ДИСКУРС ГРИОТА А. И. Коваль, А. А. Кибрик (Институт языкознания РАН) kibrik@comtv.ru ТипШкола-2005, 25 сентября, ̳ÕϳÓáñ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 3. Локальная структура дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.
Advertisements

ПОГРАНИЧНАЯ ПАУЗАЦИЯ В ЦИТАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ: КОРПУСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА А.О. Литвиненко «Корпусная лингвистика» Санкт-Петербург,
Родительское собрание. Анкета для обучающихся 1. Каков ваш режим дня? 2. Можете ли вы задерживаться допоздна, предварительно позвонив домой? 3. Какова.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
ФРАЗОВАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПОСТПОЗИТИВНЫМ ПРИДАТОЧНЫМ Н.А. Коротаев (РГГУ) В.И. Подлесская (РГГУ)
"Математические сказки" Путешествие Точки в царстве «Волшебная геометрия»
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы.
БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ПО ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЁЙ (для учащихся 5 класса)
Жила-была ТОЧКА. Она была любопытная и хотела всё знать. - Как же я могу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте?! - Отправлюсь я путешествовать,
БОЛЬШОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ПОД ВОДОЙ И НАД ВОДОЙ (для учащихся 8 класса)
ГЕОМЕТРИЯ для малышей. Однажды Карандаш пригласил своих друзей и предложил: - Давайте заниматься ГЕОМЕТРИЕЙ. Это очень интересно! - Давайте! – хором ответили.
ГЕОМЕТРИЯ для малышей. Однажды Карандаш пригласил своих друзей и предложил: - Давайте заниматься ГЕОМЕТРИЕЙ. Это очень интересно! - Давайте! – хором ответили.
Моей мамочке.
Подготовила: ученица 4Б класса Нестерова Анастасия.
ГЕОМЕТРИЯ для малышей. Однажды Карандаш пригласил своих друзей и предложил: - Давайте заниматься ГЕОМЕТРИЕЙ. Это очень интересно! - Давайте! – хором ответили.
Заяц и ёж Художник Клеопа Марина Братья Гримм Однажды, в ясный солнечный денёк, стоял ёж у дверей своего дома, сложив руки на животе, и напевал песенку.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Самый главный человек в нашей жизни- МАМА Презентация Шевердиновой Анастасии 5 «а» класс.
Жила-была Точка. Была она очень любознательна и хотела всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: - Как эта линия называется? Длинная она.
Гончарова Дарья 2 класс «А». Сутки, час, минута и секунда Исторически основной единицей для измерения коротких интервалов времени были сутки (часто говорят.
Транксрипт:

ДИСКУРС ГРИОТА А. И. Коваль, А. А. Кибрик (Институт языкознания РАН) ТипШкола-2005, 25 сентября, ̳ÕϳÓáñ

Гриоты Потомственная каста профессиональных сказителей в Зап. Африке Сопровождают речь (напевный речитатив) игрой на струнном инструменте Стратегия порождения дискурса – полуимпровизация «Функциональный стиль», присущий гриотским сказаниям своеобразен: это не обычная речь, а театрализованный канон

Пулар-фульфульде

Мавритания

Suukara Sih – сказание Gilli, или Dingiral Романическая тема Общая длительность – 30 минут Речь постоянно сопровождается игрой на ходду Временами – длинные проигрыши

Цели сообщения Представить гриотское сказание как жанр дискурса Описать глобальную и локальную структуру сказания Описать просодические средства, используемые сказителем Паузация Движение тона Регистр Темп Продемонстрировать используемую дискурсивную транскрипцию

Глобальная структура 54 строфы Длительность строфы – от 20 до 80 сек. В промежутках – «музыкальные паузы» от 3 до 20 сек. Семантическая структура: сюжетная линия отступления Авторство философских истин: Suukara wii: Pulaar wii:

