Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Advertisements

Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Глагол (Повторение). Глагол – это … часть речи Глагол обозначает … действие предмета.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Урок русского языка в 6 классе СПб АППО Центр информатизации образования Санкт-Петербург 2007 год Руководитель проекта: Иванова Е.В. © Учитель:
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
1. Инфинитив, неопределенная, начальная форма – Н.ф. ть, чь, ти, тся и ться что делать? Что сделать?
Выполнила Линькова Ульяна Викторовна МБОУ «СОШ 11» 1.
Интерактивный тренажёр по теме: «Глагол» 6 класс Ячменёва Галина Александровна МАОУ ОСОШ 2.
Работу выполнила: Главицкая Нина ученица 6- «А» класса средней школы 5 Учитель Потапова Т.В.
ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
Глагол
Транксрипт:

Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.

Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз.

Общее грамматическое значение

Постоянные признаки глагола

Если у глагола есть возвратный суффикс – СЯ или –СЬ, то это ВОЗВРАТНЫЙ глагол, если нет возвратных суффиксов, это НЕВОЗВРАТНЫЙ глагол.

-- грамматическая категория, которая обозначает: а) возвратное действие(совершает сам предмет) – котёнок моется; б) взаимное действие – друзья обнимаются; в) постоянное действие – крапива жжётся; г) страдательное действие (совершает не сам предмет) – дом строится каменщиками Возвратные глаголы образуются с помощью суффиксов –СЯ; -СЬ.

Постоянные признаки глагола

Если глагол имеет при себе зависимое слово, употреблённое в винительном падеже без предлога – это переходный глагол, если не имеет – это непереходный глагол. Любить кошку – переходный. Гуляет (кошку) – непереходный.

Переходность – грамматическая категория, которая обозначает, что действие переходит на какой-либо предмет. Переходные глаголы имеют при себе зависимое слово, употреблённое в винительном падеже без предлога, реже в родительном падеже без предлога, если обозначает часть предмета. Любить кошку; купить сахару.

Постоянные признаки глагола

Залог глагола – грамматическая категория, которая отражает ситуацию, включающую действие, субъект (действующий предмет) и объект (предмет, подвергающийся действию), и представляет её или как активное действие субъекта (действительный залог), или как состояние объекта, возникающее в результате этого действия (страдательный залог). Солнце освещает Землю. (само производит действие – действительный залог) Земля освещается Солнцем (не сама – подвергается действию – страдательный залог.)

1. Сначала нужно найти подлежащее: Мы построили дом. 2. Потом найти сказуемое: Мы построили дом. 3. Выяснить, сам ли предмет-подлежащее совершает действие. 4. Если предмет (подлежащее) совершает действие, то глагол-сказуемое действительного залога; если предмет (подлежащее) подвергается действию, то глагол-сказуемое страдательного залога.

Постоянные признаки глагола

Вид глагола – грамматическая категория, которая обозначает продолжительность или законченность действия. Глаголы совершенного вида обозначают законченное, завершённое или мгновенное, однократное действие, а также начало или конец отвечают на вопрос: Что сделать? Мигнуть (сов. В.) Глаголы несовершенного вида обозначают продолжающееся, незавершённое, повторяющееся действие, отвечают на вопрос: что делать? Иду (что делаю?) – несовершенный вид; приду (что сделаю?) –совершенный вид.

Постоянные признаки глагола

Глаголы в настоящем и будущем времени спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. В русском языке 2 спряжения: 1 спряжение 2 спряжение как определить спряжение 1вариант 1) Если у глагола окончание безударное,нужно: А)поставить в н.ф. Б)знать,что все глаголы на - ить- кроме брить, стелить относятся к 2-ому спряжению. В)знать глаголы –исключения (7гл.на-еть -,4 гл.на –ать-) Г)Если не подходят эти варианты,то нужно этот глагол поставить в 3 л. Мн.ч. или во 2. ед.ч. и определить спряжение. Д)Знать, что все глаголы на – еть-, -ать-,-оть-,-уть-, -ють-. Относятся к 1-ому спряжению.

Как определить спряжение глагола 1)Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить- (кроме брить и стелить). 7 глаголов на –еть Смотреть, видеть Зависеть, ненавидеть Терпеть, вертеть, обидеть. 4 глагола на –ать- Слышать, дышать, Держать, гнать 2)Остальные глаголы на –оть- еть-уть-ють-ять и др. относятся к первому спряжению. 3) К разноспрягаемым глаголам относятся глаголы:ХОТЕТЬ, ЕСТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ.

Непостоянные признаки глагола

Наклонение глагола Наклонение глагола –грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности. Глагол имеет три наклонения:изъявительное, условное, повелительное. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле. В изъявительном наклонении глагол изменяются по временам, лицам и числам. Глаголы в условном наклонении обозначают действие, которое может происходить только при определённых условиях. Условное наклонение может выражать и пожелание, чтобы действие совершилось. Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника(просьба, пожелание, приказ).

Непостоянные признаки глагола

Время глагола – грамматическая категория, которая обозначает отношение действия к моменту речи. Глаголы в форме настоящего обозначают действие, происходящее в момент речи.(Что делает?) Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие. Происходящее до момента речи. (Что делал?) Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое будет происходить после момента речи. (Что будет делать?)

Непостоянные признаки глагола

Глаголы изменяются по лицам и числам. Первое лицо обозначает действие совершается самим(и) говорящим(и): (сам) говорю – говорим, умываюсь – умываемся. Второе лицо обозначает, что действие совершается собеседником(собеседниками), тем,лицом с кем беседует говорящий: (ты – вы) поёшь – поёте. Третье лицо, обозначает действие, совершаемое лицом или предметом : поёт, пишут, видят.

Непостоянные признаки глагола

Признаки глагола

Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки: неопределенная форма (форма инфинитива), постоянные - вид, переходность, спряжение; непостоянные – наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть). Синтаксическая роль. Образец: Роняет лес багряный свой убор. Роняет – глагол, лес роняет; н.ф. – ронять, несов.вид, перех., I спр.; в изъяв.накл., наст.вр., ед.ч., 3 л. 5

Учебный комплекс «Русский язык.Теория.5-9 кл.» В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 6 класс»/под ред. Г.К.Линдман-Орловой. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе.