Разработка подходов к обеспечению информационной безопасности автоматизированных систем государственного управления на основе использования в их составе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ( годы)
Advertisements

Формирование информационно- технологической инфраструктуры «электронного государства» Росинформтехнологии Росинформтехнологии (Новосибирск, «ИнфоКоммуникации.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТКРЫТОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ЭКСПЕРТИЗУ И ЭКСПЕРТНУЮ ОЦЕНКУ.
Использование сертифицированных СЗИ от НСД для Linux при построении защищенных автоматизированных систем Инфофорум-2012 Юрий Ровенский Москва, 7 февраля.
СЕМИНАР « Проблемы перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид » 17 мая 2011 г.
Лекция 4 - Стандарты информационной безопасности: «Общие критерии» 1. Введение 2. Требования безопасности к информационным системам 3. Принцип иерархии:
Свободное Программное Обеспечение в России: гражданское общество, бизнес и власть.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
«РАЗРАБОТКА ТИПОВОГО ПЕРЕЧНЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В.
О Плане мероприятий по развитию информационного общества в Республике Карелия Совет по информатизации при Главе Республики Карелия 02 декабря 2008 года.
ПОЛИТИКА КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОАО «РЖД». О А О « Р О С С И Й С К И Е Ж Е Л Е З Н Ы Е Д О Р О Г И » 2 Утверждена распоряжением президента ОАО «РЖД»
Нормативно-методические документы Политики информационной безопасности города Москвы – практическая реализация требований Федерального и регионального.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА. Горбач Александр Николаевич Оперативно-аналитический.
Информационная безопасность на предприятии Руководитель программы Д.А. Полторецкий НП ОДПО «Институт направленного профессионального образования»
ЛЕКЦИЯ 7 Обеспечение безопасности корпоративных информационных систем.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Рачков Михаил группа компаний Стандарт безопасности г. Ярославль Безопасная обработка данных в государственных и муниципальных автоматизированных системах.
О государственной политике в сфере документационного обеспечения управления М.В. Ларин Директор ВНИИДАД, доктор истор. наук, профессор.
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
Транксрипт:

Разработка подходов к обеспечению информационной безопасности автоматизированных систем государственного управления на основе использования в их составе программного обеспечения с открытым кодом ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на годы» Исполнитель: Научно-исследовательский институт механики МГУ имени М.В. Ломоносова Государственный контракт: Шифр НИР:

Научно-исследовательская работа Объект исследования: Общецелевое программное обеспечение (ПО) автоматизированных информационных систем (АИС) государственного управления (ГУ) с повышенными требованиями к защищенности. Цель исследования: Исследование возможности и выработка подходов к созданию нового (поэтапному замещению существующего) общецелевого ПО АИС ГУ на аналогичное по функциональности ПО с открытым исходным кодом. Метод исследования: Применение методов программной инженерии к созданию, сопровождению и развитию ПО и целевых АИС.

Заинтересованные стороны Интересы государства Интересы общества Интересы личности Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г., Пр-1895) Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г р)

Регулирование процессов внедрения ИТ- технологий в государственном управлении 1обеспечение импортозамещения ИТ- технологий, используемых в государственном управлении 2обеспечение тиражируемости типовых ИТ- решений, разрабатываемых в интересах государственного управления 3стандартизация типовых ИТ- решений, разрабатываемых в интересах государственного управления 4внедрение доверенного ПО, включая обеспечение открытости и возможности анализа исходного кода программ 5внедрение ИТ- решений, удовлетворяющих открытым стандартам 6внедрение ИТ- решений, основанных на «зрелых» (апробированных) технологиях 7обеспечение доступности используемых в государственном управлении ИТ- технологий для всех заинтересованных сторон 8обеспечение координации деятельности федеральных органов государственной власти по использованию ИТ- технологий

Программное обеспечение с открытым кодом Open source software Free softwareOpen standardsFreeware 1.Лицензиат вправе использовать программный продукт для любых целей. 2.Лицензиат может делать копии программного продукта и распространять их безо всяких отчислений лицензиару. 3.Лицензиат может создавать собственные программные продукты на основе данного безо всяких отчислений лицензиару. 4.Лицензиат может получить и использовать исходный код программного продукта. 5.Лицензиат может использовать OSS вместе с проприетарными программными продуктами.

Регулирование процессов внедрения ИТ- технологий в государственном управлении Зарубежный опытОтечественный опыт США Германия Великобритания Австралия Рейтинг ООН развития "Электронного правительства" в странах мира за годы. Росинформтехнология Минэкономразвития Федеральный закон от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ. «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Зарубежный опыт Проведенный анализ международного опыта показывает, что внедрение ПО с ОК является частью общей государственной политики по внедрению ИТ- технологий в ГУ. Подобная политика заключается в формировании принципов создания и модернизации АИС ГУ. Ключевая идея заключается в формировании и управлении каталогами стандартов и технических спецификаций. Подобные стандарты носят обязательный или рекомендованный характер при построении АИС ГУ. Стратегическое направление связано с внедрением открытых стандартов и предпочтение при прочих равных условиях ПО с ОК.

Отечественный опыт Примеры АС Федеральный центр управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем ГАС Управление (информационная система мониторинга хода реализации приоритетных национальных проектов)

Внедрение ПО с открытым кодом РискиСтоимость создание и развитие невостребованного ПО; использование "незрелого" ПО; финансовые риски; лицензионные риски COCOMO COCOMO || IFPUG FPA недостаточная квалификация технического персонала; нарушение стабильного функционирования ИТ- инфраструктуры ПС "Система активного функционального мониторинга вычислительных структур" (свидетельство ) Стадия разработки требований в проекту: 29.8 человек-месяцев, 8.2 месяца Стадия разработки программных компонентов: 36 человек-месяцев, 8.7 месяца

АИС в защищенном исполнении ГОСТ Р Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие положения. ГОСТ Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении.

Доверенная программно-технологическая платформа Функциональность АИССЗИ АИС Операционная система ПС «Доступ к разнородным источникам данных» ПС «Построение виртуальных хранилищ данных» ПС «Активный аудит состояния распределенной компьютерной системы на предмет наличия деструктивных информационных воздействий» ПС «Активный мониторинг состояния работоспособности элементов информационно-телекоммуникационных систем» ПС «Дистрибутив операционной системы Linux для автоматизированных рабочих мест» ПС «Серверный дистрибутив операционной системы Linux» ПС «Инструментальный комплекс виртуализации информационных ресурсов»

Инструментальный комплекс виртуализации информационных ресурсов Интеграция данных в контексте сервисно-ориентированной архитектуры Унификация структурированных и неструктурированных данных Метаданные и моделирование данных Федеративные представления данных Технологии: HTTP/SOAP, WSDL, XQuery Характеристики: 2 разнородных (реляционные, XML, «плоские» файлы) источника данных, 10МБ

Дистрибутивы ОС Linux В создании АИС ЗИ механизмы безопасности, функционирующие в ядре ОС и ближайшем системном окружении, играют базовую роль, создавая защищенную основу для функционирования пользовательского и системного ПО. Такие механизмы, как правило, в основном нацелены на предотвращение несанкционированного доступа к объектам, контролируемым ОС. В частности, механизмы безопасности в ОС обеспечивают аутентификацию субъектов (например, пользователей и процессов, действующих с привилегиями пользователей) в ОС и авторизацию таких субъектов на проведение разрешенных им действий над соответствующими объектами. Конкретными примерами таких механизмов являются механизмы и средства аутентификации в ОС и механизмы логического разграничения доступа к объектам, управляемым ядром ОС. Различие ролей, выполняемых отдельными программно-аппаратными компонентами АИС ЗИ, накладывает соответствующие требования на дистрибутивы операционных систем, используемых на этих компонентах. С целью учета указанного обстоятельства ДПТП должна предполагать наличие различных профилей дистрибутивов ОС, ориентированных на использование в тех или иных компонентах АИС ЗИ. В качестве наиболее общего показательного примера таких профилей могут быть приведены профили дистрибутивов ОС для серверных компонентов и для автоматизированных рабочих мест АИС ЗИ. Такие профили несмотря на свою общность позволяют продемонстрировать различие требований (как с позиций функциональности, так и с позиций защищенности) к ОС на отдельных компонентах АИС ЗИ.