Пример отступления (строфа 17) Если ты ревнуешь женщину, ты должен-придерживаться таких правил: если тебе попадется-на-пути дерево (дрова) принеси; женщина та есть куда (т.е куда-то) захотела пойти, сказала тебе [что] пойдет-поискать именно дров, ты-скажешь ей [что] дрова вот есть, и-эта проблема умерла (т.е. решена). Вот-так ревнуют, а-не Ты не-пойдешь только; применяется при-этом вот-такой способ: ты ревнуешь женщину, [и] тебе попалась-на-пути зелень (для соуса) ты принесешь [ее]; куда то [женщина] сказала она идет, ты-говоришь Куда-это? [Она] скажет [что] идет за зеленью, ты-говоришь Я уже-принес зелень, и-эта проблема решена. Ты должен-беседовать с женщиной той пока она привыкнет [к] беседе твоей [и это] понравится ей; [и] если она пойдет [к] другому, она беседует с ним [это] не-может прийтись-по-вкусу ей, [и] она не-станет-спешить пойти [в] сторону другую. Но если-ты окажешь на нее давление, прежде-чем она привыкла участвовать- в-[твоей-]беседе за селом чуть- поодаль, непременно она скажет тогда, что в тюрьме она была. Один всякий (т.е. никто) не-хочет быть-притесняемым;

Локальная структура Строфа состоит из серии элементарных дискурсивных единиц (ЭДЕ), или «строк» В начале строки типично бывает пауза до 3 сек. Паузы бывают простые (…) и «музыкальные» ( ® ) В транскрипции обозначается длительность паузы

Строфа 2 ®(8.3) omo jogii sehil, ko mbiyeten sehil, neââo dingiral. ®(1.5) nde âum woodnoo=, ®(0.9) tuggude e karaas amen fay dow, …(0.4) ndeen …(0.3) neââo na wona neââo maa=, …(0.3) ngonon yeewtidiièe dingiral+ haa suddee+ tawi hay huunde alaa âon+ so wonaa tawa ko denâe èii kaawmaa walla èii yummaa. Она имела друга, то-что мы-называем другом человек молодежных-сходок-на- площади. Ведь это издавна-существует, начиная с поколения (букв. класса) нашего и-до позднейшего, тогда человек пред.св. становится человеком твоим, чтобы-быть-вам соучастниками встреч-на-площади пока закроют-фатой (т.е. до замужества), и-тогда уже ничего нет тут (между вами) если не случится что-это двоюродная, дочь твоего-брата-матери или дочь сестры-матери.

Типы строк прототипические случаи: предикация (клауза) просодическое выделение посредством движения тона непрототипические случаи: есть просодическая граница, но нет границы клаузы => малая строка есть граница клаузы, но нет просодической границы => (а) большая строка (б) группа строк

Строфа 2 ®(8.3) omo jogii sehil, ko mbiyeten sehil, neââo dingiral. ®(1.5) nde âum woodnoo=, ®(0.9) tuggude e karaas amen fay dow, …(0.4) ndeen …(0.3) neââo na wona neââo maa=, …(0.3) ngonon yeewtidiièe dingiral+ haa suddee+ tawi hay huunde alaa âon+ so wonaa tawa ko denâe èii kaawmaa walla èii yummaa. Она имела друга, то-что мы-называем другом человек молодежных-сходок-на- площади. Ведь это издавна-существует, начиная с поколения (букв. класса) нашего и-до позднейшего, тогда человек пред.св. становится человеком твоим, чтобы-быть-вам соучастниками встреч-на-площади пока закроют-фатой (т.е. до замужества), и-тогда уже ничего нет тут (между вами) если не случится что-это двоюродная, дочь твоего-брата-матери или дочь сестры-матери.

