Муниципальная экономическая политика и решение задач территориального развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Advertisements

ЗА МОЛОДЁЖЬЮ ТЕРРИТОРИИ. Почему мы выбираем Ульяновск? В Ульяновской области реализуется ряд инновационных целевых проектов: В Ульяновской области реализуется.
Этапы планирования потребности в персонале
Местное самоуправление и жители. Понятие местного самоуправления (гл.1.ст.1.п.2): Форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Экономическая безопасность региона. Вступление Развитие экономики выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности.
По дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» на тему: «Государственная поддержка малого предпринимательства»
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Комаров В.М. к.э.н., доцент Социально и территориально ориентированная сервисная организация как элемент устойчивого регионального развития.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСПОЛНЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ТРЕБОВАНИЙ 6, 10 СТАНДАРТА деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
Детские и молодежные общественные организации как партнеры ученического самоуправления.
Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
Комплексное развитие сельских территорий: мультисекторный подход Тамара Осташко.
Местное Экономическое Развитие Ефанов В.В. Презентация учебного модуля в рамках совместного проекта IMUG.
1 TTÜ virumaa KOLLED ž ÕIGUSÕPETUS. 2 Государственное право Функции государства - это основные направления деятельности государства. Функции государства.
Д.А.Медведев: "Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Транксрипт:

Муниципальная экономическая политика и решение задач территориального развития

Региональная и муниципальная политика, в том числе и экономическая, формируется с учетом объективных требований, связанных с размещением производительных сил по территории государства, рациональным использованием трудовых и природных ресурсов. В России, как и в зарубежных странах, региональная политика охватывает комплекс законодательных, административных, социально- эконо­мических и экологических мероприятий, которые реализуются центральными, региональными и местными органами власти.

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации («Основные положения региональной политики в Российской Федерации», ут­ вержденных Указом Президента РФ 3 июня 1996 г.

Региональная экономическая политика (РЭП) - это специализированная часть общей региональной политики и одновременно ядро системы государственного регулирования регионального и территориального экономического развития. Государственная региональная экономическая политика имеет два уровня: федеральный и субфедеральный.

Предмет федеральной региональной политики составляют территориальные проблемы национальной экономики (в том числе межрегиональные), отношения центра с субъектами Федерации, комплексное регулирование факторов и связей, влияющих на со­циально-экономическое положение регионов. При этом центр может включаться в решение проблем «малых» регионов, являющихся частями субъектов Федерации, если подобные проблемы имеют федеральную значимость. Например: ликвидация чрезвычайных ситуаций, освоение месторождения стратегического сырья, конверсия промышленного узла с оборонными предприятиями и т. п.

Предмет субфедеральной региональной политики это пространственная организация внутри региона (улучшение транспортной доступности, обеспечение всех поселений продовольстви­ем и энергией, преодоление депрессивного состояния малых горо­дов и т. п.), регулирование отношений субъекта Федерации с муниципальными образованиями. Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, в компетенции которых находится широкий круг вопросов территориальной организации хозяйства и жизнедеятельности. Однако в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление (деятельность муниципальных властей) не входит в структуру государственного управления.

Таким образом, РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы всего населения. Процесс формирования в России новой государственности и новой экономической системы сопровождается большими изменениями в статусе, содержании, формах организации РЭП. Ее значение возрастает. Это диктуется требованиями федерализации страны и проводимой экономической реформы.

Решение задач территориального развития требует совершенствования механизма реализации региональной экономической политики. Учет регионального аспекта должен стать необходи­мым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики. В качестве основных форм ее реализации должны найти применение такие формы: - участие государства в наиболее эффективных инвестицион­ных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации; - размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд; - размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд; - поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий; -содействие активизации международных экономических свя­ зей регионов Российской Федерации; - создание условий для формирования свободных экономичес­ких зон и тенхнополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру; -содействие малому и среднему бизнесу.

