Развитие ИКТ-компетентности в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Информатика в 5-7-х классах Томск, 2010 Образовательный центр «Школьный университет »
Advertisements

Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Орехово - Зуевский муниципальный район МБОУ « Ликино - Дулевская гимназия » « Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Нормативные требования к основной образовательной программе. К структуре К результатам освоения К условиям реализации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СОШ 6 ГОРОДА НЯНДОМА»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Основная образовательная программа начального общего образования как обязательное требование реализации федерального государственного образовательного.
Транксрипт:

Развитие ИКТ-компетентности в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Ребенок ОрганизмЛичность Индивидуальность ? Индивидуализация – это учёт возрастных и индивидуальных особенностей организма (утомляемость и т.п.) и личности

Содержание образования Ребенок Биогенетическая сфера Биоидность Социогенетическая сфера Социоидность ? ? ?

Культура – Школа - Ребенок Ребенок Школа Культура Социальная ХудожественнаяИнтеллектуальная Биосоциальная Семья 1? 2?

Содержание образования Определение «Содержание образование - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность» (В.С. Леднев) Планы существования содержания образования 1)внешний (образовательные стандарты, примерные программы, учебники и т.д.) 2)внутренний (качества и свойства ребенка).

Содержание образования Элементы содержания развития и формирования ЗнанияДеятельностные умения Поведенческие умения Чувства Логические структуры Потребности Убеждения ОбразыМотивы Настроения Интересы Переживания Установки ДействияПоступки НавыкиПривычки Элементы содержания образования/развития и формирования

Содержание образования Формы организации содержания образования 1. Комплексная (всестороннее рассмотрение объекта, темы; 1 тип: содержание задает педагог; 2 тип: содержание задают образуемые (метод проектов)). 2. Цикловая (1 тип: родственность содержания и научного метода, лежащий в основе научных дисциплин; 2 тип: согласование предметов вокруг общих тем). 3. Предметная (учебные предметы, спецкурсы, миникурсы, практикумы).

Содержание образования Тип содержания образования - это содержание образования, имеющие специфические особенности, выделяемые по тому или иному основанию. 1. По уровню обязательности: обязательное, дополнительное; 2. По организации: базовое, вариативное; 3. По уровню проектирования: федеральное, региональное, муниципальное, школьное, классное, мобильной группы, ребенка; 4. По направленности: естественно-научное, гуманитарное, техническое и др. Типы содержания образования

Содержание образования Характеристики содержания образования во внешнем плане 1. Объем. Совокупность учебно-смысловых элементов. 2. Сложность. Сложность определяется: уровнем абстрактности объекта изучения, числом свойств объекта, числом связей объекта с другими объектами, уровнем дискурсивности (строгости логического вывода), уровнем решаемых задач (распознавание, типовые, комбинаторные, творческие); 3. Направленность. Направленность - это доминирование в содержании образования элементов, принадлежащих к одной предметно-проблемной области деятельности. 4. Системность. Системность – это иерархичность и связанность.

Содержание образования Основными характеристиками СО во внутреннем плане выступают: 1. Полнота. Полнота - это степень усвоения объема СО. 2. Глубина. Глубина - это степень усвоения сложности СО. 3. Прочность. Прочность - это степень сохранения СО во внутреннем плане. 4. Системность. 5. Оперативность. «Оперативность знаний предусматривает готовность и умение ученика применять их в сходных и вариативных ситуациях» (И.Я. Лернер). 6. Степень автоматизации.

Содержание образования Формы представления содержания образования Форма представления содержания образования определяется уровнем детализации и нормативности содержания образования. Формы представления: 1. Стандарт содержания образования (стандарт содержания обслуживания и самообслуживания, стандарт содержания обучения, стандарт содержания воспитания, стандарт содержания оздоровления); 2. Примерные программы (обслуживания/самообслуживания образуемых, обучения, воспитания, оздоровления); 3. Рабочие учебные планы и программы; 4. Учебные материалы (учебники, учебные пособия; сборники задач, упражнений, исследований, проектов; дидактические средства: плакаты, таблицы, муляжи, гербарии, коллекции и т.п.

Компетенция или компетентность? Обучение Воспитание Оздоровление Компетенции Полномочия Права + Обязанности Компетентность - умение действовать со знанием дела Учитель Содержание обучения – это ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, ПРИВЫЧКИ, МОТИВЫ, СПОСОБНОСТИ…

Структура ИКТ-компетентности ИКТ-компетентность: Мотив (интерес, намерения, установка и др.) Знание Понимание Умение Способность (восприятия, проективные, операционально- орудийные, рефлексивные и др.) Компетентность – это интегративная характеристика школьника/работника____________________________

ФГОС 2 поколения (Глоссарий) Компетентность – это умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

ФГОС – 2 поколения (Глоссарий) ИКТ-компетентность Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Основание типологии – типы информационных процессов.

Типология ИКТ-компетентностей Типы ИКТ-компетентности Компетентности учебного назначения (учись учиться, общие учебные умения и навыки, универсальные учебные действия – ФГОС 2 ) Базовые компетенции (США)/ключевые квалификации (Германия), иначе ключевые компетентности (общепрофессиональные компетентности) Специальные компетентности (знание, умения, навыки в области ИиИКТ) Общее образование – основа профессионального образования.

Образовательный процесс Стороны образовательного процесса 1.Содержательная. 2.Технологическая/методическая. 3. Организационная (классы, элективные группы, факультативные группы, проектные команды, клубы, студии и т.п.). Образовательные процессы 1.Обучения (содержание, технологии/методики, организацию). 2. Воспитания (…). 3. Оздоровления (…). 4. Просвещения в ближайшем социуме (…).

Образовательный процесс Признаки открытого образования 1. Вариативность образования (разнообразие учебных курсов и т.д.) как необходимое условие доступности образования. 2. Доступность образования (содержательная, кадровая, территориальная и т.п.) как необходимое условие свободного образования. 3. Свободное образование как необходимое условие самоопределения и самореализации учителей/учащихся.

Образовательная программа Образовательная программа – это содержания образования определенного уровня (объем, сложность) и направленности (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»). Источник: 1.Учебные курсы учителей. 2.Учебные курсы государственных структур (МОиН, РАО, ИПК, методические службы). 3.Учебные курсы обучающих организаций. Типы образовательных программ: 1. Основные. 2. Дополнительные.

Образовательная программа Структура образовательной программы школы (развертка 1): 1. Образовательную программу предшкольного образования (школа подготовки к школе); 2. Образовательную программ начальной школы; 3. Образовательную программу основной школы; 4. Образовательную программу средней школы; 5. Образовательную программу постшкольного образования (абитура).

Образовательная программа Структура образовательной программы школы (развертка 2) 1. Программа ухода (за школьниками) и самообслуживания 2. Программа обучения. 3. Программа воспитания. 4. Программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья. 5. Программу просветительской работы в ближайшем социуме.

Образовательная программа Программа обучения 1. Учебный план школы. 2. Учебные программы: 2.1. Учебные программы базового обучения (федеральные, региональные, муниципальные, школьные) Учебные программы элективных учебных предметов (академические, реальные, ориентационные) Учебные программы факультативных учебных предметов Междисциплинарные учебные программы Учебные программы межшкольных форм организации детей с целью обучения. 3. Учебные проекты. 4. Обучающие исследования.

Образовательная программа Программа воспитания 1. Целевые воспитательные программы. 2. Программы работы кружков, секций, студий и других форм организации детей с целью воспитания. 3. Программы работы детских добровольных общественных объединений. 4. Воспитывающие исследования. 5. Воспитательные проекты.

Содержание образования Стандарты в образовании Стандарт – это система требований к объекту стандартизации (Закон РФ «О стандартизации» от N 211- ФЗ). Требования: 1.Нормы 2.Правила 3.Условия 4.Пожелания Типы стандартов: 1.Нормативно-обязательные 2.Рекомендательно-ориентационные В.П. Беспалько, В.Г. Разумовский и др. Журнал «Народное образование», 1993 г.

Содержание образования Объекты: 1.Ученики 2. Содержание образования 3. Технологии/методики 4. Организация образования 5. Условия/обеспечение образования 6. Образованность Тип образовательного стандарта: 1.__________________ 2. ___________________ 3. ___________________ 4. ___________________ 5. ___________________ 6. ___________________

Содержание образования Стандарт содержания образования Содержательная линия Стандарт образованности Диапазон возможностей 1 Диапазон возможностей 2 Уровни возможной образованности Смысловые учебные элементы

Базисный учебный план Логика изучения информатики и ИКТ БУП 2004: «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III - IV классах в качестве учебного модуля и с VIII класса - как самостоятельный учебный предмет». Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации к Приказу Минобразования России от

Базисный учебный план Учебные предметы УровеньКоличество часов в год/Количество часов в неделюВсего IIIIII-VIVIIVIIIIXXXI Информатика и ИКТ БазовыйМодуль технологии35/170/235/1140/4 Профильный35/1140/4 Уровни: базовый и профильный

Содержание образования

Вариативное образование в школе

Содержание образования Внеурочная работа

Образовательная программа Признаки открытой образовательной программы: 1. Возможность выбора обязательных, элективных и факультативных образовательных предметов различного типа (академических, реальных, ориентационных) и целевого назначения (коррекционные, базовые, углубления, расширения). 2. Возможность выбора темпа обучения (замедленный, нормативный, ускоренный). 3. Возможность выбора форм организации школьников с целью образования (школы, классы, элективные группы, факультативные группы, клубы и др.).

Образовательная программа Показатели инновационности образовательной программы школы 1. Наличие элективных курсов разного типа и целевого назначения (коррекция, базовые, углубленные, расширение). 2. Наличие межпредметных образовательных программ (Развитие ИКТ- компетентности, развитие мышления, проектная культура, культура самообразования и т.п.). 3. Наличие учебных исследований (объекты, темы в разрезе 1-11-х классов и предметов). 4. Наличие учебных проектов (объекты, темы в разрезе 1-11-х классов и предметов) 5. Наличие образовательных программ образовательных структурных подразделений школы (музей, медиакласс, студии, научные ученические общества, библиотека и т.п.).

Технологии образования Технология образования - это тождественно воспроизводимая система: 1) средств (Технология реализации КОП «Школьный университет» - электронный практикум/учебник), 2) методов 3) и процедур деятельности обучающих и обучаемых, обеспечивающая достижение гарантированных результатов.

Технологии образования Признаки технологии обучения 1) множественность (цель одна: уровень обязательной подготовки - технологий много); 2) диагностично поставленные цели (что и когда); 3) тождественная воспроизводимость (полностью воспроизводимый обучающий набор – программированное обучение Краудера, Скинера); 4) завершенности обучения на любом этапе обучающего цикла (коэффициент усвоения больше 70 %); 5) гарантированность результата (например, 76%) 6) реального существования «полностью воспроизводимого обучающего набора».

Технология образования Признаки открытой технологии/методики образования 1. Возможность выбора средств и методов образования, адекватных учебному стилю (см. Бетти Лу Ливер «Обучение всего класса» (Teaching the Whole Class). 2. Возможность выбора образующего (учителя, преподавателя, воспитателя).

Образовательная программа Технологии реализации открытой образовательной программы 1.КЕЙС-технология. КЕЙС-технология заключается в том, что школьник РЕАЛЬНО получает учебно-методический комплект по учебному курсу на различных носителях (бумага, CD, DVD и т.п.). 2.ИНТЕРНЕТ-технология. ИНТЕРНЕТ-технология заключается в том, что школьник ВИРТУАЛЬНО получает учебно-методический комплект по учебному курсу, находящемуся на сайте/портале образовательной организации.

Образовательная программа Признаки открытой организации образования: 1. Возможность выбора форм организации образования (урок, лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, экспедиция, консультация, диспут и др.). 2. Возможность выбора форм образования – очная (реальная), заочная (виртуальная), очно-заочное, семейное образование, экстернат. 3. Возможность выбора места образования (в школе, в межшкольных образовательных сетях, дома - Интернет).

Образовательная программа Основные программы Дополнительные программы Очное/реальное Заочное/виртуальное Взаимосвязь образовательных программ и форм образования Домашние образовательные офисы детей!!!

Спасибо за внимание! Содержание образования itdrom.com