Нормативное обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения Ковалев Владимир Геннадьевич, ктн,доцент, зав. кафедрой энергетической эффективности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Северо-Западное управление Ростехнадзора Отдел по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Главный государственный инспектор Литвин Михаил.
Advertisements

Федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ 261-ФЗ Принят.
Северо-Западное управление Ростехнадзора Отдел по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Начальник отдела Чмуль Валерий Николаевич Официальный.
Актуальные вопросы энергосбережения в Республике Саха (Якутия) Заместитель Председателя ГКЦ-РЭК РС(Я) Трофимов Максим Макарович Государственный комитет.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Энергетический паспорт – итоговый документ энергетического обследования Волков Михаил Валерьевич, ведущий электроник Регионального центра ресурсосбережения.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание с главами муниципальных районов и городских округов Московской области по вопросу.
Энергопаспорт - один из основных документов для предприятия, дающий его количественную и качественную характеристику как промышленного потребителя топливно-энергетических.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
«Энергосбережение – стратегическая задача инновационного развития и безопасности государства» Энергоэффективное поселение.
1 Об итогах разработки муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями федерального и республиканского.
07 июня 2012 г. Ведущий специалист Реев Степан Николаевич.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Транксрипт:

Нормативное обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения Ковалев Владимир Геннадьевич, ктн,доцент, зав. кафедрой энергетической эффективности Чув.ГУ, руководитель департамента региональной энергетики ООО «НПП Инженерный Центр» Тел E:mail

Из послания Президента Р.Ф. Д. Медведева Отечественная экономика должна, наконец, переориентироваться именно на реальные потребности людей, а они сегодня главным образом связаны с обеспечением безопасности, с улучшением здоровья, с доступом к энергии и с доступом к информации. Отсюда и наш выбор приоритетов модернизации экономики и технологического развития. Они являются ключевыми для выхода России на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире. Это внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. ……. повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов является ещё одним приоритетом в модернизации нашей экономики. Задачу это можно решить только в том случае, если каждый из нас задумается, насколько ответственно он подходит к энергосбережению, так, как, кстати, это делают во всём мире. Там об этом думают абсолютно все.

Удельная энергоёмкость экономики России в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира (Данные МЭА)

Оценка потенциала повышения эффективности использования энергии в Российской Федерации (млн.т у т./год) Общий потенциал 421,15 млн. т у т./год 2

Основные направления повышения энергоэффективности: утилизация попутного нефтяного газа (в факелах сжигается – 14 млрд. м3); увеличение коэффициента использования нефти и глубина переработки нефти; снижение уровня потребление природного газа на собственные нужды (для обеспечения его транспортировки расходуется 59 млрд.м3/год); повышение КПД генерирующего оборудования (не превышает 33-38%); снижение потерь в электрических сетях (средний уровень – 11%).

Показатели энергетической эффективности тепло и электроэнергетики Показатели энергоэффективн ости 2007 г.2020 г. Доля отпуска тепла на базе когенерации, % 3352 Удельный расход топлива на котельных, кг у.т./Гкал 173,2167,2 Потери тепла, %14,710,7 Удельное теплопотребление на 1 м 2 (отапливаемых помещений), Гкал/м 2 0,04070,0286 Доля отпуска тепла по приборам учёта, % 36,3100 Показатели энергоэффективност и 2007 г г. Удельный расход топлива на электроэнергию, г у.т./кВт·ч ,6 Коэффициент полезного использования топлива, % 5260 КПД ТЭС, % : На новых станциях на газе38 60 на угле33 48 Доля электроэнергии ТЭС, выработанной на когенерации, % 3045 Потери электроэнергии в электрических сетях, % 118,3

Цель и предпосылки энергосбережения Создание новых мощностей Построение системы энергосбережения Средства вложенные в энергосбережение: меньше по объему; быстрее начинают работать; окупаются быстрее лет (в генерации от 10 лет). Средства вложенные в энергосбережение: меньше по объему; быстрее начинают работать; окупаются быстрее лет (в генерации от 10 лет). Цель оптимизация расходов на оплату энергетических ресурсов и коммунальных услуг за счет повышения эффективности использования энергетических ресурсов Цель оптимизация расходов на оплату энергетических ресурсов и коммунальных услуг за счет повышения эффективности использования энергетических ресурсов

Иерархия нормативных актов Указы президента РФ; Законы; Технические регламенты; Постановления правительства РФ; Временно действующие нормативные акты (ГОСТ, СНИП); Приказы Министерств РФ; Нормативные акты Субъектов Федерации; Нормативные акты муниципальных образований

Указ Президента Р.Ф. 579 от г. «Дополнения к Указу Президента Российской Федерации от 28 июня 2007г. 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: 44. Энергоемкость валового регионального продукта. 45. Доля энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета. 46. Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, в общем объеме энергетических ресурсов. 47. Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека). 48. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации».

