Организация и проведения СРС и СРСП в КазНМУ 2 часть Директор Центра Мониторинга анализа качества образования и научного сопровождения реформы медицинского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное.
Advertisements

Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – форма организации теоретического и практического обучения, сущность которой заключается.
Курсы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» Модуль «Деловое администрирование»
Как писать эссе? Методический кабинет АМОУСОШ 16 Рекомендации для учащихся.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Преимущества дистанционного обучения Персонификация Дешевле, по сравнению с традиционным очным обучением Эффективность Комфортность Выбрать любой ВУЗ Освоение.
Этапы работы над ВАП уточнение темы ВАП; разработка структуры и основных элементов проекта; групповые консультации, семинары и тренинги по разработке отдельных.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная.
Транксрипт:

Организация и проведения СРС и СРСП в КазНМУ 2 часть Директор Центра Мониторинга анализа качества образования и научного сопровождения реформы медицинского образования (МАКО и НСРМО), д.м.н. Сарсенбаева Сауле Сергазиевна Августовские чтения, г.

Принципы контроля результатов самостоятельной работы студентов Принцип объективности Принцип систематичности Принцип наглядности (гласности)

Пути дальнейшего совершенствования CPC создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения СРС; разработка системы интегрированных межкафедральных заданий; ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу; коллегиальные отношения преподавателей и студентов; разработка заданий, предполагающих нестандартные решения; проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

Самостоятельность Одно из ведущих качеств личности Одно из ведущих качеств личности Один из ведущих принципов обучения Один из ведущих принципов обучения

Деятельность ППС при организации самостоятельной работы обучающегося

определяет правильность установленных кафедрой требований и условий выполнения заданий; контролирует деятельность кафедр факультета по организации самостоятельной работы студентов.

согласовывает виды самостоятельной работы в рамках различных учебных курсов устанавливает связь материала со смежными дисциплинами устраняет дублирование учебного материала;

определяет основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельному получению знаний; определяет конкретное содержание материала, подлежащее самостоятельному изучению по каждой дисциплине в соответствии с учебным планом; определяет способ изложения его в методической литературе; определяет бюджет времени студентов; разрабатывает элективные курсы по научной организации труда студентов, основам научного исследования; включает вопросы организации самостоятельной работы студентов в содержание пропедевтических курсов;

обеспечивает контроль организации и качества выполнения самостоятельной работы студентов; составляет график самостоятельной работы для студентов каждого курса с указанием форм контроля по дисциплинам и срок выполнения работ и представляет его в деканат факультета; анализирует эффективность самостоятельной работы студентов, вносит коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной работы студентов; осуществляет мониторинг развития навыков самостоятельной работы студентов и вырабатывает рекомендации по их совершенствованию.

Согласовывает виды и темы заданий, сроки представления результатов самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу. Проводит консультации (индивидуальные и групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы выполнения задания. Проводит инструктаж по методике выполнения задания. Осуществляет промежуточный контроль хода выполнения заданий. Оценивает результаты выполнения заданий. Преподаватель как член команды образовательной программы определяет содержание самостоятельной работы, её формы и объём;

Разрабатывает необходимое учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы по курсу, Составляет график индивидуальных и групповых консультаций, который согласовывается в команде преподавателей и с деканатом. Осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку студентов в самостоятельной работе, включает студентов в рефлексию проведённой работы и оценивает её результаты. С/Р студентов отражается в тематическом планировании преподавателя по курсу на весь период изучения курса.

Миссия преподавателя при организации самостоятельной деятельности мотивировать обучающихся к освоению учебных программ; повысить ответственность обучающихся за свою учебу; создать условия для совершенствования информационной компетентности; способствовать развитию компетенций в области самообразовательной, исследовательской, проектной и творческой деятельности; формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.

Подготовительный этап 2 шаг TEXT Коррекция уч.прогр., (введение тем для с/р, примеры типовых заданий) Отбор видов самост.уч ебной работы Разработк а заданий для с/р. Расчет количества часов и суммы баллов за задания с/р. Разработка технологи ческой карты. Разра ботка УМК. 4 шаг 3 шаг5 шаг 6 шаг1 шаг

При разработке заданий для С/Р студентов следует учитывать: примерные нормы времени для выполнения задания; логику и структуру учебного материала; практическое назначение задания, которое предстоит решать будущему учителю: характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий; постепенное нарастание сложности и проблемности.

Примерные нормы времени для реализации с/р Работа над конспектом лекции 0,2 ч. на 1 лекцию Подготовка к практическому занятию 1 - 1,5ч. Подготовка к семинарскому занятию 2-4 ч. Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы 2-4 ч.

Примерные нормы времени для реализации с/р Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы ч. на 1 лекцию Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов 3-6 ч. Консультация по сложным, непонятным вопросам 0,3 ч. на 1л. Подготовка к зачету8ч. Подготовка к экзамену72 ч.

Примерные нормы времени для реализации с/р Написание реферата6-10ч. Подготовка доклада к конференции 10 ч. Подготовка тезисов к публикации 2 – 4 ч. Участие в НИРС2 ч. в неделю при наличии темы Подготовка наглядных пособий примерно 2ч. на пособие

Этап целеполагания Преподаватель предъявляет студенту технологическую карту самостоятельной работы по дисциплине Студент выбирает виды учебной работы, знакомится с требованиями, предъявляемыми к курсу в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности

Модели консультирования ЭкспертноеПроектноеПроцессное Оценка работ, выполненных студентами Сопровождение УИРС, НИРС и проектных работ студентов Сопровождение студента при реализации им образовательной программы.

Контроль преподавателя; самоконтроль; взаимоконтроль; внутренний самоконтроль. Контроль преподавателя; самоконтроль; взаимоконтроль; внутренний самоконтроль. Высшая школа отличается от средней специализацией, методикой учебной работы, степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Высшая школа отличается от средней специализацией, методикой учебной работы, степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание.

1. Подготовка студента к лекции Преподаватель определяет объем материала, который должен быть освоен студентом к конкретной лекции. 2. Тестирование на лекции (первые минут – входящий контроль, последние 10 минут – текущий, с опорой на текст лекции). 3. Письменный экспресс-опрос студентов по содержанию предыдущей лекции или семинарского занятия. 4. Построение структурно-логической схемы по ходу изложения содержания лекции в целом или отдельной ее части.

5. Разработка опорного конспекта к материалам лекции в течение последних минут лекции. Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Идея опоры – главная суть данного конспекта. Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Шрифт и цвет указывают иерархию целей по уровню значимости. 6. Тезирование. Тезис – краткое изложение какого-либо положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, выступления.

7. Разработка плана (простого или сложного) лекции, доклада, выступления. План – компактно отражает последовательность изложения материала, выделяя основные идеи (положения) излагаемого в лекции, докладе, выступлении. 8. Подготовка вопросов лектору (выступающему). 1 вариант – тип вопросов и их количество определяется преподавателем. 2 вариант – преподаватель определяет только тип вопросов. 3 вариант – преподаватель определяет только количество вопросов. 4 вариант – без рекомендаций относительно типа вопросов и их количества.

7. Подготовка вопросов лектору (выступающему) с использованием техники «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» Может быть использована как до изучения темы, так и по завершению изучения. Можно начать работу с этим приемом, воспользовавшись ключевыми вопросительными словами. ? («толстые» вопросы) ? («тонкие» вопросы) Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если... ? Что, если... ? и др. Кто …? Что …? Когда …? Может..? Будет...? Мог ли... ? Было ли …? Согласны ли Вы… ? Верно ли …? и др. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левую – вопросы, требующие развернутого, аргументированного ответа.

8. Определение перед началом аудиторного занятия проблемного вопроса, ответ на который студенты должен дать (письменно или устно) в заключение занятия. 9. Привлечение студентов к чтению фрагментов лекции (15-20 мин), проведению фрагментов семинарских занятий при предварительной подготовке его преподавателем.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМЕ ПЛАНОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ, ТВОРЧЕСКИХ КОНТАКТОВ

СРСП 1. Выделение вопросов для самостоятельного изучения. 1 вариант – с указанием источников и литературы для подготовки; 2 вариант – с самостоятельным подбором студентом источников и литературы. 2. Различные виды конспектирования монографий, статей, первоисточников. 1 вариант – конкретный источник определяет для студента преподаватель; 2 вариант – конкретный источник студент выбирает самостоятельно из предложенного преподавателем списка; 3 вариант – конкретный источник студент выбирает самостоятельно с учетом определенной темы. Конспект – краткая запись содержания чего-либо, выделение главных идей и положений работы Компоненты содержания: в плановых конспектах – соответствие определенной части конспекта плану; в текстуальных конспектах – цитаты; в свободных конспектах – сочетание выписок, цитат, тезисов; в тематических конспектах – ответы на поставленные вопросы по нескольким источникам. Обращаем внимание, что отдельные формы и методы могут быть использованы для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

3. Решение задач и выполнение упражнений, заданий и т.п. 1 вариант – конкретные задачи (упражнения, задания) определяет для студента преподаватель; 2 вариант – конкретные задачи (упражнения, задания) студент выбирает самостоятельно из предложенного преподавателем списка. 4. Подбор иллюстративного материала (примеров) для фрагментов учебного текста. 1 вариант – фрагмент и характер иллюстрации (примера) определяет для студента преподаватель; 2 вариант – фрагмент определяет для студента преподаватель, характер иллюстрации (примера) студент определяет самостоятельно; 3 вариант – характер иллюстрации (примера) определяет для студента преподаватель, фрагмент учебного текста студент определяет самостоятельно; 4 вариант – фрагмент и характер иллюстрации (примера) студент выбирает самостоятельно из предложенного преподавателем отрывка учебного текста.

5. Аннотирование текста. 1 вариант – конкретный источник определяет для студента преподаватель; 2 вариант – конкретный источник студент выбирает самостоятельно из предложенного преподавателем списка; 3 вариант – конкретный источник студент выбирает самостоятельно с учетом определенной темы. Аннотация – краткая характеристика текста, книги, статьи, раскрывающая содержание. Фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора. Компоненты содержания: основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения; значимость текста.

6. Подготовка отзывов. 1 вариант – конкретный источник определяет для студента преподаватель; 2 вариант – конкретный источник студент выбирает самостоятельно из предложенного преподавателем списка; 3 вариант – конкретный источник студент выбирает самостоятельно с учетом определенной темы. Отзыв – критическое суждение, мнение, содержащее оценку чего-либо. Компоненты содержания: заключение о соответствии работы заявленной теме; оценка качества выполнения исследования; оценка полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы; заключение.

7. Рецензирование текстов, в том числе – рецензирование творческих работ однокурсников, например, рефератов, курсовых работ, эссе. 1 вариант – конкретный источник определяет для студента преподаватель; 2 вариант – конкретный источник студент выбирает самостоятельно из предложенного преподавателем списка; 3 вариант – конкретный источник студент выбирает самостоятельно с учетом определенной темы. Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, предполагающее краткое объективное воспроизведение взглядов автора и научно- обоснованное оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемого источника.

8. Разработка презентации по конкретной теме или проблеме 9. Привлечение студентов к научно- исследовательской работе. 10. Разработка проектов индивидуально или в творческих группах. 11. Составление библиографического списка по конкретной теме, проблеме.

Нетрадиционные технологии и приемы организации самостоятельной работы студентов

Организационные формы внеаудиторной учебно-познавательной деятельности Профильная лаборатория Образовательный туризм Тематический клуб Индивидуальный образовательный проект Социальные проекты И т.д.

Разработать анкету и провести анкетирование Составить библиографию, Обзор сайтов Обработать результаты ЗАДАНИЕ Составить словарь основных понятий Подготовить презентацию Выступить на конференции Комплексное задание

Вперед мы уже шли. Теперь давайте пойдем в сторону здравого смысла. Анатолий Рас

ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

1. Общие требования: Позволяют отразить профессионально - деятельностную значимость предлагаемых рекомендаций с точки зрения основных тенденций, целей и направлений совершенствования самостоятельной работы

1. Общие требования: Актуальность рекомендаций; Новизна (оригинальность) идеи; Системность (для отдельного занятия или целого курса); Эффективность реализации.

2. Специальные требования: Позволяют отразить компетентность автора идеи и содержательность методических рекомендаций с точки зрения полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям

2. Специальные требования: 1.Полнота структуры методических рекомендаций: предполагаемая аудитория (курс, факультет, дисциплина); цели самостоятельной работы; основные формы самостоятельной работы; средства, необходимые для выполнения самостоятельной работы (литература, дидактические материалы, видео- или аудиоматериалы и др.);

2. Специальные требования: 1.Полнота структуры методических рекомендаций: психологические и педагогические приемы достижения цели; описание планируемых результатов самостоятельной работы и критерии их оценивания; задания и рекомендации по их выполнению.

2. Специальные требования: 2) степень проработанности структурных элементов; 3) согласованность структурных частей

3. Практические требования: Позволяют отразить степень обоснованности методических рекомендаций с точки зрения возможности их воплощения и жизнеспособности

3. Практические требования: реалистичность рекомендаций (соответствие целей и задач реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности методических рекомендаций разного рода ресурсами); управляемость (наличие плана и способов действий по реализации методических рекомендаций).

ТИПЫ СРС ДЛЯ СТУДЕНТОВ КАЗНМУ ПО КУРСАМ

Четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, соответствующие их учебным возможностям: I.Копирующие действия студентов по заданному образцу. II.Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы памяти. III.Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным методам. IV.Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Оценка самостоятельной работы осуществляется с учетом уровневой дифференциации Первый уровень – дословное и преобразующее воспроизводство информации (репродуктивные умения). Второй уровень - самостоятельная работу по образцу (логические умения). Третий уровень – реконструктивно-самостоятельные работы (умения систематизации и анализа). Четвертый уровень – эвристические самостоятельные работы (поисковые, частично исследовательские умения). Пятый уровень – творческие (исследовательские) самостоятельные работы (саморазвитие, проектирование и преобразование своих действий).

КурсТип СРСФорма контроля 1 курс - Выполнение контрольных заданий - Зарисовка - Составление схем - Решение задач - Поиск ответа на поставленные вопросы для полготовки к семинарским/ лабораторным/практическим занятиям или для сдачи раздела тем - Создание глоссария по терминологии Проверка - Письменного выполнения задания - Правильности схем и рисков и умение студента их правильно объяснить - Опрос по вопросам подготовки к семинарским/лабораторным/практическим занятиям или при сдаче раздела темы путем устного контроля или тестирования - Проверка смыслового знания термина 2 курс - Написание реферата по литературным источникам на заданную тему - Составление учебных таблиц - Создание наглядных пособий для занятий - Создание глоссария терминологии - Публичная защита реферата путем изложения своего мнения о собранных литературных источниках по заданной теме - Проверка правильности составления учебных таблиц - Защита наглядного пособия путем изложения учебного материала * Все эти виды деятельности необходимо рецензировать у курирующего преподавателя - Проверка смыслового знания термина

3 курс- Написание реферата с собственноручным набором материала - Написание эссе на заданную тему - Поиск литературы для будущего научного проекта - Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность больниц, поликлиник, стационаров - Создание глоссария терминологии - Публичная защита реферата и грамотное изложение результатов, полученных во время обработки материала и умение отвечать на поставленные вопросы - Защита эссе, грамотное изложение своих мыслей по заданной теме - Умение анализировать литературные источники и определять тенденции научных изысканий - Сдача тестов или устных/письменных зачетов или экзаменов по знанию нормативных актов - Проверка смыслового знания термина

4 курс- Участие в научном проекте - Создание учебного фильма - Организация и подготовка доклада по заданной теме для круглого стола или конференции - Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность медицинских работников - Аналитическая записка о деятельности подразделения практического здравоохранения - Отчет об участии в научном проекте и личный вклад студента. * О личном вкладе студента в научный проект должен дать рецензию руководитель проекта или курирующий преподаватель - Публичная защита учебного фильма и грамотное изложение материала в нем - Публичная защита материала доклада на заседании круглого стола или конференции * Работа должна рецензироваться у заведующего кафедрой или руководителя НИРС-УИРС. - Сдача тестов или устных/письменных зачетов или экзаменов по знанию нормативных актов - Защита аналитической записки студентом * Аналитическую записку необходимо рецензировать у главного врача подразделения практического здравоохранения

5 курс- Участие в научном проекте - Введение планового или стандартизирован ного больного под руководством преподавателя - Отчет об участии в научном проекте и личный вклад студента. * О личном вкладе студента в научный проект должен дать рецензию руководитель проекта или курирующий преподаватель - Мини клиническая конференция, на которой студенты представляли бы историю болезни, методы диагностики, результаты диагностики, путь постановки диагноза больного, методику в его лечении и тенденции к процессе выздоровления, а также анализ ошибок. Также студенты должны быть теоретически подготовлены для ответов на поставленные вопросы * курирующий преподаватель или практикующий врач должны дать рецензию на работу студента и его характеристику.

Оценка за самостоятельную работу с указанием баллов заносится в «Учебный журнал» (корректирующий, констатирующий итоговый уровень) и отражается у студента в его «Портфолио»

Студент может самостоятельно контролировать полученные знания и навыки, пользуясь тестами и вопросами для самоконтроля и т.д. Результаты самостоятельной работы студента должны контролироваться преподавателем. Эти результаты должны оцениваться и учитываться в ходе итоговой аттестации студента по изучаемой дисциплине. Наиболее приемлемой формой оценки результатов работы студента по изучаемой дисциплине является бальная.

