Причастие как часть речи Подготовила учитель русского языка МОУ «СОШ 8» Жукова Л.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причастие. Урок – обобщение. Подготовила учитель русского языка МКОУ «СОШ 1» Гаджиева Х.К.
Advertisements

1.Ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия. 2.Формирование умения различать причастия и прилагательные. 3. Повторить грамматические.
Особая форма глагола 2013 год. Махмутова Айсылу Айдашовна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории МБОУ «Князевская средняя.
ПРИЧАСТИЕ Урок в 10 – 11 классах. Цели урока: Вспомнить морфологические признаки причастия; Вспомнить особенности правописания и употребления причастия.
МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2» Республики Марий Эл Обобщение раздела «Причастие». Русский язык. 7 класс. Учитель русского.
7 класс. Причастие ПОВТОРИМ?.. Автор презентации: Вайцеховская Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 18 Кировского района гор. Уфы.
Причастие – это часть речи, которая обозначает признак по действию, проявляющийся во времени. Крутящаяся юла, крутившаяся юла Причастие отвечает на вопросы.
Причастие – это Причастие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая самостоятельная неизменяемая часть речи, которая Образовано от глагола.
Родословная причастия Вол, который пашет, дороже ленивого человека. Пашущий вол дороже ленивого человека.
Причастие-это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы какой(ая,ое,ие)? образуется от глагола, обозначает признак предмета по действию, изменяется.
Причастие Как вы понимаете слова В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»?
Загадка Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное, На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков.)
Понятие о причастии Работа ученика 7в класса Вершигоры Василия.
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
1.Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий, что делавший?, что сделавший? 2. Обладает морфологическими признаками.
Ю.Н.Евдокимова 2008 г.. Жёлтый (лист) Желтеет (лист) Желтеющий (лист) Каково лексическое и грамматическое значение этих слов? От какого слова образовано.
Цели урока : 1.Повторить тему «Причастие» 2.Развить умение употреблять причастие в речи.
Словообразование причастий Автор : Овчинникова А. Руководитель : Димиева Э. В.
Глагольные признаки причастия 7 класс. Сравним слова: желтый лист лист желтеет желтеющий лист Каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных.
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
Транксрипт:

Причастие как часть речи Подготовила учитель русского языка МОУ «СОШ 8» Жукова Л.Г.

Жили-были суффиксы УЩ, ЮЩ АЩ, ЯЩ ВШ, Ш ОМ, ЕМ, ИМЕНН, (А,Я)НН, Т Были они одинаковые, ничего не значащие. Бредут они по стране Грамматике и плачут. А навстречу им Глаголы «лететь, плачут, нести». - Почему, суффиксы, плачете? - Бедные мы, одинокие, ничего не значащие. Другие суффиксы новые слова помогают образовывать. Вон –чик, -щик, -ан, -ян… всех не перечислишь, а мы живем без слов. - А вы попытайтесь формы образовывать. Возьмите мою основу, - предложил Глагол.

Лететь – лете- Плачут – плач- Нести – нес- Обрадовались суффиксы. Основу лете - подхватил -вш-, основу плач- - суффикс -ущ-, суффиксу -ш- досталась глагольная основа нес-. Летевш-, плачущ-, несш- Рано обрадовались суффиксы: слова- то не получились, какие-то они куцые. Снова расстроились суффиксы. А тут, к счастью, навстречу идут Прилагательные «синий, большая, яркое». Рассказали суффиксы им о большой беде, и Прилагательные подарили им свои окончания –ий, -ая, -ое

Вот и появились, родились на земле Грамматике новые слова: летевшее, плачущая, несший. Как их назвать? Собирается грамматический совет, на котором решается вопрос об имени. Морфология предложила назвать родившиеся слова Причастиями, так как они причастны и к Глаголу, и к Прилагательному, в них часть и тех, и других, и считать новые слова самостоятельной частью речи.

Изучение самостоятельной речи Причастие будет проходить по плану: 1.Вопрос. Значение. 2. Морфологические признаки: а) постоянные, б) изменяемые 3. Синтаксическая функция: а) сочетаемость, б) член предложения 4. Образование 5. Правописание 6. Употребление в речи

Самостоятельные части речи Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол НаречиеИмя числительное

Причастие Деепричастие

Сравните: Жёлтый (лист) Желтеет (лист) Желтеющий (лист) 1. Каково лексическое значение однокоренных слов? Обозначает цвет 2. Каково грамматическое значение?

Желтый – Признак предмета Какой? Желтеет - Действие предмета Что делает? Желтеющий – Признак предмета Какой? Глагол Имя прилагательное

Жёлты й постоянный признак (лист, который цвет не изменит, цвет постоянен) Желтеющий непостоянный признак (цвет листа находится в процессе изменения, действия) Имя прилагательное Причастие

СходствоРазличие Вопрос (какой?)Имя прилагательное Признак предмета, постоянный признак (ровный, вечерний, золотой…) Причастие Признак предмета по действию, признак проявляется не постоянно, а во времени (выровненный, вечереющий, позолоченный…) Имя прилагательное - причастие

Причастие = глагол + прилагательное Время (настоящее, прошедшее время) Вид Род Число Падеж Синтаксическая роль

1. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? (ая, ие). 2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам, по родам (только в ед. числе!). 3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.

П ОДСКАЗКА ! Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол) Желтеющий лист = лист, который желтеет Засеянное поле = поле, которое засеяли

О БРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ Действительные причастия Страдательные причастия Настоящее время ущ, ющ – от гл. I спр. ащ, ящ – от гл. II спр. Борющийся, клеящий Прошедшее время вш, ш Засмотревшийся, унесший Настоящее время ом, ем - от гл. I спр. им - от гл. II спр. Одеваемая, гонимый Прошедшее время енн, ённ, нн, т Увиденный, услышанный, пригретый

П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 Р АСПРЕДЕЛИ В ДВА СТОЛБИКА ДАННЫЕ СЛОВА, В ЛЕВЫЙ – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, В ПРАВЫЙ - ПРИЧАСТИЯ Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие

П РОВЕРИМ Имя прилагательное Зеленый луг, грязная лужа, вкусный крыжовник, легкая задача, резкий звук, развесистый клен, величайшее открытие Причастие построенное здание, плачущий ребенок, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, немигающий взгляд, цветущий луг

Практическая работа 2 Укажи прилагательные и причастия. Подчеркни причастия как член предложения. По небу плыли светлые облака. – На светлеющем небосклоне начала гаснуть вечерняя звезда. – В светлевшем небе показались стаи птиц. В вечернем воздухе долго то раздавались, то замирали звуки знакомой мелодии. – В густом вечереющем воздухе летали грачи. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. – Люблю дымок спаленной жнивы… и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез. – На полях лежал белейший снег.

Практическая работа 3 Выполни упражнение 56. Выпиши из текста сначала прилагательные (вместе с существительными), затем – причастия (вместе с существительными)

П РОВЕРИМ Имя прилагательное бойкая пристань тысячеголосая волна синевато-грязный рыхлый лед жёлтые наледи черные полыньи густой ельник могучая зеленая щетка первая весенняя травка березы голы красноватые ветви Причастие расстилавшейся картиной пристани, залитой волной собравшегося народа лед, покрытый наледями загораживавшие горы снег, изъеденный червями припухшие ветви