Семинар для воспитателей ФедеральныеГосударственныеТребования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы» Презентацию выполнила:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
Advertisements

Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС.
Портрет выпускника ДУ Автор: Вавилина Ольга Савватиевна, воспитатель МБОУ «ЕСШ» СП «Звездочка» п.Ерцево Коношского района Архангельской области.
ФГТ. ФГТ. Требования к выпускнику дошкольного учреждения интегративные качества ребенка - выпускника детского сада.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу Старший воспитатель детского сада 565 Фёдорова Елена Алексеевна.
Семинар «Формирование интегративных качеств у дошкольников» Материал подготовили: Безрукова Е. А. Абдрашитова Х.А. Панченко Л.А. Пашкова Е.В. МДОУ 26 г.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу. -владение основными культурно-гигиеническими навыками -сформированность основных физических качеств и потребности.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу методист структурного подразделения «Социально-психологическая деятельность» Прохорова Галина Александровна.
Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГТ. Р езультаты освоения дошкольниками примерной основной общеобразовательной программы должны быть сформированы в.
Интегративные качества ребенка как результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования Щурская Елена Евгеньевна, ст. преподаватель.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения Подготовка к школе.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Модель выпускника дошкольного образовательного учреждения Учитель-логопед: Волгина С.В.
ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА – ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ Учитель-дефектолог ГБОУ СК НШДС 1822 Васильева Елена Борисовна (высшая квалификационная категория)
Транксрипт:

Семинар для воспитателей ФедеральныеГосударственныеТребования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы» Презентацию выполнила: Заместитель заведующей по ВМР С.С.Щепетьева МКДОУ Детский сад 8 с.Кугульта

Дошкольное образованиеШкольное образование Специфика ребенка дошкольного возраста такова, что его достижения определяются не столько суммой ЗУН, а личностными качествами, которые обеспечивают ему психологическую готовность к школе. Каждый ребенок в школе должен достичь результатов: знать, уметь, владеть навыками. Отсутствует жесткая предметность.Присутствует жесткая предметность. Ведущий вид деятельности – игра.Ведущий вид деятельности – учебная деятельность. ФГТ дошкольного образования это требования к: ФГС общего образования это требования к: 1. к структуре основных образовательных программ. 1. к структуре основных образовательных программ, 2. к условиям их реализации. 3. к результатам реализации программ. Отличия дошкольного образования от общего образования (в школе). Но в ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Интегративные качества ребенка Содержательная характеристика Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный.Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый.Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Интегративные кач-ва (а не ЗУН), которые ребенок может приобреcти в результате освоения программы:

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

- познавательно-речевое, - физическое, - социально-личностное, -художественно- эстетическое. Например: «Познавательно-речевое развитие» направление включает образовательные области: «Познание», «Кругозор», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Инвариантная часть – обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом ДОУ, имеющем государственную аккредитацию. Это базис дошкольного образования, обеспечивающий полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования РФ. Вариативная часть – формируется участниками образовательного процесса, отражает специфику климатических, национальных, социально-экономических и других условий, видовое разнообразие дошкольного образования.

- совместная деятельность взрослого и детей, - свободная самостоятельная деятельность детей. Учебная деятельность возможна при осуществлении образовательного процесса с детьми 6-7 лет. Инвариантная (обязательная) часть – 96% Вариативная часть – 4%.

Выделено 10 образовательных областей: Физическая культура, Познание, Музыка, Труд, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Безопасность, Здоровье, Художественное творчество, Социализация. Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие

«Безопасность» лет реализуется в детском саду, но через парциальные программы, как дополнение к базисным. «Художественное творчество» - интегрирует традиционные области – лепка, рисование, художественное конструирование. Основание для их объединения – понятие продуктивной деятельности детей «Коммуникация»

«Коммуникация» - не только традиционное «Развитие речи». Цели: развитие общения, развитие речевого общения. Цель работы по развитию речи в ДОУ? - формирование устной речи, - формирование навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. В образовательной области «Коммуникация» цель несколько иная (смещены акценты): - развитие словаря детей, - формирование грамматического строя речи, - развитие связной речи, не самоцель, а средства для развития навыков общения у детей.

