Межвузовский учебно-методический центр УМУ Новые образовательные технологии: активные и интерактивные формы обучения Кириллина А.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценочные средства. Определение понятия ОС Оценочные средства (ОС) – фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения.
Advertisements

Современные способы активизации обучения. Роли современного преподавателя Академический консультант Академический консультант Тьютор Тьютор Куратор образовательной.
Активные методы обучения на уроках немецкого языка Учитель немецкого языка Лащикова Ирина Ивановна МАОУ гимназия 32 6 ноября 2014 г.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Соловьев Геннадий Егорович.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Современные образовательные технологии: интерактивное обучение в вузе в условиях перехода на уровневую систему подготовки кадров Гордеева А.В. зав. кафедрой.
РОЛЬ CASE-STUDY (МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ) КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автор.
Современные образовательные технологии. Модерация.
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
Имитационные методы активного обучения на уроках экономики Перминова Светлана Николаевна, Перминова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Использование современных педагогических технологий как фактора повышения учебной мотивации учащихся.
О применении интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов ИФК ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ И « ЖИЗНЕННОСТЬ » РЕАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
Семинар 2 Метод кейс-стади в образовании Разработка и использование кейсов в учебном процессе.
Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
Транксрипт:

Межвузовский учебно-методический центр УМУ Новые образовательные технологии: активные и интерактивные формы обучения Кириллина А.А.

«интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» «взаимный», «act» «действовать»)

Шаг 6: Определить для каждой дисциплины образовательные технологии, сформировать РПД для каждого модуля, спроектировать СРС, создать фонды оценочных средств

раздел VII.Требования к условиям реализации основных образовательных программ. (ФГОС) Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.

«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму» Китайская пословица

В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие. (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем). Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Динамика компетентности педагогического менеджера традиционноеинновационное Информационно- виртуальное очное заочноеочноедистанционное Транслятор знаний и умений в условиях непосредственного общения Организатор деятельности и транслятор информации в условиях непосредственного общения Организатор информации и самостоятельной деятельности при отсутствии непосредственного общения Лектор Игротехник Тьютор

. Увеличение разнообразия используемых образовательных технологий – необходимое условие и одновременно следствие проектирования и, главное, реализации компетентностно-ориентированных ООП Компетенция Образовательная технология Мы говорим Подразумеваем

Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы со студентами: организация тематических занятий; организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом; формирование портфолио студента организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе для создания образовательных ресурсов: – кафедральных образовательных архивов (курсов лекций, тренинговых материалов, дипломных работ, творческих работ, аудио и видеоматериалов и др.); – тематических библиографий.

Для решения воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы: Интерактивная экскурсия Использование кейс-технологий Проведение видеоконференций Круглый стол Мозговой штурм Дебаты Фокус-группа Деловые и ролевые игры case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) учебные групповые дискуссии тренинги.

Принципы работы на интерактивном занятии: Занятие – не лекция, а общая работа. Суммарный опыт группы больше опыта тренера. Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы. Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). Все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии ДостоинстваОграничения 1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д. Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. Отсутствие обратных связей 2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности

Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии ДостоинстваОграничения 2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Ко-раблекрушение», «Робинзон» и др.) Позволяет получить навыки адаптации к новой среде Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту 2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных экономических и социальных задач в конкретной ситуации Позволяет овладеть системой навыков, умений конкретной профессии, моделями поведения и социально- психологических отношений в реальной производственной ситуации. Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)

Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии ДостоинстваОграничения 2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки) Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию 2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод) Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней

Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии ДостоинстваОграничения 2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры) Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками Направлен на овладение только узкоспециализированным и навыками без усвоения общих моделей и методов работы

Алгоритм проведения интерактивного занятия. 1.Подготовка занятия; 2. Вступление; 3. Основная часть; 4. Выводы (рефлексия).

Развитие личности и профессиональной компетентности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ?ДЛЯ ЧЕГО ? Организационный аспектДуховный аспект

Модерация – это организация обсуждения вопроса или проблемы, которая дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.

Метод модерации ТЕМА: «Навыки трудоустройства, которыми должен обладать выпускник»

Метод модерации Цель: -практическое применение метода; -определить навыки, необходимые для трудоустройства; -определить мероприятия по развитию этих навыков

Участниками являются: 1 группа работодатели 2 группа студенты 3 группа преподаватели 4 группа родители

Этапы процесса модерации: 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы определение и формулировка проблемы или темы обсуждения обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов обобщение и конкретизация результатов работы подведение итогов работы и обмен впечатлениями

Модератор соблюдает следующие правила: -отодвигать собственное мнение и собственные цели -не оценивать чужие мысли, высказывания и поведение других -активизировать группу, задать тему и настраивать группу на эту тему, задавая вопросы (но, при этом, не высказывая предвзятые решения или утверждения) -принимать все высказывания группы как сигналы, которые помогают ему понимать коммуникативные процессы в группе -пытаться пояснить участвующим их собственное поведение, чтобы было возможно увидеть и устранить конфликты -управлять процессом, но не вмешиваться в содержание обсуждения

«Правила игры» для модерации Правило 1: Краткие высказывания Правило 2: Не разрешать говорить одновременно Правило 3: Визуализировать главные мысли Правило 4: Все обсуждения ведутся письменно Правило 5: Применять так называемые конфликтные знаки «молния»

Кейс это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения (через видео или DVD) представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические проблемы Ситуация это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и надежд персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем а нализа и принятия решения. Метод анализа конкретной ситуации педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использовании реальной ситуации, в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения и принятия оптимального решения проблем.

1 ступень– введение в проблему 2 ступень– сбор информации 3 ступень– рассмотрение альтернатив 4 ступень– принятие решения 5 ступень– презентация решения 6 ступень– сравнительный анализ В обобщенном алгоритме работы с кейсом выделяются 6 ступеней:

симптомы Ситуация Выявление истинной причины Поиск вариантов решений Анализ выявления возможных причин появления симптома Выбор оптимального решения действие контроль Схема работы над кейсом

Вывод: 1.Интерактивные и активные формы становятся реалиями времени, но не должны поглощать другие формы; 2.Интерактивные и активные формы должны быть отражены в УМКД в виде пояснительной записки или методической рекомендации. 3.Необходима трансляция педагогического опыта по применению интерактивные и активные формы обучения.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!