Прогнозная схема территориально- пространственного развития Республики Казахстан 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 О видении развития региона во взаимоувязке с долгосрочными приоритетами развития страны (по Программе развития территорий на 5 лет) 1.
Advertisements

ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Схема рационального размещения производственных мощностей Республики Казахстан до 2015 года.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
Заседание Координационного совета отделений РСПП в Дальневосточном федеральном округе «Деловой климат Дальневосточного федерального округа» ДОКЛАД 29 марта.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Тарасевич Михаил Александрович генеральный директор ЗАО «Завод «Людиновокабель» 25 февраля 2011 г.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Директор Департамента угольной и торфяной промышленности К.Ю. Алексеев.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
Транксрипт:

Прогнозная схема территориально- пространственного развития Республики Казахстан 1

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА Стратегический план развития Республики Казахстан на 10 лет Государственные программы на 5-10 лет Прогноз социально-экономического развития на 5 лет Программы развития территорий на 5 лет Стратегические планы государственных органов на 5 лет Республиканский бюджет, Местные бюджеты на 3 года Стратегии развития на 10 лет и планы развития на 5 лет нацхолдингов и компаний с государственным участием Отраслевые программы МЕСТО ПРОГНОЗНОЙ СХЕМЫ В ИЕРАРХИИ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОГНОЗНАЯ СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО- ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 2

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗНОЙ СХЕМЫ Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года «О системе государственного планирования в Республике Казахстан» Указ Президента РК от 4 марта 2010 года 931 «Правила разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития РК, Прогнозной схемы территориально- пространственного развития страны, государственных программ, программ развития территорий, стратегических планов государственных органов» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу от 29 января 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» (пункт 3.6. Развитие регионов - развитие страны) 3

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГНОЗНОЙ СХЕМЕ ПРОГНОЗНАЯ СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ – это система рационального размещения производительных сил, транспортно- коммуникационной, социальной и другой инфраструктуры, расселения населения страны в разрезе регионов для обеспечения устойчивого развития страны Вопросы перспективной территориальной организации страны и системы расселения с отражением полюсов роста Вопросы оптимального использования экономических ресурсов Вопросы инфраструктурного обеспечения территорий, освоения новых земель, минерально- сырьевых ресурсов, новых видов производств, улучшения экологического состояния Вопросы основных приоритетов инвестирования, направленных на скоординированно е развитие всех видов инфраструктур Вопросы институционального обеспечения территориального развития, совершенствования системы планирования территориального развития, административно- территориального устройства государства 4

ВИДЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РК СЦЕНАРИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ внешнеэкономических условий: сохранение относительно высокого спроса на основные экспортные позиции Казахстана на мировых рынках) сохранение высокой инвестиционной активности в приоритетных секторах экономики и развитие экспортной инфраструктуры внутренних условий: реализация ГПФИИР на годы единые подходы к реализации макроэкономической и финансовой политики государства ИНЕРЦИОННЫЙ ИНЕРЦИОННЫЙ Отражает сложившиеся тенденции Сохранение действующих подходов и механизмов в управлении регионами Не достигаются основные индикаторы Стратегического плана 2020 Постепенный характер изменений УПРАВЛЯЕМЫЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ Базируется на снятии ограничений инерционного развития Активная региональная политика Индикаторы Стратегического плана 2020 достигаются полностью Интенсивный характер изменений СЦЕНАРИИ БАЗИРУЮТСЯ НА СХОЖЕСТИ: 5

ВИДЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РК СЦЕНАРИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) ПоказателиСтратегплан 2020 Управляемый сценарий Рост ВВПБолее чем на треть 159,7% Рост производительности труда в обрабатывающей промышленности Не менее чем в 2 раза 2 раза Рост производительности труда в АПКНе менее чем в 4 раза 4,4 раза Рост численности населения КазахстанаНе менее 10%14,9% Уровень безработицыНе более 5%5% Динамика общей смертностиСнижение на 30% Снижение на 30% Рост ожидаемой продолжительности жизни населения До 72 летДо 72,4 лет *2020 г. к уровню 2009 г. Соответствие индикаторов Управляемого сценария индикаторам Стратегического плана развития РК до 2020* 6

