Профилактика детско- подростковых самоубийств Доцент кафедры психиатрии ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» В.В.Васильев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика детско-подростковых самоубийств По материалам Доцента кафедры психиатрии ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» В.В.Васильева,
Advertisements

По материалам Доцента кафедры психиатрии ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» В.В.Васильева, врача-психотерапевта Городского Центра.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ и МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ» Профилактика детско-подростковых суицидов.
« СУИЦИД» По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5.
Факторы суицидального риска у подростков. Основные понятия Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций,
Кризисные ситуации и методы их преодоления ( нет подростковому суициду) Работа ученицы 10 класса МОУ Талаканской СОШ 6 Устинович Татьяны Александровны.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Ю.В. Пухова, отдел воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки РТ Т.П. Макарова, ГАОУ «Центр психолого-педагогической.
Профилактика суицидального риска среди несовершеннолетних Семинар на тему:
«Суицид или крик души» МОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа » Совещание при директоре с классными руководителями 2011 год.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский Иосиф Бродский.
Профилактика депрессивных состояний в детско-подростковой среде Джишкариани Е.А. педагог-психолог БШ 2 г.п.Корма.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ 8 г.Томмот Плышевская Ю.А.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Самоубийство (суицид) – это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение- суицидальные покушения, попытки и проявления.
Индикаторы суицидального риска Врач-психотерапевт РКПЦ МЗ РБ Гулиев М.А.
. это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой.
1. Приведение своих дел в порядок. 2. Прощание. 3. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. 4. Письменные указания ( в письмах, записках, дневнике ).
Родительское собрание. Суицид в подростковой среде.
Транксрипт:

Профилактика детско- подростковых самоубийств Доцент кафедры психиатрии ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» В.В.Васильев

Распространенность самоубийств среди детей и подростков Частота завершенных суицидов среди детей и подростков в РФ (данные 2006 г.): лет – 0,1 на 100 тыс лет – 0,1 на 100 тыс лет – 3,6 на 100 тыс лет – 3,6 на 100 тыс. Эти показатели в десятки раз ниже, чем у взрослых

Распространенность самоубийств среди детей и подростков За последние 30 лет уровень суицидов среди детей и подростков в нашей стране вырос в 8 раз (Г.В.Старшенбаум, 2005)

Распространенность самоубийств среди детей и подростков Мальчики кончают с собой в 4 – 5 раз чаще девочек Уровень суицидов резко возрастает, начиная с 15- летнего возраста

Распространенность самоубийств среди детей и подростков На 1 завершенный суицид в подростковом возрасте приходится от 70 до 100 суицидальных попыток (И.В.Журавлева с соавт., 2003). Суицидальные попытки совершают 0,3 – 0,5 % подростков. Частота суицидальных попыток у подростков в несколько раз выше, чем у взрослых.

Распространенность самоубийств среди детей и подростков Высокая частота незавершенных суицидальных попыток среди детей и подростков говорит о том, что в большинстве случаев эти попытки по-настоящему не нацелены на лишение себя жизни, а являются криком о помощи.

Факторы суицидального риска для детей и подростков Демографические: Мужской пол Мужской пол Возраст 15 лет и старше Возраст 15 лет и старше Проживание в сельской местности Проживание в сельской местности Воспитание в госучреждениях Воспитание в госучреждениях

Факторы суицидального риска для детей и подростков Социально-психологические: Злоупотребление родителей алкоголем Злоупотребление родителей алкоголем Грубые аномалии воспитания в семье (прежде всего, воспитание по типу жестоких взаимоотношений и повышенной моральной ответственности) Грубые аномалии воспитания в семье (прежде всего, воспитание по типу жестоких взаимоотношений и повышенной моральной ответственности)

Факторы суицидального риска для детей и подростков Медико-биологические: Эндогенные психические заболевания (в особенности шизофрения и маниакально- депрессивный психоз) Эндогенные психические заболевания (в особенности шизофрения и маниакально- депрессивный психоз) Ранние органические поражения головного мозга (травмы, нейроинфекции) Ранние органические поражения головного мозга (травмы, нейроинфекции) Злоупотребление или зависимость от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и другие токсические вещества) Злоупотребление или зависимость от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и другие токсические вещества)

Факторы суицидального риска для детей и подростков Личностно-психологические: Выраженные акцентуации характера (в особенности сензитивного, шизоидного и эпилептоидного типа) Выраженные акцентуации характера (в особенности сензитивного, шизоидного и эпилептоидного типа) Склонность к девиантному поведению (побеги из дома, мелкие правонарушения, промискуитет) Склонность к девиантному поведению (побеги из дома, мелкие правонарушения, промискуитет)

Факторы суицидального риска для детей и подростков Статусные: Депрессия Депрессия Алкогольное опьянение Алкогольное опьянение

Депрессия в детском и подростковом возрасте Главная особенность депрессии в детском и подростковом возрасте – ее атипичность. Главная особенность депрессии в детском и подростковом возрасте – ее атипичность. Депрессия протекает тем атипичнее, чем младше возраст ребенка. Депрессия протекает тем атипичнее, чем младше возраст ребенка.

