Развитие «системы Физтеха» для решения кадровой проблемы повышения результативности инновационного процесса В.А. Зернов, В.А. Ириков, Я.А. Кудаева, Е.С. Лобанова З.А.Отарашвили РосНОУ, апрель 2012 г.
В.И.Сталин: «Кадры решают всё»! 1946г.: отставание в вооружениях, угроза третьей мировой войны Государственно значимая проблема быстрой подготовки кадров нового типа Проблема решена за счет создания новой системы образования – «системы Физтеха» 2012 г.: отставание в инновациях, угроза - Россия аутсайдер Государственно значимая проблема быстрой подготовки кадров нового типа Требуется создание новой системы образования – типа «системы Физтеха»
Результативность инноваций. Лучшие российские практики При низком среднем уровне реализуемости и результативности инноваций (5%) имеется успешный российский опыт и технологии инновационного развития сотен предприятий: рост выручки и прибыли в 2 – 3 раза за два года, в 1,7 раза за год, на 25 – 30 % за полгода.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПИР Решение Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 23 августа 2010 г., протокол 4 «Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий». Распоряжение Минэкономразвития России «Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий».
Ключевая государственно важная кадровая проблема Практическое и быстрое устранение острого дефицита квалифицированных кадров и команд нового качества и механизмов управления,способных кратно повысить результативность инновационного процесса в России. Ожидаемый результат – удвоение докризисных темпов роста страны
Первоочередные конкретные вопросы состав, качество и количество требуемых кадров ; «где» их искать и «как» готовить; какие инструменты (методы, методики) целесообразно использовать в первую очередь; что уже сделано, что делается; первоочередные организационные шаги.
Требуемый кадровый состав Группа 1. Управленцы Группа 1.1. Команда (4-5 чел.) для каждого инновационного бизнес -проекта. Группа 1.2. Команда (5-6 чел.) системы управления инновационной деятельностью организации). Группа 1.3. Управленческая команда руководителей и специалистов комплекса организаций инфраструктуры инновационного процесса. Группа 1.4. Управленческая команда руководителей и специалистов системы управления инновационным развитием территории и региона. Группа 1.5. Управленческая команда в Правительстве, в министерствах и ведомствах, отвечающая за результативность управления инновационным развитием на федеральном уровне.
Группа 2. Инновационный актив организации Команда работников организации, результативно участвующих в инновационной деятельности в своих подразделениях и на рабочих местах, без критической массы которых (не менее 15%) невозможна быстрая практическая реализация (внедрение) инноваций.
Качество Определяется: 1) профессиональными требованиями к необходимым знаниям и умениям; 2) личными профессионально важными качествами; 3) определением места и роли в команде.
Требуемые для всех групп личные качества интерес к инновационной деятельности; целеустремленность,стремление к результативности; активность; инновационное (креативное) мышление; желание и способность «учиться всю жизнь»; способность к командной работе; оптимистичность, устойчивость к неудачам; работоспособность и др.
Профессиональные требования к компетенциям управленцев проектное управление; мультипроектное (программно-целевое) управление; управление на финансовый результат; персонал-технологии (командная работа, мотивация и др.); представление о своем месте и роли в команде.
Количество 1.Первая очередь: для тысячи организаций первой очереди быстро (за гг) требуется переподготовить управленцев, входящих в команды реализации десятков тысяч инновационных бизнес-проектов (группы 1.1., 1.2). К ним необходим миллион человек инновационного актива группы 2. 2.Вторая очередь: кратное тиражирование.
Основные понятия ПИР 1 Инновационное развитие – деятельность компании, относящаяся к одной из следующих категорий: -освоение новых технологий; -разработка и выпуск инновационной продукции; -инновации в управлении; -система управления инновационным развитием включая механизмы обновления инноваций («инновационный лифт») и обеспечения инновационными кадрами.
Основные понятия ПИР 2 Новшество- это то, что делается впервые в данном контексте ( например, на конкретном предприятии или территории ). Инновация – это результативное (дающее вклад в достижение цели) новшество. Высокий инновационный потенциал и ПИР его реализации - основа кратного роста даже в условиях финансового кризиса.
Система Физтеха П.Л.Капица 1946 г.: тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи; непосредственное участие в обучении ведущих научных работников и тесный контакт с ними в их творческой обстановке; индивидуальный подход к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков при отсутствии имеющейся сейчас в ВУЗах перегрузке второстепенными предметами по общей программе и механического заучивания (следствие необходимости массового обучения); ведение воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны.
Примеры развития системы Физтеха Более десятка школ, лицеев и специализированных факультетов, использовавших «систему Физтеха» для подготовки элитных кадров. Целевая переподготовка инновационных менеджеров на Физтехе и в РосНОУ.
Элементы «системы Физтеха» для подготовки инновационных кадров 1 1. Отбор и развитие одаренных и склонных к инновационной деятельности: - раннее выявление, начиная со школы, детей, представителей молодёжи и лиц среднего возраста; - ранняя профессиональная ориентация в школьном и дополнительном образовании, на специальных курсах при ВУЗах и при инновационно развивающихся предприятиях. 2. Целевая переподготовка а) целевая командная переподготовка по базовому курсу «Результативное управление инновационными бизнес - проектами» ( часов) на предприятиях и в учебных центрах; б) при ВУЗе (вплоть до года ( часов.) с получением диплома государственного образца, дающая право на профессиональную работу инновационным менеджером или членом инновационной команды; в) очно-заочные территориальные курсы с освоением успешных практик результативного инновационного развития;
Элементы «системы Физтеха» для подготовки инновационных кадров 2 3. Целевая подготовка в ВУЗе для базовых организаций, по возможности близкая к «системе Физтеха»; 4. Основные принципы : максимально возможное (более половины) время работы в учебно-практических проектах и реальных инновационных проектах; преподавание «из первых рук» лицами, имеющими успешный опыт результативной инновационной деятельности; сквозное использование на всех стадиях проектного метода образования и постепенно усложняющихся методов проектного и мультипроектного управления.
Современное состояние работ 1. Разработаны и апробированы базовый и годовой курсы целевой командной переподготовки инновационных кадров. 2. Разработаны и апробированы комплект методических пособий. 3. Начато тиражирование базового курса и технологии целевой переподготовки.
Первоочередные организационные шаги - Тиражирование базового курса «Результативное управление инновационными бизнес -проектами» по ВУЗам и учебным центрам; - целевая переподготовка преподавателей ВУЗов во всех субъектах РФ, начиная с развития у них инновационного мышления; - целевая переподготовка преподавателей институтов повышения квалификации учителей; - подготовка новых, доступных для школьников и учителей методических материалов.