1.Как обеспечить эффективную работу организационного механизма проведения конкурсов с участием гражданских экспертных организаций (Опыт, проблемы и решения).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разъяснения к критериям конкурсного отбора лучших учителей Смысл критериев Способ оценивания.
Advertisements

Методические рекомендации по критериям формализованного конкурсного отбора лучших учителей.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в учебном году Управление образования Администрации Чеховского района.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» Комитет по образованию 1. Государственная поддержка предоставляется на конкурсной основе государственным общеобразовательным.
О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКСПЕРТИЗЫ.
Департамент образования Сахалинской области Реализация приоритетного национального проекта «Образование» на территории Сахалинской области 2006 год.
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в городе Москве в 2012 году.
Тема Формат подготовки аналитического материала «Информация о состоянии и развитии образовательного учреждения»
Показатели и критерии качества и результативности труда руководителей учреждений дополнительного образования Калининградской области Материалы региональной.
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА КОНКУРСНОГО ОТБОРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ВНЕДРЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ.
Аттестация педагогических кадров. Критерий I. Владение современными образовательными технологиями и методиками.
Тверь, 2007год. Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Тверской области внедряющих инновационные образовательные.
Методические рекомендации. Программа развития общеобразовательного учреждения Программа развития общеобразовательного учреждения Программа должна носить.
ФЦПРО Проект «Разработка нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей переход в субъектах Российской Федерации.
Министерство образования Республики Марий Эл Социологическое исследование Приоритетный Национальный проект «Образование » Мониторинг эффективности реализации.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ УДОД Самарской области В рамках III Областного конкурса учреждений ДОД.
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
Транксрипт:

1.Как обеспечить эффективную работу организационного механизма проведения конкурсов с участием гражданских экспертных организаций (Опыт, проблемы и решения). Какие условия необходимо создать для качественного проведения конкурсов на муниципальном уровне. Как снизить организационные риски реализации проекта. 1.Как обеспечить эффективную работу организационного механизма проведения конкурсов с участием гражданских экспертных организаций (Опыт, проблемы и решения). Какие условия необходимо создать для качественного проведения конкурсов на муниципальном уровне. Как снизить организационные риски реализации проекта. 2

Минобрнауки Орган управления образованием субъекта РФ Совет субъекта РФ Экспертные группы гражданских организаций экспертиза по критериям отбора Региональная конкурсная комиссия б)техническая экспертиза а) регистрация Рейтингование список Готовят списки для Минобрнауки Заявитель I IY III II YYI Рассмотрение списков Информация о конкурсе Информация о конкурсе Организационный механизм проведения конкурса в регионах Конкурсные документы 3

С целью создания условий для реализации проекта конкурсной комиссии необходимо обеспечить выполнение следующих основных функций: планирование реализации ПНПО в регионе в форме разработки сетевого плана-графика на весь срок реализации проекта организацию методического сопровождения реализации проекта обеспечение мониторинга хода реализации проекта подготовку общественных экспертов к проведению экспертизы организацию контроля и анализа результатов (промежуточных и итоговых) реализации национального проекта на муниципальном и региональном уровне организацию финансового обеспечения организационных мер, включенных в сетевой план-график реализации проекта 4

2.Каким образом провести экспертизу по критериям отбора: какую информацию должна содержать аналитическая справка и программа развития школы; каким образом использовать балльную шкалу; как обеспечить получение достоверной информации. Как снизить организационные риски реализации проекта. 2.Каким образом провести экспертизу по критериям отбора: какую информацию должна содержать аналитическая справка и программа развития школы; каким образом использовать балльную шкалу; как обеспечить получение достоверной информации. Как снизить организационные риски реализации проекта. 5

трудовая книжка Претендента (заверенная копия) 3. стаж педагогической работы по специальности в общеобразовательном учреждении не менее 3 лет представление Заявителя2. основным местом работы учителя является общеобразовательное учреждение аттестационный лист (заверенная копия) 1. учитель имеет высшую или первую квалификационную категорию Перечень документов для участия в конкурсе Критерии участия 1 6

аналитическая справка Претендента, утвержденная Заявителем. ходатайство профессионального сообщества учителей-предметников муниципального и (или) регионального уровня 5. учитель имеет поддержку профессионального сообщества. тарификационный лист или приказ, подтверждающие наличие полной учебной педагогической нагрузки в текущем учебном году (заверенная копия) 4. учебная педагогическая нагрузка составляет не менее одной полной ставки (в исключительных случаях, в условиях малокомплектных сельских школ, учебная педагогическая нагрузка должна составлять не менее половины ставки) Перечень документов для участия в конкурсе Критерии участия 2 17

позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя использование современных образовательных технологий, в том числе информационно- коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер- классы, семинары, конференции, круглые столы и др.) повышение квалификации и профессиональная переподготовка, в том числе обучение в аспирантуре участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах 8

1. Критерий «позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года» 1. Критерий «позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года» 2.позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года (или меньшее число лет, если полный курс по предмету, который ведет Претендент, рассчитан меньше, чем на три года) оценками в учебных журналах, результатами аттестации (ЕГЭ и другие формы итоговой аттестации), заверенными сводными данными по успеваемости и качеству знаний, списками участников предметных олимпиад. 1.позитивная динамика уровня обученности учащихся за последние три года (или меньшее число лет, если полный курс по предмету, который ведет Претендент, рассчитан меньше, чем на три года) ПодтверждениеСодержание критерия оценками в учебных журналах, результатами аттестации (ЕГЭ и другие формы итоговой аттестации), заверенными сводными данными по успеваемости и качеству знаний, списками участников предметных олимпиад. 9

4. увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.) оценками в учебных журналах, результатами аттестации (ЕГЭ и другие формы итоговой аттестации), заверенными сводными данными по успеваемости и качеству знаний, списками участников предметных олимпиад 3. увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней ПодтверждениеСодержание критерия оценка изменения уровня этих работ (повышение качества) может быть проведена выборочно, на примере отдельных учащихся, это могут сделать представители Заявителя 5. рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета) подтверждается результатами регулярного анкетирования (если оно, например, проводится психологом школы) учащихся и их родителей. 10

2. Критерий «позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам» 2. Критерий «позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам» 3. достижения (первые и призовые места) учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня (от муниципального до международного) 2. результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся, участие в конференциях, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях) соответствующие документы и материалы: учебными журналами, списками участников, грамотами лауреатов, призеров, победителей, творческими работами учащихся 1. ведение кружков, секций, факультативов ПодтверждениеСодержание критерия 11

3. Критерий «позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя» 3. Критерий «позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя» ПодтверждениеСодержание критерия 5. активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения на основании опросов учащихся, их родителей, выпускников, коллег Претендента, представителей местного сообщества; а также зафиксированных фактов участия класса в соответствующих мероприятиях 4. развитие самоуправления в классе 3. отсутствие правонарушений у учащихся (или положительная динамика по этому показателю) 2. постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся 1. благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности) 6. участие учащихся в решении проблем местного социума 12

4. Критерий «использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе» 4. Критерий «использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе» открытыми учебными занятиями, формами фиксации результатов учебной деятельности учащихся, в том числе в цифровом виде (рабочие тетради, проекты, результаты исследований, тестирования и др.), научно-методическими публикациями, диссертационным исследованием 4. результативность использования современных образовательных технологий 3. разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов 2. использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе 1. использование ИКТ в процессе обучения предмету ПодтверждениеСодержание критерия 13

5. Критерий «обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.)» 5. Критерий «обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.)» 3. обобщение и распространение опыта на федеральном уровне: проведение мастер- классов, участие (с докладами) в семинарах, совещаниях и конференциях, научно- методические публикации в региональных изданиях, банках педагогической информации 2. обобщение и распространение опыта на региональном уровне: проведение мастер- классов, участие (с докладами) в семинарах, совещаниях и конференциях, научно- методические публикации в региональных изданиях, банках педагогической информации планами работы методических объединений, видеозаписями мастер-классов, программами и материалами семинаров, конференций, совещаний, публикациями в журналах и сборниках, научно- методическими трудами и монографиями 1. распространение опыта на муниципальном уровне: проведение мастер-классов, семинаров, систематическая работа с молодыми коллегами (наставничество) ПодтверждениеСодержание критерия 14

6. Критерий «участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах» 6. Критерий «участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах» 3. участие в федеральных профессиональных конкурсах 2. участие в региональных профессиональных конкурсах каждый из показателей по данному критерию подтверждается соответствующими свидетельствами 1. участие в муниципальных профессиональных конкурсах ПодтверждениеСодержание критерия 15

