантного поведения Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) Девиантное поведение = отклоняющееся поведение

Связь отклоняющегося поведения с понятием «нормы» Отклонения ПозитивныеНагативные Средства прогрессивного развития системы Дисфункциональные, дезорганизующие систему, подрывая подчас ее основы. (социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое). (социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид ).

Типы девиантного поведения Отклонения В сфере индивидуального поведения Групповые отклонения (поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами ) (отклоняющиеся субкультуры )

Девиантное поведение детей и подростков Поведение некоторых детей и подростков, характеризуется нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает Оно включает антидисциплинарные, антидисциплинарные, антисоциапьные, антисоциапьные, делинквентные противоправные делинквентные противоправные аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. поступки.

Виды поведенческих нарушений у детей и подростков Гиперкинетическое расстройство поведения Гиперкинетическое расстройство поведения Расстройство поведения, ограничивающееся семьей Расстройство поведения, ограничивающееся семьей Несоциализированное расстройство поведения. Несоциализированное расстройство поведения. Социализированное расстройство поведения. Социализированное расстройство поведения. Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства Делинквентное поведение. Делинквентное поведение. Побеги из дому и бродяжничество Побеги из дому и бродяжничество Аддиктивное поведение Аддиктивное поведение Девиации сексуального поведения Девиации сексуального поведения Психогенное патологическое формирование личности. Психогенное патологическое формирование личности.

Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги,

Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства Сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.

Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи.

Побеги из дому и бродяжничество В трети случаев сочетаются с делинквентностью. В трети случаев сочетаются с делинквентностью. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:: как следствие недостаточного надзора; как следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; в целях развлечения; как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; как реакция тревоги и страха на наказания; как реакция тревоги и страха на наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска. как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Аддиктивное поведение. Т.е. ранняя алкоголизация и наркотизация Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть: визионизм (подглядывание за обнаженными) визионизм (подглядывание за обнаженными) эксгибиционизм (демонстрация своей наготы) эксгибиционизм (демонстрация своей наготы) манипуляции с половыми органами младших детей или животных. манипуляции с половыми органами младших детей или животных.

Психогенное патологическое формирование личности Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием: уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций; уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций; тяжелых переживаний жизненных трудностей; тяжелых переживаний жизненных трудностей; затяжных неврозов; затяжных неврозов; дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний. дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний. В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.

Специфические особенности отклоняющегося ( девиантного) поведения личности 1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или установленным социальным нормам (не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время ). 2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (в форме общественного осуждения или социальных санкций).

Специфические особенности отклоняющегося ( девиантного) поведения личности 3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям (в виде дестабилизации существующего порядка, причинения морального или материального ущерба, физического насилия и причинения боли, ухудшения здоровья вплоть до крайней формы – угрозы для жизни). 4. Девиантное поведение преимущественно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

Специфические особенности отклоняющегося ( девиантного) поведения личности 5. Для того, чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности (а не являться следствием нестандартной или кризисной ситуации или следствием самообороны). 6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы (оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с ними).

Специфические особенности отклоняющегося ( девиантного) поведения личности 7. Девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. 8. Наличие выраженного индивидуального (различие в мотивах и формах поведения, динамике, частоте и степени его выраженности; в особенностях переживания отклоняющегося поведения и отношения к нему самой личности) и возрастно-полового своеобразия ( правомерно применение термина к детям не младше 5 лет; в строгом смысле слова – после 9 лет, когда у ребенка появляется способность самостоятельно следовать социальным нормам.

Вывод Таким образом, девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Таким образом, девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.