Первое основание – деятельностный подход. К деятельностному подходу не относятся 2 образовательные области: 1. «Здоровье». 2. «Безопасность». «Здоровье» - не является вполне образовательной. У детей формируются: - культурно-гигиенические навыки, - начальные представления о здоровом образе жизни, Но главное – решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. «Безопасность» - эта область выделена из образовательной области «Социализация». Это обусловлено следующим: - социальным заказом семьи, общества, государства, - возрастными особенностями детей дошкольного возраста: ребенок очень доверчиво относится к окружающему миру, свойственно ощущение безопасности в общении с незнакомыми людьми, в опасных ситуациях (в быту, в природе, на улице), безопасность ребенка-дошкольника зависит от взрослого, а это снижает уровень осознанности собственных действий.

Второе основание – выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого-педогогической работы. Итак, образовательная область включает в себя: специфические задачи, вид детской деятельности. Для чего они выделены? чтобы упорядочить образовательный процесс в современном вариативном дошкольном учреждении, обеспечить права каждого ребенка, какое бы ДОУ РФ он ни посещал, получение равноценного дошкольного образования.

Как области взаимосвязаны между собой? 1. традиционный способ – предметный принцип (предметный центризм) построения образовательного процесса (используется в настоящее время). Он характеризуется как «учебная модель» дошкольного образования. Это большой недостаток современного дошкольного образования (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, Ю.Н. Рюмина, Р.Б. Стеркина и др.). (как в школе, составили сетку занятий и проводят занятия по «Познанию», «Коммуникации» и пр.). 2. интеграции образовательных областей. Он представляет альтернативу первому. Итак, основной принцип взаимосвязи образовательных областей - интеграции образовательных областей. Он представляет альтернативу предметному принципу.

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлены принципы: - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании; - интеграции образовательных областей. - принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому), - сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости. Принцип интеграции образовательных областей. Интеграция содержания дошкольного образования – есть состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Этот принцип имеет психологическую основу. Её составляют возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста: - поведение и деятельность дошкольника целостно, недостаточно дифференцированно; - восприятие целого раньше частей; - «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать интегральный образ действительности на уровне воображения» (об этом говорят Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев). (Наглядно-действенное мышление – наглядно-образное мышление – теоретическое логическое мышление. Механизм интериоризации: практические действия – план образов и представлений - понятия). Ведущий вид мышления в дошкольном возрасте – наглядно- образное. Важная задача психолого-педагогической работы – формирование целостной картины мира. Поэтому способы её формирования должны опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста: не разделение процесса формирования, а взаимодействие образовательных областей.

Вид детской деятельности Интеграция с другим видом детской деятельности Музыкально- художественная деятельность Двигательная деятельность (утренняя гимнастика под музыку) Музыкально- художественная деятельность Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки). Познавательно- исследовательская деятельность Игровая, коммуникативная деятельность (игры с правилами, направленные на познавательно-речевое развитие детей). Интеграция детских деятельностей.

Содержание воспит.-образоват. работы с детьми. Педагог, работающий в логике «предметного» принципа. «Художественное творчество» Создание коллективного панно по какой-либо теме Учить детей вырезать геом. фигуры. Составлять из них композицию. Создавать определенный аппликационный образ, правильно пользоваться кистью при наклеивании элементов аппликации.

«Художественно е творчество» «Социализация » «Коммуника- ция» «Познание»«Безопас- ность» Учить детей вырезать геом. фигуры. Составлять из них композицию. Создавать определенный аппликационны й образ, правильно пользоваться кистью при наклеивании элементов аппликации. Создавать ситуацию, стимулирующу ю эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, которое каким- либо образом отражается в тематике и содержании изготавлива- емого панно. Продолжать формирование умений детей работать во взаимодействи и (договариватьс я, распределять обязанности, организовыват ь коллективный труд). Закреплять у детей понятие формы, а также представлен ия об основных и оттеночных цветах. Обратить внимание детей на возможные источники опасности в ходе создания коллективного панно, сформировать представление о способах безопасного поведения в данной и аналогичных ситуациях. Содержание воспит.-образоват. работы с детьми. Педагог, работающий в логике интегративного подхода. «Художественное творчество»

В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются три основных принципа построения образовательного процесса: 1. учебный 2. предметно-средовой, 3. комплексно-тематический. В нормативных документах, в ФГТ названы основные формы организации образовательного процесса: - совместная деятельность взрослого с детьми, - самостоятельная деятельность ребенка. Определение самостоятельной деятельности: «Самостоятельная деятельность – есть свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально». Главная сущностная характеристика здесь – это создание предметно-развивающей среды.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. В Программе «От рождения до школы» предусматривает выделение: - микро и - макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк). Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Этому принципу предшествовали: - тематический принцип, - работа «по организующим моментам» (разновидность тематического принципа). Было введено планирование всей деятельности детей Главная задача нового планирования была: - сделать жизнь детей интересной, - связать ее с окружающей действительностью, - постановка цели, которая бы захватила всех детей на длительный срок (подготовка к празднику, оборудовать участок и пр.) Внимание, память ребенка – это его интерес. Ребенок способен усваивать программу, если: - она станет его собственной программой, - станет для него интересной и значимой. В этом заключается суть реактивно-спонтанного типа обучения дошкольников (по Л.С. Выготскому). Условия реализации комплексно-тематического принципа: необходима взаимосвязь с принципом интеграции: содержания дошкольного образования, организационных форм и различных видов детской деятельности; темы должны быть социально значимыми для семьи, общества, вызывать личный интерес детей.

Каждому виду деятельности: - игровая, - коммуникативная, - двигательная, - продуктивная, - познавательно-исследовательская, - трудовая, - музыкально-художественная, - чтение (восприятие) художественной литературы. соответствуют определенные формы работы с детьми. Детская деятельностьФормы работы ДвигательнаяПодвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования ИгроваяСюжетные игры Игры с правилами ПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов

КоммуникативнаяБеседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами ТрудоваяСовместные действия Дежурство Поручение Задание Реализация проекта Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами Музыкально-художественнаяСлушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально-дидактические игры Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: - игровые, - сюжетные, - интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

Планирование - главная функция управления процессом реализации основной образовательной программы (наряду с педагогическим анализом, организацией, контролем, регулированием и коррекцией).

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. 123 Структура планирования в рамках ФГТ.

Учебный блок не должен присутствовать в практике дошкольного образования. Но процесс обучения не отменяется. Обучение – главная составляющая дошкольного образования (наряду с воспитанием и развитием). Важно, что вкладывать в понятие «обучения». Точка зрения «Обучение и развитие» Первая - обучение и развитие независимы друг от друга; - развитие идет впереди обучения; - детей нужно и можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них созрели познавательные способности; - теория не признает развивающего обучения. Вторая - обучение и есть развитие; - любое обучение является развивающим; - это те педагоги, которые в основном опираются на практический опыт. Третья - обучение и развитие взаимосвязанные процессы; - делая шаг в обучении, ребенок продвигается на два шага в развитии. Проблема соотношения процессов обучения и развития. В.В. Давыдов в статье «О понятии развивающего обучения» рассматривает несколько точек зрения на проблему:

Как трактуется тезис Л.С. Выготского: правильно организованное обучение ведет за собой развитие? - обучение создает зоны ближайшего развития, т.е. те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребенка, в первую очередь, со взрослым, но продлевая внутренний ход развития, через некоторое время они становятся внутренним достоянием самого ребенка; - обучение не есть развитие, но правильно организованное оно ведет за собой развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Л.С. Выготский говорит не об обучении вообще, а о правильно организованном обучении. Каким должно быть правильно организованное обучение?

- обучение и воспитание – всеобщие и необходимые формы психического развития человека; - благодаря им человек присваивает ценности материальной и духовной культуры; - это осуществляется в ходе собственной деятельности; - процессы обучения и воспитания человека сами протекают внутри его собственной личной деятельности. - на основе формирования конкретных видов деятельности у человека возникают и развиваются определенные психологические новообразования. - процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы (включены в деятельность). Таким образом, между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. В ФГТ выделяются виды деятельности, которые можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: - игровая, - коммуникативная, - двигательная, - продуктивная, - познавательно-исследовательская, - трудовая, - музыкально-художественная, - чтение (восприятие) художественной литературы. Специфика дошкольного образования – процесс обучения является процессом усвоения в других видах деятельности.

