«Ж ИВОПИСЬ ГЛАЗАМИ ХИМИКА » Урок учителя химии Эверстовой Сардааны Владимировны МОУ «Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа им. Ю.Н. Прокопьева»
Химия и искусство имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой природе. Марселен Бертло
В ИДЫ ЖИВОПИСИ ПО ХАРАКТЕРУ ИСПОЛНЕНИЯ И ОБРАЗНОМУ СТРОЮ Живопись Монументально- декоративная СтанковаяДекорационнаяИконописьМиниатюра
В ИДЫ ЖИВОПИСИ ПО ХАРАКТЕРУ ВЕЩЕСТВ И ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ СПОСОБАМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПИГМЕНТА Живопись ФрескаАльсекко Темпера МаслянаяЭмаль Керамическими красками ВосковаяКлеевая Силикатными красками
В ИДЫ КРАСОК
С ОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЖИВОПИСНОЙ КАРТИНЫ Основа (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.) Грунт Краска Пленка лака Самые первые краски - это природные вещества, легко оставляющие цветной след на камне – мел, уголь, охра. Первые краски
П ЕРВЫЕ РИСУНКИ НА ПЕЩЕРАХ
Сколько существуют цветов? бежевыйрыжийшоколадныйкофейныйкирпичный медный ореховыйбурый каштановыйпесочный Бывают такие оттенки, которым и название трудно дать. Например: оттенки коричневого
С МЕЩЕНИЕ КРАСОК Красный Жёлтый Синий Оранжевый Жёлтый Зелёный ЖёлтыйСинийКрасныйСиний Фиолетовый Основные цвета
ЦВЕТА РАДУГИ КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ ГДЕ СИДИТ ФАЗАН зелёный голубой синий фиолетовый жёлтый оранжевый красный ЧЕРНЫЙ
Л АБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Х РОМАТОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРАСИТЕЛЕЙ » Хроматография -это метод разделения смесей на составные части. Значит, чем мы сегодня будем заниматься? Почему у нас на столах имеются фломастеры? Правильно, разделением красок фломастеров на составляющие пигменты. Анализ будете проводить в группах. Всего 3 группы. Реактивы и оборудования: фильтровальная бумага, нарезанная в виде полосок 4*12см, набор цветных фломастеров, хроматографическая камера (стеклянная банка), на дно которой налита спиртово-кислотная смесь (этиловый спирт, уксусная кислота, вода в соотношении 8:1:1), скотч и ножницы.
Ход работы: Полоски фильтровальной бумаги с одного конца на расстоянии 1- 1,5см от края наносим в ряд пятна красителей, касаясь фломастером бумаги (диаметр пятна – менее 1 мм). Хроматограмму прикрепляем на крышку банки с помощью скотча. При этом нижний ее конец, на котором нанесены образцы красителей, погружаем в спиртово-кислотную смесь. Последняя поднимаясь по бумаге (восходящая хроматография), увлекает за собой нанесенные фломастерами пигменты, согласно их коэффициентам распределения в данной системе.Задание: Вам необходимо установить из каких пигментов состоит цвет выбранного вами фломастера и определить подвижность пигментов.
Оформление результатов работы Цвет фломастера ПигментыПодвижностьСмещение от старта, см Результаты исследования заносим в таблицу: выводы: В итоге работы должны сформулировать выводы: ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________
Л АБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. С ОЗДАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ КАРТИН Каждой группе дается отдельное задание: создать свой химический шедевр с помощью разбавленной серной кислоты. Ход работы: С помощью ватной палочки нарисовать на листе бумаги свое творение. Рисунок выводится с помощью спиртовки. Почему при нагревании происходит выделение рисунка? На каких свойствах серной кислоты основана эта реакция?
И З ИСТОРИИ КРАСОК СурикКиноварь Зелень и синьУльтрамарин Индиго, пурпур и шафран Кермес, крапы и ализарин киноварь ультрамарин сурик Значение цвета красок
Сурик Был открыт случайно греческим художником Никием. Для своих работ он заказал белила, которые привезли в афинский порт Пирей с грузом на корабле. Однако возникший на корабле пожар омрачил надежды художника: практически весь груз сгорел. Подойдя к обгоревшим бочкам, в которых везли белила, Никий обнаружил под слоем угля и золы ярко-красное вещество, которое впоследствии использовал как превосходную краску.
