Государственное нормативное регулирование, стимулирование и мотивация энергосбережения Ушаков В.Я. д.т.н., проф., директор Регионального центра ресурсосбережения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Advertisements

ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности К полномочиям органов местного.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
УралСтройЭкспо. ЭнергоРесурсоСбережение «ЖКХ-Новые стандарты» ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
О проекте Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» Семашко С.А. заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
1 Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики О механизмах государственной поддержки энер О механизмах государственной поддержки энергоэффективных.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ Уральское Энергетическое Агентство (УЭА)
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Транксрипт:

Государственное нормативное регулирование, стимулирование и мотивация энергосбережения Ушаков В.Я. д.т.н., проф., директор Регионального центра ресурсосбережения Пленарный доклад на международной научной школе: «Энегосбережение – теория и практика»

Начало процессу формирования принципов и механизмов государственной политики энергосбережения РФ положено постановлением Правительства РФ от г 371 «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования, газа и нефтепродуктов» и одобренной в том же году Правительством РФ «Концепцией энергетической политики России».

Направления и формы господдержки в области ЭС ПЭЭ 1) содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области ЭС и ПЭЭ; 2) пропаганда энергосервисных договоров (контрактов); 3) содействие в разработке энергоэффективных объектов и технологий; 4) содействие в строительстве многоквартирных домов высокого класса энергоэффективности; 5) поддержка региональных и муниципальных программ в области ЭС и ПЭЭ; 6) реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергоэффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения производства и оборота, аналогичных по назначению товаров с низкой энергоэффективностью; 7) содействие в образовательной деятельности и информационной поддержке мероприятий по ЭС ПЭЭ; 8) иные предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергоэффективности направления. 9) поддержка инвестиционной деятельности, в частности, с применением мер стимулирующего характера (путём возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным на реализацию инвестиционных проектов в области ЭС и ПЭЭ) софинансированием расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований в этой сфере.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЭС и ПЭЭ Предусматривает наличие четырех базовых блоков институционализации: - создание и совершенствование законодательной базы; - разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ; - формирование фондов для консолидации финансовых средств; - научно-методологическое сопровождение и координация энергосберегающих политик разных уровней. Само институциональное развитие это – формирование эффективной налоговой, тарифной, таможенной, антимонопольной, инвестиционной политики государства.

Законодательство об ЭС и ПЭЭ Законодательство РФ об ЭС и ПЭЭ представляет собой многозвенную и многоуровневую систему, которая включает: федеральные законы и законы субъектов РФ, касающиеся энергосбережения; указы Президента РФ; нормативно-правовые акты федеральных органов власти, регулирующие отношения в области ЭС и ПЭЭ в пределах полномочий, определенных федеральными законами, указами Президента РФ, соответствующими постановлениями Правительства РФ; нормативно-правовые акты, принимаемые субъектами РФ во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ; муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в области ЭС и ПЭЭ, издаваемые во исполнение и в соответствии с нормативно- правовыми актами более высоких уровней власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, в том числе и в области ЭС и ПЭЭ, определено Конституцией РФ.

Порядок регулирования ЭС Нормативно-правовая база ЭС на уровне Федерации и Субъектов Федерации - правовая основа энергосбережения и один из основных реально действующих механизмов повышения эффективности использования ТЭР. В ведении субъектов РФ находятся вопросы регулирования в области электроэнергетики на уровне подразделений Единой энергетической системы ЕЭС России. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 90) устанавливает ответственность руководителей предприятий, учреждений, организаций за расточительное расходование электрической и тепловой энергии. Технические, финансовые, земельные и другие вопросы, сопряженные с энергосбережением, регулируются законами о техническом регулировании и защите прав потребителей, бюджетным, водным, лесным, земельным и др. законодательствами. Только за 2г. 3 мес. (с окт. 2008г. по янв.2011г.) издано 74 документа федерального и отраслевого уровня, посвященных ЭС или сопряженных с ЭС.