В современных условиях необходима регионализация экономической реформы. Суть ее состоит в выполнении следующих условий: а)учет специфики регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической и других политик; б)перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень (особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов); в)активизация экономической деятельности на местах, создание необходимого для этого предпринимательского климата; г)разработка специальных программ проведения реформ в регионах с особо отличающимися условиями.

Решение задач территориального развития с учетом зарубежного опыта Важным вопросом современной ситуации в России является активизация социальной, культурной и управленческой самоорганизации жителей на сельских территориях (структур разного государственного уровня, частного, некоммерческого или общественного типа, заинтересованных в разработке программ и проектов развития) – организация соответствующих партнерств.

Партнерства рассматриваются главным образом в качестве вовлечения населения в деятельность по территориальному планированию и реализации соответствующих планов. Такая проблематика партнерства развертывается, прежде всего, на материалах сельских поселений и применительно к таким территориям. Предполагается, что без активного участия местного населения не удается добиться устойчивого, т.е. поддерживающего стабильность развития сельских сообществ.

Партнерства выступают высшей формой проявления гражданской энергии населения, которой предшествуют гражданский контроль и делегирование полномочий (демократии с ее выбираемыми органами власти). Следующим этапом выделяется взаимодействие с населением, который называется «разговаривание» (консультирование, информирование и «успокаивание» населения). Особое внимание обращается на требование не только создания партнерства, но и постоянного развития такой организации, поскольку появление устойчивых и так или иначе формализуемых механизмов партнерства невозможно без закрепления процессов в определенной постоянно действующей организационной структуре административного характера.

Лидером построения партнерств выступают преследующие эти цели общественные организации, которые вовлекают в свою деятельность местную и вышестоящую администрацию, коммерческие и некоммерческие предприятия, исследователей, активистов и используют их организационные, финансовые, интеллектуальные ресурсы.

В большинстве своем люди в сельской местности европейских стран озабочены состоянием окружающей среды, наследия и состоянием собственного жилища (что резко отличает их от наших жителей, озабоченных проблемами занятости, инфраструктуры и т. д., как и жилища также). К деятельности по развитию территории должны привлекаться все жители, хотя их вовлеченность может заметно разниться: от реально активных граждан, к полному неучастию, или формальному пребыванию.

Среди механизмов, применяемых лидерами движений для организации участия, выступают совещания, собрания, семинары, проведение анкетирования, индивидуальная работа со СМИ и пр. Важным элементом в такой деятельности является участие населения разных возрастных и социальных групп с самого начала осмысления проблем и задач программ развития. Конечно, эта работа требует сил, она долгосрочная, но реальные результаты такой деятельности становятся очевидными достаточно быстро. Акцент делается на привлечении и создании частного сектора в сельской местности, организации средств массовой информации и т. д.

Программа (план) развития поселения учитывает мнения разных социальных групп, которые выявляются разными методами, включая разработку «проблемных карт территории», где группа участников привлекает местных жителей провести оценку. Определяются цели и задачи развития с учетом предложений всех заинтересованных сторон. Главное это создание рабочих мест (в т. ч. в частном секторе), поддержка различных форм партнерства, сохранение памятников и экологической чистоты местности, а также развитие образования. В результате изменяется отношение людей к своему месту жительства, к природной среде, к сообществу: от пассивного к более активному, поскольку появляются новые возможности для развития местности.

Имеются удачные примеры решений сельских и региональных проблем в соседних с Россией странах, в частности, в северной части Швеции. Ситуация здесь была тяжелой: большая часть деревень и сел были полупустыми, молодежь уезжала в города, оставались лишь пожилые люди. Экономическая активность была слабой и у местного населения, как говорят они сами, не было надежды на будущее. Эти поселения в политическом и экономическом аспектах находились «в руках« разных сил со стороны регионов и городов.

