ПУТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ИННОВАЦИОННОМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Из опыта работы учителя русского языка и литературы Бобачевой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
Advertisements

Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Урок изобразительного искусства в 7 классе по теме: « Личность художника и мир его времени в произведениях искусства»
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
« ТЕМЫ ПРИРОДЫ В ИСКУССТВЕ » ( в творчестве К. Г. Паустовского, И. И. Левитана ) Учитель русского языка и литературы АОУ гимназии « Российская школа »
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Культурологический подход к формированию содержания образования на уроках русского языка и литературы.
Осень в гостях у России-матушки Осень в гостях у России-матушки Проект учащихся 3 «А» класса средней общеобразовательной школы 1947 Руководитель проекта:
Бышко Маргарита Николаевна, Афанасова Ирина Ивановна – педагоги дополнительного образования ГБОУ Гимназии 1567 Данная разработка – сценарий литературно-музыкального.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»» Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Роль кабинета- гостиной в преподавании литературы.
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
Ранняя весна в произведениях мастеров разных видов искусства МОУ гимназия 1 имени А.С.Пушкина г. Томска, учитель начальных классов Субботина Л.И.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Собственно эстетическое воспитание- процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно.
Презентация к уроку по теме: Презентация Эстетическое воспитание дошкольников
«Калейдоскоп сказок» цикл интегрированных занятий в младшей разновозрастной группе: музыка, рисование, развитие речи.
Духовно-нравственное развитие младших школьников в УМК «Литературное чтение» авторов Г.М. Грехневой, К.Е. Кореповой.
Транксрипт:

ПУТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ИННОВАЦИОННОМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Из опыта работы учителя русского языка и литературы Бобачевой Л.В.

Цели и задачи литературного образования сегодня

Задача по воспитанию личности

Интеграция с другими предметами помогает ученику Сделать свой эстетический выбор Найти и оценить своё место в культурном мире

Проблема «Пути и возможности интеграции предметов гуманитарного цикла в инновационном учебном учреждении»

Интеграция образовательных факторов

В настоящее время Важно вооружить учащихся арсеналом средств, который позволит решить самую сложную задачу.

Интегрированный подход позволяет

Изучение литературного материала зачастую опережает те знания, которые ученик может получить на уроке истории Литературный материал Исторический материал И.С.Тургенев. Рассказ «Муму» 5 класс Крепостное право А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» 7 класс Эпоха Петра I Северная война (1700 – 1721)

Педагогическая направленность интеграции многообразна изменение информационной емкости содержания; выход на более высокий уровень осмысления; развитие свободы мышления формирование креативности введение в новую предметную область

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции Внутрипредметная интеграция Межпредметная интеграция Наука о литературе Читательская практика Опыт сочинительства

Особенностью отбора содержания при интеграции является Объединение материала из традиционных, классических предметов Включение в интеграцию нового для школы содержательного материала

Результаты 1.Новые предметы (курсы). 2.Новые спецкурсы, обновляющие содержание внутри одного или нескольких смежных предметов. 3.Циклы (блоки) уроков, объединяющие материал одного или нескольких предметов с сохранением их независимого существования. 4.Разовые интегративные уроки.

Практика работы даёт возможность применения следующих вариантов этих подходов Интеграция «старых», классических предметов: 1.Интегрирование школьных курсов: а) истории и литературы; б) русского языка и литературы; в) русского и иностранного языка; г) литературы и искусства.

Практика работы даёт возможность применения следующих вариантов этих подходов Интеграция внутри уже существующего предмета. Например: блокирование фольклорного материала из разных разделов литературы и языка в единый раздел или курс.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Литература, зодчество, иконопись Древней Руси» II ступень образования (17 часов) МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия 3»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (фрагмент) Программа интегрированного курса «Литература, зодчество, иконопись Древней Руси» составлена для учащихся с повышенной мотивацией обучения с целью развития у них способностей эстетического восприятия окружающей действительности. Обращение к литературе Древней Руси можно объяснить следующим: ростом интереса в обществе к национальной истории; повышением авторитета церкви, поисками новых духовных ориентиров, особенно среди молодежи, что заставляет определить сущность православия и его место среди других направлений христианства; обострением проблемы межнациональных отношений, требующей повышенного внимания к изучению нашего культурного прошлого, в данном случае к истории русской литературы и искусства;

Задачи курса: интеграция знаний по предметам гуманитарного цикла (литература, МХК, история, изобразительное искусство); развитие интереса к национальной истории; воспитание любви к своей стране и к ее прошлому.

В результате освоения данного программного материала учащиеся смогут овладеть: знаниями о памятниках искусства русского средневековья (зодчество, живопись); знаниями о разновидностях письменной словесности; умениями показать на практике связь литературного произведения с устным народным творчеством.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (фрагмент программы) п/пНаименование разделов, темКоличество часов Виды деятельности Древнерусская живопись (6 часов) 1. Русская средневековая живопись – « умозрение в красках»2 часа Лекция. Просмотр учебного фильма «Умозрение в красках» 2.Древнерусская икона (история создания образов Спаса и Богоматери) 1 часУрок-семинар 3.«Палладиум земли Русской». Икона «Владимирской Богоматери» 1 час Урок развития речи. Подготовка к сочинению- описанию иконы 4.Творчество Андрея Рублёва1 час Лекция с просмотром фрагментов у/фильма «Андрей Рублев» (биография, творчество) 5.Шедевр древнерусской живописи – икона «Троица» Андрея Рублёва 1 часУрок-семинар

Урок литературы по творчеству Н.Рубцова ТЕМА УРОКА «Жизнь поэзии Н.Рубцова в живописи и музыке» (8 класс) ЦЕЛИ УРОКА ОБУЧАЮЩИЕ. Дать общее представление о поэзии Н.Рубцова. Выяснить философию лирики (отражение состояния человеческой души). Показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой. РАЗВИВАЮЩИЕ. Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух. Развивать умение соотносить лирику Н.Рубцова с произведениями русских композиторов и русских художников. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ. Воспитывать любовь к родной природе и чувство патриотизма; бережное отношение к чувствам окружающих. Воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи. ТИП УРОКА: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла.

Фрагмент урока УЧИТЕЛЬ Грусть, печаль, тревога, одиночество - все есть в стихах. Но что человек без этих чувств? Лирический герой связывает свою печаль с миром природы. Рубцов - поэт- пейзажист. Попробуем доказать это. У каждой страны и у каждой стороны своя природа, свой осенний пейзаж. Поэт говорит стихами о своей родине, о северной стороне. Художник разговаривает цветом, линиями, мазками. Поэт и художник… Они сотворили чудо. Написали так, как только они могут написать, поделились этим чудом с нами. Творчество Н.Рубцова по своему мироощущению близко творениям И.И.Левитана. Прослушайте стихотворение «Левитан» и попытайтесь определить, по мотивам какой из представленных в классе картин оно написано.

Звучит стихотворение «Левитан» В глаза бревенчатым лачугам Глядит алеющая мгла, Над колокольчиковым лугом Собор звенит в колокола. Звон заокольный и окольный, У окон, около колонн, - Я слышу звон и колокольный, И колокольчиковый звон. И колокольцем каждым в душу До новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси…

ОТВЕТ Картина «Вечерний звон».

УЧИТЕЛЬ По признанию знатоков искусства, такие картины И.И.Левитана как «Вечерний звон», «Над вечным покоем» «звучат», они наполнены звуком, разлитым в воздухе и идущим откуда-то сверху. ВОПРОСЫ Как поэт добивается того, чтобы мы услышали этот вечерний звон колоколов? (почти в каждом слове второй строфы есть звук О, повтор которого создает впечатление звучащего колокола) Как называется такой прием в литературе и для чего он служит? (средством выразительности в поэзии является прием ассонанса, за счет подбора гласных звуков создается определенный эмоциональный настрой).

УЧИТЕЛЬ Жанр пейзажа говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, при солнечном и лунном освещении, передает чувства, настроение. Давайте попробуем выполнить задание. Как вы чувствуете стихи Н.Рубцова? Подберите репродукции картин художника И.И.Левитана к стихам Н.Рубцова. И объясните свой выбор (на карточках стихи Н.Рубцова). Выберите из стихотворений поэта строчки для каждой репродукции.

ЗАДАНИЕ Учащиеся распределяются на группы по 3-4 человека (5-6 групп). Готовится: выразительное чтение стихотворения, подбирается репродукция картины И.И.Левитана, которую следует озаглавить строчкой из данного стихотворения, объяснить свой выбор. Работа групповая.

СТИХОТВОРЕНИЯ НА КАРТОЧКАХ «Русь моя, люблю твои березы!» 1957 «Осенняя луна» 1966 «Над вечным покоем» 1966 «Сентябрь» 1970 «После грозы» 1966 «Дорожная элегия» 1970

БЕРЕЗОВАЯ РОЩА «Русь моя, люблю твои березы!»

Сумерки. Луна. «Словно отблеск весеннего счастья»

НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ «Таким всё было смертным и святым»

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ «Словно бы праздник нагрянул/ На златогривых конях!»

Озеро. Русь «Озеро веет,/ Полное чистой воды»

ВЛАДИМИРКА «Дорога, дорога,/ Разлука, разлука…»

РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН 1. «Березовая роща» 1889 г. 2. «Сумерки. Луна» 1899 г. 3. «Над вечным покоем» 1894 г. 4. «Золотая осень» 1895 г. 5. «Озеро» «Владимирка» «Русь моя, люблю твои березы!» 2. «Словно отблеск весеннего счастья» 3. «Таким все было смертным и святым» 4. «Словно бы праздник нагрянул / На златогривых конях!» 5. «Озеро веет, / Полное чистой воды!» 6. «Дорога, дорога,/ Разлука, разлука…»»

Изучение творчества И.А.Куратова

5класс При изучении темы «Устное народное творчество» провожу уроки внеклассного чтения, посвященные знакомству с коми народными сказками, и обращаюсь к анализу сказки И.А.Куратова «Микул», сравнивая ее содержание со сказками других народов со схожим сюжетом.

6 класс Тему «Мифы народов мира» дополняю изучением коми народных легенд и преданий и анализом произведений И.А.Куратова, созданных на основе мифологического творчества коми народа.

7 класс Провожу сравнительный анализ стихотворения в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева и стихотворения «Коми язык» И.А.Куратова.

8 класс К освещению темы «Народные песни» привлекаю стихи И.А.Куратова, основой для которых явилось коми народное песенное творчество.

Инструмент постижения развития эстетического вкуса

Литературные гостиные СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ «Сюжеты и образы христианства в русской культуре»

ПЛАН 1.Вступительное слово. 2.Легенда о Рождении Иисуса Христа в контексте русской поэзии, 3.Учение Христа. Заповеди Блаженства. 4.Легенда о воскрешении Лазаря в Евангелии и в русской поэзии. 5.Идеи христианства в русской культуре. 6.Стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» и молитва Ефрема Сирина. 7.Идеи христианства в русской живописи, 8.Заключение.

ОФОРМЛЕНИЕ 1.Зрительный зал стилизован под гостиную: столики, свечи в подсвечниках. 2.На стенах репродукции картин на сюжеты из Евангелия: И.Н.Крамского, А.А.Иванова и др., репродукции русских икон. З.На сцене столик и два кресла для основных ведущих. 4.По краям сцены - стеллажи с репродукциями картин и икон, о которых пойдет речь, красочно оформленные высказывания: «Худо будет вам, если весь мир приобретете, а душу свою потеряете» (Евангелие) «Христа нашедши - все находим» (Державин Г.Р.) 5.В ходе вечера звучит духовная музыка и музыка Моцарта, Бетховена.

ВЫВОД Интегрированные уроки литературы с другими видами искусства способствует формированию у ребенка целостного восприятия мира, что помогает успешно решать задачи обучения и воспитания: обеспечить прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развивать духовный мир ребенка, воспитывать у него умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения живописи.