7. Критерий «повышение квалификации и профессиональная переподготовка, в том числе обучение в аспирантуре» 7. Критерий «повышение квалификации и профессиональная переподготовка, в том числе обучение в аспирантуре» удостоверениями, дипломами, справками 2. обучение в аспирантуре (или докторантуре) в период проведения конкурса 1.своевременное (не ранее чем за 5 лет до данного конкурса) прохождение повышения квалификации или профессиональной переподготовки ПодтверждениеСодержание критерия 16

Основной целью завершающего этапа является сбор, обобщение и распространение инновационного опыта общеобразовательных учреждений и учителей - победителей конкурсов в регионах России Основные каналы распространения информации их электронные версии, в том числе, распространяемые в сети Интернет печатные издания (сборники, методические разработки, информационно-аналитические материалы, буклеты и др.) 17

2.Каким образом провести экспертизу по критериям отбора: какую информацию должна содержать аналитическая справка и программа развития школы; каким образом использовать балльную шкалу; как обеспечить получение достоверной информации. Как снизить организационные риски реализации проекта. 2.Каким образом провести экспертизу по критериям отбора: какую информацию должна содержать аналитическая справка и программа развития школы; каким образом использовать балльную шкалу; как обеспечить получение достоверной информации. Как снизить организационные риски реализации проекта. 18

Конкурсный отбор осуществляется на основании двух групп критериев: критерии квалификационного отбора (далее - критерии участия) критерии конкурсного отбора (далее – критерии отбора) Критерии участия и отбора устанавливаются на федеральном уровне, являются фиксированными и обязательными 1919 По школам – рассматриваются с учетом Программы развития ОУ По учителям – рассматриваются с учетом Аналитической справки

минимизация необходимой документации, подтверждающей сведения о деятельности школы, необходимые для оценки по данному критерию отбора (во избежание бюрократизации и «бумажной волокиты»); минимизация необходимой документации, подтверждающей сведения о деятельности школы, необходимые для оценки по данному критерию отбора (во избежание бюрократизации и «бумажной волокиты»); опора на традиционные (пусть и несовершенные) диагностические показатели при оценивании результативности (в силу невозможности разработки и апробации принципиально новых показателей за столь короткий срок); максимальное доверие гражданским институтам, выступающим в роли Заявителя; учет мнения родителей, учащихся, выпускников, коллег, местного сообщества как полноценного «измерителя» результативности Учреждения по тому или иному критерию. Принципы проведения конкурсного отбора: 20

При оценке деятельности образовательного Учреждения на основе анализа его основного инновационного документа, программы развития, общественным экспертам важно будет установить: 1.Обеспечивает ли содержание программы развития достижение более высоких результатов по критериям конкурсного отбора 2.Повлияла ли инновационная деятельность Учреждения на улучшение его показателей по всем конкурсным критериям; наблюдается ли в школе положительная динамика изменения показателей по каждому критерию за последние 3 года При оценке деятельности школы следует учитывать также объективную взаимосвязь и взаимозависимость критериев конкурсного отбора и проводить экспертизу работы школы комплексно 21

2.В Учреждении функционирует орган государственно- общественного управления Заявка органа государственно- общественного управления общеобразовательного учреждения, зарегистрированного в его уставе, на участие в конкурсе; Лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, устав (копии правоустанавливающих документов) 1.Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицензию и государственную аккредитацию Перечень документов, представляемых учреждением для участия в конкурсе Критерии участия в конкурсе Критерии участия общеобразовательных учреждений 22

Программа развития.Бюджет, финансовый план или бизнес- план 4.В Учреждении разработана и утверждена программа развития Справка, подтверждающая отсутствие нарушений законодательства в сфере образования и трудового законодательства в течение последних трех лет, заверенная учредителем 3.В деятельности Учреждения не зафиксированы в течение трех последних лет нарушения законодательства в сфере образования и трудового законодательства Перечень документов, представляемых учреждением для участия в конкурсе Критерии участия в конкурсе 23

6.Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами Справка, подтверждающая наличие статуса пилотной, экспериментальной, инновационной или другой площадки федерального, регионального или муниципального уровня; ресурсного или методического центра, заверенная учредителем 5.Учреждение является ресурсным (методическим, опорным, социокультурным) центром для других образовательных учреждений (или местного сообщества) муниципалитета (региона) по ряду направлений развития общего образования; пилотной, экспериментальной, инновационной или другой площадкой федерального, регионального или муниципального уровня Перечень документов, представляемых учреждением для участия в конкурсе Критерии участия в конкурсе 24

8.В Учреждении имеется собственный сайт или электронная страница на сайте иного учреждения, (при отсутствии технических возможностей критерием участия может быть предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, обеспечивающего открытость и прозрачность деятельности Учреждения) Справка, подтверждающая наличие компьютерного класса, заверенная учредителем 7.В Учреждении оборудован компьютерный класс Перечень документов, представляемых учреждением для участия в конкурсе Критерии участия в конкурсе 25

1.Высокое качество результатов обучения и воспитания 2.Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе 3.Обеспечение доступности качественного образования 4.Продуктивность реализации программы развития Учреждения 5.Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада 6.Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся 7.Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению 8.Обеспечение условий безопасности 9.Участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах 10.Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования Критерии конкурсного отбора образовательных учреждений 26

Содержание критерия 1.Полнота реализации учащимися школы действующих требований Государственного образовательного стандарта. 2.Постановка, а также успешность достижения актуальных инновационных целей общего образования. 3.Наличие положительной динамики в результатах обучения и воспитания школьников. Критерий «высокое качество результатов обучения и воспитания» 27

При этом наиболее высокой оценки заслуживают те Учреждения, в программах развития которых определяются и в практике которых успешно реализуются качественно новые цели развития общего образования, определяемые педагогическим сообществом России как наиболее прогрессивные. показывающие наиболее высокие результаты в реализации действующих государственных образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей; Оценивание Высокой оценки будут заслуживать Учреждения: имеющие положительную за три года динамику по критерию « высокое качество результатов обучения и воспитания», состоящую, либо в увеличении количества учащихся, успешно усваивающих прежние программы, либо в увеличении числа учащихся, успешно усваивающих инновационные образовательные программы. 28

Содержание критерия можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени Критерий «эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе».

развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию «дебаты»; технологию модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско- зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления»; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно- коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио»; технологию дистанционного обучения и др. 30

Измерения и способ подтверждения критерия Общее количество и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе общеобразовательного учреждении в целом и по ступеням образования Доля педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе, по ступеням образования. Оснащенность компьютерной техникой (по количеству учащихся на персональный компьютер Доля педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий, в том числе информационно- коммуникационных Доля преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере. Динамика этих показателей. Оценивание Экспертную оценку по данному критерию следует проводить с учетом данных по первому критерию: «высокое качество результатов обучения и воспитания» 31

3. Критерий «обеспечение доступности качественного образования» К условиям, обеспечивающим доступность качественного образования, относятся: Характер реализуемых им образовательных программ (содержанию и технологиям); Наличие вариантов программ для разных групп школьников, обучающихся в данном Учреждении, то есть полноте удовлетворения их образовательных запросов Качество реализации программ, которое, в свою очередь, обусловливается качеством преподавания, зависящем от мастерства и заинтересованности учителей в достижении высоких результатов. Преемственность и завершенность реализации программ, которая обеспечивается использованием учебно-методических комплектов одной линии. 32

3. Критерий «обеспечение доступности качественного образования» ( продолжение) К условиям, обеспечивающим доступность качественного образования, относятся: Выполнение школой Закона об образовании Российской Федерации, гарантирующего ребенку право на получение образования в любом общеобразовательном учреждении. Наличие открытых и прозрачных процедур зачисления учащихся на все ступени школьного образования и во все классы, согласно имеющемуся в школе количеству посадочных мест, и наличием у родителей и учащихся возможностей для выбора образовательной программы. Бесплатность образования или наличие платы за дополнительные образовательные услуги в размере, не превышающим ту сумму, которую семья ребенка может заплатить за образования без ущерба для своего семейного бюджета 33

4. Критерий «продуктивность реализации программы развития» Под продуктивностью реализации программы развития Учреждения понимается достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней планами и показателями результативности, содержательное соответствие Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации. 34

Вопросы для оценки содержания программы 1. Включает ли программа развития меры по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста? 2. Планируется ли в Учреждении введение продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода? 3. Расширяются ли в учреждении образования программы дополни- тельного образования? 4. Переходит ли Учреждение к профильному обучению учащихся старших классах и предполагается ли проводить обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам? 5. Будут ли реализованы в школе меры по снижению учебной нагрузки учащихся, сохранению их физического и психического здоровья? 6. Будет ли в процессе реализации программы развития осуществляться переход школы к самостоятельной финансово- хозяйственной деятельности, расширению числа источников и объема средств внебюджетного финансирования? 7. Будет ли совершенствоваться в школе система общественно- государственного управления? Какие органы общественно- государственного управления школой будут создаваться? Будет ли у них достаточно полномочий для оказания реального влияния на решение проблем улучшения жизнедеятельности школы? Вопросы для оценки содержания программы 1. Включает ли программа развития меры по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста? 2. Планируется ли в Учреждении введение продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода? 3. Расширяются ли в учреждении образования программы дополни- тельного образования? 4. Переходит ли Учреждение к профильному обучению учащихся старших классах и предполагается ли проводить обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам? 5. Будут ли реализованы в школе меры по снижению учебной нагрузки учащихся, сохранению их физического и психического здоровья? 6. Будет ли в процессе реализации программы развития осуществляться переход школы к самостоятельной финансово- хозяйственной деятельности, расширению числа источников и объема средств внебюджетного финансирования? 7. Будет ли совершенствоваться в школе система общественно- государственного управления? Какие органы общественно- государственного управления школой будут создаваться? Будет ли у них достаточно полномочий для оказания реального влияния на решение проблем улучшения жизнедеятельности школы? 35

Вопросы для оценки качества программы развития школы 1. Имеется ли у учреждения положительный опыт реализации программ развития в предыдущие годы? 2. Обосновано ли в программе развития, что решаемые Учреждением проблемы являются для него актуальными? 3. Обосновано ли в программе развития, что для решения поставленных в ней проблем у образовательного Учреждения имеются необходимые возможности: кадровые, научно- методические, материально-технические и другие условия? 4. Обоснована ли в программе развития перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и других изменений инновационного характера? 5. Имеются ли в программе развития четко обозначенные цели и детально проработанные планы их достижения? Вопросы для оценки качества программы развития школы 1. Имеется ли у учреждения положительный опыт реализации программ развития в предыдущие годы? 2. Обосновано ли в программе развития, что решаемые Учреждением проблемы являются для него актуальными? 3. Обосновано ли в программе развития, что для решения поставленных в ней проблем у образовательного Учреждения имеются необходимые возможности: кадровые, научно- методические, материально-технические и другие условия? 4. Обоснована ли в программе развития перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и других изменений инновационного характера? 5. Имеются ли в программе развития четко обозначенные цели и детально проработанные планы их достижения? 36

Вопросы для оценки качества программы развития школы (продолжение) 6. Имеются ли у Учреждения надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства; внебюджетные средства учредителя; средства от коммерческой деятельности Учреждения; спонсорские средства – родителей, выпускников, социальных партнеров и др.; целевое финансирование по грантам, проектам и др. 7. Насколько полно учреждение образования справляется с реализацией намеченных в программе планов и достижением запланированных результатов: укладывается ли в отведенные программой сроки; в полном ли объеме реализует запланированные цели? 8. Является ли программа развития школы, с точки зрения экспертов, тем реально действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы? Вопросы для оценки качества программы развития школы (продолжение) 6. Имеются ли у Учреждения надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства; внебюджетные средства учредителя; средства от коммерческой деятельности Учреждения; спонсорские средства – родителей, выпускников, социальных партнеров и др.; целевое финансирование по грантам, проектам и др. 7. Насколько полно учреждение образования справляется с реализацией намеченных в программе планов и достижением запланированных результатов: укладывается ли в отведенные программой сроки; в полном ли объеме реализует запланированные цели? 8. Является ли программа развития школы, с точки зрения экспертов, тем реально действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы? 37

Измерения и способ подтверждения О развитии общественно-государственного управления в общеобразовательном учреждении можно судить, прежде всего, по наличию и составу органов общественного управления, а также по переданным им полномочиям. Существенным моментом является включение в управление школьной жизнью всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов. 5. Критерий «сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада» Содержательной стороной критерия является реализация базовых демократических ценностей, осуществляемая в школе через создание системы общественно- государственного управления и работу ее органов через содержание и технологии обучения и воспитания школьников, основанные на отношении к ребенку как субъекту учебно-воспитательного процесса 38

6. Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся При оценке образовательного учреждения по этому критерию целесообразно использовать Оценка работы школы по данному критерию может быть также сделана экспертами по наличию в программе развития школы целей и разделов, содержащих меры поддержания и улучшения здоровья школьников. данные мониторинга состояния здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний, по которым ведется учет или по группам здоровья школьников, которые могут быть представлены в аналитической части программы или в информационной справке 39