Типы малых строк топикализация парцелляция «эхо»

Типы больших строк Одна клауза вставлена в другую сентенциальные актанты определительные придаточные В других случаях клаузы условно считаются отдельными строками; просодическая слитность помечается знаком + отношение между клаузами – сочинительного типа (собственно сочинение, clause chaining…) отношение между клаузами – сирконстантного типа

Длинные просодически интегрированные последовательности Группы клауз, объединенных единым просодическим контуром До 5 строк подряд (а предикатов может быть и больше)

Строфа 2 ®(8.3) omo jogii sehil, ko mbiyeten sehil, neââo dingiral. ®(1.5) nde âum woodnoo=, ®(0.9) tuggude e karaas amen fay dow, …(0.4) ndeen …(0.3) neââo na wona neââo maa=, …(0.3) ngonon yeewtidiièe dingiral+ haa suddee+ tawi hay huunde alaa âon+ so wonaa tawa ko denâe èii kaawmaa walla èii yummaa. Она имела друга, то-что мы-называем другом человек молодежных-сходок-на- площади. Ведь это издавна-существует, начиная с поколения (букв. класса) нашего и-до позднейшего, тогда человек пред.св. становится человеком твоим, чтобы-быть-вам соучастниками встреч-на-площади пока закроют-фатой (т.е. до замужества), и-тогда уже ничего нет тут (между вами) если не случится что-это двоюродная, дочь твоего-брата-матери или дочь сестры-матери.

Интегрированная нарративная последовательность– строфа 31 ® mawâo ko jahoowo arii haa e cehe tan+ noddi sukaaèe+ ina yiâi âannaade+ wii – neene mon âo lelii. ® so on njiâii âum neldude duaw, sahaa nde njuulâon. Муж собираясь уйти [в странствие] пришел туда на кладбище лишь позвал детей, имея намерение странствовать, сказал: Вот-здесь мать ваша лежит. Если вы захотите ей послать благословение в то-время когда вы-молитесь;

Фрагментированная стратегия в нарративных последовательностях ®(3.8) o feíii, ®(0.6) o remii, …(0.4) o hesii, …(0.3) o hunndii, …(0.2) o âooki(i) pucci, …(0.3) o addi(i) òaayko, o naatini(i) gawri. Он (юноша) вырубил [деревья], он взрыхлил [землю на поле], он нажал [травы], он покрыл-крышу, он снарядил коней, он принес сухой-корм (собств. солому миля), он доставил зерно (миль).

Дискурсивная функция ЭДЕ В транскрипции обозначается при помощи пунктуационных знаков в конце строки В произнесении кодируется просодией Степень связи с последующей ЭДЕ – «фаза» (термин С.В. Кодзасова)

Значения параметра «фаза» Фазовая семантикаПросодияЗнак Единое гипер-событие, полная слитность с последующей клаузой Отсутствие собственных просодических характеристик + Неконечность в рамках иллокуции обычная интродуктивная восходящий тон в среднем регистре разная,:,: Конечность в рамках иллокуции сообщение/директив восклицательное сообщение/директив вопрос падающий тон резкий подъем в высокий регистр разная.!?.!?

Оформление восклицания Сверхвысокий тон в конце ЭДЕ Часто переходит в фальцет Типично появляется в конце строф

Восклицание (строфа 28) marse Sanndaga ko kaalâaa, heen fo ina anndi. … oon wonaa debbo maa! ® kay wietee ko oâon ngondi+ oâon kumanaa tan. … kono debbo maa kay a suwa daò! … saa daòii debbo maa+ a èurat âum gan ndal ! [О] рынке Сандага что ты-рассказал, про-это все она знает. Такая не жена тебе! Хоть говорится, что вы вместе, вы связаны-браком только, но жены твоей ведь ты еще-не обрел! Если-ты обретешь жену твою, ты должен-иметь-больше нее знания!