Планирование воспитательно-образовательной работы Группа ___________________________________________________________ Тема проекта ______________________________________________________ Цель проекта ______________________________________________________ Название итогового мероприятия (события, праздника и др.) ______________ Форма итогового мероприятия (праздник, конкурс, выставка, коллаж, акция и др.)_______________________________________________________________ Дата проведения итогового мероприятия ______________________________ Ф.И.О. воспитателя, ответственного за итоговое мероприятие ___________________________________________________________________ День Недели/ дата Образова- тельные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развиваю- щей среды для самостоя- тельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортив- ными и художественными школами, общеобразователь ными учреждениями) Непосредственно образовательная деятельность Образовате льная деятель- ность в режим-ных моментах Групповая, подгруп- повая Индивидуа льная Форма календарного планирования для воспитателя. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса на основе проектной деятельности взрослых и детей (реализация тематических проектов).

Режимные моменты и совместная деятельность взрослого и ребёнка Организованная образовательная деятельность Самостоятельная деятельность детей Утро: Игровая деятельность (название и цель) Двигательная в виде утренней гимнастики Познавательно-речевая (работа в уголке природы, опытническая деятельность, наблюдение и экспериментирование) Коммуникативная (работа в книжном уголке, беседы по ситуации и по теме планирования, речевые игры,. Занятие виде: игры, просмотра и обсуждения (картины, ситуации, презентации, видеофильма и т.д. Занятие в виде: чтения и обсуждения программных произведений, энциклопедий. Занятие в виде: создания педагогических ситуаций, беседы на социально-нравственные темы, рассказа об интересных фактах и событиях. Занятия в виде наблюдения и экспериментальной деятельности. Занятия в виде изготовления предметов для игр, создания макетов, коллекций, изготовление украшений для группы к праздникам. Занятия в виде проектной деятельности, конструирования. Занятия в виде инсценирования и драматизации сказок, стихов, потешек. Физическое развитие : подвижные игры, спортивные игры. Социально-личностное: совместные и индивидуальные игры, любая деятельность, предполагающая общение со сверстниками. Познавательно-речевое: чтение книг и рассматривание иллюстраций, игры- драматизации по мотивам произведений, работа в уголке книги, сюжетно- ролевые игры, настольно- печатные игры.

Коммуникативная (работа в книжном уголке, беседы по ситуации и по теме планирования, речевые игры,. игры с правилами. Музыкально- художественная Прогулка: Игровая деятельность Коммуникативная деятельность Социально-личностное развитие Физическое развитие Приём пищи: Коммуникация Безопасность Здоровье Музыкально- художественная Трудовая. 2-я прогулка: те же виды деятельности Занятия в виде продуктивной деятельности. Занятия в виде слушания и обсуждения музыкальных произведений, игре на музыкальных произведениях, пения, МРД. Физкультурные занятия Художественно- эстетическое : Самостоятельная работа в ИЗО уголке (рисование, лепка, конструирование, ручной труд) Рассматривание репродукций картин, иллюстраций. Слушание музыки.

Интегративные качества ребенка Содержательная характеристика Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный.Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый.Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Итоговые результаты освоения Программы Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Мониторинг детского развития проводится два раза в год: - в октябре- ноябре - в марте-апреле. В проведении мониторинга участвуют: - педагоги, - психологи, - медицинские работники. Основная задача мониторинга - определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: - мониторинг образовательного процесса, - мониторинг детского развития.

мониторинг усвоения образовательной программы мониторинг образовательного процесса мониторинг детского развития (мониторинг интегративных качеств ) проводят педагоги, занимающиеся с детьми: воспитатели, специалисты проводит психолог, педагоги, медицинский работник цель: оценка степени продвижения в образовательном процессе цель: выявление индивидуальных особенностей развития ребенка и определение (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута методы мониторинга наблюдение за ребенком - анализ продуктов детской деятельности - специальные педагогические пробы методы мониторинга - наблюдение за ребенком - диагностические методики - тестовые задания индивидуальная карта развития ребенка

мониторинг детского развития развитие общих способностей диагностика познавательных способностей диагностика коммуникативных способностей диагностика регуляторных способностей оценка физического развития ребенка, состояние его здоровья медицинский работник, инструктор по ФИЗО диагностика перцептивного развития диагностика интеллектуального развития диагностика творческих способностей понимание высказывания другого человека умение выражать свое отношение к происходящему диагностика межличностных отношений диагностика эмоциональной и произвольной регуляции умение планировать свои действия и деятельность умение распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности педагог-психолог учитель-логопед, воспитатель, педагог- психолог воспитатель, педагог- психолог