ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М.Горького Инновационная образовательная программа «Опережающая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инноватика в образовании Автор презентации – И.В.Попова,доцент кафедры педагогики, кандидат исторических наук, директор Центра педагогического образования.
Advertisements

Выполнил: студент 3 «V» курса Исмоилов Сарвар.. Управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Образование в контексте инновационного развития. Инноватика Инноватика – область научных знаний о процессах инновационной деятельности на предприятиях,
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Опарина О. Д., г. Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А. М. Горького,
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
1 Непрерывное развитие и совершенствование информационных технологий; периодическое появление новых, неизвестных ранее, информационных технологий; появление.
Информационная культура преподавателя вуза: проблемы определения и становления Дорощук Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая.
Проектирование в рабочих учебных программах самостоятельной работы студентов Автор-составитель презентации: И.В.Попова, канд.ист.наук, доцент, директор.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М.Горького Инновационная образовательная программа «Опережающая подготовка по прорывным направлениям развития науки, техники и гражданского общества на основе формирования инновационно-образовательного пространства классического университета в партнерстве с академической наукой, бизнесом, органами власти с использованием мирового опыта в области качества образования и образовательных технологий» Учебно-методический комплекс программы повышения квалификации «Инновационная деятельность преподавателя высшей школы»

Методологические аспекты инноватики Составитель презентации – И.В.Попова, доцент кафедры педагогики, кандидат исторических наук, директор Центра педагогического образования УрГУ

Инновация (нововведение) масштабное практическое воплощение нового знания, применение в практической деятельности результатов научной, исследовательской и изобретательской (познавательно-творческой) деятельности, базирующейся на результатах НИОКР или случайных озарениях и смекалке.

ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ потребности общества интеллектуальная деятельность человека

Признаки инновации: новизна; востребованность; реализуемость; воспроизводимость.

Области инноваций: производственные – в отраслях и сегментах экономики (продуктовые, технологические, инкрементальные); потребительские; экологические; финансово-экономические; маркетинговые; социальные; организационные и управленческие; образовательные; и др.

Инноватика Инноватика – область научных знаний о процессах инновационной деятельности на предприятиях, в отраслях, регионах и странах и о концепциях, методах и инструментах управления этими процессами. Инновационная деятельность Инновационная деятельность – практическая деятельность, связанная с освоением широкого спектра новшеств (новых, конкурентоспособных видов продуктов, современных технологий, альтернативных ресурсов, эффективных организационных форм производства и управления, формируемых рынков) на предприятиях, в отраслях, регионах и странах.

Инновационная деятельность: факторы успеха инноваций ОБЪЕКТИВНЫЕ: создание менеджментом инновационного климата (инвестиции, управление знаниями и интеллектуальной собственностью, управление рисками, гармонизация интересов и т.д.) СУБЪЕКТИВНЫЕ: сформированность мотивов инновационной деятельности; критическое отношение к авторитетам и общепринятым стандартам; способность инноваторов преодолевать сопротивление; владение прогностикой инноваций; принятие риска, неопределенности; готовность к умственным и физическим перегрузкам; обладание различными режимами творчества; умение делиться достижениями.

Инноватика в профессиональном высшем образовании Автор презентации – И.В.Попова,доцент кафедры педагогики, кандидат исторических наук, директор Центра педагогического образования УрГУ

Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Знания Знания – запоминание и интегрирование получаемой информации. Навыки Навыки – это доведенные до автоматизма умения.

Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Компетентность Компетентность – совокупность знаний, умений и владений навыками, проявляющаяся при выполнении должностных обязанностей на конкретном рабочем месте. Должностныеобязанности Должностные обязанности – виды деятельности, задачи и операции, которые работник должен выполнять, чтобы соответствовать требованиям своей профессиональной деятельности.

Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Квалификация Квалификация – совокупность индивидуальных способностей, качество профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задач на конкретном рабочем месте.

Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Умения и навыки, связанные с выполнением должностных обязанностей Умения и навыки, связанные с выполнением должностных обязанностей раскрывают способности работника, без которых данная профессия/должность не может эффективно осуществляться. Умения и навыки, определенные для профессии/должности, описываются в терминах когнитивных (умственные операции при выполнении должностных обязанностей, умение истолковывать планы, предугадывать обстановку и т.п.), социальных (работа в коллективе, работа с партнерами и т.п.), психофизиологических (сноровка, устойчивость к усталости и т.п.) способностей.

Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Компетенция Компетенция – способность и готовность самостоятельно применять знания, умения, навыки, способы и методы деятельности, а также личностные качества, необходимые для успешной деятельности в определенной сфере профессиональной деятельности.

Виды компетенций, формируемых в профессиональном образовании * когнитивные компетенции когнитивные компетенции – практическое использование теории и понятий, скрытые знания, приобретенные на опыте (в процессе анализа ситуаций, во время стажировки, при разработке и последующей реализации проекта); функциональные компетенции (умения) функциональные компетенции (умения) – что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере дальнейшего обучения или в социальной деятельности (формируются при участии в игровых имитациях, тренингах, при разработке и реализации проекта); * Соответствует Европейской системе квалификаций

Виды компетенций, формируемых в профессиональном образовании * личностные компетенции личностные компетенции – поведенческие умения в конкретных ситуациях (приобретаются в ходе участия во всех активных методах обучения); этические компетенции этические компетенции – наличие определенных личностных и профессиональных ценностей, а также позитивного мировоззрения * Соответствует Европейской системе квалификаций

Термины и определения, используемые в инноватике высшего профессионального образования Результаты обучения Результаты обучения – качество освоения компетенций, формируемых по данной основной образовательной программе, характеризуемое качественно (как совокупность знаний, умений, навыков, способов и методов деятельности, а также личностных качеств выпускника образовательного учреждения высшего профессионального образования) и количественно (как уровень владения и готовности практической реализации приобретенных компетенций).

Цели профессионального высшего образования а) развитие у студентов личностных качеств: гражданственности, целеустремленности, организованности, ответственности, предприимчивости, коммуникабельности, креативности, трудолюбия, толерантности, повышение общей культуры;

Цели профессионального высшего образования: б) формирование компетенций: - в сфере познавательной деятельности и саморазвития: понимания сущности и закономерностей общественно-исторического развития; выявления и анализ системных взаимосвязей природы, общества и личности; идентификации культурно-социологического и политического контекста научно-технического прогресса; обеспечение физического и духовного здоровья;

Цели профессионального высшего образования - в сфере социальной деятельности: способности работы в трудовом коллективе и/или команде; обеспечения предпринимательских проектов в области инновационного развития; организации работы исполнителей в процессе инновационной деятельности; мотива-ции персонала к повышению инновационной активности предприя-тий, отраслей, регионов и страны в целом; готовности к социаль-ной мобильности и достижения устойчивости на рынке труда;

Цели профессионального высшего образования: - в области фундаментальных наук: материалистического и диалектического понимания законов существования природы, общества, человека; осознания и понимания базовой сущности и факторов изменений общественного производства и окружающей среды;

Цели профессионального высшего образования - в сфере профессиональной деятельности: комплексных междисциплинарных профессиональных знаний, умений и навыков в области организации и управления инновационной деятельностью и сопровождения инновационных процессов на предприятиях, в отраслях, регионах и в системе федерального управления, необходимых выпускнику ООП успешно работать в инновационной сфере деятельности.

Инноватика педагогическая - отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельности, его принципы, закономерности, методы и средства.

Инновация педагогическая: целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы); поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия,оценки, освоения и применения педагогических новшеств

Классификация педагогических инноваций: по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие); по характеру вносимых изменений (радикальные, комбинаторные, модифицирующие; по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные); по масштабу использования (единичные, диффузные); по источнику возникновения (внешние, внутренние).

СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ: фундаментальное и практикоориентированное образование; фундаментальное и практикоориентированное образование; многоуровневое профессиональное образование; многоуровневое профессиональное образование; непрерывное образование; непрерывное образование; доступное образование; доступное образование; подготовка специалистов для глобального пространства; подготовка специалистов для глобального пространства; качественное образование. качественное образование.

Тактические задачи инновационного процесса в образовании: инновационный менеджмент в образовании; использование реальной научной и производственной сферы; технологизация обучения; использование информационных технологий в образовательном процессе.

Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности Условия инновационной деятельности преподавателя высшей школы: -профессионально-педагогическая подготовка; -профессионально-личностное саморазвитие.

Структура профессионально- педагогической культуры Качества личности педагога-профессионала (дидактические способности; организаторские способности; перцептивные способности; коммуникативные способности; креативные способности; аксиологический комплекс личности – ценности: уникальность каждого человека, отношение к личности как высшей ценности, активный, творческий характер человеческой психики, единство органической и духовной жизни, природосообразность). Профессиональная компетентность в базовой предметной области. Эффективная педагогическая деятельность, основанная на владении технологиями преподавания. Профессиональное творчество.

Актуальные аспекты инновационной педагогической деятельности Направления инновационной педагогической деятельности: использование новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности; использование новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности; технологизация обучения; технологизация обучения; использование информационных технологий; использование информационных технологий; учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении; учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении; освоение и внедрение внешнего инновационного опыта; освоение и внедрение внешнего инновационного опыта; проектирование авторского инновационного опыта. проектирование авторского инновационного опыта.

Список литературы: Алан Баркер. Алхимия инноваций.- М.:ООО «Вершина», с. Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», с. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., – 157 с. Инновационная и экспериментальная деятельность в муниципальной системе образования.- Екатеринбург: РГ «Апрель», – 100 с. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, – 192 с. Коновалов В.М. Инновационная сага. – М.: Издательский дом «Вильямс», – 224 с. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», – 512 с. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, – 222 с. Русаков А.С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, – 256 с. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, – 448 с.

КОНТАКТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КАФЕДРЕ ПЕДАГОГИКИ УрГУ, ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УрГУ: Кафедра педагогики УрГУ (зав. кафедрой – Рыбцова Лариса Леонидовна): г. Екатеринбург, ул. Ленина, д.51, к.207, тел. (343) , Центр педагогического образования – ЦПО УрГУ (директор ЦПО – Попова Ирина Васильевна): г. Екатеринбург, ул. Ленина, д.51, к.207, тел. (343) ; ул.Чапаева, д.16,к.212, тел. (343) ,

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Опарина О. Д., г. Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Научная библиотека О. Д. Опарина, 2007 О. Д. Опарина, 2007 Занятие 1

ИЗМЕНЕНИЯ В обществе В высшем образовании В технологиях В библиотеке

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ «С начала нашей эры первое удвоение знаний в обществе произошло к 1750 году. Второе удвоение – к началу XX века, третье – к 1950 году. С этого момента объём знаний у человечества удваивался каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет, а с 1997 года – ежегодно. Полагают, что объём знаний в мире к началу XXI века увеличился более чем в 250 тыс. раз» А. Еляков А. Еляков

ИЗМЕНЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Увеличение общего числа студентов Рост количества разновозрастных и частично работающих студентов Непрерывные изменения потребностей рынка образования Повышение затрат Рост образовательной конкуренции Увеличение рисков Увеличение количества внутривузовских публикаций

ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Внедрение новых образовательных технологий Развитие самообразования Создание информационно-образовательной среды, стимулирующей творческий поиск в научных исследованиях и обучении

УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РуководителиПедагогиСпециалистыСтуденты

ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ Изменения в педагогических технологиях (инновационные дидактические технологии) Развитие информационно- коммуникационных технологий (библиотека как компонент ИОС)

ИНТЕГРАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Информационно-ресурсное обеспечение учебного процесса Создание, поддержка и эксплуатация электронных библиотек, как собственной генерации, так и заимствованных Развитие информационных сервисов удалённого доступа Обучение информационной грамотности Интеграция спецкурсов по информационным ресурсам в учебные дисциплины

ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Информационно-образовательная среда (ИОС) – концептуальное понятие информатизации образования Цель создания ИОС - повышение качества образования и предоставление равных прав на образование всем гражданам вне зависимости от местонахождения ИОС - программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в Интернет

ИЗМЕНЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ Непрерывный рост количества электронных ресурсов Совмещение печатных и электронных ресурсов Эволюция от стратегии владения к стратегии доступа Усиление технологических факторов развития библиотеки Усиление обучающей роли библиотек

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА Информационный центр Навигатор в информационном пространстве Фасилитатор обучения Среда культурного общения

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР Фонд библиотечно-информационных ресурсов, в т.ч. локальных и удалённых электронных ресурсов Автоматизированная библиотечно- информационная система Web-сайт библиотеки Сетевой доступ к ресурсам, в т.ч. беспроводной

БИБЛИОТЕКА КАК НАВИГАТОР В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Организация справочно-поискового аппарата библиотеки Формирование информационно-поисковой системы в библиотечной среде Навигация в Интернет-ресурсах Справочно-информационное обслуживание

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ФАСИЛИТАТОР ОБУЧЕНИЯ Обучение пользователей информационной грамотности Продвижение образовательных и научных информационных ресурсов

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК СРЕДА КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ Организация гостеприимной и гибкой информационной среды Комфортные условия работы и общения пользователей Проведение культурных мероприятий

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕКИ Создание, поддержка и эксплуатация электронных информационных ресурсов: -собственной генерации (электронные каталоги, цифровые коллекции, библиографические базы данных и др.) -заимствованных (электронные библиотеки, базы данных) Развитие информационных сервисов удалённого доступа: -заказ изданий в фонд -справочно-информационное обслуживание -заказ, бронирование и продление документов из фонда библиотеки

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА БИБЛИОТЕКИ Открытый доступ к фондам (информационные центры открытого доступа) Формирование единой зоны библиотечного обслуживания Выделение мест улучшенных условий работы для преподавателей Создание сервис-центра

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ Информационно-ресурсное обеспечение образовательного и научно-исследовательского процессов Интеграция информационных ресурсов университета Формирование высокотехнологичной дружественной информационно-библиотечной среды Обучение пользователей

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА УрГУ Общий фонд 1,3 млн. экз. Электронный каталог 200 тыс. записей Локальная компьютерная сеть, объединяющая 90 компьютеров Поддержка 2 Web-сайтов (библиотеки и регионального библиотечного консорциума) Научно-исследовательская работа по 3-м направлениям Обучение студентов, аспирантов, преподавателей Формирование электронного университетского архива, тематических цифровых коллекций Руководство региональным библиотечным консорциумом Участие в российских и международных организациях и проектах

ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В НБ УрГУ 15 тыс. пользователей ежегодно 2 Информационных центра открытого доступа Доступ к 89 базам данных (в т.ч. Интегрум-Техно, EBSCO, Elsevier и др.) Доступ к информационным ресурсам университета в локальной сети библиотеки Сетевой доступ к ресурсам Интернет: - из библиотеки (в т.ч. беспроводной) - из Интернет-залов университета - с компьютеров кафедр Широкий спектр дополнительных информационных сервисов (сканирование, запись на съёмные носители и т.п.)

