Современная теория феминизма. Феминизм (от лат. femina, «женщина») общественно- политическое движение, целью которого является предоставление женщинам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ШИНКЕВИЧ ДАРЬЯ 11Б Феминизм. История феминизма.. Понятие феминизма Феминизм Феминизм (от лат. femina, «женщина») общественно-политическое движение, целью.
Advertisements

ПОДГОТОВИЛА: АРТЕМЬЕВА В.Ю., 431 гр. Возникновение феминистического движения.
Феминистическая критика Нгуен Нгок Лан РКИ 16 – ин. 2 – 1 курс – магистрант.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПОДГОТОВИЛА: СЕЙДИНОВА М.А., МАГИСТР ЮРИСПРУДЕНЦИИ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАРАГАНДИНСКОГО.
История феминизма Материалы к курсу «Женщина в обществе» © С.К. Свечников 2006
Равенство в законодательстве: опыт Республики Молдова Людмила Боргула, Депутат Парламента Республики Молдова.
Его теория, методология и история.. 1. Определение феминизма. 2. Феминистическая теория. Основные идеологии женского движения: 2.1 Либеральный феминизм.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Урок 1 Человеческое измерение политики. Цели урока: Сформировать у учащихся представление о важнейшей сфере общественной жизни – политики; Сформировать.
Пол и гендер Ряд определений. Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской.
Тема исследования: У политики «не женское лицо»? Тема исследования: У политики «не женское лицо»?
Участие граждан в политической жизни Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей 62»
Элективный курс. 11 класс СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его значение. Мыслители Древнего мира, Средних веков.
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА" НМЦ ЮВОУО 2010© 1.
Учитель правоведения С.П.Фёдоров. Рождаясь, человек реализует себя в четырех сферах бытия – социальной, психологической, физической, духовной. Социальный.
Трансплантация сердца В трансплантационном центре, решается вопрос о возможности трансплантации сердца некоторым из потенциальных реципиентов. Имеется.
Из истории прав человека 1789 г. – Франция декларация прав человека и гражданина 1776 г. – США декларация независимости Древняя Греция – гражданин обладал.
А 1. Что из указанного связано с понятием «власть»? 1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация: Правильный ответ.
Коробова Е.В. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Коробова Е.В. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной.
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Фищук Владислав Валентинович РПЗ-1/15 к.
Транксрипт:

современная теория феминизма

Феминизм (от лат. femina, «женщина») общественно- политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Истоки феминизма принято датировать концом 18 началом 19 века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина, стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт корни в реформаторском движении западного общества 19 века. Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США ( ). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс ( ). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».

Во Франции к началу Великой французской революции 1789 стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин. Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин революционных республиканок», однако в 1793 году её деятельность была запрещена, а вскоре была отправлена на гильотину и Олимпия де Гуж (ей принадлежат слова «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент»). В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

Началом организованного движения считается 1848, когда в Сенека Фоллз прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». В 1869 году Джон Стюарт Милл опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна и есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию». Эммелин Пэнхёрст была одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах.Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 она сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин, которая в течение года объединила 5 тысяч членов. После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах.

За прошедшие с того времени десятилетия выросло число различных направлений в феминистском движении. Каждое из них акцентирует своё внимание на отдельных аспектах дискриминации женщин. Ранних феминисток и первоначальные феминистские организации теперь называют «первой волной» феминизма, а феминисток после х гг. «второй волной». Есть и так называемая «третья волна», но не все феминистки согласны с необходимостью выделять её отдельно в свете пропагандируемых ею идей. Эти три «волны» названы именно так потому, что подчёркивается их сходство с волнами океана, где каждая последующая волна приходит за предшественницей и занимает её место, не умаляя значения предыдущей.

Работа «В защиту прав женщин», написанная Мэри Уоллстоункрафт одно из немногочисленных сочинений, появившихся до 19 века, которое может быть причислено к ранним феминистским произведениям. Другое сочинение-предвестник феминизма «О величии и превосходстве женского пола» было написано философом Генрихом Корнелиусом Агриппой в 1529 г. В современном феминизме книга «Секс и темперамент в трёх примитивных обществах», написанная антропологом Маргарет Мид в 1935 г., занимает особое место. Мид была профессором Колумбийского Университета, где обучалась Бэлла Абцуг, которая впоследствии стала одним из главных лидеров американского феминизма. В своей книге Мид указывает на то, что женщины племени Чамбули занимали доминирующее положение, не создавая никаких проблем для племени. Среди интеллектуалов эры Абцуг эта книга укрепила мнение о том, что европейские идеи женственности (феминности) и мужественности (маскулинности) обусловлены самим социумом и его установками, а не глубинными человеческими инстинктами.

