Городская экспериментальная площадка «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе» Научный руководитель Татур А.О.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO МОУ гимназии год Программа формирования универсальных учебных действий Выполнила: И.Г. Ерхова.
Advertisements

Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
« Формализм – это и есть знания минус мышление или – поскольку никакое усвоение знаний вовсе без мышления невозможно - знание плюс неадекватный им минимум.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Сформулируйте определение универсальных учебных действий. (УУД)
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Требования к результатам образования Личностные (ценностные установки и ориентации) Метапредметные (универсальные способы учебных действий) Предметные.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Требования к результатам освоения образовательных программ.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Формирование метапредметных умений и навыков на основе учебников по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Транксрипт:

Городская экспериментальная площадка «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе» Научный руководитель Татур А.О., заместитель директора МЦКО Ответственные за экспериментальную работу Павлова О. А., учитель математики, Дьяконова Т.Н., учитель математики

Базовая школа ЛАТ МИПКРО по основам тестовых технологий ГЭП «Система оценки качества обучения учащихся» ГЭП «Оценка качества образования» ГЭП «Управление качеством образовательного процесса» ГЭП «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе»

Направления работы ГЭП Универсальные учебные действия.Универсальные учебные действия. (Общеучебные умения и навыки) (Общеучебные умения и навыки) Руководитель к.п.н. Скворцов П.М. Руководитель к.п.н. Скворцов П.М. Технология оценки качества образовательного процесса.Технология оценки качества образовательного процесса. Руководитель к.ф-м.н. Татур А.О. Руководитель к.ф-м.н. Татур А.О.

Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Общие(универсальные) учебные умения (стандарт 2004 г) Познавательная деятельность Информационно-коммуникативная деятельность Рефлексивная деятельность

Общие(универсальные) учебные умения (стандарт 2004 г) 1.3 Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.1.3 Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. 1.4 «Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов». 1.6 «Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование, объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям». 2.2 «Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно- смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения». 2.6 Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.2.6 Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. 2.8 Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).2.8 Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). 3.1 «Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Класс / / / /2011 Предмет Русский язык + Литература ++ География ++ Алгебра + Геометрия + История + Химия + Физика + Психолог ++++ Таблица формирования УУД по параллелям

Уровень сформированности ОУУН по параллелям у одного учителя Учителя – предметники Уровень сформированности ОУУН у одного класса на разных предметах

Формирование у учащихся умений учиться – одна из главных задач обучения Сформированность умений создает предпосылку для полного применения выпускниками школ самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, дальнейшему развитию своих творческих сил и способностей. В подростковом возрасте характерным является нарастание с каждым годом способности учащихся к абстрактному мышлению. Однако конкретно-образные компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются дальше. Поэтому учитель в организации познавательной деятельности учащихся всегда учитывает возрастные особенности. Системы взаимосвязанных действий всех учителей- предметников одного класса и параллельных классов являются более широкими по сравнению с системой работы отдельного учителя. Создание широких целостных систем представляет собой актуальную задачу школы.

Алгоритм работы по диагностике формирования УУД Создание плана-графика диагностики метапредметных результатов в рамках УУД Систематизация имеющегося и разработка нового диагностического материала, отслеживающего формирование и коррекцию УУД Диагностика метапредметных результатов Анализ и самоанализ результатов обучения с позиции диагностики метапредметных результатов

Контрольные задания по определению сформированности УУД (ОУУН) Русский язык 5 класс (Тихомирова М.Г.) Литература 6,7 класс (Тихомирова М.Г.) Математика 5,7 класс (Березина Л.И.) География 6,7,8 классы (Кузема Л.С.) Физика 8,9 класс( Сухорукова А.Г.) Химия 8,9 класс( Калиновская Н.Л.) История 5,8 класс (Кершукова Е.Л.)

Анализ выполнения диагностических заданий по сформированности УУД Русский язык, 5 класс. учитель Тихомирова М.Г. Выполнено верно Выполнено с ошибкой Неверно Не приступал

Анализ выполнения диагностических заданий по сформированности УУД Литература, 6 класс Учитель Тихомирова М.Г. Выполнено верно Выполнено с ошибкой Неверно Не приступал

Анализ выполнения диагностических заданий по сформированности УУД География, 6 класс Учитель Кузема Л.С. Выполнено верно Выполнено с ошибкой Неверно Не приступал

Сравнительный анализ овладения учащимися УУД Предмет география Класс 6А, 6Б,6В, 6Г Сравнительный анализ овладения учащимися УУД Предмет география Класс 6А, 6Б,6В, 6Г Учитель Кузема Л.С.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Общеучебные умения (%) Рус. яз 5кл Литер. 6кл Географ 6кл 1.4. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, Проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов Умение перефразировать мысль (объяснять « иными словами » ). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения

7 класс РЕЗУЛЬТАТЫ. Общеучебные умения (%) Умениеалгебрагеомет.литерат.географ сличение результата действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); подведение под понятие самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих компонентов; 9663

8 класс РЕЗУЛЬТАТЫ. Общеучебные умения (%) Умение истори я физик а хими я определение уровня усвоения осознание качества усвоения поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические действия – моделирование (выделение существенных характеристик объекта) структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 67

