А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Роман в стихах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Белышева Г.Н. Учитель литературы МКОУ Воздвиженской СОШ.
Advertisements

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ. ОНЕГИН ТАТЬЯНА ЛЕНСКИЙ представляют определенную категорию общества « Высший свет» Дворянство Патриархальное дворянство Являются образцами.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Композиция романа
Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Он не был для нас только роман в стихах… это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом.
Урок-презентация романа «Евгений Онегин» Прими, мой друг, «собранье пестрых глав»
Система образов романа « Евгений Онегин ». Сюжет. « Онегинская строфа ». Работа учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Х УДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА А.С.П УШКИНА «Е ВГЕНИЙ О НЕГИН »
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. роман в стихах – дьявольская разница. (из письма к.
Своеобразие романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин ».
Урок-презентация романа «Евгений Онегин». Роман «Евгений Онегин» Лиро – эпическое произведение 8 глав с «Примечаниями к «Евгению Онегину» и с «Отрывками.
Прими, мой друг, «собранье пестрых глав» Круглова И. А.
Творческая история. Май 1823 – сентябрь 1830 гг. Первое полное издание в 1833г. Последний авторский вариант – 1837 г. Первое иллюстрированное издание.
«Евгений Онегин» «Евгений Онегин» Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался, по мнению А.С.Пушкина, 7 лет, 4 месяца, 17 дней. С 1823 года по 1830год.
Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. … это лучшее моё произведение. А. С. Пушкин.
А.С.Пушкин. «Онегинская строфа» 9 класс МОУ «Раздольненская ООШ» Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Жук Ираида Федоровна.
Евгений Онегин А. С. Пушкин. 1.Как автор представляет нам своего героя? 2.О чем лирические отступления 1 главы? 3.Понравилось ли пушкинское повествование?
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НАШИ ЗАДАЧИ : 1.ПОНЯТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ. 2.ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСБЕННОСТЯМИ СЮЖЕТА. 3.УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ.
Кирьянова Тамара Николаевна Преподаватель русского языка и литературы Технико-экономического профессионального лицея 11 А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
Роман Александра Сергеевича Пушкина « Евгений Онегин » Учитель литературы Межениновской средней школы Бакулева Тамара Николаевна.
Польшакова Елена Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ д.Чемоданово «Собранье пестрых глав…» Урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Транксрипт:

А. С. Пушкин Роман в стихах «Евгений Онегин»

Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.

Композиция «Евгения Онегина» Две сюжетные линии: 1. Онегин – Татьяна: – Знакомство – вечер у Лариных: «Пора пришла, она влюбилась…» – Вечер с няней, письмо Онегину. – Через два дня объяснение в саду – Сон Татьяны. Именины. – Отъезд в Москву. – Встреча на балу в Петербурге через два года. – Вечер у Татьяны. «Сомненья нет. Увы! Евгений в Татьяну, как дитя, влюблен…» – Письмо к Татьяне. Объяснение.

2. Онегин – Ленский: – Знакомство в деревне: «Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали не разлучны…» – Разговор после вечера у Лариных. – Именины Татьяны: «Онегин поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить» Ленский: «Две пули – больше ничего – Вдруг разрешат судьбу его» – Дуэль Онегина и Ленского.

Система образов романа «Евгений Онегин». Драматические судьбы героев отражают судьбы лучших людей пушкинского времени В центре системы художественных образов ОнегинТатьянаЛенский Представляют определенную категорию общества «Высший свет»Патриархальное дворянство Дворянство Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа «Лишний человек»Идеал «русской души» «Романтическое сознание» Объединяются автором = действующим лицом Автор: – незримо присутствует всегда и везде; – принимает участие в судьбе героев; – делится с читателем своими мыслями и чувствами; – рассуждает о нравах и морали общества.

Сюжет (две любовные линии) Ленский – ОльгаОнегин - Татьяна 1-я особенность: служит для развития не развивается, помогает основного конфликта Татьяне понять Онегина романа 2-я особенность. Главное действующее лицо – повествователь. Спутник Онегина Антипод Ленского-поэта Защитник «Татьяны милой» 3-я особенность. Образ повествователя раздвигает границы конфликта: в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях

Композиция Глава 1 – развернутая экспозиция. Глава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским). Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной). Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии). Глава 8 – развязка I сюжетной линии. Открытость романа – важная композиционная особенность. Необычность развязки в отсутствии определенности: – Два пути Ленского: «Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел…» – Развязка I линии: «И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, На долго… на всегда»

Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение. – Два письма, композиция которых параллельна, – ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения. – Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах). – Ось симметрии – сон Татьяны (глава 5).

Антитеза частей романа связана преимущественно с раскрытием того или иного образа: Глава 1 – Петербург – жизнь Онегина. Глава 2 – деревня – жизнь Татьяны.

Основная композиционная единица романа – глава. Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.

«Онегинская» строфа – 14 стихов четырех стопного ямба со строгой рифмовкой AbAb ccdd eFFe gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными – мужские). 14 строк: , у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая), заканчивается строфа куплетом (двустишием).

Хранили многие страницыa Отметку резкую ногтей;b Глаза внимательной девицыa Устремлены на них живей.b Татьяна видит с трепетаньем,c Какою мыслью, замечаньемc Бывал Онегин поражен,d В чем молча соглашался он.d На их полях она встречаетe Черты его карандаша,f Везде Онегина душаf Себя невольно выражаетe То кратким словом, то крестом,g То вопросительным крючком…g Онегинская строфа – гибкая форма, она позволяет передавать разнообразные интонации, эпические, повествовательные, разговорные. перекрестная кольцевая парная куплет

Лирические отступления 1. Обычно связаны с сюжетом романа. 2. Разный размер: от одной строчки до нескольких строф. 3. Часто заканчивают или начинают главу. 4. Используется для перехода от одного повествовательного плана к другому. 5. Появляются перед кульминационными моментами. 6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое.

Пейзаж 1. Показывает ход времени в романе. 2. Характеризует духовный мир героев. 3. Часто сопутствует образу Татьяны.

Вставные элементы 1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом. 2. Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародией на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции. 3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе: песня девушек (перед объяснением с Онегиным), сон (перед именинами и дуэлью).

Авторское отношение к композиции Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.