ВОЛКОВА ЛЮБОВЬ АЛЬБЕРТОВНА- ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ КОИРО. Проектно-исследовательская задача и её решение в начальной школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОЛКОВА ЛЮБОВЬ АЛЬБЕРТОВНА- ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ КОИРО. Проектные задачи в начальной школе.
Advertisements

ВОЛКОВА ЛЮБОВЬ АЛЬБЕРТОВНА- ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ КОИРО. Проектные задачи в начальной школе.
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе. ФГОС НОО Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие.
Проектные задачи в начальной школе. Ценностные ориентиры начального образования Формирование доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству.
Проектные задачи в основной школе. «Задача» «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Деятельностный подход в обучении через решение проектных задач в начальной школе Гимназия 6 г. Лангепас.
Формирование УУД в ходе решения системы проектных задач Выполнила: Баёва О.А. учитель начальных классов МБОУ «СОШ 1» 3 апреля 2013 года.
Проектные задачи в начальной школе СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Реализация проектных задач и использование их в практической деятельности. То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать.
Г.В. Раицкая, заведующая кафедрой ДиНО. «Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели образования: научить младших школьников.
Презентацию подготовила руководитель методического объединения учителей начальных классов Советского городского округа Тынянская О.Л. Проектная задача.
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л.Выготский.
Проектная задача как новая форма учебной деятельности в начальной школе Работу выполнила: учитель нач. классов ГБОУ гимназии 505 Горская И. С.
Проектные задачи в начальной школе МАОУ СОШ 98 города Челябинска СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
учебная задача конкретно-практическая задача творческая (олимпиадная) задача.
РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Конструирование проектных задач на уроках в начальной школе Юренко Л.А., учитель начальных классов МОУ «Таврическая гимназия»
Тьюторское сопровождение проектной деятельности младших школьников.
Межпредметная разновозрастная проектная задача «Конструируем сценарий праздника»
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский Теоретические основы формирования понятия «проектная.
Транксрипт:

ВОЛКОВА ЛЮБОВЬ АЛЬБЕРТОВНА- ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ КОИРО. Проектно-исследовательская задача и её решение в начальной школе

Ценностные ориентиры начального образования Формирование психологических условий развития общения, кооперации (сотрудничества) учителя и учащихся; Развитие умения учиться. Как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; Развитие познавательных интересов, инициативы, мотивов познания и творчества; Развитие самостоятельности, ответственности личности за поступки и результаты своего труда; Формирование самоуважения, эмоционально-положительное отношение к себе, умения адекватно оценивать свои поступки. Готовность к преодолению трудностей, устойчивости в достижении целей.

О задаче в обучении младшего школьника Задача – сложный вопрос, проблема, трудность, требующая исследования и разрешения (Толковый словарь С.И.Ожегов) Задачи бывают ( учебные, конкретно- практические, исследовательские, творческие, проектные и др.) Учебная задача направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач (это всегда новая задача, всегда поисковая задача). Цель педагога на уроке создать такие условия при которых учащиеся приняли бы нужную учебную задачу.

Другие типы задач Конкретно- практическая задача Ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов ( знаний, умений)в известной школьникам ситуации, а также понимания границ использования известных способов. Интеллектуально -творческая(олимпиадная) задача Ученик спонтанно, в рамках своего понимания логики задачи (проблемы) пытается сам найти способ её решения;

Названные выше задачи не в достаточной мере способны: Научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) когда решение не видно явно(однозначно) из условий задачи; Стимулировать получение принципиально нового продукта, которого раньше для учащегося не было; Содержательно стимулировать решение задач посредством ученической малой группы; Оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации ( но с использованием известных способов действий); Задать разные стратегии способов решения задачи с веером результатов.

Проектная задача Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата(продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей (А.В.Воронцов и др.).

Модель «проектной задачи» Система заданий Учебная ЗАДАЧА Учитель Учащиеся Система действий Учащиеся Результат (продукт) Стратегия решения задачи Проблемная ситуация

Особенности проектной деятельности Проект - это целенаправленное, управляемое изменение, фиксированное во времени («школа развития» подразделение школы 1133 Москва). При реализации проекта не задаётся последовательность, её определяют проектировщики (К.Н.Поливанова). Проектная деятельность задаёт реальную возможность организации взаимодействия детей между собой при решении ими самими проектной задачи. Проектная деятельность позволяет жить в модельной ситуации, как в реальной. Учитель задаёт только проблемную ситуацию, задачу ставят сами дети. В проектной задаче нет конкретных ориентиров на ранее пройденные темы. Проектная задача отличается большим объёмом и неоднородностью материала.

Проектная задача формирует следующие умения у учащихся 1-5 классов Учит способу проектирования (без указания на это); Учит рефлексии ( видение причин успеха и поражения); Целеполаганию (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели); Коммуникации (взаимодействие, аргументации своей позиции)

Образовательное пространство младшего школьника Проектная задача ? Домашнее задание Уроки Дополни тельное образова ние Индив. работа

Основные педагогические цели проектных задач 1-3 классы – способствование формированию разных способов учебного сотрудничества в том числе публичные выступления экспертов с оценкой деятельности детей. 4-5 классы –выявление у школьников способностей к переносу известных способов действий к новую для них квазиреальную ( модельную) ситуацию.

Формирование учебного сообщества Учебное сообщество-это группа детей способных организоваться для совместного учебного труда непосильного для каждого участника общей работы (Г.А Цукерман. Виды общения в обучении). Педагогическая задача учителя- создать условия для совместной работы и не участвовать в данной работе. Начало работы сообщества- 1 четверть 1 класса.

Групповое взаимодействие позволяет получить учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку; ситуацию, где нет авторитета учителя; опыт, составляющий основу умения учиться: -целеполагание; -планирование; - контроль; -оценка; учителю дополнительные средства вовлечения детей в обучение; сочетание обучения, воспитания и социализации(выстраиван ие деловых отношений детей); мониторинг за формированием учебного сотрудничества.

Математика Основные направления работы 1 Не следует игнорировать уже имеющийся математический опыт учащихся 2. Формирование общих представлений о том, чем будут заниматься учащиеся на уроках математики 3. Организация коммуникаций для решения общих учебных задач

Планета Математикус (1 класс) 1 класс Признаки объектов Карточки- помощники Карта движения : Признакус Относитикус Величиния См подробнее Проектные задачи в начальной школе под ред А.В.Воронцова. Пособие для учителя.

Карта движения по предмету «Математика» Цвет, Форма … Слева Справа … Длина Площадь Количеств о … Равно Больше Меньше … ПризнакусОтноситикусВеличиния

Стартовая проектная задача « Город Признакус» Задание1. У одного счетовода набралось много разных фигур. Для будущей коллекции счетовод уже разложил часть фигур на две кучки и оставил на всякий случай место для третьей кучки. В третью кучку он решил складывать фигуры, которые не подходят ни к первой ни ко второй кучке. Помогите счетоводу разложить остальные фигуры в эти же кучки. Приклейте их на лист в соответствующих местах.

Комментарий к заданию 1 Каждой группе учащихся выдаётся: 1.Карточка помощник – лист бумаги формата А4, разделённый на 3 части. 2.Конверт с набором фигур: Задание учащимся: Разложить фигуры из конверта по кучкам и наклеить на соответствующую часть листа.

Город «Признакус» Задание 2 Другие два счетовода Бим и Бом собирают фигуры только определённого вида и собирают из них коллекции. Бим собирает только жёлтые фигуры, Бом- только квадраты. Чтобы не ссориться, фигуры подходящие тому и другому, они собирают в общую коллекцию. Помогите Биму и Бому собрать их коллекции.

Комментарии к заданию 2 Каждой группе учащихся выдаётся: 1.карточка – помощник- лист бумаги формата А4, разделённый на 3 части: « Коллекция Бима», « Коллекция Бома», « Общая коллекция»; 2.Комплект с набором фигур, среди которых имеется несколько жёлтых, несколько квадратов, причём есть квадраты жёлтого цвета. 3.Целесообразно включить в набор фигуры не подходящие ни к одной из трёх коллекций;

Задание 3 Под воздействием волшебного кристалла некоторые фигуры в городе «Признакус» могут изменяться. Помогите счетоводам определить, какие фигуры пропущены. Нарисуйте их на своих местах. (данное задание может проецироваться на экран через мульиимедийный проектор, возможно использование документ камеры)

Задание 4 Под воздействием волшебного кристалла некоторые фигуры в городе «Признакус» могут изменяться. Помогите счетоводам определить, какие фигуры пропущены. Нарисуйте их на своих местах.

Определите в чём заключается сложность работы учащихся Подберите комплекты геометрических фигур для проекта Прокоментируйте работу школьников Задание 4 Счетоводы Тип и Топ тоже собирают коллекции фигур. Тип собирает все фигуры не зелёного цвета, - а Топ все фигуры, кроме квадратов. Помогите Типу и Топу отобрать фигуры для их коллекций.

Комментарий к заданию 1 три квадрата произвольного размера и цвета, кроме зелёного-это фигуры для коллекции Типа; 2.два зелёных треугольника разного размера – это фигуры для коллекции Топа; 3.жёлтый круг-фигура подходящая для обеих коллекций; 4. Зелёный квадрат – лишняя фигура На этапе обобщения данное задание может выполняться группой учащихся на интерактивной доске

Город «Относитикус» Урок 2 Приезжие счетоводы проголодались и решили пообедать. В кафе они уселись за круглый стол, причём каждый сел на стул своего любимого цвета: Бим – на жёлтый, Бом –на зелёный, Тип –на красный, Топ- на синий. Оказалось, что Топ сидит слева от Бима, а Тип – напротив Топа, Раскрасьте стулья на рисунке !11! Рисунок к заданию можно проецировать на экран через мультимедийный проектор

Город «Относитикус» Урок 2 На этапе обобщения данное задание может выполняться группой учащихся на интерактивной доске !11! На этапе обобщения данное задание может выполняться группой учащихся на интерактивной доске для проверки классом

Что именно нужно понять проектировщику при выполнении данного задания? Что ещё, кроме в рамках данного задания он мог бы сделать ? Задание 2 В книге « Хорошие манеры» сказано: « Ложка всегда должна лежать справа от тарелки», а вилка- слева. Проверьте, правильно ли лежат ложка и вилка около тарелки Бима. Помогите остальным счетоводам правильно положить ложки и вилки около своих тарелок. Рисунок к заданию можно проецировать на экран через мультимедийный проектор

Изготовление карточки помощника Задание 4. Сделайте для счетоводов карточку- помощник с помощью которой они всегда смогут вспомнить, что означают слова» справа» и «слева»

Город Величиния Раскрасьте самую короткую дорожку красным карандашом, а самую длинную- зелёным Рисунок к заданию можно проецировать на экран через мультимедийный проектор

Проектная задача по русскому языку Проектная задача: Учащимся 2 класса предлагается изготовить в подарок для первоклассников пособие, которое поможет им в проверке орфограмм. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на три группы (по способам проверки). Каждая группа получает техническое задание. 1.распределить задания внутри группы; 2.определить способ проверки орфограмм; 3. составить рассказ о способе проверки орфограмм, который нужно будет изложить в своей части пособия; 3. придумать задание с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ, а также перечислить критерии оценки усвоения способа. Результат: Иллюстрированное пособие (на листе бумаги формата А2, в котором чётко, наглядно, доступно будут написаны известные второклассникам способы проверки орфографии.

Проектная задача по русскому языку (2 класс) Изготавливаем пособие по проверке орфограмм. Учащиеся делятся на 3 группы (по способам проверки орфограмм). Каждая группа получает техническое задание (задание можно разделить на части внутри группы) 1.Рассмотреть материалы и определить при помощи текста способы проверки орфограмм, который предстоит изложить в своей части пособия. 2.Составить рассказ о способе проверки орфограмм. 3. Проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм. 4.Придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ. 5.Перечислить критерии усвоения данного способа

Процесс выполнения проектной задачи Задание : Распределите работу в группе и подпишите имена исполнителей около стрелок Определение названия способа Составление рассказа о способе Иллюстрирование способа примерами Составление собственного задания для проверки усвоения способа Разработка критериев оценки усвоения способа

Задание 1 для группы1 (Определить способ) Рассказ об одной ошибке Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку. -Ну как ? - спросил Дима вернувшуюся сестру. -Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт. -Мяч будет! Петька принесёт, я ему написал записку. Он обещал. Ровно в шесть часов пришёл Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования – длинный деревянный меч. Почему так получилось ? Какой закон письма не знает Дима ? = Схему к заданию можно проецировать на экран через мультимедийный проектор

Для группы 2 (Составьте памятку по работе со словарём ) Где искать секрет? Петя записал предложение У письма свои с_креты. Перечитал написанное и вздохнул: - В самом деле, у письма так много секретов. А я их не знаю. А так хочется писать без дырок. Но как правильно: сикрет или секрет? Я этого не знаю. -Можно в книге посмотреть, -подсказала Маша. -Разве в книге найдёшь нужное слово? Их там так много! -Ты прав, Петя,- вмешался в разговор Петин папа. -Но для проверки орфограмм есть специальная книга. Она называется «Орфографический словарь». -Петя раскрыл словарь и стал читать: -Абажур, абрикос, авария…Но это совсем другие слова. А где мне найти секрет? - Для этого нужно знать другой секрет. Секрет словаря! -А вы знаете этот секрет?

Как проверить слово по словарю 1.Запишите слово, пропуская орфограммы. 2.Найдите слово в словаре, следуя алфавитному порядку, обратите внимание на орфограммы. 3.Прочитайте слово по слогам орфографически. 4.Не глядя в словарь повторите слово орфографически. 5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно. 6.Подчеркните орфограммы в написанном слове ( в тетради). 7.Сверьте орфограммы в тетради и в словаре. Текст можно проецировать на экран через мультимедийный проектор или документ камеру

Для группы 3 Чяща и чюдовище Мне сегодня приснился страшный сон. Я очень хочу рассказать его Кузе, но он что-то не идёт. Запишу-ка я свой сон, чтобы не забыть его… Гулял я в лесной чяще, заслушался, заслушался, как поют птици, и заблудился. Цэлый день бродил по лесу. Стал пробираться через кусты шыповника. Укололся о шып и упал! Смотрю, в кустах – чюдовище! Сощюрил я глаз и попросил пощяды. И вдруг - чюдо! Проснулся. Но Кузя в это время тоже не терял времени даром Он сочинял сказку для Маркеши…

Все группы объединяются для создания общего продукта, в который вложен труд каждого ученика С помощью изменения слова По правилу С помощью орфографиче ского словаря Схема может проецироваться на экран через мультимедийный проектор

Создание журнала МИР ГЛАЗАМИ ЖИВОТНЫХ Разработайте проект При помощи которого Учащиеся смогли бы создать иллюстрированный журнал Разработайте вместе с детьми макет журнала Макетирование журнала может осуществляться при применении интерактивной доски

Раскройте каждую из рубрик Мы так живём собачий толковый словарь Это весело! Гав - гав! Гав-гав! Новости Полезные советы Поэтическая страничка « Лай-лай –лай!» Конкурсы и выставки Кулинарные советы При подборе рубрик можно использовать интерактивную доску или приставку mimio

Проектная задача(3 класс) Тайны океана Назовите электронное оборудование и ресурсы, которые вы используете при решении проектной задачи по данной теме