О сновные ключевые политики территориально-пространственного развития Республики Казахстан до 2020 года 1.Эффективное развитие регионов на основе активизации их экономического потенциала. 2.Снятие инфраструктурных ограничений в развитии регионов. 3.Регулируемое развитие агломераций. 4.Повышение мобильности населения и управление внутренней миграцией. 5.Совершенствование межбюджетных отношений и внедрение единых на территории страны стандартов оказания базовых социальных услуг. 7

1. АКТИВИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ (на примере Жамбылской области) ЦЕЛЬ: выработать конкурентные стратегии развития регионов на основе активизации их ресурсного и экономического потенциала 8 Экономическое положение показатели Доля области в республиканском объеме промышленного производства, % 6,51,3 Доля промышленности в ВРП области, % 26,215,4 Доля сельского хозяйства в ВРП области, % 29,512,1 Общая площадь земельных ресурсов области, тыс. га Площадь сельхозугодий, тыс. га Площадь пастбищ, тыс. га Урожайность сахарной свеклы, ц/га 242,0126,6 Валовой сбор сахарной свеклы, тыс. тонн 414,517,4 Производство шерсти всех видов, тонн Проведен сравнительный анализ экономического развития области ( 1991 г. и 2009 г.) в разрезе использования : ресурсной базы области: полезные ископаемые, земельные, водные ресурсы; промышленно-производственного потенциала с точки зрения реанимации ранее действовавших производств и вовлечения в оборот ранее выведенных активов; в сельском хозяйстве: возможности наращивания сельскохозяйственного производства; снятие инфраструктурных ограничений, препятствующих реализации потенциала регионов; создание новых рабочих мест. В результате применения данного подхода намечены основные задачи и меры по активизации экономического потенциала региона.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Восстановление энергетического потенциала. Дальнейшее развитие базовой химической промышленности Развитие цветной металлургии Развитие фармацевтического направления и расширение спектра промышленных товаров на основе комплексной переработки конопли Развитие переработки флюорита - фтор, искусственный криолит для электрохимического производства алюминия и ряд фтористых соединений Производство кальцинированной соды Развитие инновационных направлений: производство технического кремния Организация производства цемента и изделий из него (сухих строительных смесей, ЖБИ и др.) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В целом, для всего Южного региона на республиканском уровне необходимо: - проводить политику усиления субсидирования отрасли в целях стимулирования улучшения сортов пород; - создать государственную водохозяйственную корпорацию для управления водными ресурсами и инфраструктурой; - создать с участием государства республиканскую закупочную корпорацию по основным видам с/х продукции, целью которой является стабилизация цены для с/х товаропроизводителей; - создать компанию по изучению и улучшению сортов (пород) растениеводства и животноводства.

2. ПОЛИТИКА СНЯТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ РЕГИОНОВ ЦЕЛЬ: развитие слабых звеньев инфраструктуры регионов, ограничивающих использование их ресурсного и экономического потенциала. 10 Баланс электроэнергии Алматинской области до 2020 года 2009 факт Прогноз Потребление8,448,508,709,269,9310,4111,2113,00 Выработка4,864,925,796,467,158,1410,4012,93 Дефицит (+), избыток (–)3,58 2,912,801,982,270,810,07 Перетоки по транзиту Север-Юг3,163,262,452,341,612,000,810,07 из стран ЦА0, от Жамбылской ГРЭС0,320,220,36 0,27 -- Высокий энергодефицит в области будет преодолен за счет: Строительства генерирующих мощностей: - Мойнакская ГЭС – (2011 г); - Балхашская ТЭС (2015 г); Строительства объектов энергосетевого хозяйства: - Подстанций Алма (500 Кв) и др; В результате к 2015 году энергодефицит сократится с 3,5 млрд.квт.ч в год до 0,8, а к 2020 году область полностью снимет энергетические ограничения в развитии. Прогнозный баланс водных ресурсов РК на 2020 год Прогнозный баланс электроэнергии ЕЭС РК до 2020 год Источники формирования Распределение Прогнозный баланс трудовых ресурсов на 2020 год

