О некоторых подходах к оценке взаимодействия детей в инклюзивном пространстве Ведущий научный сотрудник Института проблем инклюзивного (интегрированного) образования, к. психол. н., М.М.Семаго
Риски искажения оценки взаимодействия Субъективизм исследователя в ситуации использования метода наблюдения Фактическая невозможность использования объективных методов оценки для детей дошкольного возраста Относительная «табуированность» вопросов, связанных с инклюзивной практикой Одним из валидных методов оценки межличностных отношений детей в инклюзивной среде является социометрия
Недостатки стандартного социометрического метода Стандартный вариант социометрии имеет следующие ограничения в применении: невозможность выявления самооценки ограничения по возрасту (начиная с 9-11 лет) ограничения по уровню интеллектуального развития используемая шкала характеристик явно «социальная» Для преодоления этих ограничений возможно использование цветовой социометрии (ЦТО-социометрия)
Основные анализируемые параметры при использовании метода ЦТО-социометрия Социометрические позиции каждого члена группы Оценка взаимности социометрических выборов Оценка предпочтений и отвержений в группе Самооценка каждого из детей группы Эмоциональное отношение к педагогу или другому значимому взрослому
Цветовая матрица межличностных взаимоотношений учащихся класса N
Таблица рангов ( по убыванию предпочтений в межличностных коммуникациях ) InOutД lnД OutСамооценка 1 Аня М. 2,475,331,552,34 2 Вика М 3,073,872, Тимофей К. 3,074,132,372,91 4 Катя С. 3,474,932,452,32 5 Егор С. 3,673,82,52,31 6 Таня С. 3,674,41,842,12 7 Иван П. 3,674,672,092,63 8 Глеб Д. 4,134,22,232,71 9 Егор С. 4,134,42,52,93 10 Андрей Н. 4,274,22,122,41 11 Валера Н. 5,073,332,692,56 12 Маша О. 5,074,272,582,61 13 Алеша Ш. 5,332,872,722,51 14 Андрей В. 5,333,732,382,33 15 Саша Ф. 64,272,172,31
Социограмма Максим. рейтинг среднее Миним. рейтинг значение
Индивидуальная социограмма (по рангам цветов) Иванов Петров Сидоров Титов (1; 1) (1; 6) (8; 8) Агафонова (1; 4)
Недостатки методики Данная модификация социометрии имеет два недостатка: большее время проведения большие требования к материально- техническому обеспечению проведения опроса Однако апробация показала, что цветовая социометрия более чувствительна как инструмент исследования межличностных взаимоотношений в группе детей и взрослых