Тема: Серная кислота в физике и химии. Неразбавленная серная кислота представляет собой ковалентное соединение. Её молекулы, включающие два атома водорода, один атом серы и четыре атома кислорода, имеют тетраэдрическое строение. Серная кислота - бесцветная едкая тяжелая маслообразная жидкость без запаха, плотностью 1,84г/см 3, смешивается с водой в любых соотношениях. Концентрированная серная кислота гигроскопична, то есть, способна поглощать влагу из воздуха. Поэтому её используют для осушения не реагирующих с нею газов, пропуская их через серную кислоту. При обычной температуре она не летуча и не имеет запаха. Температура кипения и температура замерзания серной кислоты зависит от ее состава, т.е. от количества воды. Стопроцентная кислота замерзает около +10 о C. Поэтому перевозить такую кислоту нельзя ни зимой, ни даже поздней осенью или ранней весной. В присутствии небольшого количества воды температура плавления серной кислоты резко снижается. Так, кислота, содержащая всего 6,4% чистой воды, замерзает уже при -37,9 o C. Такую кислоту можно перевозить в любое время года. При дальнейшем увеличении содержания воды до 15% серная кислота начинает замерзать около +8 o C. Если же содержание воды увеличить до 25%, то кислота опять начинает замерзать при низкой температуре -41,0 o. Таким образом, башенная кислота, содержащая 75% чистой серной кислоты, не боится самых сильных морозов, и её можно перевозить даже в самые холодные районы страны. Все кислоты в водных растворах диссоциируют на ионы. Серная кислота относится к двухосновным кислотам, и её молекулы диссоциируют ступенчато. В концентрированных растворах отщепляется один ион водорода. Сила кислот характеризуется степенью диссоциации, которая показывает, насколько хорошо молекулы диссоциируют в водном растворе на ионы водорода и кислотные остатки. С этой точки зрения серная кислота является сильной. В разбавленных растворах сильные кислоты диссоциируют на ионы практически полностью, и простых молекул в растворе нет. Серная кислота взаимодействует почти со всеми металлами. Скорость этого взаимодействия зависит от природы металла, концентрации кислоты и температуры. Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества - сахар, бумагу, дерево, волокна и т.д., отнимая от них элементы воды. При этом образуются гидраты серной кислоты. Образовавшийся уголь частично вступает во взаимодействие с кислотой. Поэтому кислота, которая идет в продажу, имеет бурый цвет от случайно попавших и обуглившихся в ней пыли и органических веществ. Прочитайте внимательно текст и выполните задания: Выпишите основные физические свойства серной кислоты, о которых идёт речь в тексте – 2.6. Перечислите основные области применения серной кислоты – 2.2. Предложите инструкцию по транспортировке серной кислоты – 2.8.

Трудности учащихся: 1. Неумение применять знания полученные по одному предмету в другом предмете. 2. Анализировать, обобщать, делать выводы при выполнении эксперимента, опыта или практической задачи, оценивать, находить взаимосвязь между объектами.

Трудности учителя 1.Разный уровень сформированности у учащихся УУД; 2. Перегрузка учащихся; 3. Дефицит времени ; 4. Не пониманием родителями, что должны знать, уметь их дети (для них главное-оценка); 5. Полученные УУД должны закрепляться (в дом. задании, практических работах и т.д.), в других предметах.

Значение оценки сформированности УУД 1)Позволяет выяснить изначальный уровень класса 2)Показывает качество работы учителя-предметника 3)Позволяет сравнить показатели разных учителей 4)Формирует единство педагогических требований

Большое спасибо за компьюторную и техническую помощь Басарыгиной М.Н.

Спасибо за внимание! Успехов!

К слайду 5,6,7,8: Результаты академических знаний становятся все менее значимыми показателями качества образования (хотя по результатам ЕГЭ судят о качестве преподавания предмета). На смену приходят показатели сформированности надпредметных способов учебной деятельности (УУД), устойчивой мотивации познания, чтобы ребенок мог учиться всю жизнь и др. В Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов (2004) особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, т.е. универсальные учебные действия. К слайду 9: В гимназии работа над созданием инструментария оценки сформированности УУД началась в ГЭП « Управление качеством образования в образовательном учреждении». Учителями предметниками были разработаны материалы по оценки сформированности надпредметных умений по физике, географии, математике, истории, биологии. В этом году, когда у учителей появился небольшой опыт, наша работа продолжается. Для более динамичной оценки УУД, нами выбрана параллель 6 класса, в прошлом году мы проводили оценку сформированности ОУУН по русскому языку.

К слайду 9: Задания по русскому языку в 5 классе показали не сформированность УУД 1.4, 2.8, 3.2 Нет учащихся, которые ответили на вопросы с ошибками. Значит, у большинства учащихся эти навыки не сформированы еще в младшей школе. 2.8 Умение перефразировать мысль (объяснять « иными словами » ). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. 3.2 Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. 1.4Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

К слайду 10: В 6 классе диагностика по литературе показала, что УУД 1.4 у учащихся сформированы, 1.5, 2.7, 2.5 очень низкие. Но значительная часть учащихся выполнили эти задания с ошибками. Значит, выполнение такого рода заданий на уроках сформирует у остальных учащихся этот вид деятельности. К слайду 11: Диагностика по географии проводилась по двум показателям: 1.5, Составление плана, тезисов, конспекта. 1.5 Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. 2.7Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 2.6Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.