Автор-составитель Большаков С. В. учитель биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Каргопольская глиняная игрушка Составитель Большаков С.В.
Advertisements

Виды исторических промыслов и ремесел на Кубани.
Деревянное ремесло в нашем селе. Автор: Лукин Сергей. МОУ Анненская СОШ 2010 г.
Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в.
Декоративно - прикладное искусство, народные промысла.
Народное искусство Народное искусство Народное искусство изначально связанно с трудовой деятельностью человека. Народное искусство изначально связанно.
УРОК ИРК 8 класс. Каждому человеку известен термин «декоративное искусство». Все прекрасно понимают, что декоративное означает красивое, а именно то,
Декоративно - прикладное искусство, народные промыслы Центральной России. Выполнила : Алексеева Дарья.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Древние корни народного искусства Выполнил Рыжова Н.П, преподаватель ИЗО МБОУ СОШ с УИОП 183 имени Р.Алексеева.
Жизнь мастеров, как всех людей, - мгновение. Ушли и мастера – пришла пора. И говорю я, видя их творенья: Бедняги мастера, счастливцы мастера! В железе,
Резьба по кости Составитель Большаков С.В. Север нельзя представить без искусства резьбы по кости. Центром ее развития считают Холмогорский район Гребень.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Резьба по дереву Иванина В.В. МОУ"СОШ25"г.Балаково.
Художественная обработка древесины Учитель МБОУ СОШ 69 Октябрьского р-на г. Ростова-на-Дону Нагорный В.И. Только внутренняя, духовная жизнетворная сила.
Древние образы в современных народных игрушках. Из истории Долгое время сохранялись в народной игрушке следы её древнего культового назначения. Погремушки.
Декоративно-прикладное творчество Это создание высокохудожественных изделий мастерами народного творчества. Произведения декоративно-прикладного искусства.
Транксрипт:

Автор-составитель Большаков С. В. учитель биологии

Суровый климат Севера затруднял ведение земледелия, поэтому с давних времён подспорьем ему служили промыслы и ремесла, получившие здесь широкое развитие и распространение. Художественным творчеством на Севере охватывались и освещались все сферы народной жизни, быта и труда. Издревле люди украшали свой быт изделиями декоративно прикладного искусства. Эти изделия можно было не только использовать в хозяйстве, они еще несли в дом красоту, радовали глаз. Со времен язычества, да и христианства, верили люди, что предметы быта, одежды, украшенные символическими узорами, оберегают жилище и человека от злых духов, болезней, несут радость, здоровье и счастье.

Резьба по дереву В лесном Северном крае всегда на высоком уровне развития находилось ремесло резьбы по дереву. Тысячелетия опыта обработки и применения дерева научили человека прекрасно разбираться в деловых качествах древесины и мастерски использовать ее пластические свойства в творениях своих рук. Дерево было незаменимым материалом в изготовлении домашней и хозяйственной утвари, рабочих инструментов. Из него делали ковши, черпаки, солоницы, туеса, лукошки, миски, в коробах хранили одежду. Все предметы делились на повседневные и праздничные. Повседневные были попроще. Природный мотив присутствует почти во всех изделиях из дерева.

Резьба по дереву Изделие предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Январь «Заповедный Север», Москва, Советская Россия», 1987.

Щепная птица Существовала раньше легенда о синей птице: кто ее увидит, найдет свое счастье. Стали делать птицы из дерева и вешать их под потолок, как солнышко в избе. Совершенно белые, когда только что сделаны, они приобретают со временем цвет спелой пшеницы, и четко проявляется структура дерева на их полированном брюшке.

Щепная птица Февраль «Заповедный Север», Москва, Советская Россия», 1987.

Изделия из бересты С давних времен человек находил в лесу все самое необходимое для своего существования. Поэтому наши предки обожествляли лес и его обитателей, отдельные деревья и растения. Самым любимым деревом всегда была белоствольная красавица- береза. Береза как материал использовалась полностью. «Плащ» березы береста пользовался большой популярностью. Берестой покрывали крыши, из нее изготовляли лодки, шили чехлы для хранения инструментов, делали всевозможные туески для хранения продуктов питания, на бересте писали, из нее плели корзинки, кузова, солонки, шкатулки, детские игрушки-шаркунки. Поверхность бересты украшали резьбой, тиснением и росписью.

Изделия из бересты Март «Заповедный Север», Москва, Советская Россия», 1987.

Изделия из бересты Дерево, береста. А.И. и В. А. Петуховы, посёлок Волошка, 1970-е г. г. Март «Каргополье» Москва, «Советская Россия», 1984.

Роспись по дереву Много домашней утвари делали северяне из дерева и, чтобы украсить свой дом, расписывали ее. Северные росписи часто отражали северную природу.

Роспись по дереву Прялки Архангельский краеведческий музей. Апрель «Заповедный Север», Москва, Советская Россия», 1987.

Роспись по дереву Прялки XIX-XX век. Апрель «Каргополье» Москва, «Советская Россия», 1984.

Каргопольская глиняная игрушка Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы органически соотнося его с живой традицией промысла.

Каргопольская глиняная игрушка Май «Архангельская область», Москва, Советская Россия», 1987.

Каргопольская глиняная игрушка У. И. Бабкина, композиции: «Кадриль», «Гармонист», «Дерево с тетеревами», деревня Гринево, Май «Каргополье» Москва, «Советская Россия», 1984.

Жемчужное шитьё С глубокой древности жемчуг был излюбленным украшением на Руси. Упоминания о нем встречаются еще в летописях Х века. Жемчуг ценился необычайно высоко. Об этом говорит в частности, тот факт, что в древнерусской поэзии слово «жемчужный» означало драгоценный «выше всяких похвал». Одним из излюбленных и распространенных на Руси средств украшения одежды и различных предметов быта было жемчужное шитьё.

Жемчужное шитьё Июнь Кокошник жемчужный. Архангельский краеведческий музей.

Жемчужное шитьё Митра XIX век. Соловецкий музей. Июнь

Жемчужное шитьё Перевязка. Конец XIX-XX в. Каргополь. Июнь

Узоры на полотне На протяжении столетий вышивка была важной частью декора одежды и интерьера. В узорах вышивки отразились поэтические представления народа об окружающем мире. Вот почему в вышитом орнаменте так много природных мотивов. Образы северной народной вышивки сконцентрировали в себе смысл трудовой народной жизни, идею высокую и благородную растить урожай, чтобы не пресекся род человеческий, чтобы жил он на земле так долго, сколько будет светить солнце.

Узоры на полотне Передник с земледельческими календарями. Фото из журнала «Юный художник», 1983 г., 10. Июль

Узоры на полотне Утиральник свадебный из деревни Погост XIX век. Июль «Каргополье» Москва, «Советская Россия», 1984.

Узоры на полотне Праздничная женская рубаха XIX век. Июль «Каргополье» Москва, «Советская Россия», 1984.

Вологодское кружево знаменито во многих странах. Узоры кружева словно повторяют изморозь на окнах крестьянской избы в переплетении с фантастическими очертаниями звериных и людских фигур.

Вологодские кружева Скатерть «Снежинка», Вологодское кружево. Август «Заповедный Север», Москва, Советская Россия», 1987.

Устюжская чернь. Стопка, 1970-е. Сентябрь «Заповедный Север», Москва, Советская Россия», 1987.

Резьба по кости Север нельзя представить без искусства резьбы по кости. Центром ее развития считают Холмогорский район. В первой половине ХVII века в г. Холмогоры насчитывалось до ЗО первоклассных ремесленников косторезов. Они обрабатывали моржовую и скотскую кость. Вещи, исполненные холмогорскими косторезами, расходились по всей России. В 1921 году В Архангельске были организованы курсы резчиков по кости. В то время древнее холмогорское ремесло было уже почти забыто. Сегодня изделия фабрики резьбы по кости имени М. В. Ломоносова завоевали мировое признание.

Резная шкатулка Холмогорской работы Октябрь

Резьба по кости Октябрь

Резьба по кости Октябрь

Художество из металлов Древними традициями, высоким мастерством и веками отработанной технологией отличается искусство кованого железа. Его развитию и повсеместному распространению на Севере способствовало широкое бытование кузнечного дела, которому в свою очередь благоприятствовали запасы болотных руд. Изделия кузнецов широко применялись в народном быту: без ножа, топора, косы, серпа и других предметов домашнего обихода не могла обойтись ни одна крестьянская семья. Скромное убранство крестьянской избы украшали сказочные цветы железных святцев. Гнутые металлические трезубцы держатели лучины, каждый из них в отдельности и соединении вместе напоминали стебли растений с прекрасными головками цветов.

Художество из металлов Вознесенская церковь в Устюге Великом. Кованая решетка окна придела. Ноябрь «Заповедный Север», Москва, Советская Россия», 1987.

Художество из металлов Г. Г. Зуев Подсвечник, железо, ковка, 1978 г. Ноябрь «Каргополье» Москва, «Советская Россия», 1984.

Художество из металлов Г. Г. Зуев Подсвечник, железо, ковка, 1978 г. Ноябрь «Каргополье» Москва, «Советская Россия», 1984.

Козули Сотни лет на русской земле мастерицы пекли вкуснейшие, сказочно красивые пряники. Маленькой приметой Северного края стали козули. Исследователи народного искусства проводят связь между мучными фигурками и новогодним культовым жертвоприношением. Наиболее древними и самыми распространенными были образы коня и птицы, а также оленя. Конь символ солнца, небесный олень олицетворение нарождающейся жизни. Выпекали из теста коровок, овечек с надеждой, что это ритуальное действие будет способствовать приумножению скота во дворе. Славились козули не только вкусом, но и богатой росписью.

Козули Декабрь

В истории отечественной культуры особое место принадлежит мастерам Русского Севера. Своеобразие природы края, богатство его недр, растительного и животного мира, лесные и водные просторы, наличие свободных земель с давних пор манили к себе людей. Природные условия требовали выносливости и приспособляемости людей, особых форм хозяйства. Искусство здесь играло важную роль в системе взаимоотношений человека с окружающим миром, в образной форме выражая его сокровенные связи с природой. Утверждая и закрепляя особое место человека во вселенной, оно, с одной стороны выступало в качестве могучего средства познания мира и воздействия человека на окружающую среду, с другой формировало идеалы нравственности, определяло категории добра и зла, в зримых формах и ярких художественных образах выражало понятия о прекрасном в жизни и человеческих отношениях.

Литература