7. Критерий «позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению» Отношение родителей, выпускников и местного сообщества к общеобразовательному учреждению формируется на основании оценки родителями наиболее значимых параметров, связанных с обучением и пребыванием ребенка в школе: качества обучения (по предметам и ступеням обучения) степени подготовленности выпускников школы к поступлению в престижные вузы качества преподавания, общей культуры и компетентности педагогических кадров отношения к ребенку со стороны учителей и одноклассников, комфортности психологического климата в школе уровня дисциплины и безопасности условий пребывания в школе для жизни и здоровья ребенка наличия условий для дополнительного образования организации питания 40

8. Критерий «обеспечение условий безопасности» Под безопасностью предлагается понимать общую совокупность безопасных для жизни и здоровья учащихся условий в образовательном учреждении и усилия школы по формированию культуры безопасности в образовательной среде и социуме. Наивысших баллов заслуживают Учреждения, имеющие минимальное в сравнении со средними по региону количество чрезвычайных ситуаций, случаев травматизма и др., проявившие активность в формировании способностей учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях, комплексно решающие проблемы безопасности, а также имеющие положительную динамику изменения показателей по данному критерию 41

Измерения и способ подтверждения 1. данные об ущербе для жизни и здоровья детей, связанные с условиями их пребывания в ОУ 2. общее количество и динамика чрезвычайных ситуаций 3. количество вынесенных предписаний со стороны органов санэпиднадзора, противопожарной безопасности, инспекции по охране труда и др. за последние 3-5 лет 4. доступность медицинской помощи в образовательном учреждении 5. уровень материально-технического обеспечения безопасных условий в образовательной среде 6. нормативно- правовая база безопасности образовательного пространства 7. кадровое и материально- техническое обеспечение предмета ОБЖ. 8. Проведение практических мероприятий, формирующих способность учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях. 42

9. Критерий «участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах» При оценке работы Учреждения по критерию «участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах» важно обратить внимание не только на результаты, подтвержденные грамотами, свидетельствами и др. документами, свидетельствующие о победах, а, в первую очередь, на разнообразие конкурсных форм, массовость этих мероприятий, а также динамику этих процессов. 43

Измерения и способ подтверждения 1.общее количество конкурсных мероприятий и т.д., в которых участвовало само образовательное учреждение, его педагоги и учащиеся 2.динамику количества конкурсов за последние три года 3.уровни конкурсов (муниципальный, региональный, федеральный округ, общероссийский, международный, вузовский, корпоративный и др.) и динамика изменений участия в конкурсах разного уровня; 4.охват участием в конкурсах педагогов и динамика за последние 3 года 5.охват участием в конкурсах учащихся и динамика за последние 3 года. 44

10. Критерий «создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования» Для оценки общеобразовательного учреждения по критерию рекомендуется использовать три группы показателей Вторая – основные условия для их реализации Третья – наличие условий для развития дополнительного образования и внеурочной деятельности Первая группа характеризует результаты внеурочной деятельности и дополнительного образования 45

46 Оценка результатов охват учащихся (% от общего количества) дополнительным образованием в своей школе в целом (по образовательному учреждению и по каждой ступени и году обучения в отдельности); охват учащихся, занимающихся в спортивных секциях в своей школе в целом (по образовательному учреждению и по каждой ступени и году обучения в отдельности); охват учащихся, участвующих в деятельности детских и юношеских общественных организаций, объединений в своей школе (в целом по образовательному учреждению и по каждой ступени и году обучения в отдельности).

47 Оценка условий: количество программ дополнительного образования детей (в целом и по возрастным группам учащихся) финансовая доступность для учащихся; наличие квалифицированных преподавателей. Оценка условий для развития дополнительного образования и внеурочной деятельности осуществляется по наличию программы развития дополнительного образования (как части общей программы развития образовательного учреждения)

3.Как организовать работу и обучение представителей гражданских экспертных организаций. Как снизить организационные риски реализации проекта. 3.Как организовать работу и обучение представителей гражданских экспертных организаций. Как снизить организационные риски реализации проекта. 4848

- наличие специалистов и/или опытных граждан, которые могут быть привлечены для проведения экспертной оценки пакета материалов, представленных Учреждениями и Претендентами. Требования к гражданским экспертным организациям - наличие статуса юридического лица в организационно правовой форме предусмотренного для некоммерческих организаций; - подтверждение статуса органов самоуправления или совещательного органа организации, подтвержденного соответствующим локальным актом (Уставом организации, Положением о совете выпускников, Положением о родительском комитете общеобразовательного учреждения и т.д.); - высокая репутация данного гражданского института, в том числе за счет наличия опыта участия в различных образовательных программах и проектах; 49