Основные нормативные акты ФЗ-261"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " ФЗ-28 «Об энергосбережении» Градостроительный кодекс Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Постановления Правительства РФ 67, 340 Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. N 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности« Приказы Минэнерго РФ 148, 182,323,325 и др. Постановления КМ ЧР

Закон N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет: Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; Сферу действия закона; Полномочия органов государственной власти; Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; Энергетические обследования. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования; Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов; Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности; Государственную поддержку в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и ответственность за их нарушение.

Федеральном законе используются следующие основные понятия: 1) энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии); 2) вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;

основные понятия: 3) энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); 4) энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю; 7) энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте; 8) энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;

Государственное регулирование в области энергосбережения осуществляется путем установления: 1. требований к обороту товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов; 2. запретов или ограничений производства и оборота товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность; 3. обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; 4. требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; 5. обязанности проведения обязательного энергетического обследования; 6. требований к энергетическому паспорту; 7. обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 8. требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, для государственных нужд; 9. требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 10. требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; 11. основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения; 12. обязанности распространения информации в области повышения энергетической эффективности; 13. обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 14. порядка исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом;

Обязанности по учету используемых энергетических ресурсов Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а до 1 января 2012 года собственники жилых домов.

Управление проведением энергетических обследований 9 Саморегулируемые организации Минэнерго России ГИС Ростехрегулирование Энергоаудиторские организации Объекты энергетического обследования Предоставление копий энергопаспортов Разработка требований к энергопаспорту и требований к СРО; ведение реестра СРО; Контроль за деятельностью СРО; организация энергоаудиторской деятельности Анализ и систематизация данных энергопаспортов Контроль за проведением обязательных энергообследований в установленный срок

Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору поручено обеспечить контроль (Постановление Правительства Р.Ф. от 20 февраля 2010 г. N 670) : " за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов; за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок;".

Энергетическое обследование. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования Глава 4. Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте (фз-261)

Энергетическое обследование По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Основными целями энергетического обследования являются: 1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; 2) определение показателей энергетической эффективности; 3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию(приказ Минэнерго Р.Ф.182): 1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении; 3) о показателях энергетической эффективности; 4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов); 5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении; 6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Проект В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 48, ст. 5711) и пунктом Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. 400 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, 22, ст. 2577; 42, ст. 4825; 46, ст. 5337; 2009, 3, ст. 378; 6, ст. 738; 33, ст. 4088; 52, ст. 6586; 9, ст. 960), п р и к а з ы в а ю : 1. Утвердить прилагаемые: требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации; правила предоставления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования. Министр С.И. Шматко Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил предоставления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования

Энергоаудитор Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями Федеральных законов: От 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" От 17 ноября 2009 года 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации "

Энергоаудитор особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, аудитор обязан соблюдать и подчиняться нормам профессиональной этики аудитора.

Аудитор обязан соблюдать принципы поведения: а) честность; б) объективность; в) профессиональная компетентность и должная тщательность; г) конфиденциальность; д) профессиональность поведения.

Честность Аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Принцип честности также предполагает честное ведение дел и правдивость. Аудитор не должен быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что: а) они содержат в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения; б) они содержат утверждения или данные, подготовленные небрежно; в) в них пропущены или искажены необходимые данные там, где пропуски или искажения могут вводить в заблуждение.

Объективность Аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений. Аудитор может оказаться в ситуации, которая может повредить его объективности. Аудитору следует избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональные суждения.

Профессиональная компетентность и должная тщательность Аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на современном уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. Квалифицированная профессиональная услуга предполагает наличие обоснованного суждения по применению профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления такой услуги. Поддержание профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности и понимания соответствующих технических, профессиональных и деловых новшеств. Под усердием понимается обязанность действовать в соответствии с требованиями задания (договора), внимательно, тщательно и своевременно. Аудитор должен предпринимать меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом в профессиональном качестве, имели надлежащую подготовку и должное руководство.

Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц: 1 ) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; 2) организации с участием государства или муниципального образования; 3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; 4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; 5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год; 6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Функции энергоаудитора Провести энергетическое обследование; На основе анализа режимов работы и состояния оборудования выявит потенциал энеросбережения и дать предложения по повышению энергетической эффективности на основе типовых мероприятия; Разработать энергетический паспорт объекта; Сделать технико-экономическое обоснование мероприятий для программ энергосбережения

Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования при условии ее соответствия следующим требованиям: 1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем двадцать пять субъектов предпринимательской деятельности; 2) наличие документов, в том числе стандартов и правил, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования; 3) наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования, как способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования перед потребителями услуг, которая может возникнуть в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.

Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана разработать и утвердить следующие документы: 1) порядок приема в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования и прекращения членства в такой саморегулируемой организации; 2) стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования, в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения (далее - стандарты и правила); 3) перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования за нарушение требований стандартов и правил; 4) стандарты раскрытия информации о деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования и о деятельности ее членов.

Членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут стать: 1) юридическое лицо при условии наличия не менее чем четырех работников, заключивших с ним трудовой договор и получивших знания в указанной области; 2) индивидуальный предприниматель при условии наличия у него знаний в указанной области и (или) наличия знаний в указанной области не менее чем у одного физического лица, заключившего с таким индивидуальным предпринимателем трудовой или гражданско- правовой договор; 3) физическое лицо при условии наличия у него знаний в указанной области.

Статья 18. п.8 Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования наряду с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований вправе осуществлять иную предпринимательскую или профессиональную деятельность. Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования вправе проводить энергетические обследования в отношении самих себя и принадлежащих им объектов. Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования - физические лица, осуществляющие деятельность в области энергетического обследования на основании трудового договора, заключенного с работодателем, вправе проводить энергетические обследования в отношении работодателя и принадлежащих ему объектов. Конфиденциальная информация, полученная членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования в ходе проведения энергетического обследования, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль за деятельностью СРО Предметом государственного контроля является соблюдение СРО в области энергетического обследования требований к таким организациям и их деятельности, а также требований к проведению энергетических обследований, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Плановая проверка саморегулируемой организации в области энергетического обследования осуществляется не чаще чем один раз в три года в соответствии с планом проверок, утвержденным органом государственного контроля.

Проект Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, 47, ст. 4933; 2007, 50, ст. 6285; 2008, 18, ст. 2063; 2009, 41, ст. 4765) п р и к а з ы в а ю: 1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.М. Азбукина. Министр С.И. Шматко

Нормативно-методическое обеспечение энергосбережения: нормативные документы в области энергосбережения на межгосударственном (ГОСТ), государственном (ГОСТ Р), отраслевом (ОСТ) уровнях, а также на уровнях стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП); технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной государственной власти; методические документы по расчетам экономии энергоносителей и обоснованию экономической эффективности энергосберегающих проектов; методические документы, в которых изложены полностью или со ссылками на первоисточники рекомендации, методы, способы, схемы, алгоритмы, модели энергосбережения за счет повышения эффективности использования и снижения потерь первичных ТЭР, использования вторичных ТЭР, возобновляемой энергии и альтернативных топлив; методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления.

Нормативно-методические документы устанавливают: 1. основные термины и понятия в области энергосбережения; 2. требования к составу и содержанию нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения, основные принципы и методические основы деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения; 3. номенклатурный состав и классификацию показателей эффективности использования ТЭР; 4. порядок выбора и внесения показателей в техническую документацию; 5. методы расчета энергобалансов потребителей энергоресурсов с последующей их паспортизацией (ГОСТ Р 51379); 6. порядок проведения обязательной и добровольной сертификации энергопотребляющей продукции (ГОСТ Р 51380); 7. методы испытаний и сертификации объектов по требованиям энергосбережения (ГОСТ Р 51380); 8. порядок маркирования энергопотребляющей продукции (ГОСТ Р 51388); 9. методы расчета освещенности и эффективности тепловых режимов, требования к теплоизоляции, контролю поддержания температуры, общих энергобалансов зданий с последующей их паспортизаци;

Нормативно-методические документы устанавливают: 1. нормативы расхода топлива и энергии, методы их определения; 2. требования к энергосберегающим технологиям, методы расчета энергобалансов промышленных технологических процессов; 3. методы расчета и анализа направлений снижения потерь топлива и энергии при создании продукции и ее эксплуатации; 4. методы определения экономической эффективности мероприятий по энергосбережению; 5. направления привлечения инвестиций для реализации проектов и мероприятий по энергосбережению; 6. требования к метрологическому обеспечению энергосбережения; 7. требования к использованию вторичных энергетических ресурсов; 8. требования к нетрадиционным возобновляемым источникам энергии; 9. методы автоматизированного сбора и обработки данных о расходах топлива и энергии; 10. требования к информационному обеспечению в области энергосбережения; 11. требования к системе обучения в обеспечение энергосбережения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 мая 2010 г. N 340 О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Документ определяет порядок установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (далее - программа).

Требования к программе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) соответствующей регулируемой организации (далее - регулирующий орган).

Требования к программе включают в себя: 1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно обеспечиваться регулируемой организацией в результате реализации программы (далее - целевые показатели); 2) перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения (далее - обязательные мероприятия); 3) показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами регулируемой организации (далее - показатели энергетической эффективности объектов); 4) Значения целевых показателей и иные показатели (при необходимости).