3. РЕГУЛИРУЕМОЕ РАЗВИТИЕ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АЛМАТИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ) Необходимо разработать Генеральные планы для городов Алматы, Астана и Шымкент с прилегающими к ним территориями Конверсия зон с устаревшей промышленной инфраструктурой в модернизированные жилые зоны Реализация программ массового жилищного строительства в черте г.Алматы и в пригородах Стимулирование процессов субурбанизации через поддержку проектов строительства коттеджных поселков бизнес- и среднего класса Ограничения на размещение промышленных предприятий в черте городской территории Льготные условия землеотвода для промышленных предприятий в пригородной зоне Упрощение процедур регистрации малых предприятий сервисного сектора Административная поддержка процессов кооперирования сельскохозяйственных производителей в пригородной зоне Создание развитой системы городского общественного транспорта Радикальное расширение пропускной способности автодорог на пригородных направлениях Формирование интегрированной системы высокоскоростного железнодорожного транспорта «Международный аэропорт Алматы –Алматы – Жетиген – Хоргос» Создание международного хаба грузовых авиаперевозок на базе аэропорта Алматы ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА 11

4. ПОВЫШЕНИЕ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МИГРАЦИЕЙ ЦЕЛЬ: упорядочение и селективное регулирование миграционных процессов исходя из общегосударственных интересов и приоритетов ,4 тыс.чел +31,9 тыс.чел. +9 тыс.чел. +1,2 тыс.чел. +3,6 тыс.чел. Поток миграции Меры по регулированию внутренней миграции: 1. Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы миграции. 2. Создание единого уполномоченного органа, осуществляющего регулирование миграционных процессов и реализацию миграционной политики. 3. Совершенствование системы статистического учета, мониторинга и анализа внутренней миграции. 4. Улучшение качественных характеристик местных трудовых ресурсов посредством развития системы профессионального обучения, переобучения. 5. Квотирование иностранной рабочей силы с внедрением жестких критериев отбора по качественным параметрам. 6. выработка мер по регулированию в крупных городах входящего миграционного потока

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕДРЕНИЕ ЕДИНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ БАЗОВЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ЦЕЛЬ: обеспечения равного доступа жителей республики к основным гарантированным государством социальным услугам на основе внедрения единых стандартов. 13 Главное направление поиска более справедливой и эффективной формулы распределения трансфертов – это использование при определении субвенции как можно более объективных оценок рациональных потребностей местных бюджетов в финансовых ресурсах На данном этапе прогнозирование расходов местных бюджетов регионов осуществляется на получателя бюджетных услуг исходя из сложившейся базы затрат. В связи с чем, возникает необходимость разработки и внедрения в бюджетную практику следующих нововведений: 3. Субвенции на повышение эффективности деятельности МИО Данные трансферты должны носить нецелевой характер. 1. Государственные социальные стандарты Для внедрения стандартов в первую очередь важна оценка стоимости каждой конкретной услуги. При составлении бюджета, это будет нормативная стоимость услуги, которая должна обеспечивать покрытие всех экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением. 2. Сельские бюджеты Государственные услуги населению наиболее эффективно предоставлять на самом ближайшем к ним административном уровне. Для обеспечения местных задач, учет и защиту интересов населения (удовлетворения первичных потребностей сельских жителей- уборка мусора, текущий ремонт дорог, подвоз больных и т.д.) В связи с чем, необходимо проработать вопросы создания сельских, поселковых, городских (районного значения) бюджетов.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГНОЗНОЙ СХЕМЫ 1. Будут реализованы ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ, которые увязаны с выработанными в рамках Прогнозной схемы стратегическими подходами к развитию регионов 3. Будут разработаны ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЧЕТЫРЕХ АГЛОМЕРАЦИЙ (Астанинской, Алматинской, Актюбинской и Шымкентской) 2. Будет проведена инвентаризация всех населенных пунктов (СНП, города) на предмет перспективности их развития 5. Будут разработаны и внедрены стандарты оказания базовых социальных услуг, усовершенствована система межбюджетных отношений 6. Будут разработаны новые гибкие инструменты экономического стимулирования отстающих регионов ЧТО БУДЕТ СДЕЛАНО МЭРТ: 7. Будет проработан вопрос внедрения механизма ГЧП в регионах 4. Будет разработана бюджетная программа «РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ»

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГНОЗНОЙ СХЕМЕ Прогнозная схема содержит большой информационно- аналитический материал по следующим блокам в разрезе регионов: Ресурсный (минерально-сырьевые, земельные, водные ресурсы) Социально-демографический Инфраструктурный Производственный Расселение в текстовом формате и в виде карто-схем. 15

Спасибо за внимание! 16