В результате осознания ситуации, в середине 1980-х гг. первоначально в сельской местности началось движение под названием «Вся Швеция должна жить», в котором участвовали самые разные группы населения, обеспокоенные положением в сельской местности. Позже примкнули также политические партии и власти разных уровней. В результате появился Совет народных движений за сельское развитие, который организует каждые два года «Сельский парламент» - своеобразная манифестация сельского образа жизни, малых городов, демонстрация успехов и решений локальных проблем и т.д. Это движение привело к появлению около 3500 местных групп развития, ориентированных на создание рабочих мест, сохранение и развитие сельской культуры, улучшение бытового обслуживания, строительства жилых домов, образования и пр. Эти группы развития коммун усилили демократические институты и улучшили условия жизни в сельских территориях. Начавшись в небольших поселениях, позже это общественное движение стало набирать силу в малых и крупных городах страны.

Таким образом, десять лет назад около чел. непосредственно были вовлечены в сельское движение и несколько миллионов его поддерживают через кооперативы, ассоциации, информационные сети и пр. В них участвуют горожане, заинтересованные в развитии страны. Они развивают экономику в небольших поселениях, принимают активное участие в работе коммун, организуют местную торговую сеть, производства с переработкой экологически чистых продуктов (грибов, ягод, трав и т. д.). Кроме того, формируются различные виды сельского туризма, вовлекая в его работу местных жителей и молодежь, проводится реставрации памятников и т. д. Главным в этом движении является инициатива самих местных жителей и их желание и уверенность, что они могут повлиять на изменение ситуации на своей территории. Главными движущимися силами во многих проектах выступают женщины и их объединения, заинтересованные сохранить или развивать сельский социум, предлагая разные виды деятельности для своих детей. Очевидно противостояние давлению крупных, соседних городов на региональном уровне, однако с ними идет постоянный диалог в партнерском режиме. В результате находятся инвестиции для сельских мест и малых городов, в чем локальные группы развития принимают непосредственное участие. В ряде мест создаются Советы сельских общин (по примеру российских ТОС), которые постепенно превратились в важный институт самоуправления в сельской местности. У такого общественного органа, который поддерживается и властями, несомненно, есть будущее.

В работе по исследованию и разработке программ и проектов развития отдельных муниципалитетов принимают участие проектировщики, местные власти, заинтересованные частные и общественные структуры, местные жители (группа участия). Пример подхода к программам развития прихода Снорестад на юге Швеции, демонстрирует два основных раздела: подробный анализ ситуации, а затем краткосрочные и долгосрочные предложения к решению имеющихся проблем. Существенным с нашей точки зрения, является междисциплинарный, системный подход к анализу и программе развития, где на локальном, небольшом объекте (селе или группе сел) можно провести такого типа исследование и дать предложения с учетом региональной ситуации. Вопрос упирается, как и в нашем случае, в ресурсы (социальные, энергетические, финансовые и др.) для достижения поставленных целей. Существенным фактором является участие населения и партнерство в такой деятельности.

Партнерства, организуемые по разным основаниям, с разными целями и условиями их существования, с учетом местных особенностей, становятся существенным элементом начала различных инновационных процессов на определенной территории, в том числе и в сфере строительства, решения занятости населения, реставрации, туризма и пр. Сегодня в европейских странах очевидно движение в развитии партнерств в сторону решения не единичных проблем и вопросов, а их комплексных, межотраслевых подходах.

Модели организации местных партнерств, приводимых из Северной Ирландии, Португалии, Австрии, Швеции, Италии и Франции весьма разнообразны и зависят от условий местности, от современных проблем, стоящих на определенной территории, необходимости и заинтересованности различных сторон участия. Это могут быть: добровольные объединения различных местных групп в одной ассоциации; в основании могут быть активные местные жители или малые местные группы, заменяющие отсутствующие общественные организации; фермеры, организующиеся в партнерства, расширяя круг заинтересованных экономических структур; возможны объединения частных и общественных структур и т. д.