"О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225 Общие целевые показатели в области (приложение 1) : энергосбережения и повышения энергетической эффективности; энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов; энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе; энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде; энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры; энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе; Иные целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов) (приложение 2) Мероприятия : по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащие включению в региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), подлежащие проведению на протяжении срока реализации региональной программы, начиная с 2010 года: по учету в инвестиционных и производственных программах производителей тепловой энергии, электросетевых организаций, теплосетевых организаций, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе, переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням; по модернизации оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий; по внедрению энергосберегающих технологий; направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии; по расширению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии; по сокращению потерь электрической энергии, тепловой энергии при их передаче.

Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: систем коммунальной инфраструктуры в организациях с участием государства или муниципального образования по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. N 61

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЗНАЧЕНИЙ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОПОСТАВИМЫХ УСЛОВИЯХ (проект) Мингерионразвития Р.Ф. Методика разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Осуществлять сбор информации необходимо по специально разработанным опросным листам, которые составляются исполнителем программ Дополнительным источником к опросным листам являются: Топливно-энергетические балансы, составленные по данным статистической отчетности; Программа социально-экономического развития муниципального образования; Объем производства, передачи, потребления энергоресурсов; Наличие возобновляемых источников энергоресурсов, а также местных видов топлива; Существующее состояние коммунальной инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение); Оснащенность приборами учета энергоресурсов на источниках и у потребителей; Общее состояние объектов бюджетной сферы, жилищного фонда, транспорта; Наличие действующей нормативно-правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др.

Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации О примерной форме перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов

Перечень обязательных мероприятий в отношении общего имущества в многоквартирном доме на основании установленного перечня обязательных мероприятий по энергосбережению Номер Наименование мероприятия Цель мероприятия Применяемые технологии, оборудование и материалы Возможн ые исполните ли мероприя тий Источ ник финан сирова ния Характер эксплуатаци и после реализации мероприятия I. Перечень обязательных мероприятий в отношении общего имущества в многоквартирном доме на основании установленного перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установленного органом государственной власти субъектов Российской Федерации Система отопления Установка линейных балансировочных вентилей и балансировка системы отопления 1) Рациональное использование тепловой энергии; 2) Экономия потребления тепловой энергии в системе отопления Балансировочные вентили, запорные вентили, воздухо- выпускные клапаны Управляюща я организация плата за содержани е и ремонт жилого помещени я Периодическ ая регулировка, ремонт

Энергосбережение ГОСТ Р Целями нормативно-методического обеспечения энергосбережения являются установление в стандартах, технологических регламентах, технических и методических документах: требований эффективного использования и сокращения потерь ТЭР при их добыче, производстве, переработке, транспортировании, хранении, потреблении, утилизации; нормативных значений показателей энергетической эффективности энергопотребляющих объектов и процессов, ограничивающих образование загрязняющих окружающую среду биосферозагрязнителей (твердых отходов, жидких сбросов, газообразных выбросов, шламов, смесей; шумов, полей, излучений), как результат использования ТЭР; правил проверки соответствия энергопотребляющих объектов и процессов нормативным показателям энергетической эффективности; порядка осуществления государственного надзора за эффективным использованием ТЭР путем проведения энергетических обследований потребителей ТЭР; требований обеспечения точности и единства измерений при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления; правил обеспечения соответствия стандартов, норм и нормативов в области энергосбережения и энергетической эффективности международным, межгосударственным, региональным, зарубежным стандартам, признанным в России; ограничения и (или) недопущения разработки, производства, закупки и применения энергопотребляющих объектов с расходами энергоресурсов, превышающими установленные стандартами и регламентами уровни.

Информационное письмо от /30 Минтопэнерго Р.Ф. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ,ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ УСТАНОВОК, ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ, КОТЕЛЬНЫХ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Приказ Госстроя России 202 от МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОГО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

Стандарт СРО регламентирующий порядок проведения энергетических обследований промышленных предприятий В настоящем стандарте СРО использованы следующие нормативные документы: Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федеорации». Федеральный закон РФ от 3 апреля 1996г. 28-ФЗ «Об энергосбережении». «Правила проведения энергетических обследований организаций», Утверждены Минтопэнерго России 25 марта 1998г. ГОСТ Единая система технологической документации. Термины и определения основных понятий ГОСТ Р Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения ГОСТ Р Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования ГОСТ Р Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения ГОСТ Энергобаланс промышленного предприятия. Основные положения ГОСТ Энергосбережение. Методика определения полной энергоемкости продукции, работ, услуг

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений, сооружений Ответственность Ст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 3. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на 20 – 30 тыс. руб40 – 50 тыс. руб500 – 600 тыс. руб должностных лиц лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица юридических лиц 7. Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на 10 – 15 тыс. руб 20 – 35 тыс. руб100 – 150 тыс. руб

Благодарю за внимание Замечания, предложения и вопросы прошу направлять E:mail