Эволюция управленческой мысли 1. Модели управления как форма эволюции управленческой мысли. 2. Сущность понятия «модель управления». 3. Зарубежные модели.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Advertisements

Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
1.Понятие и виды государственного управления 2.Функции и методы государственного управления 3.Ведущие школы и направления в теории государственного управления.
Основы функционирования политической системы Лекция 2. Власть как центральный элемент политики.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Политическая система. Презентация по политологии ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
ОСНОВНЫЕ понятия «публичное управление» В.Л. МОЛОЖАВЕНКО.
МЕНЕДЖМЕНТ «Самоуправление как метод менеджмента».
1.Понятие и виды государственного управления 2.Функции и методы государственного управления 3.Ведущие школы и направления в теории государственного управления.
Исполнительная власть и государственное управление.
Роль экономики в жизни общества 1. Экономика как подсистема общества. 2. Экономика и уровень жизни. 3. Экономика и социальная структура общества. 4. Экономика.
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций к. э. н., доц. Павлова Е.Г. Тема: «Сущность менеджмента, эволюция управленческой мысли» Вопросы: 1. Менеджмент, как понятие, отражающее.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Экономические системы Лекция 3. План лекции Понятие экономической системы и ее структура Типы экономических систем: различные критерии и классификации.
Транксрипт:

Эволюция управленческой мысли 1. Модели управления как форма эволюции управленческой мысли. 2. Сущность понятия «модель управления». 3. Зарубежные модели управления. 4. Условия формирования российской модели управления.

Сущность понятия «модель управления» В широком смысле «модель» - это аналог (изображение, описание, схема, план и т.п.) какого- либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование являются оригиналом Модель – это продукт моделирования, т.е. процесса, в котором участвуют объект моделирования и субъект. Модель управления вынашивается и формируется десятилетиями и даже веками. Модель управления – теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на субъект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеустойчивость.

Модели управления Координация (лат. Coordinatio - сорасположение) – такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочение, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью. Управление в форме координации свойственно тождественным целостностям, которые ни при каких условиях не могут взять одна над другой. «Координация по мнению В.Г. Афанасьева – выражает пространственную упорядоченность компонентов системы, упорядоченность по горизонтали. Здесь речь идет о взаимодействии компонентов одного уровня организации». Афанасьев В.Г. Системность и общество. С.115.

Социальное партнерство как модель координации социально-трудовых отношений По мнению В.А. Михеева, «социальное партнерство – это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей),органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления достижения консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально- экономического и политического развития». Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. М.: Экзамен, С. 23. Социальное партнерство – это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества (властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей). Социальное партнерство – это система координации отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально- профессиональных групп, общностей, слоев.

Модели управления Субординация (лат. subordinatio - соподчинение) – другая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой- либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. Вместо сорасположения (как в координации), здесь действует соподчинение. В.Г. Афанасьев отмечает: «Субординация... есть вертикальная упорядоченность, подчинение и соподчинение компонентов. Здесь речь идет уже о взаимодействии компонентов различных уровней». Афанасьев В.Г. Системность и общество. С.115.

Модели управления Особенности субординации Одни социальные общности оказывают направляющее воздействие на другие, вследствие чего последние начинают выполнять функции, которые им раньше не были свойственны. Значительное изменение функций зависимыми общностями способно привести к изменению их совокупных характеристик и даже качеств в целом. Новые функции и новые качества социальных общностей создают предпосылки для возникновения новых субординационных зависимостей, отличающихся еще большей сложностью. Субординация – всегда должна представлять собой двухсторонний процесс. Высшее только потому высшее, что есть низшее. Разделение на высшее и низшее всегда очень условно, граница между ними подвижна и неустойчива. Специфика социальных субординаций проявляется в том, что здесь в большей мере и в более развернутом виде осуществляется взаимный контроль. Не только высшее контролирует низшее, но и низшее способно контролировать высшее.

Модели управления Реординация (лат. rejrdination - переподчинение) – третья модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой или одних сторон, частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали. Реординация является постоянным спутником не только субординации, но и координации. Например, в России в настоящее время в системе государственного управления все силовые министерства переподчинены президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя правительства.

Классификация моделей управления По виду преобладающей собственности на средства производства Капиталистическая, социалистическая, корпоративная По степени рыночного влияния на экономику Рыночная (либеральная), Рыночная элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая) По характеру реализации властных полномочий руководством Авторитарная, демократическая

Классификация моделей управления По критерию «встроенности» человека в систему производительных сил Доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная По принадлежности к соответствующим школам управления Школа научного менеджмента ( Р. Оуэн, Ф. Тейлор, Ф., Джилбрет, Г. Эмерсон ), школа рациональной бюрократии ( М. Вебер ), административная школа ( А. Файоль ), «классическая школа» ( Муни, Рейли, Урвик, Гьюлик ), школа НОТ ( А. Богданов, А. Журавский, Ф. Дунаев, А. Гостев, Н. Витке, Ф. Дунаевский, П. Керженцев), школа человеческих отношений, мотивационная школа ( Э. Мэйо ), школа «организационного поведения» ( К. Арджирис, Р. Лайкерт, А. Этциони, Б. Басс, Р. Блейк, Дж. Моутон )

Классификация моделей управления По территориальному происхождению и месту адаптации Российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская, китайская По роли и месту человека в системе управления Модель Д. Макгрегора ( теория X и теория Y ), модель У. Оучи ( теория Z ) По отдельным управленческим признакам Модель 7С «Счастливый атом» ( У. Питерс, Р. Уотермен ), модель управления по результатам ( Т. Санталайнен ), ситуационная модель По отношению к изменениям во внешней и внутренней среде Статическая ( традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная ( опережающая, инновационная ), динамическая (прогнозная, вероятностная, развития)