Основные формы самостоятельной учебной работы : работа над конспектом лекции; подготовка к практическому занятию: производится, как правило, с использованием методических пособий; подготовка к семинарскому занятию производится по правилам выполнения задания практической работы, обычно по определенному вопросу и более или менее узкому кругу литературы; доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы: этот вид самостоятельной работы студентов особенно важен в том случае, когда изучаемый предмет содержит много неоднозначно трактуемых вопросов, проблем; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; консультации по сложным, не понятным вопросам лекции, семинаров, зачетов; подготовка к зачету: данная форма самостоятельной работы может быть весьма разнообразной по своей сути, т.к. сам зачет бывает различным; подготовка к экзамену: один из самых ответственных видов самостоятельной работы и в то же время возможность сэкономить большое кол-во времени в период сессии, если эту подготовку начинать заблаговременно; выполнение междисциплинарного учебно- исследовательского проекта; выполнение внутридисциплинарной, объединяющей модули, самостоятельной работы.

Для успешного выполнения самостоятельной работы должны быть созданы определенные условия: мотиварованность задания; четкая постановка задач; алгоритм, метод выполнения работы; четкое определение преподавателем форм отчетности, сроки выполнения; критерии оценки, отчетности и виды и формы контроля.

Процесс организации СРС включает в себя следующие этапы: Подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования); Основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы); Заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда

Организация СРО с использованием дистанционной формы обучения осуществляется на основании «Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан» утвержденные приказом и.о. министра образования 404 от 19 июля 2006г.

Условия применения дистанционного обучения для организации СРО в образовательном процессе: материально-технических условий для реализации информационно- коммуникационных и дистанционных технологий обучения; контента (содержания) образовательных программ по специальностям на электронных носителях; кадрового состава, подготовленного к виртуальному взаимодействию субъектов образовательного процесса.

Основные технологи используемы в образовательном процессе медицинского вуза: дистанционное обучение на основе кейс- технологий; дистанционное обучение на основе ТВ- технологий.

Субъектами формы дистанционного обучения являются обучающиеся и работники КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова.

Необходимым условием организации учебного процесса при дистанционной форме обучения является наличие в КазНМУ: образовательного Интернет-портала со страницами, содержащими учебно- методическую и учебно-административную информацию для обучающихся; оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение); различных терминалов: мультимедийных классов, электронных читальных залов; учебного контента (собственного и/или приобретенного) на CD, DVD дисках; сетевого учебного мультимедиа контента (собственного и/или приобретенного); тестирующих комплексов; профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного и технического персонала, прошедшего соответствующую подготовку; мультимедиа лабораторий для создания собственного контента (локального и сетевого); сетевых тестирующих комплексов; сетевых систем управления обучением (Learning Management Systems - LMS); систем управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS).

Система консультаций при реализации СРО с применением технологий дистанционного обучения может предусматривать консультации в нескольких видах: очные индивидуальные (в отдельных случаях по инициативе обучающего); дистанционные индивидуальные (рецензии на контрольные и аттестационные работы, по телефону, через , чат, форум); дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ - часто задаваемых вопросов на Web- сайте, в виде телеконференций).

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ СРС И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

Реферат это письменная аналитическая работа по одному из актуальных вопросов теории или практики государственного строительства, организации государственной службы, новой государственной кадровой политики, экономической стратегии и тактики, функционирования институтов власти и управления, политики государства в определенных сферах жизни общества и т. п. В содержании реферата теоретический материал должен составлять 30 %, практический материал, имеющий прикладной характер (на основе местного опыта, отражающего специфику региона или отрасли) – 70 %. Реферат в переводе с латинского означает «пусть он доложит». Поэтому, по сути, это обобщенная запись идей (концепций, точек зрения ученых, а также общественных деятелей) на основе самостоятельного анализа различных или рекомендованных источников и предложение авторских (оригинальных) выводов. Чтобы изложить свое собственное мнение по определенной проблеме, требуется: во-первых, хорошо знать материал, а во-вторых, быть готовым умело передать его содержание в письменной форме, сделать логичные выводы. В реферате должны присутствовать характерные поисковые признаки: раскрытие содержания основных концепций, цитирование мнений некоторых специалистов по данной проблеме. При написании текста реферата документированные фрагменты сопровождаются комментариями. Реферат носит исследовательский характер и содержит результаты творческого поиска автора. В заключении подводятся главные итоги авторского исследования в соответствии с выдвинутой целью и задачами реферата, делаются обобщенные выводы или даются практические рекомендации по разрешению исследуемой проблемы в рамках государства, региона, отрасли или сферы управления.

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" – взвешивание. Это рассуждение небольшого объема, свободная трактовка какой-либо проблемы, аргументированный интеллектуальный поиск. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно- популярный, беллетристический характер.

Эссе – это самостоятельная письменная работа на предложенную тему. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики различных тематик формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д. Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств. Старайтесь выражаться ясно и точно, фразы и формулировки эссе должны быть отшлифованы и отточены. В эссе, как и во всех работах должна прослеживаться внутренняя логика.

Структура эссе: 1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1); 2. Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования, а далее нужна последовательность аргументов, подтверждающих ответ. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». 3. Основная часть – теоретические и практические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы, а также собственный опыт. 4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Заключение должно содержать ответ на вопрос: «Что можно сказать о проблеме, поставленной в начале эссе?». В эссе оценивается отношение к исследуемой проблеме, умение ее аргументировать, самостоятельность и оригинальность мышления.

Аналитическая записка самостоятельно выполненная творческая работа, в содержании которой прослеживается тщательно проведенный анализ по актуальным вопросам деятельности государственного органа либо структурного подразделения или развития региона, отрасли, сферы управления. Студент самостоятельно выбирает название аналитической записки. В содержании аналитической записки рекомендуется приводить ссылки на программные документы, принятые Правительством Республики Казахстан, и ежегодные Послания Президента Республики Казахстан.

Аналитическая записка При проведении анализа излагаются проблемные вопросы, если есть необходимость можно отразить мнения специалистов и экспертов, состояние на момент проведения анализа, попытки его разрешения и новое разрешение проблемы. Автор излагает свою точку зрения с позиции специалиста. Аналитическая записка дает возможность оценить умение слушателей дать объективную оценку ситуации, стратегически и конструктивно подойти к решению данной проблемы. В заключении студент должен отразить конкретные предложения, меры и рекомендации по решению анализируемой проблемы.

Требования к выполнению самостоятельной работы студента: І. Структура и объем самостоятельной работы студента 1.1. Самостоятельная работа студента (СРС) должна содержать следующие структурные элементы: 1) титульный лист (первая страница аналитической записки, реферата) 2) содержание; 3) введение (цель, задачи); 4) основная часть (может состоять из глав, этапов); 5) заключение (должно содержать выводы, предложения, рекомендации по содержательной части выполненной работы, проведенному анализу, проблемной ситуации, ожидаемые результаты); 6) список использованных источников; 7) перечень сокращений, символов и условных обозначений (при необходимости); 8) приложения, слайды (при необходимости) Объем самостоятельной письменной работы должен составлять 10 – 15 страниц печатного текста. Аналитическая записка

Правила оформления самостоятельной работы студента Самостоятельная письменная работа должна быть распечатана на компьютере на одной стороне листа формата А4. Шрифт - Times New Roman, размер шрифта – 14 пт, междустрочный интервал – одинарный, красная строка – 1 см. Форматирование выравниванием по ширине страницы. Поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.

Исходя из обобщенной практики подготовки письменных работ, рекомендуется соблюдать следующую логическую последовательность осмысление избранной темы (проблемы) для освещения в письменной работе и формирование соответствующего замысла; поиск информационных и литературных источников; систематизация материалов и разработка плана написания работы; написание содержательной части работы; техническое оформление.

Студенткам рекомендуется придерживаться следующих параметров выполнения содержательной части СРС: 1) в работе формулируется актуальность темы, цели и задачи, теоретическая и практическая значимость; 2) в содержании работы теоретический материал должен составлять 30 %, практический материал, имеющий прикладной характер – 70 %. 3) в работе необходимо отразить свое видение разрешения проблемной ситуации, провести анализ, всесторонне осветить все проблемные вопросы и возможные пути их решения, развития и совершенствования в виде рекомендаций; 4) в работе должна быть соблюдена логическая последовательность и взаимосвязь частей работы; 5) работа должна быть эстетически оформлена, без грамматических и стилистических ошибок.

«Самостоятельные мысли вытекают из самостоятельно приобретенных знаний» К.Д.Ушинский