Депрессия в детском и подростковом возрасте Варианты детско-подростковой депрессии: Детский Детский Девиантный Девиантный Ипохондрический Ипохондрический Астенический Астенический С преобладанием метафизической интоксикации С преобладанием метафизической интоксикации С преобладанием дисморфофобии С преобладанием дисморфофобии Типичная депрессия Типичная депрессия

Депрессия в детском и подростковом возрасте Детский вариант: Возраст 6 – 12 лет; Возраст 6 – 12 лет; Жалобы на скуку, утомление; Жалобы на скуку, утомление; Капризность, плаксивость, вялость; Капризность, плаксивость, вялость; Погребальная тематика игр, рисунков, фантазии на тему собственных похорон; Погребальная тематика игр, рисунков, фантазии на тему собственных похорон; Суицидальные попытки совершенно неожиданны. Суицидальные попытки совершенно неожиданны.

Депрессия в детском и подростковом возрасте Девиантный вариант: Возраст 10 – 14 лет; Возраст 10 – 14 лет; Несвойственные ранее подростку нарушения поведения (конфликтность, прогулы школы, бродяжничество, противоправные действия, употребление ПАВ, сексуальные эксцессы); Несвойственные ранее подростку нарушения поведения (конфликтность, прогулы школы, бродяжничество, противоправные действия, употребление ПАВ, сексуальные эксцессы);

Депрессия в детском и подростковом возрасте Девиантный вариант: Настроение пониженное, с оттенком дисфоричности; Настроение пониженное, с оттенком дисфоричности; Суицидальная попытка обычно совершается после наказания со стороны взрослых за «плохое» поведение. Суицидальная попытка обычно совершается после наказания со стороны взрослых за «плохое» поведение.

Депрессия в детском и подростковом возрасте Ипохондрический вариант: Возраст 12 – 16 лет; Возраст 12 – 16 лет; Преобладание соматических жалоб (обычно по типу преувеличения обычных телесных ощущений); Преобладание соматических жалоб (обычно по типу преувеличения обычных телесных ощущений); Убежденность в наличии у себя соматического заболевания; Убежденность в наличии у себя соматического заболевания;

Депрессия в детском и подростковом возрасте Ипохондрический вариант: Эгоцентричность, капризность; Эгоцентричность, капризность; Под предлогом заболевания запускают учебу; Под предлогом заболевания запускают учебу; Суицидальная попытка обычно провоцируется конфликтом, связанным с пропусками занятий в школе; Суицидальная попытка обычно провоцируется конфликтом, связанным с пропусками занятий в школе; Суицидальные попытки могут повторяться. Суицидальные попытки могут повторяться.

Депрессия в детском и подростковом возрасте Астенический вариант: Возраст 12 – 16 лет; Возраст 12 – 16 лет; Ощущение ухудшения памяти, невозможности сосредоточиться; Ощущение ухудшения памяти, невозможности сосредоточиться; Отставание в учебе; Отставание в учебе; Вялость, пассивность; Вялость, пассивность; Снижение или утрата прежних интересов; Снижение или утрата прежних интересов;

Депрессия в детском и подростковом возрасте Астенический вариант: Попытки преодолеть депрессию, продолжать прежний образ жизни; Попытки преодолеть депрессию, продолжать прежний образ жизни; Суицидальные попытки носят отставленный характер (через некоторое время после минования психотравмы); Суицидальные попытки носят отставленный характер (через некоторое время после минования психотравмы); Суицидальные попытки могут стать привычным способом реагирования на внешние конфликты. Суицидальные попытки могут стать привычным способом реагирования на внешние конфликты.

Депрессия в детском и подростковом возрасте Вариант с преобладанием метафизической интоксикации: Возраст 16 – 18 лет; Возраст 16 – 18 лет; Навязчивые размышления о смысле жизни и сущности смерти; Навязчивые размышления о смысле жизни и сущности смерти; Замкнутость, отчужденность; Замкнутость, отчужденность; Суицидальные попытки не связаны с внешними конфликтами; Суицидальные попытки не связаны с внешними конфликтами; Суицидальные попытки могут повторяться. Суицидальные попытки могут повторяться.

Депрессия в детском и подростковом возрасте Вариант с преобладанием дисморфофобии: Возраст 16 – 18 лет; Возраст 16 – 18 лет; Сверхценная неудовлетворенность своей внешностью в целом или отдельными частями тела; Сверхценная неудовлетворенность своей внешностью в целом или отдельными частями тела; Суицидальные попытки могут возникать в ответ на самые незначительные замечания или насмешки по поводу внешности. Суицидальные попытки могут возникать в ответ на самые незначительные замечания или насмешки по поводу внешности.

Депрессия в детском и подростковом возрасте Типичный депрессивный синдром: Возраст 16 – 18 лет; Возраст 16 – 18 лет; Жалобы на тоску и тревогу; Жалобы на тоску и тревогу; Мыслительная и двигательная заторможенность; Мыслительная и двигательная заторможенность; Идеи собственной несостоятельности и вины; Идеи собственной несостоятельности и вины; После суицидальной попытки депрессия может на время стихать. После суицидальной попытки депрессия может на время стихать.

Важнейшие суицидогенные конфликты у детей и подростков Семейные конфликты (физическое, эмоциональное или сексуальное насилие со стороны членов семьи, развод, смерть одного из родителей, эмоциональное отвержение подростка членами семьи) – 30,4% Семейные конфликты (физическое, эмоциональное или сексуальное насилие со стороны членов семьи, развод, смерть одного из родителей, эмоциональное отвержение подростка членами семьи) – 30,4% Конфликты со сверстниками (жестокие отношения в подростковых группах, оскорбление и насмешки со стороны сверстников, угрозы и вымогательство со стороны сверстников) – 19,5% Конфликты со сверстниками (жестокие отношения в подростковых группах, оскорбление и насмешки со стороны сверстников, угрозы и вымогательство со стороны сверстников) – 19,5%

Важнейшие суицидогенные конфликты у детей и подростков Любовно-сексуальные конфликты (неразделенная любовь, нежелательная беременность, заражение венерическим заболеванием) – 12,2% Любовно-сексуальные конфликты (неразделенная любовь, нежелательная беременность, заражение венерическим заболеванием) – 12,2% Криминальные конфликты (боязнь уголовного наказания, положение жертвы криминальных действий, принуждение подростка к криминальным действиям) – 4,9% Криминальные конфликты (боязнь уголовного наказания, положение жертвы криминальных действий, принуждение подростка к криминальным действиям) – 4,9%

Важнейшие суицидогенные конфликты у детей и подростков Школьные конфликты (жестокое отношение со стороны преподавателей, публичное унижение подростка преподавателем, конфликты на почве плохой успеваемости или нарушения дисциплины подростком) – 3,6% Школьные конфликты (жестокое отношение со стороны преподавателей, публичное унижение подростка преподавателем, конфликты на почве плохой успеваемости или нарушения дисциплины подростком) – 3,6%

Важнейшие суицидогенные конфликты у детей и подростков Состояние здоровья (постановка диагноза психического заболевания, тяжелые соматические заболевания, реальный или мнимый дефект внешности) – 2,4% Состояние здоровья (постановка диагноза психического заболевания, тяжелые соматические заболевания, реальный или мнимый дефект внешности) – 2,4% Служебные конфликты (дисциплинарные взыскания, увольнение, материальные взыскания) – 1,2% Служебные конфликты (дисциплинарные взыскания, увольнение, материальные взыскания) – 1,2%

Категории личностного смысла суицидального поведения Протест – характерен для эпилептоидов Протест – характерен для эпилептоидов Призыв – характерен для истериков Призыв – характерен для истериков Избегание – характерно для сензитивных Избегание – характерно для сензитивных Самонаказание – характерно для гипотимов Самонаказание – характерно для гипотимов Отказ – характерен для шизоидов Отказ – характерен для шизоидов

Особенности суицидального поведения детей и подростков По способу суицидальной попытки нельзя судить о ее серьезности (по этой причине все суицидальные попытки в детско- подростковом возрасте следует рассматривать как истинные ) По способу суицидальной попытки нельзя судить о ее серьезности (по этой причине все суицидальные попытки в детско- подростковом возрасте следует рассматривать как истинные ) Часто не сформировано представление о смерти, может сохраняться вера в ее обратимость Часто не сформировано представление о смерти, может сохраняться вера в ее обратимость Несерьезность, мимолетность (с точки зрения взрослых) мотивов суицида Несерьезность, мимолетность (с точки зрения взрослых) мотивов суицида

Особенности суицидального поведения детей и подростков В детско-подростковых коллективах суицидальные действия часто совершаются сериями вследствие выраженности у детей и подростков реакции имитации В детско-подростковых коллективах суицидальные действия часто совершаются сериями вследствие выраженности у детей и подростков реакции имитации Суицидальные действия могут совершаться по механизму подражания героям книг или фильмов Суицидальные действия могут совершаться по механизму подражания героям книг или фильмов

Поведенческие предвестники суицида у детей и подростков Встречаются в 90% случаев завершенных суицидов Встречаются в 90% случаев завершенных суицидов Как правило, являются косвенными, носят характер намеков Как правило, являются косвенными, носят характер намеков Часто недооцениваются окружающими Часто недооцениваются окружающими

Поведенческие предвестники суицида у детей и подростков К непосредственным поведенческим предвестникам относятся: Отгороженность, уход в себя Отгороженность, уход в себя Раздаривание друзьям и знакомым вещей, которыми дорожил подросток Раздаривание друзьям и знакомым вещей, которыми дорожил подросток Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду

Поведенческие предвестники суицида у детей и подростков К непосредственным поведенческим предвестникам относятся: «Случайное» оставление на видном месте орудий совершения суицида (веревки, таблеток и т.д.) «Случайное» оставление на видном месте орудий совершения суицида (веревки, таблеток и т.д.) Намеки на скорое расставание Намеки на скорое расставание «Шутки» суицидального содержания «Шутки» суицидального содержания Склонность к безрассудным поступкам Склонность к безрассудным поступкам

Профилактика детско- подростковых суицидов Суицидологическая профилактика подразделяется на: Первичную Первичную Вторичную Вторичную Третичную Третичную

Профилактика детско- подростковых суицидов Первичная профилактика – предупреждение возникновения суицидального поведения как такового

Профилактика детско- подростковых суицидов Мероприятия по первичной профилактике: Антисуицидальная пропаганда среди подростков Антисуицидальная пропаганда среди подростков Работа с группами риска Работа с группами риска Обучение преподавателей основам психологических и психопатологических знаний Обучение преподавателей основам психологических и психопатологических знаний

Профилактика детско- подростковых суицидов Антисуицидальная пропаганда на уровне школы – психопрофилактические беседы в классах, направленные на обучение способам совладания со стрессом; обучение способам совладания со стрессом; изучение причин и проявлений суицидального поведения; изучение причин и проявлений суицидального поведения; информирование учащихся о возможностях получения помощи в кризисных ситуациях. информирование учащихся о возможностях получения помощи в кризисных ситуациях. Проведение подобных бесед возможно с подростками, начиная с 14-летнего возраста

Профилактика детско- подростковых суицидов Важнейшие группы суицидального риска среди детей и подростков: Подростки с выраженными акцентуациями характера (особенно по эпилептоидному, сензитивному, шизоидному типу); Подростки с выраженными акцентуациями характера (особенно по эпилептоидному, сензитивному, шизоидному типу); Дети и подростки из неблагополучных семей; Дети и подростки из неблагополучных семей; Дети и подростки с девиантным поведением. Дети и подростки с девиантным поведением.

Профилактика детско- подростковых суицидов Методы работы с группами суицидального риска: Мониторинг психического состояния Мониторинг психического состояния Групповые психологические тренинги Групповые психологические тренинги Работа с семьями учащихся из групп риска Работа с семьями учащихся из групп риска

Профилактика детско- подростковых суицидов Обучение учителей основам психологических и психопатологических знаний: Лекции Лекции Конференции Конференции Семинары Семинары

Профилактика детско- подростковых суицидов Вторичная профилактика – предотвращение суицидальных попыток у лиц с уже имеющимися суицидальными мыслями и замыслами

Профилактика детско- подростковых суицидов Мероприятия по вторичной профилактике: Своевременное выявление депрессий у учащихся; Своевременное выявление депрессий у учащихся; Своевременное направление учащихся с суицидоопасными состояниями к детскому психиатру или психотерапевту. Своевременное направление учащихся с суицидоопасными состояниями к детскому психиатру или психотерапевту.

Профилактика детско- подростковых суицидов Третичная профилактика – предупреждение повторных суицидальных попыток, предупреждение суицидальных действий у лиц из ближайшего окружения суицидента

Профилактика детско- подростковых суицидов Мероприятия по третичной профилактике: Скорейшее обследование врачом- психиатром или психотерапевтом детей и подростков, совершивших суицидальные попытки Скорейшее обследование врачом- психиатром или психотерапевтом детей и подростков, совершивших суицидальные попытки Психопрофилактические беседы в классе суицидента Психопрофилактические беседы в классе суицидента

Профилактика детско- подростковых суицидов Мероприятия по третичной профилактике: Диагностика психического состояния одноклассников суицидента Диагностика психического состояния одноклассников суицидента Индивидуальные беседы с ближайшими друзьями суицидента Индивидуальные беседы с ближайшими друзьями суицидента

Телефон доверия Республиканской клинической психиатрической больницы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!