Архаичные формы слов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Выполнила Акопян Нелли, Ученица 9 а класса МБОУ СОШ 15 Руководитель Шекурова Людмила Степановна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Орфографические нормы. Пунктуационные нормы.
Advertisements

Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Cказуемое Фотина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 г. Калуги.
Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике правила употребления слов, словосочетаний и т.д.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ « БАЛАКОВСКИЙ МЕДЕЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ » ТЕМА : « НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО.
Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.
Наука о языке родилась из филологии- науки о текстах. В древности именно изучение священных или просто очень важных текстов и необходимость толковать их,
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. - Расширить представление о сказуемом, его признаках. - Дать понятие о простом глагольном сказуемом и способах.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Причастие как часть речи Автор проекта Андрей Д..
ОлегАндрей Олег, зачем ты так много времени посвящаешь изучению теории синтаксиса ? Я уверен, что расставить знаки препинания можно и без штудирования.
Тема: Употребление существительных в родительном падеже Сактаганова. Н. А.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
II МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАУЧНЫХ КНИГ» НОМИНАЦИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Рассказы о синонимах А втор: Логачёва Ксения, ученица.
Добрый день, уважаемые гости и ребята!. роток каспта лсной водороль прилага т ельное расттельный сложиь лефон изагать обии и в в ть изл л жеен доой.
Синтаксический разбор простого предложения ( 4) Урок русского языка в 5 классе учителя МОУ «Лицей 3» г. Чебоксары Семёновой Л.Ю.
РУССКИЙ ЯЗЫК © Вишнякова Ольга Викторовна, 2010 РУССКИЙ ЯЗЫК Морфемика и словообразование Лексика и фразеология Морфология.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
1 Мода пушкинского времени и ее отражение в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Транксрипт:

Архаичные формы слов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Выполнила Акопян Нелли, Ученица 9 а класса МБОУ СОШ 15 Руководитель Шекурова Людмила Степановна, Учитель русского языка и литературы

Литературный язык обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами. Языковая норма - это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.

Грамматические - правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения. Лексические - правила применения слов в речи. Орфоэпические - это произносительные нормы устной речи. устныеписьменные Орфографические Пунктуационные

«О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А.Крылова» А.С.Пушкин 1825г.

Цель: Изучение архаичных форм слов языка романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», сравнение с современными нормами литературного языка. Задачи: 1. Рассмотреть особенности развития русского языка в XVIII-XIX веках. 2. Проанализировать употребление архаичных форм слов в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» на уровне орфоэпии, морфологии, синтаксиса и лексики. 3. Определить роль А.С.Пушкина и его произведения «Евгений Онегин» в становлении русского литературного языка.

Роман был начат 9 мая 1823 года (Южная ссылка); 25 сентября 1830 года (Болдинская осень) – роман закончен. Первая глава романа была опубликована в 1825 году. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет.

1. Европеизмы «...Но панталоны, фрак, жилет Всех этих слов на русском нет; А вижу я, винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо меньше б мог Иноплеменными словами...» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 2. Слова церковно-славянского языка «Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и французской утонченности. Грубость и простота ему более пристали. Проповедую из внутреннего убеждения, но по привычке пишу иначе». А.С. Пушкин 3. Слова народного разговорного языка «Не знаю, какой словесности отдать предпочтение, но есть у нас свой язык; смелее: обычаи, история, песни, сказки и проч.» А.С. Пушкин

Роман «Евгений Онегин» Современная норма Ударение на окончании в существительных женского рода множественного числа : Онегин был готов со мною Увидеть чуждые страны. («Евгений Онегин», I, LI.) Словарь Т.Ф.Иванова «Новый орфоэпический словарь русского языка» (2007 ) Страна- мн.ч. страны

Роман «Евгений Онегин»Современная норма В языке романа нашло отражение французское влияние ударения в слове музыка. Музыка уж греметь устала. («Евгений Онегин», I, XXVIII.) …Ах, новость, да какая! Музыка будет полковая ! («Евгений Онегин», V, XXVIII.) Словарь Т.Ф.Иванова «Новый орфоэпический словарь русского языка» (2007 ) Музыка, музыки, о музыке

Роман «Евгений Онегин»Современная норма Латынь из моды вышла ныне: Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по- латыне. Чтоб эпиграфы разбирать… («Евгений Онегин», I, VI.) Словарь Т.Ф.Иванова «Новый орфоэпический словарь русского языка» (2007 ) Эпиграф, эпиграфа, об эпиграфе, мн. эпиграфы. Словарь Л.И. Скворцова «Большой толковый словарь правильной русской речи» 2007 Эпиграф, эпиграфа, эпиграфы, (устарелое – эпиграф, эпиграфа)

Роман «Евгений Онегин»Современная норма Формы инфинитива на –ть. Но Ленский, не имев, конечно, Охоты узы брака несть, С Онегиным желал сердечно Знакомство покороче свесть («Евгений Онегин», II, XIII) Не в силах Ленский снесть удара; Проказы женские кляня, Выходит, требует коня и скачет. («Евгений Онегин», V, XLV Комплексный словарь русского языка под ред. А.Н. Тихонова 2008 Нести – перех. нф нести. Вести перех. нф вести.

Роман «Евгений Онегин» Современная норма Окончания имен прил. Р.П. ж.р. И тайна брачныя постели, И сладостный любви венок Его восторгов ожидали. («Евгений Онегин», IV, L). Л.И. Скворцова «Большой толковый словарь правильной русской речи» 2007 Бревенчатый, бредовый (Р.п. бревенчатой, бредовой)

Роман «Евгений Онегин»Современная норма Написание -ы в окончании именительного и винительного падежа множественного числа слов среднего рода. И за столом у них гостям Носили блюды по чинам. (II, XXXV) Мелькали селы; здесь и там Стада бродили по лугам. (ІІ, І) Обманы, сплетни, кольцы, слезы. (IV, VIII) Т.Ф.Иванова «Новый орфоэпический словарь русского языка» (2007 ) Блюдо – мн.ч. блюда Комплексный словарь русского языка под ред. А.Н. Тихонова 2008 Блюдо – мн.ч. блюда Село – мн.ч. села Окно – мн.ч. окна Кольца – мн.ч. кольца Письмо – мн.ч. письма

Роман «Евгений Онегин»Современная норма Хранил он в памяте своей («Евгений Онегин», I, VI). Что дядя при смерти в постеле.. («Евгений Онегин»,I, LII) Комплексный словарь русского языка под ред. А.Н. Тихонова 2008 Память, ж. памяти Постель, ж, постели мн. постели

Роман «Евгений Онегин» Современная норма И нечто, и туманну даль («Евгений Онегин», II, X) Тайну прелесть находила («Евгений Онегин», V, VII) Школьный словарь строения и изменения слов русского языка Л.Д. Чеснокова С.П. Чесноков 2007 Туманный – прил. В. туман-н-ую Л.И. Скворцова «Большой толковый словарь правильной русской речи» 2007 Тайный, -ая, -ое, -ую (В.п.)

Роман «Евгений Онегин» Современная норма Они поют и с небреженьем Внимая звонкий голос их.. («Евгений Онегин», III, XL) Словарь Л.И. Скворцова «Большой толковый словарь правильной русской речи» 2007 Внимать несов. Книжн. Слушать с большим внимание, заинтересованностью, внимать кому- чему-нибудь. Например: внимать просьбе. В русском литературном языке 19 века глагол внимать мог употребляться в конструкции внимать кого, что. Современное литературная норма расценивает такое употребление как устарелое, архаичное.

Роман «Евгений Онегин» Современная норма Я к вам пишу…(«Евгений Онегин», III) Письмах Пушкина : « Я не писал к тебе…», «Я писал тебе на днях…». Л.И. Скворцова «Большой толковый словарь правильной русской речи» 2007 Писать. Обращаться к кому- либо или куда-либо с письмом (писать родителям, сыну) Нормой считается беспредложное управление : писать кому.

Роман «Евгений Онегин»Современная норма Татьяна прыг в другие сени С крыльца на двор, и прямо в сад. («Евгений Онегин», III, XXXVIII) А.А.Шахматов называет слова типа ˝шлеп, дрыг˝ глагольными междометиями. В.В.Виноградов - ˝глагольно- междометными формами». А.А.Потебня называет такие слова ˝усеченными глагольными формами˝, ˝чистые корни такого значения в русском, несмотря на отсутствие внешних указаний, взяты из готовых глаголов˝ А.М.Пешковский: ˝Мы назвали бы эту категорию (формы типа хлоп, прыг) ультрамгновенным видом русского глагола»

Он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил, И из уборной выходил Подобный ветреной Венере, Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад. («Евгений Онегин»,I, XXV) В 19 в. произошел отчетливый сдвиг нормы со словами, обозначающими зрелищные представления и места, где они происходят( спектакль, театр, маскарад) В 19 в. чаще употребляли предлог в, что и находит отражение в романе. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь- справочник., М, Предлоги в-на различаются устарелым характером одного из предлогов: Были в концерте ( устар.)-Были на концерте.

А.С. Пушкину в наследство досталось три основных пласта литературного языка (европеизмы, церковно-славянские слова, народный разговорный язык), но особое значение поэт придавал третьему пласту – народной разговорной речи; В одном романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин употребляет архаичные формы слов, относящихся к совершенно разным разрядам (по теории М.В. Ломоносова), тем самым смешивает все три стиля; Тщательно отбирая слова и выражения из народной речевой практики, Пушкин вводит их в языковую ткань своего произведения и делает разговорную речь простого народа подлинной основой языка романа «Евгений Онегин»; Основная роль А.С. Пушкина и произведения «Евгений Онегин» видится в том, что формы народной разговорной речи могут соседствовать с европеизмами, словами церковно-славянского языка в одном произведении.

Горбачевич К.С. «Нормы современного русского литературного языка», Москва, Просвещение 1981 г Иванов Т.Ф. «Новый орфоэпический словарь русского языка» (2007 ) Скворцов Л.И. «Большой толковый словарь правильной русской речи» 2007 Тихонов А.Н. Комплексный словарь русского языка 2008 Шанский Н.Н «Художественный текст под лингвистическим микроскопом» Москва, Просвещение, 1996 г