WEB-САЙТ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ УрГУ

Университетская библиотека Образовательные технологии Исследовательские интересы Управленческие стратегии Социализирующие стратегии

ОЖИДАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО СООБЩЕСТВА Проявление библиотекой активности в удовлетворении информационных потребностей пользователей Привлечение библиотекой информационных ресурсов и создание сервисов, отвечающих потребностям пользователей и содействующих новым формам коммуникаций

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ Опарина Ольга Дмитриевна, зав. научно-методическим отделом Научной библиотеки УрГУ Телефон: (343) Эл. почта: Web-сайт Научной библиотеки УрГУ:

БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Опарина О. Д., г. Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Научная библиотека О. Д. Опарина, 2007 О. Д. Опарина, 2007 Занятие 2

Из программы информационной политики Гарвардского университета Без материалов ничто не существует Без энергии ничто не происходит Без информации ничто не имеет смысла

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Текущее ознакомление с новыми сведениями по тематике Потребности в информации в процессе повседневной деятельности Работа над новой проблемой или темой

ДОКУМЕНТ Документ – это материальный объект с зафиксированной на нём информацией в знаковых формах (в виде вербального текста, изображения, звукозаписи), предназначенный для её хранения и передачи во времени и пространстве

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ Традиционные (печатные или рукописные) и машиночитаемые Опубликованные и неопубликованные Непериодические и периодические Первичные и вторичные

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Первичные – документные информационные ресурсы библиотек и организаций Вторичные – информационно- библиографические ресурсы, создаваемые библиотеками и другими организациями (карточные и электронные каталоги, библиографические указатели и базы данных, реферативные и обзорные издания)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ Библиографическая информация – вторичная информация, то есть информация о документах, необходимая для их идентификации и использования. Форма библиографической информации – библиографическая запись Библиографическая запись – это набор сведений о документе, позволяющий его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание в целях информационного поиска

ГОСТЫ ГОСТ Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления ГОСТ Издания. Выходные сведения ГОСТ Реферат и аннотация. Общие требования и др.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ТекстРукописьЗвукозаписьВидеозаписьИзоматериал Электронный ресурс Карты и др.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА По теме По проблеме или её аспекту По ассоциации По методу исследования По аналогии По пробелам в исследованиях («что пока неизвестно») и др.

ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ Координатного индексирования («ключевые слова») Цитирования На основе терминов информационно- поисковых языков (классификации и рубрикаторы)

ТЕРМИНЫ ИНДЕКСИРОВАНИЯ Это семантические координаты документа, необходимые для раскрытия его содержания: классификационные индексы, предметные рубрики и ключевые слова Классификационный индекс – условное (буквенное, цифровое) обозначение раздела классификации, к которому относится документ по своему содержанию Предметная рубрика – краткая формулировка вопроса (предмета), составляющего основное содержание документа, на естественном языке Ключевое слово – слово или словосочетание, отражающее тематику и другие характеристики документа

СТРАТЕГИЯ ПОИСКА Определение темы и смежных вопросов Формулирование поисковых термов Установление хронологических и языковых рамок поиска Установление наличия в библиотеке библиографических пособий по теме поиска Поиск релевантных информационных ресурсов на библиографическом уровне Поиск релевантных информационных ресурсов на документальном уровне

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОИСКА РЕСУРСА Релевантность – соответствие информационно- поисковому предписанию Пертинентность – соответствие информационной потребности

ТРАДИЦИОННЫЙ СПРАВОЧНО- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ Библиотечные каталоги (алфавитный и систематический) Система картотек Справочно- библиографический фонд

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ Электронный каталог представляет собой базу данных библиографических записей на книги, журнальные статьи, диссертации, авторефераты, электронные ресурсы, аудиовизуальные документы и т.д. Электронный каталог объединяет в себе функции всех каталогов и картотек библиотеки, позволяя провести поиск по автору, по теме, по ключевому слову и другим признакам

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «Электронная библиотека – это совокупность локальных или распределённых электронных ресурсов, объединённых единой идеологией структуризации и доступа» Я. Л. Шрайберг

РЕСУРСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ Информационные ресурсы собственной генерации (электронный каталог, учебно- методический комплекс, базы данных) Приобретённые информационные ресурсы, размещённые на собственном сервере (базы данных, полнотекстовые документы) Удалённые ресурсы лицензированного или свободного доступа