Формирование партнерств, как правило, имеет несколько этапов. Первым его условием является объединение, консолидация интересов и задач. Кроме того, для создания любого локального партнерства необходимо исполнение следующих условий: реализм и прагматизм целей и задач; актуальность, соответствие местным условиям, а также согласие объединяющихся членов и доверие между ними. Важно концентрировать средства, в т. ч. и финансовые, и в этой связи необходимым становится осознание необходимости координации процесса развития на территории, поиска фондов, развития новых функций.

Три начальных момента, три концепции развития партнерств Многообразие существующих сегодня в странах Европы партнерств можно классифицировать по трем основным направлениям, соответствующим трем типам первоначальных партнерств: локальные партнерства, созданные по инициативе отдельных людей, желающих активно влиять на положение дел в своей местности не только в экономической, но также в социальной и культурной сферах. Такое активное вмешательство, зарождаясь на основе осмысления своей самобытности, постепенно влияет на становление гражданственности; локальные партнерства, созданные по инициативе предпринимателей или, чаще всего, профессиональных организаций (кооперативы, объединения производителей и т. д.), которые претендуют на привилегированное положение в проведении экономической политики; локальные партнерства, созданные по инициативе общественных организаций, местных или нет, которые, будучи ответственными за поддержание интереса к местным вопросам, компенсируют недостаток или слабость частной инициативы в проблемных районах.

Эти три подхода соответствуют в общих чертах трем типам начальных целей: первый тип рассмотренных партнерств более тяготеет к решению социальных проблем (социальные связи, развитие культуры, возрождение самобытности и т. д.); второй тип партнерств стремится концентрироваться на экономической деятельности и на создании, продвижении и управлении динамикой проектов в этой области; партнерства третьего типа первоначально имеют интересы, касающиеся обслуживания населения (создание инфраструктуры, жилого фонда, предприятий коммунального обслуживания и т. д.), а затем уже более общие проблемы развития всей местности.

Для каждого из трех описанных случаев характер деятельности будет различным: деятельность партнерства, созданного по инициативе отдельных граждан, будет развиваться по логике военной операции, предпринятой группой людей, с перспективой перерастания в прочную длительную работу, осуществляемую активной частью населения; партнерства, инициированные частными предпринимателями, часто в основе своей деятельности имеют достижение интересов отдельных секторов (отраслей промышленности, информации и пр.), более значимых, чем личные интересы, и создают предпосылки для создания прогрессивных групп по более широкому кругу вопросов; созданное по инициативе общественности партнерство обычно возникает как реакция на неблагоприятную экономическую и социальную ситуацию и решение собственных проблем населения.

Состав потенциальных членов частного партнёрства приведён на рис. 1. Рис. 1 – Потенциальные члены местного партнерства

Выделяются партнерства в сфере управления и в сфере координации. В зависимости от того, кто является инициатором: отдельные люди, частные предприятия или общественные организации различают две концепции создания партнерств, которые скорее продолжают друг друга (эволюционируют), чем находятся в противоречии.

С одной стороны, партнерство в сфере управления. Его задачи тесно связаны с вопросами: куда вкладывать, как распределять и расходовать средства. Такое партнерство обычно возникает в результате случайного стечения обстоятельств (близкая по идее программа, дополнительное финансирование и т. д.). Время его деятельности и цели ограничены. Оно действует по схеме проекта (найти и привлечь источники финансирования и ноу- хау для осуществления конкретного набора мероприятий). Таким образом, это чисто технико-экономический подход;

С другой стороны, партнерство в сфере координации процессов развития или идентификации (самоопределения) обеспечивает проведение мероприятий по развитию определенной территории, условий ее выживания и повышение жизненного уровня. Здесь цели партнерства разработка социальных проектов, которые ориентируются на повышение уровня образования и доверие людей, а это требует времени.

Партнерство в сфере координации процессов развития сильно разветвлено и развивается с течением времени. Оно находится под постоянным влиянием со стороны партнерства в сфере управления, которое порой гораздо лучше справляется с такими трудностями, как: недостаточное финансирование на слишком короткий срок, недостаточное финансирование на слишком короткий срок, административное и политическое давление, административное и политическое давление, недостатки применения количественных критериев в процессе проведения оценки. недостатки применения количественных критериев в процессе проведения оценки.

Модели местных партнерств в динамике развития: Великобритания Модель: социальное примирение через представительство всех местных заинтересованных групп в одной ассоциации: фермеры, добровольные объединения с целью локального развития, общественные организации, владельцы мелких предприятий, заинтересованные в сельском развитии и т. д. В таком партнерстве с уважением и пониманием относятся и к участию представителей церкви. Это партнерство в сфере управления, целью которого является деятельность по равномерному распределению субсидий программы LEADER. Впервые в этом районе объединились в рамках частного предприятия с ограниченной ответственностью множество местных партнеров. Руководящий комитет состоит из 30 человек, 14 из них занимают посты в Совете Директоров. Внутри LAG партнеры делятся на пять основных тематических групп: «сельский туризм», «сельское хозяйство», «СМИ», «техническое обеспечение и обучение», «окружающая среда и условия жизни». Население: человек. Количество людей и/или организаций, входящих в партнерство: 14 (включая 6 коллективных структур). Правовая основа структуры управления: частная компания с ограниченной ответственностью.

Португалия Модель: структурирование общества и Модель: структурирование общества и взаимоотношений с местными властями внутри взаимоотношений с местными властями внутри ассоциации, принимающей в свой состав все новое ассоциации, принимающей в свой состав все новое число членов. Ассоциация работает в контексте число членов. Ассоциация работает в контексте традиционного сельского сообщества, сравнительно традиционного сельского сообщества, сравнительно разобщенного, неструктурированного. Здесь после пятидесятилетнего господства авторитарного режима, даже, несмотря на последний двадцатилетний период демократического правления, по-прежнему ощущается сильный недостаток каких- либо местных общественных организаций (кроме органов местной власти). 75 членов партнерства распределены по 9 основным тематическим группам, а на уровне каждого муниципалитета были созданы неформальные «местные ячейки» и Консультативный Совет по каждой программе. Создание ассоциации привело к возникновению на территории нескольких коммерческих предприятий в тех районах, где культура деловой активности была слабой. разобщенного, неструктурированного. Здесь после пятидесятилетнего господства авторитарного режима, даже, несмотря на последний двадцатилетний период демократического правления, по-прежнему ощущается сильный недостаток каких- либо местных общественных организаций (кроме органов местной власти). 75 членов партнерства распределены по 9 основным тематическим группам, а на уровне каждого муниципалитета были созданы неформальные «местные ячейки» и Консультативный Совет по каждой программе. Создание ассоциации привело к возникновению на территории нескольких коммерческих предприятий в тех районах, где культура деловой активности была слабой. Население: человек. Количество людей и/или организаций членов партнерства: 75 человек и 9 коллективных структур (включая 5 коммун). Правовая основа структуры управления: ассоциация и неформальные группы.

Австрия Модель: ядро активных местных жителей, а Модель: ядро активных местных жителей, а деятельность партнерства может быть представлена деятельность партнерства может быть представлена расходящимися концентрическими кругами от центра. расходящимися концентрическими кругами от центра. Первый круг образован четырьмя основателями, отвечающими за управление и координацию ассоциации. Члены, образующие второй круг (около 20 человек), распределяют и используют общественные средства с целью повышения уровня жизни населения и устойчивое сельское развитие. И, наконец, третий, самый значительный и обширный круг деятельности ассоциации, включает множество местных активистов, которые работают для реализации ее целей. Ассоциация SPES особенно стремится способствовать развитию кооперации, ответственности и равноправия. Такой подход позволил ей осуществлять роль «катализатора местных партнерств» и стать членом группы LEADER II. Первый круг образован четырьмя основателями, отвечающими за управление и координацию ассоциации. Члены, образующие второй круг (около 20 человек), распределяют и используют общественные средства с целью повышения уровня жизни населения и устойчивое сельское развитие. И, наконец, третий, самый значительный и обширный круг деятельности ассоциации, включает множество местных активистов, которые работают для реализации ее целей. Ассоциация SPES особенно стремится способствовать развитию кооперации, ответственности и равноправия. Такой подход позволил ей осуществлять роль «катализатора местных партнерств» и стать членом группы LEADER II. Население: человек. Количество людей и/или организаций членов партнерства: около 20 человек. Правовая основа структуры управления: ассоциация.

Швеция На федеральном уровне: Модель: формирование малых местных групп, которые занимают место отсутствующих общественных организаций. Очень низкая плотность населения в сельских районах Швеции, а также тенденция к укрупнению и слиянию коммун постепенно привели к отставанию «соседних» общественных коммунальных служб. Чтобы выправить это положение, в Швеции были созданы группы местного сельского развития. Группы организуют деятельность в самых разных направлениях, много мероприятий в области культуры, строительства, туризма и сферы услуг. Ряд из них непосредственно осуществляют программы. Население: приблизительно два млн. шведов проживают в местностях, квалифицируемых как «сельские». Количество людей и/или организаций членов партнерства: 3500 местных групп (70000 человек). Правовая основа структуры управления: ратуши и общественные организации.

Италия Модель: партнерство, объединяющее местные Модель: партнерство, объединяющее местные коммерческие предприятия, сформировалось в коммерческие предприятия, сформировалось в результате недоверия к ассоциациям и властям. результате недоверия к ассоциациям и властям. В местности, где доверие к общественным В местности, где доверие к общественным организациям и ассоциациям подорвано, несколько местных частных компаний взяли на себя руководство группой LEADER и с успехом постепенно восстановили местное партнерство, объединившее частные и общественные секторы путем организации специальных структур, в частности, по развитию экономики. организациям и ассоциациям подорвано, несколько местных частных компаний взяли на себя руководство группой LEADER и с успехом постепенно восстановили местное партнерство, объединившее частные и общественные секторы путем организации специальных структур, в частности, по развитию экономики. Население: человека. Количество людей и/или организаций членов партнерства: 11 коллективных структур (включая 2 коммуны). Правовая основа структуры управления: кооператив.

Ирландия Модель: локальное партнерство, заложенное Модель: локальное партнерство, заложенное представителями основного местного производства представителями основного местного производства (фермерство) и затем распространившееся на другие отрасли экономики. (фермерство) и затем распространившееся на другие отрасли экономики. В районе сельскохозяйственного типа, вынужденном сегодня искать другие направления развития, фермерские кооперативы практически единственные местные структуры, имеющие достаточную организационную и финансовую базу для участия в процессе местного развития. Поэтому они составили ядро местного партнерства LEADER и через него постепенно вышли на другие отрасли, в частности, создавая различные ассоциации, которые затем становились членами LAG. Население: жителей Количество людей и/или организаций членов партнерства: 16 основных организаций. Правовая основа структуры управления: фермерские кооперативы.

Франция Модель: партнерство, возникшее в результате широкой мобилизации населения. Многочисленные рабочие партии, поддержанные «сельской ассамблеей», участвуют в процессе выработки политики совместно с выборными представителями. В районе, откуда местные жители - «живая сила» перетекает в близлежащие города, группа граждан и представителей смогла воссоздать движение за местное развитие, создав «Общественное Объединение по взаимодействию сельских коммун», в составе которого действуют около 30 рабочих групп. Их делегаты имеют возможность участвовать вместе с выборными представителями в процессе принятия решений в рамках «Генеральной Сельской Ассамблеи». План предполагаемых мероприятий должен быть эффективным, поскольку большая часть жителей в настоящее время участвует в этой работе. Население: 6500 жителей. Количество людей и/или организаций членов партнерства: от 300 до 500 человек, выполняющих различные функции. Правовая основа структуры управления: (PEIC) Общественное Объединение по взаимодействию коммун (Общественное Объединение по взаимодействию коммун Генеральной Сельской Ассамблеи).

Италия Модель: многоступенчатое партнерство, дающее простор для коллективной работы, но уделяющее большое внимание законности каждой задачи.

Италия (продолжение) В этом регионе, на протяжении последних пятидесяти лет сохранявшем независимость и в связи с этим располагающим значительными финансовыми ресурсами, региональные власти пожелали возобновить активность по развитию сельского сообщества, которое традиционно ограничивалось лишь заботой о фермерстве и инфраструктуре. За основу они взяли объединение коммун, что привело к созданию местного первоначального партнерства, эффективно действующего на нескольких уровнях: деятельность по выработке предложений осуществляется тематическими группами, куда также входили и организаторы проекта. Деятельность по выработке политики находится в ведении LAG, а задачей практической реализации программы (под патронажем LAG) должны заниматься те, кто получает от этого экономическую выгоду. Благодаря особой методологии, основанной на освоении новых рынков и обучении, эта структура позволила запустить в действие серию мероприятий на основе сотрудничества между деятелями, в условиях, которые первоначально мало располагали к этому (в частности, индивидуализм населения). Население: человек. Количество людей и/или организаций членов партнерства: 5 тематических групп. Правовая основа структуры управления: ассоциация коммун

Франция Страна Басков (Аквитания). Модель: партнерство, строящееся на сочетании различных функций. Функция принятия решений

Франция (продолжение) Уже более 20 лет практикуется объединение всех местных деятелей с целью осуществления локального развития в различных областях Страны Басков. Поэтому местное партнерство является результатом длительного процесса, во время которого местные власти, спонсоры, выделяющие финансовые средства, профессиональные круги и другие местные деятели, смогли лучше узнать друг друга и выработать наиболее оптимальный путь сотрудничества и совместного участия на благо всех и каждого. Было создано местное партнерство, в котором функции были разделены и эффективно действуют. 1. По выработке предложений (осуществляемые Советом развития в количестве 90 членов из различных отраслей). 2. По выработке политики (выполняемые Советом в составе 64 избираемых мэров, генеральных советников и т. д.). 3. По практической реализации (ответственные агентство по развитию и городскому планированию). Население: жителей. Количество людей и/или организаций членов партнерства: около 100 (включая 64 коммуны). Правовая основа структуры управления: общественная организация.

Рассмотренные девять моделей лишь небольшой пример разнообразия локальных партнерств, действующих в сельских районах стран Европейского Союза. Тем не менее, они позволяют сделать следующее первоначальные выводы: каждой территории и каждой фазе развития соответствует конкретный контекст ограничения и потребности, диктующий необходимость создания определенного типа локальных партнерств; таким образом, существует неограниченное число моделей местных партнерств, возможно, столько же, сколько имеется различных условий жизни (контекстов); в широком смысле необходимо различать: условия, диктующие необходимость создания партнерств по принципу мобилизации (это означает, например, примирение конфликтующих сторон, исправление каких-то недостатков в организациях, перераспределение основных сил на территории и т. д. Фактически это означает создание локального партнерства на «голом месте»). условия, требующие создания партнерства по принципу переструктурирования его деятельности, т.е стоит проблема реорганизации различных функций и отделов.

Очевидно, что на пути становления и развития партнерства имеются трудности, которые необходимо отслеживать и решать. Участие местного населения в партнерствах разного типа становится необходимым условием их реального функционирования и, по мере усовершенствования они принимают на себя функции законодательной и исполнительной власти. В этой связи необходимым становится разграничение полномочий с местными органами власти, что является гарантией функционирования местной демократии, которое является основой развивающегося партнерства. Необходимым становится узаконивание их полномочий, определение их функций в процессе разработки и реализации программ и проектов развития и формирование нового типа взаимоотношений для расширения участия, ответственности и эффективности органов управления и законодательной власти, что является актуальной задачей в современном европейском обществе.