Особенности воспитательной работы в лицее 1
Концепция воспитательной работы в лицее 1 Основная концепция нашего лицея - сформировать творческую личность, адаптированную к современным условиям. Развитие личности и создание условий его самореализации, жизнедеятельности организуется на принятых лицеем идеях.
Идея уникальности и своеобразия каждого ребёнка, его индивидуальности Ученик сам выбирает приложение своих сил в процессе ориентации лицейской жизни и всей жизнедеятельности.
Идея очеловечивания отношений Воспитывать нравственные отношения к человеку, обществу, природе через приобщение к искусству, культуре, через уроки психологии, через курс «Лицееведения», программы дополнительного образования «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество», «Керженский край. Природное и культурное наследие», «Основы журналистики».
Идея эстетизации личности и среды Эстетика внешнего вида, поведения, речи, межличностных отношений. Красивый и чистый человек в красивой и чистой среде - вот повседневная норма, доведенная до привычки.
Идея лицейского братства Воспитание любви и уважения к семье, родному очагу, лицейскому дому, создание особого лицейского духа.
Идея коллективных творческих дел Введение в жизнь подростка ярких, красочных, эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
Лицейский календарь 1 сентября – встреча новых друзей!
День учителя! Учить трудиться, думать смело, Шагать - дороги хороши… Нет в мире радостнее дела, Чем воспитание души
Лицея день заветный!
Новогодний бал – маскарад!
Татьянин день!
Вечер школьных друзей!
День святого Валентина!
Рыцарский турнир!
Праздник в честь милых дам!
Праздник науки и муз!
9 мая – вахта памяти!
Последний звонок!
Встреча студентов первокурсников!
Цель воспитания – личность духовно-развитая, творческая, нравственно и физически здоровая, способная на сознательный выбор жизненной позиции, умеющая ориентироваться в социо- культурных условиях. Задачи-доминанты: - формировать ценностное отношение к Природе как общему дому человечества; - формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни; - формировать представление о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле; - формировать ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни; - формировать жизненные позиции, развивать способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Первый шаг, который делают учителя 9-х классов для формирования коллектива через изучение личности, межличностных отношений. Второй шаг \ 10 класс\ - формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути Третий шаг \11 класс\ - формирование нравственной позиции, самопознание, саморазвитие и самореализация.
Основные принципы построения воспитательной системы. Принцип ориентации на социальные и ценностные отношения Принцип субъектности Принцип индивидуальности Основополагающие виды деятельности *познавательная *преобразовательная *ценностно-ориентировочная *общение
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Проявление гражданских качеств через поступки и поведение в целом. Ощущение себя равноправным членом общества. Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классных руководителей.
Самоуправление Цель лицейского самоуправления –способствовать формированию саморазвивающейся личности, воспитывать у каждого демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству и активности, умения действовать в интересах совершенствования себя, общества, государства. Функции лицейского самоуправления: *Адаптационная (обеспечение личности некоторой гармонии взаимоотношений в коллективе); *Интегративная (сочетание количественных и индивидуальных видов деятельности, объединение учащихся, учителей, родителей); *Рефлексы и прогнозирование (определение перспектив на основе диагностики); *Ввод в управленческую культуру (учить жить в будущем
Задачи самоуправления Удовлетворить образовательную потребность учащихся и их родителей, а так же профессиональные замыслы педагогов в воспитании свободной личности для демократического общества при соблюдении прав человека. Обеспечить четкий механизм взаимодействия всех систем самоуправления.
Методы самоуправления: Подготовка дел при помощи специально для этого созданных объектов; Работа инициативных групп; Следование цепочке: коллективное целеполагание - коллективное планирование – коллективная подготовка – коллективное проведение – коллективный анализ и оценка. Сменность лидеров; Сменность традиционных поручений между микро коллективами.
Формы работы. Проведение заседаний Совета лицея, проведение заседаний инициативных групп, организация дней самоуправления 5 октября и 25 января, выпуск лицейской газеты «Лицейский круг», проведение лицейского круга, коллективные творческие дела.
Основные направления деятельности. *Духовно-нравственное: традиционные лицейские мероприятия по лицейскому календарю. *Пропаганда здорового образа жизни: организация дней здоровья, проведение лектория «За здоровый образ жизни», профилактика асоциального поведения, участие в соревнованиях. *Эстетическое воспитание: сотрудничество с организациями культуры, музеем, районной библиотекой, уроки лицееведения, пушкиноведения. *Организация исследовательской работы через НОУ.
Модель самоуправления. Законодательный орган: лицейский круг, который обеспечивает право участия каждого в принятии решений.
Исполнительный орган: Совет лицея, 15 человек +2 совещательных голоса, который отвечает за реализацию прав учащихся и всех планов.
Постоянные подразделения Министерство культуры. -Организация и помощь в проведении лицейских мероприятий; -Участие в городских, районных мероприятиях; -Выявление лицейских талантов. Министерство внутренних дел. -Организация ученического дежурства в лицее; -Проведение рейдов по проверке порядка в классах, поведения в буфете, порядка на лицейских мероприятиях, состояние кабинетов и учебников, внешнего вида учеников.
Министерство информации и печати. -Способствование выпуску газеты «ЛИЦЕЙСКИЙ КРУГ»; -Организация конкурсов, выставок, поздравительных листов, «молний», -«Лицейского мудреца»; -Отражение жизни лицея на страницах семеновской районной газеты; -Ведение «Лицейской летописи»; -Помощь в создании портфолио класса. Министерство здравоохранения -Пропаганда здорового образа жизни; -Организация спортивных лицейских соревнований, походов, поездок; -Участие в городских, районных соревнованиях. Министерство иностранных дел -Осуществление связи: -с районными молодежными организациями, -советом молодежи района, -другими учебными заведениями
Выборная система Члены Совета выдвигаются от каждого класса и утверждаются общим голосованием; Председатель Совета лицея выбирается из числа членов Совета общим голосованием на первом заседании. Принцип деятельности. Заседания Совета лицеистов проводятся не реже 1 раза в две недели, для решения более срочных вопросов сбор Совета происходит и чаще. Печатный орган Газета «Лицейский круг»