Каталогизация образовательных информационных ресурсов Каталогизация образовательных информационных ресурсов В.А. Старых (РГУИТП), А.И. Башмаков (УНИКОР,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический.
Advertisements

Реализация концепции построения и формирования отраслевой системы государственного учета, регистрации и мониторинга (ОСГУРМ) информационных ресурсов сферы.
Проект п-Ф-192 Научно-исследовательская работа «РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО БАНКА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
«Мировые информационные ресурсы» Кафедра «Сетевой экономики и мировых информационных ресурсов» Селетков Сергей Николаевич.
Модели и принципы построения прототипа системы электронной библиотеки вуза © Д.С. Зуев Казанский государственный университет Специальность
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Мировые информационные образовательные ресурсы. Работу выполняла: Кун Анна.
Стандарт организации. Рекомендации по разработке, построению и оформлению документа Семинар «Практическая значимость внедрения СМК в образовательной организации»
Автор слайда: Студентк.а 1 курса заочного отделения профиль История.Общество. Группа 2, подгруппа 3 Семункина М.Н.
СООТВЕТСТВИЕ ПОДХОДОВ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЯМ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА Докладчик: Ситников Дмитрий Викторович – руководитель.
Структура, организация и функции информационных систем Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Система управления электронными библиотеками. Состояние Ограниченная доступность электронных представлений в центральных ЭБ Медленная оцифровка изданий.
Составление программной документации
Жизненный цикл программного обеспечения Лекция 4.
Автоматизация деятельности архивной отрасли Система «АРХИВНЫЙ ФОНД» (версия 4.1) Управление государственной архивной службы Новосибирской области 2010.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Колмыкова Оксана Владимировна Кафедра ИСПИ Ауд
Научно-образовательная электронная библиотека вуза © А.Г. Абросимов, Д.С. Зуев Казанский государственный университет.
Технические спецификации и программные комплексы E2EDM Белов С.В., Сухоносов С.В., Булгакова К.В ЦОД ВНИИГМИ-МЦД,2006.
Транксрипт:

Каталогизация образовательных информационных ресурсов Каталогизация образовательных информационных ресурсов В.А. Старых (РГУИТП), А.И. Башмаков (УНИКОР, ЦИАН) В.А. Старых, А.И. Башмаков, 2002

Отраслевая система государственного учета, регистрации и мониторинга информационных ресурсов системы образования (ОСГУРМ) повышения эффективности и качества учебного процесса на всех уровнях образования; рационализации использования ИР и средств, выделяемых государством на их развитие; содействия коммерциализации ИР; объективного оценивания состояния ИР образовательной сферы; содействия интеграции отечественных ИР в мировое информационное пространство; содействия защите прав интеллектуальной собственности владельцев ИР. ОСГУРМ – организационная структура, решающая задачи, связанные с систематизацией сведений об информационных ресурсах (ИР) системы образования России, в целях :

Отраслевая система государственного учета, регистрации и мониторинга информационных ресурсов системы образования Основные задачи, решаемые ОСГУРМ: регистрация ИР, присвоение ИР уникальных идентификаторов; ведение хранилища (репозитория) метаданных об ИР (в том числе обработка и актуализация метаданных); обработка внешних запросов на поиск описаний ИР в хранилище метаданных; депонирование ИР; направление ИР на сертификацию (по распоряжению их владельцев); мониторинг состояния ИР образовательной сферы; информационно-аналитические задачи; информационное обслуживание пользователей системы: - поиск описаний ИР в хранилище метаданных; - выполнение заказного поиска; - проведение информационно-аналитических исследований и др. - подписка на информационно-аналитические материалы, разрабатываемые ОСГУРМ, и др.

В рамках проекта по созданию концепции ОСГУРМ будут разработаны: требования к ОСГУРМ, а также принципы ее построения и функционирования; архитектура ОСГУРМ; спецификация информационной модели метаданных об ИР; словари и классификаторы, используемые в метаданных; спецификация XML-привязки информационной модели; руководство по применению спецификаций, содержащее ограничения целостности, профили описаний ИР разных классов и др.; прототипы программных средств для формирования метаданных; техническая спецификация ОСГУРМ. Вывод: для российской образовательной системы должна быть разработана и принята единая спецификация метаданных, используемая и в образовательных порталах, и в системе регистрации, и в хранилищах метаданных и ИР. Отраслевая система государственного учета, регистрации и мониторинга информационных ресурсов системы образования