1. Федеральные законы 1.1) от ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». (В ред. Федеральных законов от N 33-ФЗ, от N 6- ФЗ, от N 38-ФЗ, от N 125-ФЗ, от N 122-ФЗ); 1.2) от ФЗ «Об энергосбережении»; 1.3) от Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»; 1.4) от ФЗ «О техническом регулировании»; 1.5) от ФЗ «Об электроэнергетике»;«Об электроэнергетике 1.6) от ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "Об электроэнергетике";

1.7) от ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую гражданского кодекса Российской федерации»; от ФЗ 1.8) от ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской федерации"»; 1.9) от ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов 1.10) от ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса 1.11) от ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона 1.12) от ФЗ «О саморегулируемых организациях»; 1.13) от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 1.14) от ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Указы Президента РФ 2.1) от «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭК РФ на период до 2010 года»; 2.2) от «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ»; 2.3) от « Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий»; 2.4) от «О мерах по снижению тарифов на электрическую энергию»; 2.5) от «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». 2.6) от г. 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

3. Постановления Правительства РФ 3.1) от «О государственной поддержке создания в РФ энергоэффективных демонстрационных зон»; 3.2) от «О неотложных мерах по энергосбережению»; 3.3) от «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы»; 3.4) от г «О включении электрической энергии в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации»; 3.5.) от «О ревизии средств учета электрической энергии и маркировании их специальными знаками визуального контроля»; 3.6) от «О совершенствовании порядка государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию"; 3.7) от «О возложении на Министерство топлива и энергетики РФ функций государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ 3.8) от «Методика определения лимитов потребления энергии организациями, финансируемыми из федерального бюджета»; 3.9) от «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России»;

3.10) от «О государственном энергетическом надзоре в РФ»; 3.11) от «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»; 3.12) от «О подпрограмме «Реформирование и модернизация коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на годы»; от «О Федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика на годы и на перспективу до 2010»» 3.14) от «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»; 3.15) от г. 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»; «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации 3.16) от «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; 3.17) от р «Об утверждении энергетической стратегии России на период до 2030 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации); 3.18) от «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности».

4.Государственные стандарты РФ 4.1) ГОСТ Системы информационно- измерительные; 4.2) ГОСТ Здания и сооружения. Методы измерения плотности потоков, проходящих через ограждающие конструкции; 4.3) ГОСТ Здания и сооружения. Методы определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций; 4.4) ГОСТ Здания и сооружения. Методы тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций; 4.5) ГОСТ Энергобаланс промышленного предприятия. Общие положения; 4.6) ГОСТ Нормы электромагнитной совместимости и качества электроэнергии; 4.7) ГОСТ Энергосбережение. Методика определения полной энергоёмкости продукции, работ, услуг; 4.8) ГОСТ Р Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие показатели;

4.9) ГОСТ Р Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования; 4.10) ГОСТ Р Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования; 4.11) ГОСТ Р Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Общие положения; 4.12) ГОСТ Р Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы; 4.13 ) ГОСТ Р Энергосбережение. Энергопотребляющее оборудование общепромышленного применения. Виды. Типы. Группы. Показатели энергетической эффективности. Идентификация; 4.14) ГОСТ Р Энергосбережение. Методика определения энергоёмкости при производстве и оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие положения; 4.15) ГОСТ (Межгосударственный стандарт). Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление.

Графическая модель взаимосвязей в системе энергосбережения

Федеральный закон РФ от г. 261-ФЗ В ФЗ 261 государственное регулирование в области ЭС и ПЭЭ обеспечивается путём установления: 1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергии и энергоресурсов; 2) запретов или ограничений производства и оборота в РФ товаров, имеющих низкую энергоэффективность, при условии наличия в обороте аналогичных по функциям товаров, имеющих высокую энергоэффективность; 3) обязанности по учёту используемых энергоресурсов; 4) требований высокой энергоэффективности зданий, строений и сооружений; 5) обязанности проведения обязательных ЭО; 6) требований к энергетическому паспорту;

7) обязанности проведения мероприятий по ЭС и ПЭЭ в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 8) требований высокой энергоэффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд; 9) требований к региональным и муниципальным программам; 10) требований к программам организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; 11) основ функционирования государственной информационной системы в области ЭС и ПЭЭ, распространения информации и реализации информационных программ; 12) порядка исполнения обязанностей, предусмотренных данным Законом; 13) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в соответствии с данным Законом.

Структура Закона Закон состоит из 10 глав, содержащих 50 статей. Гл.1. Общие положения Гл.2. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области ЭС и ПЭЭ. Гл.3. Государственное регулирование в области ЭС и ПЭЭ. Гл.4. Энергетическое обследование. СРО в области ЭО. Гл.5. Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли- продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов). Гл.6. Информационное обеспечение мероприятий по ЭС и ПЭЭ. Гл.7. ЭС и ПЭЭ в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Гл.8. Государственная поддержка в области ЭС и ПЭЭ. Гл.9. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об ЭС и ПЭЭ и ответственности за их нарушение. Гл.10. «Заключительные положения», посвященные внесению изменений в отдельные законодательные акты РФ, касающиеся вопросов ЭС и ПЭЭ.

Финансовые средства для реализации ФЗ 1) средства федерального бюджета целевого назначения; 2) средства бюджета субъекта РФ целевого назначения; 3) средства бюджета муниципальных образований целевого назначения; 4) средства фонда энергосбережения; 5) средства, образуемые за счет стоимости сэкономленных энергетических ресурсов организациями в результате выполнения ими энергосберегающих проектов, включенных в соответствующую программу ЭС и ПЭЭ; 6) средства, включенные в тарифы для потребителей на электрическую и тепловую энергию для финансирования мероприятий по ЭС и ПЭЭ; 7) средства, образуемые за счет кредитных ресурсов и проведения лизинговых операций при выполнении программных инвестиционных энергосберегающих мероприятий, включенных в соответствующую программу энергосбережения; 8) финансовые ресурсы, полученные при реализации международных и межрегиональных энергетических и экологических программ и проектов, обеспечивающих повышение энергоэффективности и сокращение выбросов парниковых газов; 9) иные внебюджетные источники.

Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.» Ответственный исполнитель Программы – Минэнерго РФ Соисполнители – 5 министерств: - Минэкономразвития - Мин-во промышленности и торговли, - Минрегионразвития - Минобрнауки - Минфин Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г р Сроки, этапы и финансирование реализации Программы: гг., в том числе: I этап гг. (35 * +208 ** *** млрд.руб.) II этап гг.(35 * +417 ** *** млрд. руб.) * Госбюджет, ** Бюджеты субъектов РФ, ** Сред-ва внебюдж. источников

Подпрограммы (9 шт.) I.Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в : 1) электроэнергетике 2) в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры 3) промышленности 4) сельском хозяйстве 5) на транспорте 6) государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг 7) жилищном фонде 8) субъектах Российской Федерации II. (9)Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Большинство мероприятий Программы будут осуществляться как инвестиционные проекты.

Цели Программы Снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости ВВП РФ на 13,5 %, что в совокупности с другими факторами позволит снизить энергоемкость ВВП на 40 % в гг. (структурные сдвиги в экономике; сдвиги в продуктовой структуре промышленности; рост цен на энергоносители; автономный технический прогресс (естественное повышение энергетической эффективности в процессе нового строительства и постепенной замены старого оборудования новым). Формирование в России энергоэффективного общества

Задачи Программы снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергет. услугами по доступным ценам; снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения; формирование системы управления ЭСиПЭЭ на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области ЭСиПЭЭ, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента; совершенствование нормативной правовой базы для активизации государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций для реализации проектов в области ЭСиПЭЭ; реализация механизмов, стимулирующих ЭСиПЭЭ, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала ЭСиПЭЭ; повышение объемов внедрения разработок российских научных организаций и высших учебных заведений, а также продукции российских производителей при реализации проектов в области ЭСиПЭЭ; сохранение и расширение потенциала экспорта энергетических ресурсов и доходной части федерального бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке; формирование механизмов стимулирования деятельности энергосервисных компаний; подготовка кадров в области ЭСиПЭЭ.

Нормирование и стандартизация Требования законов РФ, указов Президента РФ и постановлений Правительства об ЭС и ПЭЭ реализуются в постановлениях Федеральное агентство по метрологии и стандартизации и распорядительных документах отраслевых министерств, имеющих отношение к данной проблеме. В последних нормативно-правовая база трансформируется в нормативно-техническую базу. Норма потребления энергии в расчете на единицу выпускаемой продукции (в промышленности) или на единицу стоимости оказанных услуг на одного жильца (в сфере ЖКХ) является базовым параметром, от которого идет отсчет эффектов от ЭС и ПЭЭ. В промышленности нормирование энергопотребления включает разработку, утверждение и внедрение научно-обоснованных прогрессивных норм расхода ТЭР с целью их эффективного использования. Разрабатываются нормы в основном расчетно- аналитическим методом по статьям расхода на основе индивидуальных норм и соответствующих объемов производства продукции. Нормирование электропотребления в жилом секторе будет оставаться единственным способом установления размера платы потребителями до тех пор, пока все жилые дома не будут оборудованы счетчиками. Для бюджетных организаций установление лимитов в натуральном и стоимостном выражении регламентирует «Методика определения лимитов потребления энергии организациями, финансируемыми из федерального бюджета», (постановление Правительства РФ 555 от г.). Согласно этому документу, базовая величина лимита определяется как среднеарифметическое значение фактического потребления энергии за последние три года при условии, что в этот период условия потребления энергии не будут изменяться. Идет наработка нормативно-технической базы в строительстве, на основе которой можно будет осуществлять энергосберегающие проекты любой сложности по перевооружению и реконструкции жилых и производственных зданий.

Стандартизация и маркировка Стандартизация – эффективный инструмент реализации потенциала энергосбережения прежде всего там, где рыночные механизмы не стимулируют производителей к снижению энергоемкости продукции. 1. Функциями стандартов являются: предоставление потребителям объективной информации об оборудовании, гарантирующем определенные параметры эффективности; снижение риска финансовых институтов, обеспечение определенного уровня уверенности в отдаче инвестиций; частичное разрешение проблемы «размытости» стимулов к энергосбережению благодаря установлению критериев для различных агентов в цепочке формирования стоимости продукта. 2. Стандарты и их применение должны отвечать ряду требований: стандарты должны быть пригодными для изменений и совершенствований, отслеживающих развитие технологий и техники; их соблюдение должно систематически контролироваться; стандарты не должны допускать избыточное вмешательство государства в принятие экономических решений частными фирмами или домохозяйствами.

Маркировка Маркировка – один из способов: а) информирования потребителей о наиболее энергоэффективных товарах и б) стимулирования конкуренции производителей приборов и оборудования и побуждения их к выпуску энергоэффективной продукции.Федеральное агентство по науке и инновациям РФ ведет специальный проект по энергетической маркировке. ФЗ 261 делает обязательными: маркировку энергопотребляющих приборов и оборудования; включение в систему государственных и отраслевых закупок энергопотребляющей продукции в качестве обязательных характеристик параметры энергетической эффективности.(Среди многочисленных параметров, которыми должна обладать закупаемая продукция, энергоэффективность отсутствовала).

Экономическое стимулирование ЭС и ПЭЭ Сократить энергоемкость ВВП и повысить экологическую безопасность можно только при реализации активной государственной политики, сочетающей как государственное регулирование, так и рыночные механизмы заинтересованности в ЭС и ПЭЭ. Конкуренция лучше, чем государственное управление справляется с задачами ЭС и ПЭЭ, поскольку государство, приходя в экономику, решает в первую очередь политические проблемы (обеспечение социального мира). Но и без участия государства рынок сам по себе тоже не решает всех проблем! Лучшими способами стимулирования энергосбережения в производственной сфере является не ценовое давление, а налоговое стимулирование и другие методы выработки у потребителей положительных, а не отрицательных стимулов к внедрению энергосберегающих технологий и модернизации производства. Опыт контроля за всей хозяйственно-экономической жизнью страны, осуществляемого в нашей стране в годы советской власти, показал, что он мало эффективен в таких сложных и «деликатных» процессах как ЭС ПЭЭ.

Факторы, гасящие рыночные стимулы к энергосбережению 1. Потребителям, прежде всего населению, не хватает знаний о наиболее доступных и эффективных путях экономии энергии не в ущерб комфорту. 2. Потребителям необходимо решиться на значительные затраты, делать которые у них нет желания, а часто и средств. ЭС не очень привлекательно для потребителя, поскольку деньги на него надо тратить сейчас, а экономия средств может появиться спустя длительное время. Инвестиции в существенное снижение удельного энергопотребления окупаются обычно не ранее, чем через 3 года. 3. Поскольку потребители в большинстве своем не готовы платить сегодня ради будущего сокращения энергопотребления, то и производители энергопотребляющей продукции не заинтересованы в том, чтобы разрабатывать, выпускать или продвигать на рынок энергоэффективные технологии и устройства. 4. Экономия энергии крайне фрагментирована, т.е. потребители экономят в разных местах и понемногу, и поэтому экономия заметно не отражается на расходах домохозяйств. 5. Действия правительств ряда стран (прежде всего, развивающихся) подрывают стимулы и мотивы повышения энергоэффективности: многие отрасли промышленности, производящие и преобразующие энергоресурсы, находятся в государственной собственности, что снижает их заинтересованность в экономии энергии; более 20 % потребляемой в мире энергии субсидируется или продается по себестоимости; энергетические субсидии для государственных предприятий, топливные субсидии в нефтедобывающих страна, отсутствие в жилых домах индивидуальных счетчиков тепловой энергии и воды искажают цену энергоносителей, гасят стимулы к энергосбережению.

Системы материального поощрения персонала за экономию энергии и энергоносителей Системы материального поощрения персонала разработаны практически во всех отраслях, на предприятиях и в учреждениях. Их наиболее общие принципы: эффекты от энергосберегающих мероприятий, за которые поощряется сотрудник или подразделение, должны быть достоверными и подтвержденными результатами измерений; стимулирование должно быть системным и включать в себя как материальное, так и моральное поощрение, а также методы наказания за неэффективное использование энергетических ресурсов («принцип кнута и пряника» широко используется в странах с развитой демократией); материальное поощрение должно осуществляться из средств подразделений (служб), в интересах которых обеспечена экономия ресурсов.

Нематериальное стимулирование и мотивация персонала Стимулирование - это, в первую очередь: вовлечение в процесс управления энергосбережением; повышение осведомленности о результатах реализации программ энергосбережения; создание общественных объединений (групп) из работников разных подразделений, имеющих отношение к потреблению энергоносителей и энергообеспечению; организация конкурсов для работников предприятия и членов их семей на лучшее предложение по экономии электрической и тепловой энергии и энергоресурсов. Стимулировать [лат. stimulus] – побуждать к действию, давать толчок, служить побудительной причиной; поощрять. Мотивировать [фр. motiver] – обосновывать; приводить доводы и основания.

Основные мероприятия в информационной деятельности 1. Доходчивая и максимально приближенная к объекту воздействия социальная реклама (например, информационные стенды на подъездах домов). 2. Распространение среди населения книг и брошюр. 3. Распространение информационных материалов аудиовизуального характера на городском и пригородном транспорте. 4. Аудио- и видеоролики на радио и телевидении. 5. Размещение на упаковках бытовой техники памяток потребителям о рациональном потреблении электроэнергии. 6. Размещение в крупных торговых сетях звуковой информации и рекламы на плазменных панелях. 7. Хорошо продуманная по форме и содержанию система воспитания подрастающего поколения высокой культуре энергопотребления. Для этого в ряде регионов выпущена в свет соответствующая литература.

Продолжение 8. Проведение дней и месячников энергосбережения. 9. Организация выставок и конкурсов энергосберегающего оборудования и технологий. 10. Проведение конкурсов по экономии энергии среди потребителей. 11. Выпуск и распространение образовательной и просветительской литературы. 12. Включение разделов по энергосбережению в школьные и вузовские программы обучения. 13. Открытие в вузах специальностей и специализаций по энергосбережению. 14. Создание сети центров по повышению квалификации специалистов в области энергосбережения. 15. Более масштабное использование больших возможностей религиозных общин в воспитании бережливости у населения. (Во всех религиях расточительность порицается).