Технология развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные методы обучения математике Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ 4 Леонтьевой Л.Л.
Advertisements

Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Козицина Л.А. учитель ИЗО, технологии МБОУ «Куртуковская ООШ» Новокузнецкого района.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Изучение мыслительной деятельности учащихся средствами мониторинга на уроках истории и обществознания на основе применения технологии развития критического.
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Транксрипт:

Технология развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Она формирует культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего». Технология развития критического мышления на уроках математики в 1 классе. Учитель начальных классов Стасенко Г.Н.

Признаки критического мышления: - Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. - Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. - В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить - В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. - В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

Ведущие целевые ориентации: Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений. Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения). Технология РКМ: Формирует самостоятельное мышление. Вооружает методами и способами самостоятельной работы. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе учитель-ученик. Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса. Педагогическая технология развития критического мышления.

Педагогическую технологию РКМ, можно представить в виде технологических этапов: I стадия – вызов, II стадия – осмысление, III стадия – рефлексия. Функции Вызова -Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме) – Информационная (вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме) - Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Функции осмысления - Информационная (получение новой информации по теме) - Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний). Функции рефлексии - Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) - Информационная (приобретение нового знания) - Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) - Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). Описание функций каждого этапа.

Толстый.Тонкий. Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? 2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов. Что?Кто?Когда?Как?Почему?Зачем? Некоторые правила технологии РКМ: 1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь. Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию. Приёмы постановки вопросов: 1.Толстый и тонкий вопрос.( этап контроля знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.

2. Анализируйте идеи, предположения, тексты. Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части. Анализировать можно по нескольким направлениям: это я уже знаю, это я слышал, это не знаю. Другой пример: это я понимаю и объясню другому, это я понимаю, но объяснить не смогу, это я не понимаю. ИНСЕРТ проставление значков в тексте.(разметка текста). - уже знал, + новое, (-) –думал иначе или не знал, ?- не понял, есть вопросы итоговая таблица. +(-)? 3. Исследуйте факты, доказательства. 4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями. 1.Ромашка Блума. ( как вариант домашнего задания) По теме составить вопросы, учитывая их назначение. 2. Концептуальная таблица. (Сравнительный анализ)

1. Стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое») Стратегия «ЗХУ» применяется с использованием таблицы: ЗнаемХотим узнатьУзнали Осталось узнать Заполняя графу «З», учащиеся составляют список знаний. Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х». Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при восприятии лекции, при чтении текста. Слушая лекцию, учащиеся имеют возможность корректировать некоторые знания, находящиеся в графе «З». В графу «У» они записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания. Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования.

2. Прием «Представление информации в кластерах» Использование на уроке рисунков способствует развитию критического мышления, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. 3. Прием «Инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Прием используется на фазе «Реализация» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия». Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. 1. Чтение индивидуальное. 1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + – новое, – – думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Уже знал (V)Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини- конспект. Учитель после заполнения учащимися таблицы обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом учитель сам может прояснять затруднения, возникшие у учащихся. Отвечать на трудные вопросы, фиксируя при этом на доске в таблице ИНСЕРТ. Активное чтение способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Стратегию «Инсерт» автор использует при изучении нового материала, когда у учащихся есть знания в этой области, но на данном уроке они должны расширяться, уточняться. 4. Прием «Составление «Синквейна» Выразить свои чувства, мысли, эмоции на бумаге достаточно сложно. В передаче внутренних переживаний человеку всегда помогали стихи. Поэзия, по мнению американских педагогов, психологов является чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Далеко не всякий способен писать стихи. Предлагается воспользоваться стихотворными формами, которые требуют соблюдения достаточно строгого алгоритма, но не вызывают значительных затруднений у подавляющего большинства. Это стихи, которые называются синквейнами. Слово «синквейн» – французское, обозначающее «5 строк». Для его написания существуют правила: Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне. Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта. Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект. В пятой строке содержится одно слово,характеризующее суть объекта. С большим успехом этот прием применяют для рефлексии. Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс.

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики - развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели; - обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия; -стимулирует учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными; - воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.

ЗнаюХочу знатьУзнал новое а - в = с в– часть с – часть а- целое название компонентов вычитания а– уменьшаемое в– вычитаемое с - разность В устной форме с таблицей на доске. Тема урока: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Тема урока: Слагаемые, сумма. а + в = с в + а = с Переместительное свойство сложения с – а = в Из суммы вычесть Одно слагаемое получится другое с – в = а Из суммы вычесть Одно слагаемое получится другое