Информационные ресурсы как объекты каталогизации Выделяются два подхода к определению схем описания ИР в каталогах: декомпозиция ИР на классы, для которых создаются разные формы описания; создание единой формы описания для всех классов ИР с представлением их особенностей с помощью ограничений целостности. 1) компьютерные ИР с сетевым доступом; 2) компьютерные ИР на информационных носителях; 3) прочие виды ИР. Приоритетность классов ИР при формировании каталогов:

Информационные ресурсы как объекты каталогизации Информационный ресурс – это документ (совокупность документов), предназначенный и самостоятельно оформленный для распространения среди неограниченного круга лиц либо служащий основой для предоставления информационных услуг. Неотъемлемые признаки ИР: Характерные признаки ИР: ориентация на распространение среди неопределенного круга лиц, для которых он представляет интерес, т.е. имеет потребительскую ценность; оформление, обеспечивающее возможность самостоятельного распространения. статус товара на рынке интеллектуальной продукции (есть исключения – мегаресурсы, служащие основой для предоставления услуг); ориентация на использование в самостоятельном качестве (исключение – образовательные объекты).

Метаданные об образовательных ИР универсальность (в рамках установленного понимания ИР как объекта каталогизации); достаточная выразительность для обеспечения эффективного решения задач, требующих наличия метаданных; совместимость с международными стандартами и протоколами в области метаданных и информационного поиска (обеспечение условий для интероперабельности); соответствие российскому законодательству в области образования (в частности, установленным уровням образования) и отражение особенностей отечественной образовательной системы; возможность задания ограничений целостности, отражающих взаимосвязи полей описания ИР; обеспечение возможности хранения метаданных как совместно с ИР, так и отдельно от него. Основные требования к схеме метаданных и способу их представления:

учет ИР; поиск ИР по метаданным; сбор метаданных программными агентами; навигация по каталогу ИР портала; формирование покрытия учебного плана образовательными ИР; управление контентом, в том числе агрегация ИР (построение интегрального ИР из имеющихся ИР и их компонентов); мониторинг состояния ИР образовательной сферы; проведение информационно-аналитических исследований. Метаданные об образовательных ИР Основные задачи, при решении которых используются метаданные:

Построение схемы метаданных 1. Выбор одной из существующих международных схем (Dublin Core, Learning Object Metadata). 2. Выбор одной из существующих международных схем и ее расширение. 3. Формирование оригинальной схемы. Интероперабельность Метаданные об образовательных ИР

LOM удовлетворяет почти всем указанным выше требованиям (для отражения особенностей российской системы образования предлагается расширение); схема ориентирована именно на образовательные ИР; по сравнению с Dublin Core схема LOM более структурирована и обладает большей выразительностью; LOM отражает опыт, приобретенный ведущими мировыми разработчиками образовательных ИР и поставщиками образовательных услуг; описание ИР на основе LOM является частью манифеста (внешнего формата представления информации, фиксирующей структуру ИР и логику навигации по нему);манифеста набор обязательных полей, который будет определен в расширении LOM, будет достаточно компактным. Выбор в качестве основы схемы Learning Object Metadata (LOM): Метаданные об образовательных ИР

Структура манифеста IMS Content Packaging Specification – спецификация компоновки дистрибутива образовательного ресурса; ADL Sharable Content Object Reference Model (SCORM). Content Aggregation Model – модель агрегации контента в рамках ссылочной модели совместно используемых объектов контента.

Классификаторы и словари в метаданных Место классификаторов и словарей Классификаторы и словари, играющие центральную роль при описании ИР: словарь (одноуровневый классификатор) целевых назначений ИР; классификатор видов ИР (типология ИР).

Классификация ИР по целевому назначению 1) официальное; 2) научное; 3) научно-популярное; 4) производственно-практическое; 5) нормативное производственно-практическое; 6) учебное; 7) массово-политическое; 8) справочное; 9) для досуга; 10) рекламное; 11) художественное. Источники: ГОСТ и ГОСТ Один и тот же ИР может иметь несколько целевых назначений

Классификатор видов ИР среда, необходимая для использования ИР; форма представления информации, содержащейся в ИР, и тип носителя ИР; статус ИР как товара на рынке интеллектуальной продукции либо средства, на основе которого оказываются определенные услуги; составляющая ИР, представляющая основную ценность; характер информации, содержащейся в ИР, а также типы решаемых с помощью него задач. Базируется на типологии видов изданий (ГОСТ ). Базовые основания деления: ИР может быть отнесен только к одному виду (листу классификационного дерева).