Киноварь Яркая окраска природных соединений серы привлекла художников в глубокой древности. Природная киноварь применялась как художественная краска уже в Древнем Египте, примерно в 5-ом веке до н. э. Искусственная киноварь появилась в Древнем Китае во 2-ом веке н. э., а в Европу попала через арабов. Название «киноварь», по-видимому, имеет индийское происхождение, и первоначально оно означало «драконова кровь» - смола «драконова дерева». В качестве пигмента киноварь использовали для приготовления масляных и акварельных красок. Инки Южной Америки использовали киноварь как косметическое средство. Они подводили ею глаза один раз в жизни в день бракосочетания. Изготовляли киноварь из крови мексиканских муравьёв. Сейчас киноварью не пользуются, потому что она непрочная и сильно темнеет на свету.
Зелень и синь Одной из самых древних зеленых красок была малахитовая зелень. Название «малахит» происходит от греческого. В Древнем Египте малахит применяли для отделки зданий, из него изготовляли великолепные ювелирные изделия, амулеты. Краску, приготовленную из растертого малахита, богатые египтянки использовали как косметическое средство (подводили веки) Как защитное: пылинки не попадали в глаза, прилипая к густой краске. Однако малахит справедливо считают «русским камнем», т. к. в мире нет месторождений, равных по богатству уральским.
Ультрамарин Получали из растертого лазурита. Лазурит - непрозрачный темно- синий минерал, меняющий свой цвет от яркого сверкающего - до темного и мрачного – в зависимости от освещения. Ультрамарин считался драгоценной краской, т.к. не выгорал на солнце и не боялся сырости. Его использовали как в живописи, так и при окраске дорогих одежд. Из 100г камня можно было приготовить всего лишь 2-3 г. краски.
Индиго пурпур шафран Родиной крашения принято считать Индию и Китай. Достоверно известно, что по крайней мере 3,5 тыс. лет назад в Египте и Финикии также уже существовали красильни. Один из распространенных синих красителей – индиго – получали из листьев тропических индигоносных растений. В древние времена британские воины раскрашивали лица вайдой, желая устрашить своим видом врага. Некоторые ученые считают, что само название страны «Британия» произошло от кельтского слова «бритен» - «раскрашенный». В старину в Англии пользовались красителем вайдой, но потом стали пользоваться индиго. Близким родственником индиго по химическому строению впоследствии оказался знаменитый пурпур. Его добывали из пурпурной улитки багрянки, водившейся в Средиземном море. Сама улитка не окрашена. Её тело измельчали с водой, полученным соком пропитывали ткань и развешивали на воздухе. При окислении кислородом воздуха сок, а следовательно, и пропитанная ткань приобретали красивый пурпурный цвет. Главным желтым красителем Древнего Востока, Греции и Рима был шафран, который иногда в наше время добавляют в тесто, чтобы придать ему «сдобный» вид. В Риме шафраном красили Улицы, на которых встречали возвращающихся с победой императора и армию.
Кермес крапы ализарин Красные красители извлекались из насекомых. Для получения другого красного красителя специально разводили насекомых кошениль, паразитирующих на растениях семейства кактусовых. Культура кошенили была известна в Америке еще до появления там европейцев. Однако наиболее распространенным красным красителем был крап, который добывали из корня марены. Красящим веществом марены является ализарин, который имеет желтый цвет и дает красную окраску только после «протравы». Путём химических соединений из ализарина другие цвета.
Красный – символ огня, жизни, счастья, радости и воскрешения. Она придаёт бодрость, стимулирует умственную и физическую активность. Красный – самый сильный и заметный цвет. Жёлтый – символ могущества, богатства, источник силы, здоровья, изобилия, бодрости и радости. Нежные оттенки жёлтого ассоциируются с дневным светом, подавляет негативные эмоции. Белый – символ невинности, чистоты, вдохновения и духовности, покоя а также дневной свет. Чёрный – символ власти, магии, духов. Синий – символ мира и покоя. Это цвет творчества, творческого начала, помогает преодолевать трудности, находить решения сложных задач. Фиолетовый – всегда олицетворяет мудрость, духовное богатство, интуицию. Это цвет философов и мудрецов. Зелёный – символ жизни, возрождения а также нежности, даёт ощущение гармонии, равновесия.
Подведение итогов работы 1. Что вы узнали нового из занятия? 2. Пригодятся ли полученные знания в вашей повседневной жизни? 3. Понравилось ли вам мероприятие? Вот так быстро и незаметно пролетело время нашего занятия. Но страна «Химия» бесконечна. Исследуйте её, и вы найдете в ней массу интересного и познавательного. Спасибо за активное участие!