Первым международным соглашением, провозгласившим равенство мужчин и женщин в качестве основополагающего права человека, стал Устав Организации Объединённых Наций (1945). В 1979 ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Большинство мусульманских стран не признаёт этих положений.

После Второй мировой войны одной из важнейших задач женского движения становится борьба за фактическую реализацию прав женщин, признанных в законодательном порядке. В ходе протестных выступлений х гг. в США и Европе феминистское движение приобретает массовый характер («вторая волна»). Общее требование феминисток борьба за право не только избирать, но самим войти во властные структуры. Родоначальницей и теоретиком «второй волны» стала Симона де Бовуар.

До настоящего времени демократически избранными главами государств и правительств стали более 20 женщин. Первой женщиной, возглавившей правительство, стала Сиримаво Бандаранаике (1960, Шри-Ланка), первой женщиной-президентом Изабель Перон (1974, Аргентина), первой женщиной, занявшей президентский пост в результате выборов, Вигдис Финнбогадоттир (1980, Исландия), первой женщиной, возглавившей правительство в мусульманской стране, Беназир Бхутто (1988, Пакистан). Сегодня женщины являются главами государств в Ирландии, Финляндии, на Филиппинах, в Германии, Чили, и Аргентине.

Иногда различают традиционный феминизм (который принято называть феминизмом первой волны, е годы) и его современные многочисленные разновидности. Наиболее известным из них стал радикальный феминизм, возникновение которого датируется 1960-ми годами. Радикальный феминизм иногда сравнивают с марксистским феминизмом, в основе которого лежит работа Фридриха Энгельса «Об истоках угнетения женщин», являющаяся частью его более крупного произведения «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Их сходство в том, что оба рассматривают мир как противостояние двух классов: мужчин и женщин, пролетариата и буржуазии, соответственно. Радикальный феминизм считает патриархат формой угнетения женщин мужчинами.

Термин «феминизм» подразумевает единую идеологию, но на самом деле внутри этого движения существует множество подгрупп. Из-за различных исторических прецедентов, различии в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также других факторов, феминистская идеология должна была двигаться в различных направлениях для того, чтобы достичь намеченных целей. Как результат, существует много разновидностей феминизма

Одна из них, радикальный феминизм, считает патриархат источником большинства серьёзных общественных проблем. Жестокость и притеснения по отношению к женщинам потому, что они женщины, более существенная причина дискриминации, чем класс, этническая принадлежность, религия, и т. д. Эта форма феминизма была популярна во «второй волне», но не столь популярна в наше время. Несмотря на это, многие всё равно приравнивают термин «феминизм» исключительно к идеям радикального феминизма. Некоторые считают, что приоритизация угнетения женщин и универсализация идеи Женщины с заглавной буквы, традиционно принадлежащие идеям радикального феминизма, чересчур упрощают проблему, и что женщины в других странах никогда не смогут испытать, что значит быть «Женщиной» в равной степени с жительницами стран западного мира.

Некоторые представители радикального феминизма выступают в поддержку сепаратизма полного размежевания мужчин и женщин в обществе и культуре, в то время как другие не только ставят под вопрос отношения между мужчинами и женщинами, но и само значение понятий «мужчина» и «женщина». Некоторые защищают точку зрения, что роли и половая идентификация, а также сексуальная принадлежность обусловлены общественными факторами (т. н. гетеронормативность). Для этих последователей движения, феминизм первичный инструмент для личностного освобождения или раскрепощения (то есть освобождение в равной степени и мужчин и женщин от препятствий, созданных самим обществом).

Хотя основную массу последователей феминистского движения составляют женщины, мужчины тоже могут быть феминистами. Некоторые феминистки всё же считают, что мужчины не должны занимать лидерские позиции в феминистском движении в силу их природного напористого стремления к власти и доминированию в любой иерархии, что приведет в конечном итоге к примению этой тактики к феминистским организациям. Другие считают, что женщины, предназначенные природой подчиняться мужчине, не смогут полностью раскрыть и выразить свои собственные лидерские качества, работая в слишком тесном сотрудничестве с мужчинами. Такая точка зрения является проявлением сексизма. Несмотря на это, многие феминистки принимают и одобряют поддержку движения со стороны мужчин.

РАЗНОВИДНОСТИ ФЕМИНИЗМА ВУМАНИЗМ Анархо-феминизм Вуманизм Мужской феминизм Поп-феминизм Либеральный феминизм «Пушистый» феминизм Ролевой феминизм Феминизм амазонок Лесбийский феминизм Экофеминизм В это же время, многие чернокожие феминистки критикуют движение за то, что оно доминируется женщинами со светлой кожей. Феминистские заявления, критикующие недостатки положения женщин в западных странах, зачастую не соприкасаются с проблемами чернокожих женщин. Это разногласие является ключевой основой пост-колониального феминизма. Многие чернокожие феминистки предпочитают термин вуманизм для описания своих убеждений.

Несмотря на вышесказанное, некоторые феминистки с осторожностью относятся к движению транссексуалов, так как те подвергают сомнению различия между мужчинами и женщинами. Женщины-транссексуалы зачастую не допускаются на «эксклюзивно женские» собрания и события, а также не воспринимаются всерьёз некоторыми феминистами, так как последние считают, что ни один человек, рождённый как мужчина, не может до конца понять суть притеснения, с которым приходится иметь дело женщинам, что также можно квалифицировать как проявление сексизма. Женщины-транссексуалы считают такое отношение трансфобией, приводя аргумент о том, что те притеснения и дискриминации, через которые им пришлось пройти на пути защиты своих прав и личности, компенсируют тот факт, что они могли что-то «пропустить», вырастая женщиной в мужском теле. Они также заявляют, что такое отношение не что иное, как дискриминация, гетеросексизм и проявление патриархата.

Феминизм повлёк за собой множество перемен в западном обществе, в том числе: предоставление женщинам права голоса в выборах; широкий выбор профессии с заработной платой, более или менее сравнимой с заработной платой мужчин той же профессии; право подавать заявление на развод; право женщин иметь контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и безопасных абортов, а также многие другие общественные изменения.

Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся для них возможностей, но некоторые ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью», многие сторонники социалистического феминизма отмечают отсутствие достаточного количества учреждений дошкольного воспитания. В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.

Некоторые из критиков (как мужчины, так и женщины) считают, что феминистки сеют вражду между полами и пропагандируют идеи мужской неполноценности. Эти критики отмечают, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на соответственно «чернокожие» и «светлокожие», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма. В то время как некоторые феминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени с женщинами не выигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки, особенно феминистки т. н. «третьей волны» придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола.

ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬСМЕРТНАЯ КАЗНЬ Другим примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежат лишь мужчины, что является прямой дискриминацией по половому признаку, при этом необходимо отметить, что этот факт является результатом государственной политики, а не деятельности феминисток. Нужно отметить тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола. В законодательстве ряда стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов. Ряд критиков феминизма считает, что данная ситуация, тем не менее, не привлекает внимания феминисток.

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада теперь из-за феминистского движения фактически мужчины подвергаются дискриминации. Те, кто придерживаются такого мнения, отмечают, что уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чем у женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-е годы; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть более половины всех самоубийц взрослые мужчины в возрасте лет. Многие специалисты приходят к выводу, что США становится страной, где мужчины, в особенности светлокожие, становятся жертвами серьёзной дискриминации. Мировая статистика приводит похожие цифры.

В либеральных ответвлениях протестантского христианства женщины могут быть членами духовенства. В реформизме и реконструктивизме женщины могут стать «священниками» и певчими. Внутри этих групп христианского реформизма женщины постепенно стали более или менее равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам; их перспектива теперь в исследовании и новом истолковании соответствующих верований.

Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе и католичестве. Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией. Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе. Католическая церковь традиционно не допускает женщин в ряды духовенства любого ранга, за исключением принятия монашества.

К. Ханиш. Фридан Б. Загадка женственности. М., Сс Личное это политическое (1969) С. де Бовуар. Второй пол К. Соммерс. Феминизм в цифрах