Классификатор видов ИР На каком носителе представлен ИР и требуется ли для его использования компьютерная среда? ИР на компьютерных носителях, требующих для использования компьютерной среды (в том числе Internet-ресурсы) Класс 1 ИР на некомпьютерных носителях аудиоинформации Класс 2 Аудиозаписи различного содержания и назначения на CD, аудиокассетах и т.д. ИР на некомпьютерных носителях видеоинформации Класс 3 Видеозаписи различного содержания и назначения на CDVideo, DVD, кассетах VHS, Video 8 и т.д. ИР на бумажных носителях Класс 4 Традиционные книги, журналы, газеты, брошюры и другие издания и документы на бумажных носителях Выступает ли ИР в качестве товара на рынке интеллектуальной продукции? Да Что представляет основную ценность в ИР? Собственно информация (содержание) Подкласс 1.1: информационные продукты Функции, обеспечиваемые программными средствами Подкласс 1.2: программные продукты И информация, и функции, обес- печиваемые программными средствами Подкласс 1.3: программно- информационные продукты Дальнейший выбор вида ИР производится путем движения по ветвям дерева классификатора слева направо и сверху вниз. По каждому виду ИР (листу дерева) можно запросить определение Нет, но описываемый Internet-ресурс служит основой для предоставления определенных услуг Подкласс 1.4 Нет

Классификаторы и словари, которые целесообразно использовать при навигации по каталогу ИР портала: словарь целевых назначений ИР; классификатор видов ИР; предметный классификатор; словарь уровней образования; словарь целевой аудитории (категорий пользователей ИР). Классификаторы и словари в метаданных

Словарь уровней образования Источник – Закон РФ об образовании ( от ) основное общее среднее (полное) общее начальное профессиональное ст. 27 п. 5 среднее профессиональное (образовательные цензы) высшее профессиональное послевузовское профессиональное дошкольное образованиест. 18 начальное общее образование ст. 19 профессиональная подготовка ст. 21 дополнительное образование ст. 26 Один и тот же ИР может быть отнесен к нескольким уровням

Словарь целевой аудитории (категорий пользователей ИР) Этот элемент данных предлагается ассоциировать только с ИР учебного назначения. Предлагаемое расширение словаря LOM: Teacher – преподаватель; Author – автор; Learner – обучаемый; Manager – менеджер; Methodologist – методист; Instructional Designer – разработчик образовательных компонентов; Graphical Designer – графический дизайнер; Multimedia Developer – разработчик мультимедийных компонентов; Programmer – программист; Technical Implementer – технический разработчик. Один и тот же ИР может быть ориентирован на несколько категорий пользователей

Расширение схемы LOM отражение специфики российской системы образования, а также отечественных законодательства и стандартов; более глубокая структуризация и формализация ряда элементов описания ИР; представление характеристик, специфичных для ИР, распространяемых на информационных носителях; развитие ограничений целостности в целях снижения ошибок в метаданных; определение профилей описаний для разных классов ИР. Причины введения расширения и его цели:

Схема LOM. Раздел 1: Общая информация об ИР 1.1. identifier – глобальный уникальный идентификатор ИР title – заглавие ИР (*) catalogentry catalog – имя каталога (депозитария ИР, системы регистрации) entry – идентификатор ИР в рамках каталога (*) language – язык ИР (*) description – описание ИР (аннотация) (*) keyword – ключевое слово (*) coverage – пространственный и временной охват содержимого ИР. 1.7.e1. (*) формальное представление временного охвата содержимого ИР structure – структура ИР aggregation level – уровень агрегации ИР. 1.e1. услуги, оказываемые на базе ИР. 1.e1.1. (*) формальное представление услуги, оказываемой на базе ИР.

Схема LOM. Раздел 2: Жизненный цикл ИР 2.1. version – версия ИР status – статус ИР (*) contribute role – вид вклада в ИР [расширение словаря] (*) centity – субъект, внесший вклад в ИР date – дата вклада. 2.e1. период обновления ИР. 2.e2. дата последнего обновления ИР. 2.e3. (*) место издания. 2.e4. источник публикации. 2.e5. том. 2.e6. номер (выпуск). 2.e7. демо-версия (иллюстрация основных возможностей) ИР.

