Сиротство как социальное явление: понятие, причины появления в современном обществе Вихорева Ольга Александровна кандидат педагогических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Перечень нормативно правовых актов 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. 2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.).
Advertisements

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Детский сад 250 Педагог - психолог, член комиссии.
Дети сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации Выполнили студентки 2 курса ГОУВПО «ТГПИ» Троценко Елена Васильевна, Кочет Виктория Юрьевна.
ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Опека и попечительство форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей, в целях.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Социальное сиротство ГБОУ СОШ 856 омбудсмен Кавун И.А.
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей (глава 18 СК)
Основные виды устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. МУОО администрации ГО «Город Волжск» Проект ИСО Информационные технологии.
«О мерах по реализации государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Эрмиш.
Подготовила: Социальный педагог ГОБ ПОУ «Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых Технологий» С.Л. Пономарева.
«О проводимой в Ростовской области профилактике социального сиротства среди несовершеннолетних» Министр общего и профессионального образования Ростовской.
Концепция развития долгосрочной комплексной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской.
Опыт работы Лесосибирского детского дома по развитию семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Темботова Мария.
Отдел опеки и попечительства Департамента образования Исполняет государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
Зеленоградский административный округ города Москвы Окружная коллегия «О практике работы по преодолению социального сиротства» 27 ноября 2009 г.
Выполнила: Пустовар Елена Викторовна Социальный педагог МОУ «СОШ 18» г.Абакан.
Ключевые вопросы, касающиеся стратегии и планирования развития политики в интересах детей - профилактика социального сиротства и инклюзия детей с ограниченными.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Гражданско – правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации Учитель обществознания МОУ Староцурухайтуйская СОШ Ю.Н. Петрова.
Транксрипт:

Сиротство как социальное явление: понятие, причины появления в современном обществе Вихорева Ольга Александровна кандидат педагогических наук, доцент

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Составляют 10 % от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Среди социальных сирот выделяют Дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка Дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т. е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье Беспризорные дети, т. е. дети, имеющие опыт жизни «на улице»

Нормативно-правовая база Конвенция о правах ребенка Гражданский кодекс РФ: федеральный закон Российской Федерации от ФЗ// Собрание законодательства РФ N 32.- ст Семейный кодекс РФ: федеральный закон Российской Федерации от ФЗ// Собрание законодательства РФ N 1.- ст. 16. Уголовный кодекс РФ федеральный закон Российской Федерации от ФЗ// Собрание законодательства РФ N 25.- ст. 2954, О государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон Российской Федерации от ФЗ// Собрание законодательства РФ.– 2001.– 17.– Ст О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон Российской Федерации от ФЗ// Собрание законодательства РФ Ст.5880.

Об опеке и попечительстве: федеральный закон Российской Федерации от ФЗ// Российская газета О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от П// Собрание законодательства РФ ст Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства Российской Федерации от П//Собрание законодательства РФ N21.- ст Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью: постановление Правительства российской федерации от П// Собрание законодательства РФ ст. 16. Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учёт консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновлённых иностранными гражданами и лицами без гражданства: постановление Правительства Российской Федерации от П// Собрание законодательства РФ N 15.- СТ.1590.

Историография проблемы 1768 г. практически, одновременно с моделью призрения сирот - воспитательным домом Московским опекунским советом признается лучшей мерой предупреждения смертности детей в воспитательных домах "раздачу" их на воспитание в деревни за деньги; Екатерина II вводит понятие "патронат" (патронаж) в отношении сирот, что означало передачу детей для вскармливания в семью за 5 руб. в месяц.

1811 г., 1837 г. на уровне правительства издают указы о "раздаче" детей по деревням и сокращении числа сиротских учреждений; за счет частной благотворительности стали открываться учреждения общественного воспитания, но под другим названием: "приюты", "ясли"

1917 г. после Октябрьской революции все дети были объявлены государственными, а воспитательный процесс был унифицирован, были организованы новые модели сиротских учреждений: детские дома, городки, деревни; в 1924 г. во времена НЭПа предпринимается попытка создания института патронатных семей, который просуществовал до 1930 г., появляется тенденция к сокращению числа детских домов. Система патроната не дала ожидаемых результатов, т.к. получение льгот для семей, берущих детей на воспитание, было связано со многими бюрократическими формальностями

к середине 30-х годов детский дом был признан лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения, наиболее отвечающим идеям воспитания детей того времени; в годы второй мировой войны возрождается институт патронирования. К 1943 г сирот отданы на патронат. В 1957 г. делается попытка изучения особенностей патронатной семьи: доказывается достаточно высокая эффективность данной модели устройства и воспитания детей-сирот.

в 60-е годы Н.С. Хрущев объявляет школы-интернаты лучшей формой воспитания и обучения детей и институт замещающей профессиональной семьи прекращает свое существование практических до 90-х годов; успехи воспитательной системы А.С. Макаренко, идеологическое акцентирование ведущей роли коллектива в развитии, привели многих управленцев и специалистов к убежденности в преимуществах детского дома, как системы воспитания сирот

в 1988 г. в нашей стране появились первые детские дома семейного типа, где предполагалось обеспечить детей-сирот более полным сочетанием общественных, коллективных и семейных форм воспитания; как альтернатива данной модели в 90-х годах появляется "приемная семья", где воспитание детей-сирот признается профессиональной деятельностью, и приемный родитель получает социальные гарантии педагога независимо от уровня образования, а семье делегируется юридическая ответственность за ребенка на время его воспитания.

проблемы интернатных учреждений Перегруженность (особенно коррекционных учреждений для детей- сирот), Недостатки в медицинском обслуживании, высокая заболеваемость воспитанников (на первом месте нервно-психические расстройства) Неблагополучное течение адаптации к детскому дому (55% воспитанников) приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно- психических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, снижении функциональных возможностей (у детй-сирот в 1-4 классах наблюдается в 5-7 раз чаще отставание различных психических показателей)

проблемные зоны профессиональной семьи на примере семейного детского дома: Особенности развития кровных детей в условиях приемной семьи, их эмоционально-личностное благополучие и развитие. Психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей. Возникновение у родителей комплекса вины вследствие неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности, иногда кажущимися неудачами. Право ребенка покинуть семью и право родителей расстаться с ребенком в некоторых ситуациях. Проблема вхождения приемных детей в семью, когда длительность процесса предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену социально-психологических ролей в семье. Проблемы супружеских взаимоотношений.

Причины сиротства в современных социально- экономических условиях социально-экономический кризис, вынужденная миграция, прогрессирующие тенденции разрушения нравственных устоев семьи, увеличение внебрачной рождаемости, прогрессирующие тенденции асоциального образа жизни (алкоголизация родителей, уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка, насилие в семье), рост числа детей с отклонениями в развитии По международным данным около трети всех детей сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходятся на долю России (Tobis, 1999), что обусловливает задачу интеграции детей- сирот в общество как наиболее приоритетную национальную проблему.

социально-психологический феномен сиротства психическая депривация*: о беднение среды приводит к сенсорной депривации, уменьшение коммуникаций с окружающими - к социальной депривации; уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом - к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации (депривационная симптоматика у детей- сирот включает в себя всю шкалу психических отклонений - от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера) задержка эмоционального, когнитивного и социального развития детей *Депривация - недостаточное удовлетворение основных психических потребностей

негативные черты общественного воспитания детей- сирот: неправильная организация общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в сиротских учреждениях: 1.сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми; 2.дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым; 3.наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения, высокая частота сменяемости этих взрослых; групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности - пошаговое планирование и санкционирование поведения детей взрослыми; положительное отношение взрослого ребенок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками; недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей; недостатки программы воспитания и обучения, не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи; бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды: малого числа и однообразия предметов, с которыми они действуют; постоянное нахождение детей в условиях коллектива.

проблема формирования особого типа личности у ребенка детского дома: личность с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения и преобладание зависимого, реактивного поведения; недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода "защитных реакций"; вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения - ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией - тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, обиде.

несформированность внутреннего, психического плана действий, собственной мотивации и преобладание ориентации на внешнюю ситуацию; очень низкая самооценка; отсутствие чувства уверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанников детского дома

идентификация с детдомовским "мы" остается устойчивой и в юношеские годы (18-21 год); исследование представлений сирот - учащихся ПТУ о своем будущем выявило неприятие для себя роли супруга(и) и родителя; установка на обособление детей-сирот подкрепляется настороженным, а нередко открыто отрицательным отношением обывателей, противопоставлением детей, проживающих в семьях (клички "детдомовоец", дистанцирование с ожиданием подвоха с обеих сторон), общество для этих детей выступает как отвергающее, а они для него - как неизбежное зло

отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение, приводит к снижению активного отношения к жизни, не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта как конформность, ведомость, что делает этих детей легкой добычей криминальных структур

Вывод Современное сиротство как социальная проблема должна рассматриваться комплексно на медико- психолого-педагогическом уровне, что выдвигает задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии и социальной адаптации, детей, испытывающих в этом потребность. Система государственного содержания детей-сирот объективно приводит к поддержанию сиротства как явления, а не к предупреждению и ликвидации социального сиротства.

Ресоциализация - включение ребенка в общество и предоставление ему возможности овладения богатством разнообразных социальных ролей и поведенческого репертуара. Только в обществе ребенок может избавиться от последствий депривации и выработать новые позитивные установки по отношению к окружающему миру, важна семейная психотерапия при ресоциализации ребенка-сироты.

Социально-педагогические проблемы детей- сирот в юношеском возрасте: Постинтернатная адаптация выпускников детских домов, Выбор сферы профессиональной деятельности, соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда, Потребительское отношение к жизни, Психологический инфантилизм, Недостаточная самостоятельность

Меры предупреждения социального сиротства Усиление заботы о семье, повышение ее благосостояния, Преодоление социальной дезадаптации, Возрождение авторитета семейного воспитания (поднятие социального престижа женщины- матери), Формирование отношения к семье как к одной из основных ценностей в жизни каждой отдельной личности и государства в целом

Необходима активизация работы по развитию альтернативных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Семейный детский дом, Приемная семья, Патронат, Усыновление

Литература Шахманова, А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста : учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Изд. Центр «Академия», – 192 с.