Нелокальные просодии Регистр Громкость Темп

Регистр (и громкость) – строфа 9 ®(5.2) o ari e waynaade tan+ o íeewi(i) suka gorko o(o) tan+ o jali. …(0.5) suka gorko o(o) íeewi mo. ®(1.1) Suukara wii: jaleeâe ko tati jalde ma jalande ma e haalande ma. …(0.7) oo jalete, …(0.3) oo jalante, oo haalante. ®(3.5) {yo Alla hokku wadda e nelal.} Она пришла чтобы попрощаться лишь, она посмотрела-на молодого парня опред. только, она засмеялась. Молодой парень опред. посмотрел-на нее. Сукара сказал смех это три [вида]: насмехаться-над тобой, смеяться-для тебя и рассказать- для тебя. Этот надсмеется-над-тобой, этот смеется-для-тебя, этот расскажет-тебе. {Посторонняя ремарка, букв.: Пусть Аллах даст добавит с посылкой.}

Темп – строфа 11 ®(6.4) suka gorko o(o) wii mo: ko woni? o wii – aâa anndi baaba kaari/? o wii – miâo anndi kay! …(0.4) o wii – o arii galle, o òaagiima, o hokkaama, …(0.3) âo ngonmi âoo ko mi jom-suudu makko+ mi hum(d)anaama e makko. ®(3.8) subaka janngo ko mi òalloowo e suudu, miâo diif ee+ miâo faaree galle makko, …(0.3) ngarmi noon waynaade ma. Молодой парень опред. сказал ей: Что такое? Она сказала: Ты знаешь дядюшку (букв. отца) такого-то? Он сказал: Я знаю конечно. Она сказала: Он пришел [в] усадьбу, он попросил [меня в жены], ему отдали, сейчас я-есть фин.эл. являюсь я хозяйкой-дома (женой) его, я помолвлена с ним. Утром завтра стану я затворницей в доме (т.е. невестой), меня заберут, меня отправят-в усадьбу его, пришла-я таким-образом проститься- с тобой.

Быстрый темп Маркирование быстрого темпа базируется на двух критериях: перцептивная трудность идентификации отдельных слов и слогов высокая редукция, приводящая к исчезновению целых слов и слогов Лорд (1994: 29): мусульманские сказители Югославии - нередко от 100 до 200 слогов в минуту С. Си: в умеренных по темпу строфах – до 260 слогов в минуту если пересчитать то же в морах, то этот показатель значительно увеличится в быстрых пассажах – до 600 слогов в минуту (т.е. 10 слогов в секунду) и даже выше такие пассажи обычно не длятся более 5 сек. и содержат значительную редукцию

Сверхбыстрый темп – 30 слогов за 2.7 сек. (строфа 36) ko debbo mum=?! ® so a fuuntii kam, dey mi fiyete haa cekke, o wii – so a baawâo fuuntindireede+ ga a heèii! ® so won ko hamma gawoowel waawi+ kay dannga baamum yooliima. so aâa waawi fiindireede+ a heèii! Жена его?! Если ты будешь-морочить меня, ну-берегись, я изобью-тебя до гробовой-доски (до смерти). Она сказала: Если ты умеешь бить тогда ударь! Если есть что хамма рыбачок (= водяная птица нырок) умеет так-ведь кошелек его-отца затонул (т.е. настало время показать, на что ты способен). Если ты умеешь бить давай ударь!

«Сдавленный крик» mawâo guurâo gooto òaamâo yawmuuji tati+ yawma nde jibinaa+ yawma hade mum jibineede+ e yawma na-na yeeso, Зрелых-лет мужчина один проживший (букв. съевший) дня три день, когда родился, день перед-тем-как ему родиться и день который- пребывает впереди, высокий регистр+громкость+быстрый темп

Выводы о структуре сказания Глобальная структураЛокальная структура СодержаниеСюжетная линия vs. система философских отступлений; сюжетная динамика и экспрессия Фазовые и иллокутивные характеристики ЭДЕ ФормаПоследовательность строф, разделенных длинными «музыкальными паузами»; нелокальные просодии Тоновые и другие просодические признаки

Спасибо за внимание