Солдатова Г.В. Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова КИБЕРБУЛЛИНГ: ОПЫТ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Солдатова Г.В. член-корр. РАО, д.псих.н., профессор Кропалева Е. Ю. РОССИЙСКИЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ: РИСКИ ОНЛАЙН-СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Advertisements

Солдатова Г.В. член-корр. РАО, д.псих.н., профессор Кропалева Е. Ю. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА:
ЛИНИЯ ПОМОЩИ «Дети онлайн» – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ С ИНТЕРНЕТ-РИСКАМИ Солдатова Г.В., директор Фонда Развития Интернет,
Солдатова Г.У. Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Фонд Развития Интернет ДЕТИ И СОВРЕМЕННОЕ ИНТЕРНЕТ- ПРОСТРАНСТВО.
г.Москва, Большой Головин п-к, д.23 Солдатова Г.В., Директор Фонда Развития Интернет, д.пс.н., профессор Серегина В.В., координатор.
О ПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Кафедра педагогики и дополнительного образования Краснодар 2011 год.
Информационная безопасность детей в использовании Интернет-ресурсов. Классификация Интернет-угроз.
Сеть может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет.
Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Фонд Развития Интернет 2011 ДЕТИ И СОВРЕМЕННОЕ ИНТЕРНЕТ- ПРОСТРАНСТВО Материалы предоставлены аппаратом Уполномоченного.
ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ РЕБЁНКА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
Интернет-риски Как защитить ребенка от столкновения с вредоносной информацией в сети? Как научить его справляться с последствиями таких встреч? Лешкович.
L/O/G/O Контентные риски Материалы для родителей.
Комитет по информационным технологиям и модернизации Круглый стол УМВД по Тюменской области «Безопасность в Интернет» 13 апреля 2012г. Торгово-промышленная.
Чернов Д. А., МБОУ « Карачуринская ООШ » Чебоксарского района.
Рекомендации по использованию сети Интернет. Виртуальная реальность, как и любое пространство, обладает своими плюсами и минусами. Существование кибер-опасностей.
Круглый стол Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет!
Профилактика агрессивного поведения подростков. Психологические особенности боулинга.
Б ЕЗОПАСНОСТЬ В И НТЕРНЕТЕ. Особенности поведения детей во время Интернет сессий, в зависимости от возраста Дети до 6-7 лет. Время первого знакомства.
Безопасное использование сети Интернет Виртуальная реальность, как и любое пространство, обладает своими плюсами и минусами. Существование кибер-опасностей.
Безопасность ребенка в интернет: что могут сделать взрослые? Родительское собрание.
Транксрипт:

Солдатова Г.В. Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова КИБЕРБУЛЛИНГ: ОПЫТ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

БУЛЛИНГ:ОПРЕДЕЛЕНИЯ БУЛЛИНГ - запугивание, унижения, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе (Кон И.С., 2006) БУЛЛИНГ - длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации (Д.Лэйн) БУЛЛИНГ - сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек (И.Бердышев )

GOOGLE Буллинг Агрессия – Насилие – ЯНДЕКС Буллинг Агрессия – Насилие – awarenessweek.org

ВИДЫ БУЛЛИНГА СТРЕССОВЫЙ БУЛЛИНГ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БУЛЛИНГ КОРПОРАТИВНЫЙ БУЛЛИНГ ИНСТИТУЦИОННЫЙ БУЛЛИНГ (буллинг учреждения закрытого типа) КЛИЕНТСКИЙ БУЛЛИНГ СЕРИЙНЫЙ БУЛЛИНГ ВТОРИЧНЫЙ БУЛЛИНГ ПАРНЫЙ БУЛЛИНГ БРИГАДНЫЙ БУЛЛИНГ КОСВЕННЫЙ БУЛЛИНГ РЕГУЛЯТИВНЫЙ БУЛЛИНГ ПРАВОВОЙ БУЛЛИНГ КИБЕРБУЛЛИНГ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ ИЛИ БУЛЛИНГ СРЕДИ РАВНЫХ

ЖЕРТВЫ БУЛЛИНГА - пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы; тревожны, неуверены в себе, несчастны; склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве; не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, нежели со сверстниками; если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников. (Кон И.С., 2006)

1.Агрессивность и негативизм 2.Длительность и регулярность 3.Буллер и жертва имеют разный статус 4.Умышленность JJcjJJcj ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ БУЛЛИНГЕ

- Потребность господствовать и подчинять себе других - Импульсивны и легко приходят в ярость - Вызывающее и агрессивное поведение по отношению к взрослым - Не испытывают сочувствия к своим жертвам. - Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков. БУЛЛЕРЫ (АГРЕССОРЫ)

МАЛЬЧИКИ, избирая какого-то ребенка "козлом отпущения", демонстрируют свое физическое превосходство, ДЕВОЧКИ начинают против своих жертв настоящую психологическую войну. (Валери Бесаг Мониторинг поведения 11- летних школьников в течении 16 месяцев) МАЛЬЧИКИ, избирая какого-то ребенка "козлом отпущения", демонстрируют свое физическое превосходство, ДЕВОЧКИ начинают против своих жертв настоящую

ПРОГРАММА ОЛЬВЕУСА Инициирована Д.Ольвеусом в Бергене во второй половине 90-х гг. Самая эффективная антибуллинговая программа С 2001 г. в Норвегии получила статус приоритетной общенациональной программы; также применялась в Англии и США Базовые принципы программы предполагают создание школьной (а в идеале и домашней) среды, характеризующейся: - теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых; - твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения; - последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил, - наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых модели.

