Активное слушание. Конспектирование лекций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией)
Advertisements

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ. Для того, чтобы слушать, нужно больше ума, чем для того, чтобы говорить.Для того, чтобы слушать, нужно больше ума, чем для того, чтобы.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
Презентация Веременко Н.П. к выступлению на методическом совете учителей Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Публичное выступление. Конструктивная критика. Павлова Е.Н. психолог МБОУ «Экономическая гимназия»
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
Е ДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Раздел 2. Чтение.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Развитие речи детей 3 года жизни. Характеристика речи детей.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
Транксрипт:

Активное слушание. Конспектирование лекций

«Бог дал человеку один рот и два уха»

Тест «Что такое слушание?» Согласны вы с каждым утверждением или нет? Согласны вы с каждым утверждением или нет? 1. Умение слушать развивается естественно. 2. Если человек научился говорить, он одновременно научился слушать. 3. Способность слушать в значительной степени определяется способностью слышать. 4. Говорение важнее для общения, чем слушание. 5. Слушание требует небольших затрат энергии, оно легче, чем другие виды речевой деятельности – чтение, говорение, письмо. 6. Слушание это автоматический непроизвольный рефлекс. 7. Люди слушают каждый день. Ежедневная практика устраняет нужду в специальных упражнениях на слушание. 8. Слушание это только понимание слов говорящего. 9. Успех общения зависит главным образом от говорящего. 10. Говорящий может контролировать процесс слушания в аудитории.

Толкование теста: Все эти утверждения ложные. Все эти утверждения ложные. Если вы согласны хотя бы с одним утверждением, то вам нужно учиться слушать и воспринимать чужую речь. Если вы согласны хотя бы с одним утверждением, то вам нужно учиться слушать и воспринимать чужую речь.

Недостатки традиционного слушания: 1) бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой- либо деятельности; 2) обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи; 3) аналитическая узость восприятия: неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Для чего необходимо слушать? 1. Получение информации. 1. Получение информации. 2. Развлечение, получение удовольствия 2. Развлечение, получение удовольствия 3. Воодушевление. 3. Воодушевление. 4. Анализ фактов и идей. Средняя скорость речи составляет слов в минуту, в то время как слушающий способен воспринимать слов в минуту. 4. Анализ фактов и идей. Средняя скорость речи составляет слов в минуту, в то время как слушающий способен воспринимать слов в минуту. 5. Улучшение собственной речи 5. Улучшение собственной речи

Как слушать эффективно? Вспомогательные умения, улучшающие слушание: 1) умение концентрироваться; 1) умение концентрироваться; 2) умение анализировать содержание; 2) умение анализировать содержание; 3) умение слушать критически; 3) умение слушать критически; 4) умение конспектировать. 4) умение конспектировать.

Стадии концентрации 1. Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему. 1. Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему. 2. Вспомните, что вы уже знаете о предмете. 2. Вспомните, что вы уже знаете о предмете. 3. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить. 3. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить. 4. Постарайтесь предугадать события. 4. Постарайтесь предугадать события. 5. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам. 5. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам. 6. Создайте интерес к предмету речи. 6. Создайте интерес к предмету речи. 7. Выключите свои эмоциональные блоки. 7. Выключите свои эмоциональные блоки.

Умение анализировать содержание Определить цель речи. Определить цель речи. Определить композицию речи. Определить композицию речи. Определить главную тему речи. Определить главную тему речи. Определить главные идеи лектора. Определить главные идеи лектора. Определить формы аргументации. Определить формы аргументации. Определить формы заключительных выводов. Определить формы заключительных выводов.

Умение слушать критически Связывайте то, что говорит лектор, со своим собственным опытом. Связывайте то, что говорит лектор, со своим собственным опытом. Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему. Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему. Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Нельзя ни безоглядно верить, ни постоянно сомневаться в том, что говорит лектор. Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Нельзя ни безоглядно верить, ни постоянно сомневаться в том, что говорит лектор. Оценивайте достоверность данных и убедительность аргументов. Оценивайте достоверность данных и убедительность аргументов.

Зачем конспектировать лекцию? С целью получения фактов С целью получения фактов Для анализа и оценки содержания Для анализа и оценки содержания Конспектирование помогает сконцентрироваться при слушании, дает материал для обзора Конспектирование помогает сконцентрироваться при слушании, дает материал для обзора Даёт возможность возвращения к услышанному Даёт возможность возвращения к услышанному

Важнее понять логику изложения в целом, чем записать обрывочные фрагменты Важнее понять логику изложения в целом, чем записать обрывочные фрагменты Конспект устного лекции должен представлять собой расширенный план, отражающий структуру и основные положения лекции, содержащий конкретные примеры и цитаты. Конспект устного лекции должен представлять собой расширенный план, отражающий структуру и основные положения лекции, содержащий конкретные примеры и цитаты.

Принципы конспектирования лекции 1. Используйте неформальную систему записи, укороченные предложения и абзацы. 1. Используйте неформальную систему записи, укороченные предложения и абзацы. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор делает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор делает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.

Принципы конспектирования лекции 3. Используйте сокращения и символы. 3. Используйте сокращения и символы. Укажите значения символов на обложке тетради. 4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. 5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли.

Принципы конспектирования лекции Периодически просматривайте записи. В процессе учебы просматривайте записи несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно. Периодически просматривайте записи. В процессе учебы просматривайте записи несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно. Делайте интервалы в конспектах не менее 1 клетки и поля не менее 2 см. Делайте интервалы в конспектах не менее 1 клетки и поля не менее 2 см.

Техника записи конспекта Принципы записи устного выступления основываются на устранении избыточности речи Принципы записи устного выступления основываются на устранении избыточности речи При конспектировании необходимо уметь осуществлять два вида упрощений: 1) свертывание фраз, 2) сокращение слов.

1. Свертывание фраз процедура смысловой компрессии - выделение во фразе ключевых слов и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть зафиксированы в конспекте. процедура смысловой компрессии - выделение во фразе ключевых слов и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть зафиксированы в конспекте.

Правила свёртывания фраз 1. Отбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из контекста: группу подлежащего, если она часто повторяется (или заменять ее соответствующим местоимением); синонимичные прилагательные, которые используются как определения; наречия степени (очень, совершенно, весьма, вполне и т.д.); глаголы-связки (является, представляет, рассматривается как… и т.д.) – заменить на тире; глаголы-связки (является, представляет, рассматривается как… и т.д.) – заменить на тире;

заменять сложноподчинённые предложения простыми заменять сложноподчинённые предложения простыми 2. Правила сокращения слов Использовать привычные сокращения Использовать привычные сокращения Разрабатывать новые сокращения (фиксировать на обложке тетради), добиваться до автоматизма в их использовании Разрабатывать новые сокращения (фиксировать на обложке тетради), добиваться до автоматизма в их использовании

Основные принципы сокращения слов: 1. Наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов. 1. Наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов. 2. Нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении: -ем, -ия. 2. Нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении: -ем, -ия. 3. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности» для его восстановления в данном контексте (след. может относиться к: следовательно, следующий, следовать, следователь, следствие и т.д.).

4. Сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук. 5. Незнакомые слова надо записывать полностью. Способы сокращения слов: 1) по первой букве - для частотных слов: XX в., XIXXX вв.,1998 г., гг., с.120, н.э. (нашей эры); 2) по нескольким первым буквам (отбрасываются суффикс и окончание) - для прилагательных и причастий, за которыми следуют определяемые существительные: ускор. движ-е, офиц. сообщение

3) пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис: ин-т, ун-т, док-во, док-ть, з-д, р-н, д-р, стр- ра, общ-во, пром-сть, хоз-во и т.п. 4) использование аббревиатур – для ключевого понятия темы: КР, ДСП, ПХВ. 5) использование математических символов: >,,