Схема LOM. Раздел 3: Метаметаданные 3.1. identifier – глобальный уникальный идентификатор описания ИР (*) catalogentry catalog – имя каталога (хранилища метаданных) entry – идентификатор описания ИР в рамках каталога (*) contribute role – вид вклада в описание ИР (*) centity – субъект, внесший вклад в описание ИР date – дата вклада (*) metadatascheme – схема метаданных language – язык описания ИР.

Схема LOM. Раздел 4: Технические характеристики ИР 4.1. (*) format – тип данных, используемых в ИР size – объем цифрового ИР (*) location – доступ к ИР (*) requirement – технические требования type – тип технологии или программной среды, требуемой для использования компьютерного ИР name – название технологии или программной среды minimumversion – низшая (минимальная) версия технологии или программной среды, позволяющая использовать ИР maximumversion – высшая (максимальная) версия технологии или программной среды, позволяющая использовать ИР installationremarks – порядок инсталляции otherplatformrequirements – прочие технические требования.

Схема LOM. Раздел 4: Технические характеристики ИР 4.7. duration – длительность воспроизведения. 4.e1. кодировка кириллицы. 4.e2. число документов. 4.e3. информация о носителе информации. 4.e3.1. (*) тип и количество носителей. 4.e тип носителя. 4.e число информационных носителей. 4.e3.2. тираж. 4.e3.3. количество страниц. 4.e3.4. количество печатных листов. 4.e3.5. формат бумажного носителя. 4.e4. (*) способ удаленного доступа к ИР.

Схема LOM. Раздел 5: Образовательные характеристики ИР 5.1. interactivitytype – тип интерактивности ИР (*) learningresourcetype – тип образовательного ИР (образовательного объекта) interactivitylevel – уровень интерактивности ИР semanticdensity – семантическая емкость ИР (*) intendedenduserrole – категория пользователей [расширение словаря] (*) context – уровень образования (словарь LOM) (*) typicalagerange – возрастной диапазон пользователей ИР difficulty – сложность ИР typicallearningtime – контактное время description – методика применения ИР в учебном процессе (*) language – язык представления информации. 5.e1. (*) сведения о грифах и сертификатах, присвоенных ИР. 5.e1.1. организация, присвоившая гриф или выдавшая сертификат. 5.e1.2. резолюция организации, присвоившей гриф или выдавшей сертификат. 5.e1.3. дата присвоения грифа или выдачи сертификата.

Схема LOM. Раздел 6: Права интеллектуальной собственности на ИР 6.1. cost – признак платности ИР copyrightandotherrestrictions – признак наличия или отсутствия ограничений по использованию ИР, связанных с правами интеллектуальной собственности description – комментарий по правовым условиям использования ИР. 6.e1. (*) правообладатель. 6.e2. описание отношений, связанных с правами интеллектуальной собственности на ИР. 6.e3. (*) права доступа к ИР.

Схема LOM. Раздел 7: Отношения с другими ИР (*) 7.1. kind – тип отношения resource – ресурс, связанный с данным ИР identifier – глобальный уникальный идентификатор ресурса, связанного с описываемым ИР description – характеристика ресурса, связанного с описываемым ИР (*) catalogentry catalog – имя каталога (депозитария ИР, системы регистрации) entry – идентификатор ИР в рамках каталога.

Схема LOM. Раздел 8: Аннотация (*) 8.1. person – автор аннотации date – дата составления аннотации description – текст аннотации.

Схема LOM. Раздел 9: Классификационные признаки (*) 9.1. purpose – назначение классификации [расширение словаря] (*) taxonpath – путь в классификаторе source – название классификатора (классификационной системы) (*) taxon – вершина классификатора id – идентификатор вершины классификатора entry – текстовое наименование вершины классификатора description – описание ИР в контексте цели классификации (*) keyword – ключевое слово в контексте цели классификации.

Выводы Спецификация метаданных об образовательных ИР строится как расширение схемы LOM. Для предложенной информационной модели метаданных разрабатываются: профили описаний ИР разных классов; ограничения целостности; XML-привязка; программные средства формирования метаданных. словарь целевых назначений ИР (на основе ГОСТ и ); классификатор видов ИР (на основе типологии видов изданий); предметные классификаторы (УДК, ГРНТИ); словарь уровней образования (в соответствии с Законом РФ об образовании); словарь целевой аудитории (расширенный словарь LOM). В качестве базовых классификаторов и словарей, используемых в метаданных, предлагается использовать: