ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Advertisements

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).
1 Наша новая школа в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Универсальные учебные действия. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» М.Монтень.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный,
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)- социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Реализация ФГОС общего образования. Последовательность введения ФГОС (ФГОС дошкольного образования –пр. от ; ФГОС начального общего образования.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ; Требования к структуре основных общеобразовательных программ; Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.

Цель и основной результат образования развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира

На ступени начального общего образования осуществляется: * идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, * укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Портрет выпускника основной школы любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни семьи, гражданственности общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применить полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологичного целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Стандарты и образовательный процесс

С чем связана необходимость модернизации российского образования?

Результаты независимых международных замеров уровня знаний учащихся РФ. (в обследовании участвовало 30 стран): Требования: применение имеющихся теоретических знаний на практике. 1. В области филологии и словесности – 26 место. 2. В области естественно-математических наук – 22 место. Проблема: хорошо знаем теоретические составляющие учебных предметов, но не умеем применять свои знания на практике.

Цели современного образования в мире: (Для чего учить?) Учить, чтобы «научить учиться». Учить, чтобы «научить зарабатывать на жизнь». Учить, чтобы «научить организовывать свой быт». Учить, чтобы «научить общению».

Цель образования в нашей стране: Раньше– дать прочные знания и довести их до умений и навыков путем тренинга (центрическая педагогика). На современном этапе – развитие личности, способной к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества(компетентностный подход).

В чем заключается основная идея образовательного заказа общества?

Заказ общества сегодня: Обеспечить социальную адаптацию личности. Сформировать самостоятельную, социально – активную личность. Развить творческий потенциал личности. Компетентный человек: умеющий с высокой долей эффективности применять свои знания на практике, успешно самореализующийся в современном обществе

Что принципиально нового в ФГОС второго поколения?

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – это социальная норма, общественный договор между тремя субъектами: семьей, обществом и государством. Функции новых ФГОС: 1. Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании. 2. Инструмент формирования социального доверия, гражданской консолидации. 3. Инструмент реализации государственной политики в области образования.

Что хочет получить каждый субъект? Государство – национальное единство, безопасность, развитие человеческого потенциала, конкурентноспособность Общество – безопасность и здоровье, свободу и ответственность, благосостояние. Семья – личностную успешность, социальную успешность, профессиональную успешность

Задача ФГОС – организация системы образования на новые образовательные результаты. ФГОС ориентирован на: -развитие вариативности образования, -системно-деятельностный, компетентностный подход как основу определения требований к результатам образования, -сохранение фундаментальности образования как его ядра, -воспитание как важнейшую составляющую часть образования, -достижение личностных результатов образования, -введение нового базисного образовательного плана. ФГОС обеспечивает переход от «догоняющей» к «опережающей» модели обучения в соответствии с развитием и запросами общества. Организация системы образования, обеспечивающей новые образовательные результаты.

Составляющие ООП Плани- руемые резуль- таты Программа развития УУД Примерные учебные программы Система и модели оценки Другие матери- алы Программы воспитания и социа- лизации Требование к структуре основных образовательных программ Программы внеуроч- ной дея- тельности БУП

Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Три основные группы результатов: Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Три основные группы результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Ожидаемые результаты: преемственность и развитие Ожидаемые результаты: преемственность и развитие деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Зачем учить? (Цель) 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель) Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (Содержание) 3. Как учить? (Технологии, методики)

22 Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

23 Что мешает учителю работать на новый результат? Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания Приказы администрации

24 Что мешает всей школе работать на новый результат? ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!»

Предметные результаты знания умения опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций интересы мотивации толерантность ФГОС: НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения

ФГОС: изменение подходов к содержанию – Вместо перечня информации – способы работы ! Был МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ: Русский язык Математика История и т.д. «Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта» Требования к выпускнику Вариативные авторские программы, и рабочие программы учителей Обязательная часть Части, формируемые участниками образовательного процесса Информа- ционное ядро

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания. ПРИМЕР: Телешоу «Кто умнее пятиклассника?» Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике

28 ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий требует коренной переработки КИМов (умения, а не знания!) умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) 12 Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость » 6. Выполнение 7. Презентация

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности,инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса,среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессомсовременные системы управления учебным процессом

Функции педагога Традиционная классификация: - источник знаний -образец -плановик -контролер -судья Системно- деятельностая классификация: -организатор -дирижер -участник -помощник -стимулятор -товарищ

Требования к качеству усвоения содержания образования Пять уровней сформированности умений, которыми должен овладеть ученик: 1уровень умений: - воспроизведение информации, ее изложение; -правильное следование инструкциям при выполнении заданий; -узнавание объектов и явлений по определенным признакам; -запоминание их роли и местоположения; -приведение аналогичных примеров. 2 уровень умений: -наблюдать за знакомыми и незнакомыми явлениями; -вычленять информацию; -распознавать простейшие различия в объектах и между ними; -пользоваться разными источниками информации.

3 уровень умений: - устно и письменно излагать собственные наблюдения; - умение распознавать изменения во времени и пространстве; - умение вычленять отдельные признаки; - умение подбирать средства для фиксации полученных результатов; - построение логически обоснованного рассказа о проделанной работе. 4 уровень умений: - систематизировать - классифицировать - устанавливать связи - группировать, обобщать - выявлять закономерности - интерпретировать информацию - составлять рефераты, доклады - формулировать предложения, задачи - рефлексировать 5уровень умений: - формулировать гипотезу - ставить вопросы и высказывать предположения - предвидеть развитие - конструировать исследование, проект - организовывать его реализацию по этапам

Ключевые компетентности личности как желаемый результат образования: 1.Ребенок должен научиться познавать. (научить его учиться самостоятельно) 2.Ребенок должен научиться делать сам. (научить его открывать знания через действия)

3.Ребенок должен научиться жить вместе. (научить его коммуникации, толерантности, терпимости) 4.Ребенок должен научиться жить. (научить его самореализовываться в жизни)

КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Умение учиться

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА Формирование УУД, обеспечивающих школьникам: Умение учиться Способность к саморазвитию Способность к самосовершенствованию

Компоненты учебной деятельности 1. Познавательные и учебные мотивы 2. Учебная цель 3. Учебная задача 4. Учебные действия и операции Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностных оснований личностного морального выбора.

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен-ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ направлена на получение новых образовательных результатов Развитие обучающихся: * общекультурное * личностное * познавательное Итог - Успешная самореализация личности

Спасибо за внимание!