Активный аудит состояния распределенной компьютерной системы на предмет наличия деструктивных информационных воздействий Система активного аудита предназначена для выявления аномального поведения компонент АИС, вызванного деятельностью злоумышленников, ошибками легальных пользователей, сбоями программных или аппаратных компонентов и других подобных им причин; для оперативного анализа причин аномальности и определения мер и средств реагирования. 2 типа деструктивных информационных воздействий; 5 параметров активного аудита; хранение информации 1 сутки

Активный мониторинг состояния работоспособности элементов информационно-телекоммуникационных систем Основное назначение системы мониторинга состоит в автоматическом обнаружении и подготовке предложений по системе мер и, возможно, реализации действий, направленных на локализацию неисправностей программных или аппаратных компонент; для оперативного анализа причин аномальности и определения мер и средств реагирования. 10 объектов мониторинга; 50-ти параметров мониторинга; хранения информации 1 сутки

Полигон

Программные индикаторы И1.4.1 Число завершенных НИР, перешедших в стадию ОКР 1 И1.4.2 Число публикаций6 И1.4.3 Число полученных патентов1 И1.4.4 Число защищенных диссертаций2

Публикации 1.Макунин И.В. О некоторых подходах к управлению разнородными данными с использованием технологии XML/XQuery // Системы управления и информационные технологии. – Научно-технический журнал. 4.2(30) – С Макунин И.В. К вопросу о построении системы виртуальной интеграции данных для эффективного управления разнородными данными // Информационные технологии моделирования и управления. – Научно-технический журнал. – Выпуск 1(44) – С A.V. Inyukhin. On the Problem of Increasing Efficiency of Reed-Solomon-Code-Based Algorithms for Creating Checkpoints for Calculation Applications // Programming and Computer Software, ISSN Vol. 34, 1 – – p Afonin, S. and Kozitsin, A. and Titov, A. Resilient Springs Model for Interactive Visual Navigation in Hierarchically Clustered Data // Proceedings of the 31st International Convention MIPRO-2008, Opatija, Croatia, Biljanovic, Petar and Skala, Karolj, p , Критически важные объекты и кибертерроризм. Часть 1. Системный подход к организации противодействия. / О.О. Андреев, И.С. Батов, М.В. Большаков, В.А. Васенин, О.В. Казарин, А.А. Климовский, К.К. Маркелов, Ф.М. Пучков, В.Б. Савкин, К.А. Шапченко. Под ред. В.А. Васенина. – М.: МЦНМО, – 398 с. 6.Критически важные объекты и кибертерроризм. Часть 2. Аспекты программной реализации средств противодействия. / О.О. Андреев, М.С. Астапов, С.А. Афонин, И.С. Батов, М.В. Большаков, В.А. Васенин, А.В. Галатенко, М.С. Дзыба, А.А. Иткес, А.А. Климовский, А.С. Козицын, А.А. Коршунов, К.К. Маркелов, И.С. Першин, Ф.М. Пучков, В.Б. Савкин, А.С. Титов, К.А. Шапченко, А.С. Шундеев. Под ред. В.А. Васенина. – М.: МЦНМО, – 607 с.

Диссертации 1И.М. Конев. Название: «Управление памятью в системах автоматизированного распараллеливания программ». Специальность: математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей. Дата защиты: 21 декабря 2007 года (решение ). Реквизиты диплома: серия ДНК (от 14 марта 2008 года). 2Е.А. Степанов. Название: «Методы и средства планирования вычислений в системах автоматизированного динамического распараллеливания программ». Специальность: математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей. Дата защиты: 15 февраля 2008 года (решение ). Реквизиты диплома: серия ДКН (от 11 апреля 2008 года).

Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ Программа «Инструментальный комплекс виртуализации информационных ресурсов» Свидетельство Правообладатель: Государственное учебно- научное учреждение Научно- исследовательский институт механики МГУ имени М.В. Ломоносова Авторы: Шундеев А.С., Першин И.С., Костюхин К.А.

Апробация Полученные в ходе проведения работ по государственному контракту научно-технические результаты прошли апробацию на II Международной выставке «Перспективные технологии XXI века», организованной Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным агентством по науке и инновациям, проводившейся 30 сентября – 3 октября 2008 г.