КИБЕРБУЛЛИНГ – агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительное во времени, в отношении жертвы, которая не может легко защитить себя (Smith et al., 2008).

Исследование EU Kids Online II было проведено в 11 регионах России и 25 европейских странах. Партнер – Лондонская школа экономики и политических наук Где и когда дети выходят в сеть? Что они там делают? С чем они там сталкиваются? Что родители знают о том, как обезопасить детей? Какая информация нужна родителям? ИССЛЕДОВАНИЕ «ДЕТИ РОССИИ ОНЛАЙН»

Федеральный округРегион Выборка Проводящая организация Кол-во человек Пары Центральный ФО Москва Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Фонд Развития Интернет Московская область Академия социального управления Северо-западный ФО Санкт-Петербург Санкт-Петербургский государственный университет Республика Коми Сыктывкарский государственный университет Приволжский ФО Кировская область Вятский государственный университет Саратовская область Саратовский ИПКиПРО Южный ФОРостовская область Ростовский государственный университет Уральский ФОЧелябинская область Челябинский государственный университет Сибирский ФО Забайкальский край Читинский государственный университет Кемеровская область Кемеровский государственный университет Северо-Кавказский ФОРеспублика Дагестан Дагестанский государственный университет Всего «Дети России онлайн»: Регионы проведения

9 лет10 лет11 лет12 лет13 лет14 лет15 лет16 лет Итого мальчики56, ,5 девочки4,59,54, ,5 Выборка Пол / возраст

ТИПЫ ОНЛАЙН-РИСКОВ Контентные риски (материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы ), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую, расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.) Коммуникационные риски (связаны с межличностными отношениями Интернет- пользователей и включают в себя незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, киберунижения и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Googletalk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.) Электронные риски (кибердеятельность по отношению к пользователю, которая включает в себя: вирусную атаку, спамминг, взлом страниц, онлайн- мошенничество и т.д.) Потребительские риски злоупотребление правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, угроза хищения персональной информации с целью кибер-мошенничества и т.д.

ОБРАЩЕНИЯ НА ЛИНИЮ ПОМОЩИ «ДЕТИ ОНЛАЙН» ЗА ПЕРИОД С ДО

КОММУНИКАЦИОНЫЕ РИСКИ

КИБЕРБУЛЛИНГ В России буллинг перекочевывает из реальной жизни в виртуальную

КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ РЕБЕНОК В РОССИИ, ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ИНТЕРНЕТОМ, - ЖЕРТВА БУЛЛИНГА (%)

КАК ЧАСТО ДЕТИ ПОДВЕРГАЮТСЯ БУЛЛИНГУ? (%)

РОССИЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ПОДВЕРГАЮТСЯ БУЛЛИНГУ В ИНТЕРНЕТЕ ПОЧТИ ТАКЖЕ ЧАСТО, КАК В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (% от всей выборки)

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ – САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ МЕСТО КИБЕРБУЛЛИНГА В РОССИИ (% от всей выборки)

ЧТО ПРОИСХОДИТ В СЕТИ? (% от всей выборки)

ШКОЛЬНИКИ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАЛИСЬ, ЧТО ОБИЖАЛИ ИЛИ ДЕЛАЛИ КОМУ-ТО НЕПРИЯТНО, КАК В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, ТАК И В ВИРТУАЛЬНОЙ ( ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ; %)

СТРЕСС ОТ КИБЕРБУЛЛИНГА (% от жертв кибербуллинга)

СТРЕСС ОТ КИБЕРБУЛЛИНГА И СЕКСУАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТА (% от всей сталкивавшихся с рисками)

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ (% от жертв кибербуллинга)

АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ (% от жертв кибербуллинга)

ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ (% от жертв кибербуллинга)

ПОИСК СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ (% от жертв кибербуллинга)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КИБЕРБУЛЛИНГА Объясните детям, что при общении в интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Лучший способ испортить хулигану его выходку – отвечать ему полным игнорированием. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых вашего ребенка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом классному руководителю или школьному психологу – необходимо принять меры по защите ребенка. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в интернете может быть использована агрессорами против них. Помогите ребенку найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет поступать агрессия или угрозы. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в интернете. Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьезными, касаются жизни или здоровья ребенка, а также членов вашей семьи, то вы имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.

ЛИНИЯ ПОМОЩИ «ДЕТИ ОНЛАЙН» Если Ваш ребенок столкнулся с кибербуллингом, Вы можете обратиться в службу телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи, где Вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться по данной проблеме.