WEB-САЙТ БИБЛИОТЕКИ УрГУ

РЕСУРСЫ WEB-САЙТА БИБЛИОТЕКИ УрГУ Электронный каталог библиотеки Сводный электронный каталог библиотечного консорциума Электронный архив университета Ресурсы Интернет лицензированного и свободного доступа БД трудов преподавателей и сотрудников УрГУ Раздел «Диссертантам» Раздел «Для дипломных и курсовых работ» Список периодических изданий, выписанных УрГУ Справочная служба Удаленный заказ изданий в фонд библиотеки Информирование о новых поступлениях в библиотеку

ЭЛЕКТРОННЫЙ АРХИВ УрГУ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Вид изданий Ответственная организация Традиционные издания и публикации в них Российская книжная палата Неопубликованные документы Отчёты о НИР и ОКР Всероссийский НТИЦ Миннауки РФ Депонированные научные работы ВИНИТИ, ИНИОН Официальные документы Парламентская библиотека РФ Электронные издания НТЦ «Информрегистр» Аудиоиздания и видеоиздания Государственный фонд теле и радиопрограмм Кинофильмы Государственный фонд кинофильмов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УКАЗАТЕЛИ Вид документа Вид документа Государственный указатель Книги, брошюры, книжные серии «Книжная летопись», ежегодник «Книги Российской Федерации» Статьи из журналов и продолжающихся сборников «Летопись журнальных статей» Статьи из газет «Летопись газетных статей» Изоиздания «Летопись изоизданий» Нотные издания «Нотная летопись» Картографические издания «Картографическая летопись» Периодические и продолжающиеся издания «Летопись периодических и продолжающихся изданий» Рецензии «Летопись рецензий» Библиографические пособия «Библиография российской библиографии» Авторефераты диссертаций «Летопись авторефератов диссертаций»

РОССИЙСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ Всероссийский институт научно-технической информации РАН Институт научной информации по общественным наукам РАН Российская государственная библиотека Российская книжная палата Российская национальная библиотека

ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Каталог Российской государственной библиотеки Каталог Российской национальной библиотеки Библиографическая база данных «Вся Россия» Каталог ИНИОН РАН Поисковая система «Сигла» (МГУ)

ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ ЗАРУБЕЖНЫХ БИБЛИОТЕК Каталог Библиотеки Конгресса США Каталог Британской Библиотеки list list list Каталог библиотеки Гарвардского университета Каталог библиотеки Калифорнийского университета

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ Электронная библиотека диссертаций РГБ Научная электронная библиотека Открытая русская электронная библиотека

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ EBSCO Publishing Elsevier JSTOR Oxford Reference Online The Premium Collection uthstatuscode=202 uthstatuscode=202 Научные электронные журналы открытого доступа DOAJ (Directory of Open Access Journals)

ПОРТАЛЫ Мультипортал «Кирилл и Мефодий» Федеральный портал «Российское образование» Федеральный портал по научной и инновационной деятельности «Культура России» (все отрасли культуры, включая изобразительное искусство, архитектуру и т.п.)

НАУЧНЫЕ ПОИСКОВЫЕ МАШИНЫ GOOGLE SCHOLAR SCIRUS

ВИРТУАЛЬНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ СЛУЖБЫ Раздел «Вопросы и ответы» Google Виртуальная справочная служба Российской государственной библиотеки Виртуальная справочная служба Российской национальной библиотеки Справочная служба портала library.ru

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ Опарина Ольга Дмитриевна, зав. научно-методическим отделом Научной библиотеки УрГУ Телефон: (343) Эл. почта: Web-сайт Научной библиотеки УрГУ:

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Опарина О. Д., г. Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Научная библиотека О. Д. Опарина, 2007 О. Д. Опарина, 2007 Занятие 3

ИЗ СТАНДАРТА ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ACRL (США) «Изобилие информации не делает общество более просвещённым без наличия дополнительных навыков эффективного использования информации»

ПРОБЛЕМЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВЫМИ РЕСУРСАМИ Надёжность и достоверность сетевых информационных ресурсов Авторское право в киберпространстве Изобилие информационных ресурсов и форматов Нехватка информационной грамотности, критического мышления

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ Знание организации информационных процессов Владение приёмами поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза необходимой информации Информационная этика

СТАНДАРТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ACRL (США) Информационно грамотный пользователь: –точно формулирует тематику необходимой информации –результативно проводит информационный поиск –критически оценивает полученную информацию –интегрирует отобранную информацию в свою систему знаний –эффективно использует информацию –понимает экономические, юридические и социальные аспекты использования информации –соблюдает этику и законность при доступе к информации

ЭТАПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ Персональный компьютер, базы данных, электронные издания, Интернет 90-е Информационные ресурсы, информационно-поисковые системы, информационный поиск 80-е Библиотека, библиотечные каталоги и картотеки, культура чтения 70-е

КОМПОНЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Формирование информационной среды, способствующей применению современных педагогических технологий Создание учебных программ в контексте изучаемой специальности и информационной среды библиотеки Проведение учебных мероприятий, адаптированных для различных категорий пользователей Индивидуальный подход в обучении

ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Политика университета Педагогические технологии Отношение преподавателей и студентов Ресурсы (бюджет, кадры, оборудование, время)

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ В УрГУ Сочетание теоретических и практических разделов Задания – в контексте будущей специальности Зачётная работа – составление библиографических списков по темам рефератов или курсовых работ студентов, содержащих различные информационные источники: монографии, статьи, рецензии, сетевые ресурсы и т.д. Адаптация для различных категорий пользователей

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ Установить, есть ли в библиотеке книги? Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебник. – М.: Юристъ, – 368 с. Даосская алхимия / пер. с кит. Е. А. Торчинова. – СПб.: Петербургское Востоковедение, – 188 с.: ил. Заполнить читательские требования Имеется ли в библиотеке автореферат диссертации? Базаров Е. Ю. Жизненно-практический аспект веры как основополагающего феномена социально-культурных отношений: автореф. дис. … канд. филос. наук Привести библиографическое описание документа За какие годы в библиотеке имеется журнал «Рынок ценных бумаг»? Подобрать литературу по теме «Экономика и организация фирмы» (10-15 названий)

ДРЕВО ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Умение вести информационный поиск Знание информационных ресурсов Знания и умения по обработке информации Знание возможностей библиотеки и умение их использовать Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию Умение формулировать свои информационные потребности и запросы ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ ГРАМОТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИКТ Знание цифровых технологий Умение использовать средства связи Умение использовать информацию Умение пользоваться компьютерными сетями ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ «Информационная культура – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих его целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» Н. И. Гендина

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Культура общения Культура письма и оформления деловой документации Культура научного исследования и умственного труда Культура использования современных информационных технологий Информационно-правовая культура Мировоззренческая культура Нравственная культура Библиографическая культура

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ЮНЕСКО 2001 г. – начало реализации Программы «Информация для всех», включающей Раздел «Развитие потенциала и возможностей человека, его навыков и умений в век информации» Международная федерация библиотечных ассоциаций (IFLA) 2002 г. – создание секции по информационной грамотности, поставившей задачу выявления стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных странах, и разработки на этой основе международного стандарта

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ «К вам приходят люди, которые быстро продвигаются, … спрашивающие, где электронная почта, базы данных, электронные журналы … и одновременно есть люди, … говорящие: «Я ничего не знаю об этом» «Иногда им (студентам) кажется, что есть кнопка, которую можно нажать, и для них будет готова курсовая работа, … в противном случае это вызывает большое разочарование» «… студенты говорят мне, что им не нужны печатные книги, нужны тексты сразу на экране и, если невозможно их получить в таком формате, то они их не интересуют»

ИЗ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Выпускники школ не владеют навыками пользования библиотечными каталогами, не умеют оформить результаты поиска (Самара, Бурятия) 50% студентов Орловского технического университета при поиске обращаются к карточному каталогу, игнорируя электронный (хотя 70% знают о его наличии) Студенты и преподаватели при поиске не стремятся «выходить» за пределы своей библиотеки (Самарский аэрокосмический университет, Новосибирский технический университет) Только 1 преподаватель из 17 рекомендует своим студентам Интернет-ресурсы и т. д.

ПРИЧИНЫ Отсутствие развивающей информационно- образовательной среды Отсутствие или низкое качество обучения информационной грамотности Интеллектуальная пассивность потребителей информации (пользователей) Снижение интереса к книге и чтению

НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ «ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ» Поиск по контексту Прочтение «по диагонали» Утрата культуры чтения и восприятия текста

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Соблюдение и защита авторских прав Защита интеллектуальной собственности Информационная этика

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА Информационный центр Навигатор в информационном пространстве Центр обучения информационной грамотности Гарант предоставления научной информации Среда культурного взаимодействия

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Трансляция знаний Трансляция метазнаний Формирование информационной культуры Формирование критического мышления

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ Опарина Ольга Дмитриевна, зав. научно-методическим отделом Научной библиотеки УрГУ Телефон: (343) Эл. почта: Web-сайт Научной библиотеки УрГУ:

Технологический подход к обучению. Автор-составитель презентации: И.В.Попова, канд.ист.наук, доцент кафедры педагогики УрГУ

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Технология – любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы – для получения желаемой продукции или услуг. Технология – совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (постановка диагностичной цели с указанием требуемого уровня усвоения) ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (создание однородных условий обучения) БЛОК ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ И ЗАКРЕПЛЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (применение методик преподавания) БЛОК КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА (объективные методы контроля, измерение и оценка уровня достигнутого результата; в случае неудачи – коррекция блока учебной деятельности, повторный цикл взаимодействия и вторичный контроль)

УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА: 1.Ученический – простая репродуктивная деятельность. 2.Алгоритмический – более сложная репродуктивная деятельность, связанная с решением типовой задачи. 3.Эвристический – продуктивная деятельность с элементами творчества. 4.Исследовательский – продуктивная, полностью творческая деятельность.

ПРИЗНАКИ ДИАГНОСТИЧНОСТИ ЦЕЛИ: точное и определенное описание формулируемого качества, свойства, умения, навыка; наличие диагностического инструментария, который позволяет объективно и однозначно: - выявить данное качество, свойство, умение; -замерить уровень его развития и сформированности; -оценить этот уровень и сравнить его с эталоном.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОМУ УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ: 1.Постановка диагностической цели с указанием требуемого уровня усвоения. 2.Проведение объективного контроля эффективности процесса и определение уровня достижения поставленной цели ( по данному уровню усвоения). 3.Достижение конечного результата с точностью не менее 70% (по данному уровню усвоения)

КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: Концептуальность (опора на научную концепцию, философское, психологическое, дидактическое, социально- педагогическое обоснование целей); Системность (соблюдение логики процесса, взаимосвязь частей, целостность); Управляемость (диагностическое целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, варьирование средствами обучения с целью коррекциии); Эффективность (по результатам, по оптимальным затратам, гарантия достижения стандарта обучения); Воспроизводимость (возможность применения в других однотипных учебных заведениях, другими субъектами).

ОТЛИЧИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОТ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ: более четкое определение конечной цели; объективные методы контроля достижения цели; достижение комплекса целей обучения – универсализация изучения учебного материала; проектирование целостного учебного процесса, в котором задействованы все элементы педагогической системы; минимизация ситуаций, когда возникает выбор и переход к педагогическим экспериментам в поисках приемлемых результатов.

АКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: технология модульно-рейтингового обучения; технология проектного обучения; технологии проблемного обучения; технологии контекстного обучения; игровые технологии; технологии интерактивного обучения; информационные технологии и т.д.

Методы активного обучения Виды методов активного обучения: игра, тренинг, дискуссия, дебаты, интенсивное изучение иностранных языков с использованием элементов суггестии и др. Сущность: активное участие обучаемого в планировании и проведении учебного мероприятия. Результат применения: усвоение знаний, умений и навыков в более короткие сроки, с меньшими усилиями за счет сознательного развития способностей учащихся. Приемы повышения активности обучающихся: усиление учебной мотивации (внутренней и внешней), формирование новых и более высоких форм мотивации (личностный рост, самовыражение); соответствие организационных форм, средств обучения его содержанию; интенсификация умственной работы обучающегося (общение, использование учебного времени); оптимальный отбор учебного материала (основное и инвариантное содержание); учет возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся.

ОСВОЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Автор презентации - И.В.Попова, доцент кафедры педагогики, кандидат исторических наук.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ: банк инноваций обучения, информационная база их концепций, алгоритмов, учебно- методического обеспечения; критерии выбора инноваций обучения, отправные позиции проектирования новой образовательной практики; механизмы включения инноваций в реальный учебный процесс (использование, внедрение, освоение, развитие).

ФАКТОРЫ ВЫБОРА ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: потребности страны, региона, города, выражающиеся в социальном, государственном заказе вузу; потребности страны, региона, города, выражающиеся в социальном, государственном заказе вузу; достижения современных гуманитарных наук; достижения современных гуманитарных наук; передовой педагогический опыт, передовой педагогический опыт, собственный профессиональный опыт, интуиция, творческий потенциал (в том числе коллектива, администрации); собственный профессиональный опыт, интуиция, творческий потенциал (в том числе коллектива, администрации); анализ процесса и результатов функционирования учебного заведения; анализ процесса и результатов функционирования учебного заведения; соответствие научной концепции образовательных инноваций реалиям и возможностям учебного заведения; соответствие научной концепции образовательных инноваций реалиям и возможностям учебного заведения; системность и системная совместимость инноваций с реальным учебным процессом; системность и системная совместимость инноваций с реальным учебным процессом; наличие диагностического инструментария инноваций обучения; наличие диагностического инструментария инноваций обучения; оценка эффективности инноваций в сравнении с имеющимися результатами обучения; оценка эффективности инноваций в сравнении с имеющимися результатами обучения; данные о воспроизводимости образовательных инноваций. данные о воспроизводимости образовательных инноваций.

МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: проектирование целостной технологии обучения; проектирование целостной технологии обучения; создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям технологии обучения; создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям технологии обучения; выбор и создание системы диагностики для содержательной интерпретации результатов обучения; выбор и создание системы диагностики для содержательной интерпретации результатов обучения; разработка системы профилактики затруднений, коррекции процесса обучения; разработка системы профилактики затруднений, коррекции процесса обучения; личностно-профессиональное развитие педагога, способного реализовать спроектированную технологию. личностно-профессиональное развитие педагога, способного реализовать спроектированную технологию.

Формы научно-методической работы преподавателя высшей школы: мастер-классы; мастер-классы; педагогическая студия; педагогическая студия; временные творческие коллективы; временные творческие коллективы; проектные команды; проектные команды; лаборатории; лаборатории; авторский экспертный совет. авторский экспертный совет.

Список литературы: Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», с. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., – 157 с. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, – 192 с. Опыт инновационной деятельности в сфере образования и науки // Сост. Рогожин С.А. и др; Под общ. ред. Прокопьева В.П. и др. - Екатеринбург: Уральское издательство, – Вып с. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, – 222 с. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, – 448 с.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении». Кафедра педагогики Уральского госуниверситета им. А.М.Горького, автор – доцент И.В.Попова.

Средства учебно-методического обеспечения (СУМО) образовательного процесса: учебно-методический комплекс (УМК) учебно-материальная база (УМБ)

Учебно-методический комплекс- совокупность нормативных, учебно- методических документов, представляющих собой проект системного описания учебно- воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Он задает структуру педагогической системы.

Структура учебно-методического комплекса учебной дисциплины (УМКД): образовательный стандарт; учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; методические указания по основным видам учебных занятий; дидактические материалы; учебные пособия, учебники: книги и первоисточники; график самостоятельной работы студентов; методические указания и задания для межсессионного и экзаменационного контроля знаний студентов; перечень специализированных аудиторий; карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.

Дополнительные к УМКД элементы учебно-методического комплекса специальности (УМКС): квалификационная характеристика специальности; учебный план подготовки специалиста; сборник учебных программ по дисциплинам; методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов; методические указания по стажировке (практике); график утверждения и пересмотра УМКС.

Критерии авторской программы: новаторство; новаторство; актуальность; актуальность; перспективность; перспективность; применимость; применимость; оптимальность затрат. оптимальность затрат.

Виды методических рекомендаций: по всем основным формам занятий; по освоению научной литературы; по подготовке диплома; по подготовке к ГЭК; по самостоятельной работе студентов; по практике; по научно-исследовательской работе студентов; по отдельным блокам, модулям,темам учебных дисциплин. Общее в содержании любых методических пособий - проектирование соответствующего процесса обучения: определение цели, форм и средств, психолого-педагогических приемов достижения цели, описание планируемых результатов и критериев качества достигнутых результатов.

Виды дидактических материалов по содержанию: по функциям: информационные; пояснительные; контрольные; справочные; нормативные; атласы. ориентирующие; дополняющие; дублирующие (иллюстрирующие); синтезирующие; побуждающие.

ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: компьютерные базы данных по предметной области всех форм представления (в т.ч. графика, видео, аудио, анимация); базы данных литературы и источников; справочно-информационные системы; конспект-организатор, включающий раздаточные материалы справочно-информационного, контрольно- диагностического характера, для самостоятельной работы, электронная библиотека и др. компьютерные базы данных по предметной области всех форм представления (в т.ч. графика, видео, аудио, анимация); базы данных литературы и источников; справочно-информационные системы; конспект-организатор, включающий раздаточные материалы справочно- информационного, контрольно-диагностического характера, для самостоятельной работы, электронная библиотека и др. ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДАЧИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: структурирование; моделирование; сжатие; отбор и др.

Виды наглядных средств обучения : предметы материальной культуры(макеты, предметы); изобразительные наглядные средства; условно-графические средства; мультимедийные средства.

Виды учебных пособий: опорный конспект; опорный конспект; учебное пособие по блоку, модулю,теме дисциплины; учебное пособие по блоку, модулю,теме дисциплины; лабораторный практикум; лабораторный практикум; учебное пособие по первоисточникам; учебное пособие по первоисточникам; учебное пособие по истории изучения предметной научной области. учебное пособие по истории изучения предметной научной области.

Список рекомендуемой литературы: Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, с. Пидкасистый П.И.,Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого- педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.:Педагогическое сообщество России с. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, с. Словарь-справочник по педагогике/Под общей ред. П.И.Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, – 448 с. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. М.: ТЦ Сфера, с. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с.

КОНТАКТНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КАФЕДРЕ ПЕДАГОГИКИ УрГУ, ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УрГУ: Кафедра педагогики УрГУ (зав. кафедрой – Рыбцова Лариса Леонидовна): г. Екатеринбург, ул. Ленина, д.51, к.207, тел. (343) , Центр педагогического образования – ЦПО УрГУ (директор ЦПО – Попова Ирина Васильевна): г. Екатеринбург, ул. Ленина, д.51, к.207, тел. (343) ; ул.Чапаева, д.16,к.212, тел. (343) ,