1 Модернизация и новые стандарты образования. Константин Сумнительный, профессор кафедры теории и практики управления образованием АПК и ППРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Advertisements

ФГОСФГОСФГОСФГОС П ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ 9 г.Одинцово, учитель Гудкова Е.Н.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ФГОС НОО г Учитель начальных классов Созонова О.В.
целью является не предметный, а личностный результат а личностный результат.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования «Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Овладение системой формирования УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках обучения грамоте Овладение системой формирования УУД у детей.
Беджаше М.Н. МБОУ СОШ 20. «Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер.
Технологическая карта учебный год. Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Транксрипт:

1 Модернизация и новые стандарты образования. Константин Сумнительный, профессор кафедры теории и практики управления образованием АПК и ППРО

2 Зачем нам модернизация? Переход от индустриального к постиндустриальному (информационному)обществу поставил перед нами вопрос: Как сделать образование личностно значимым, помогающим ребёнку самоопределяться в жизни, решать возникающие жизненные проблемы, не теряться в потоках информации?

3 Три стратегии образования. Знанивая (традиционная) – в основе передача знаний, их запоминание и проверка. Социализационная (компетентностная) – в основе ключевые компетенции, способствующие социализации и стремление научить учиться. Развивающая – в основе индивидуальный подход к образованию, как средству реализации личного потенциала учащегося.

4 Почему знаниевая стратегия не эффективна? Факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. Ежегодно происходит удвоение знаний. Эта гипотеза подтверждается так называемым графиком Мэмфорда, отражающий экспоненциальный рост числа значительных изобретений во времени.

5 Почему знаниевая стратегия не эффективна? Косвенно идея, заложенная в графике, подтверждается тем, что в современной промышленности и торговле «период полураспада» полезного технологического знания оценивается в полтора года. То есть, через полтора года половина первоначальных технологических знаний работника оказывается бесполезной, через три года уже три четверти.

6 Почему знаниевая стратегия не эффективна? На практике в рамках такого обучения приходится учить тому, чего сам преподаватель знать не может, то есть тому, как жить в стремительно обновляющемся мире. Если исходить из этой позиции, то сегодняшняя школа опирается на передачу знаний, устаревших задолго до того, как войти в учебники.

7 Что делать? Переходить к другим образовательным стратегиям, но это ведет к удорожанию образования и рождает противоречие цены. Оно в том, что качественное образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, но должно быть дешевым, чтобы быть доступным.

8 Черты современных образовательных систем Российская позиция: 1. Расширение самого понятия образования, как деятельности меняющей установки и модели поведения индивида; 2. Расширение числа социальных институтов берущих на себя образовательные функции; 3. Переход всей системы на ИКТ; 4. Утверждение рыночных механизмов; 5. Глобализация, проявляемая как интеграция различных и разнообразных систем; 6. Это система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знание, непрерывного образования.

9 Черты современных образовательных систем Западные исследователи: 1. За счет ИКТ замена закрытой образовательной среды открытой; 2. Индивидуализация образовательного процесса; 3. Утверждение самообразования и самообучения в качестве ведущей формы обучения; 4. Ориентация на образование, создающее знание (инновационное образование); 5. Формирование системы образования в течении всей жизни.

10 Две стратегии развития. Сопротивление Знаниевая стратегия, основанная на репродукции; Учитель, как единственный авторитет и источник знаний; Единое и единственное содержание образования. Реформирование Социализационная (компетентностная) стратегия; Партнерские отношения учитель – ученик; Индивидуализация образовательной траектории.

11 Новая стратегия – новый стандарт Старый стандарт Ориентирован на знаниевый подход; Жестко задает содержание образования; Результат ориентирован на проверку усвоение знаний; Не определял условий проведения образовательного процесса. Новый стандарт Ориентирован на системно-деятельностный подход; Предполагает значительный уровень вариативности; Результат имеет сложный, комплексный характер; Определяет условия проведения образовательного процесса.

12 Требования к результатам. формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

13 Планируемые результаты освоения программ начального образования. Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию.

14 Место планируемых результатов СТАНДАРТ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА

15 Пользователи планируемых результатов лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном); учащиеся и их родители; профессиональное педагогическое сообщество.

16 Пользователи планируемых результатов В профессиональном педагогическом сообществе можно выделить две большие группы: работники образования, непосредственно организующие и осуществляющие образовательную деятельность, это прежде всего учителя и школьные психологи; работники образования, осуществляющие общее планирование и ресурсное обеспечение образовательного процесса, надзор (контроль) за ходом и результатами образовательной деятельности. К ним в первую очередь можно отнести: руководителей образовательных учреждений; авторов программ и учебников; разработчиков различных измерительных материалов; сотрудников различных служб контроля и оценки качества образования.

17 Структура планируемых результатов В структуре планируемых результатов должны найти отражение ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне: актуального развития, т. е. на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоен­ных и выполняемых практически автоматически); зоны ближайшего развития, т. е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

18 Уровни описания планируемого результата 1. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?» 2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. 3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как про­ педевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться».

19 Личностные и метапредметные результаты В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операции, включая общие приемы решения задач. И сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

20 Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника па уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от локон-пи и национального к конвенциональному уровню; установка на здоровый образ жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

21 Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

22 Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач.

23 Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том число в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и ВИДИТ, В что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использован, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

24 Планируемые результаты по работе с информацией. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в сфере: получения, поиска и фиксации информации; понимания и преобразования информации; применения и представления информации; оценки достоверности получаемой информации

25 Получение, поиск и фиксации информации Выпускник научится: воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты); осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги.

26 Понимание и преобразование информации Выпускник научится: определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст; находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию); понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.; интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста; преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

27 Применение и представление информации Выпускник научится: передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного; использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; составлять устно небольшое монологическое высказывать по предложенной теме, заданному вопросу; описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака; по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.; группировать, систематизировать объекты, выделяя одинаковость признака; определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на оспине предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

28 Оценка достоверности получаемой информации Выпускник научится: на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

29 Задачи, встающие перед образовательными учреждениями Результаты учебной деятельности предложенные в стандарте Традиционные способы достижения результатаИнновационные способы достижения результата Управл. решения Содержание обучения Методы обучения Управл. решения Содержание обучение Методы обучения Универсальные учебные действия Личностные ууд Регулятивные ууд Позновательные Ууд Коммуникативные ууд Работа с информацией Получение, поиск и фиксация Понимание и преобразование Применение и представление Оценка достоверности Результаты освоения учебных программа

30 Основные дидактические понятия. ПонятиеОпределение Процесс обученияЦеленаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение задач образования и развития личности Содержание образованияПедагогически адаптированный социальный опыт, усвоение которого обеспечивает приобщение человека к культуре Метод обученияСпособ целенаправленной совместной деятельности учителя и учащихся, направ­ленной на достижение поставленных целей

31 Словарь терминов. Метапредметные результаты образовательной деятельности. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов. Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.