Привлечение инвестиций для освоения ресурсного, гидроэнергетического потенциала и строительства инфраструктуры VII Байкальский международный экономический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия развития Дальнего Востока России: итоги реализации и формирование особых условий Заместитель полномочного представителя Президента Российской.
Advertisements

1 О программных методах развития горнодобывающего и нефтегазового комплексов в свете основных положений Стратегии развития Дальнего Востока, Республики.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Директор Департамента угольной и торфяной промышленности К.Ю. Алексеев.
Развитие электроэнергетики Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2018 года Хлебов Алексей Васильевич Генеральный директор Филиала ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Сибири.
ТОСЭР –территории опережающего экономического развития Вносится Правительством Российской Федерации Проект Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й ЗА К О Н О территориях.
Концепция инвестиционного проекта «Комплексное развитие Забайкалья» Освоение территорий в зоне строительства железной дороги «Транссиб – БАМ»
Проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России» V Международная конференция «Транспортно-транзитный потенциал» Санкт-Петербург.
1 ФГУП «ЗапСибНИИГГ» Влияние сырьевой и ресурсной базы недр (нефть) на величину национального богатства Российской Федерации.
Перспективы развития мультимодальных грузовых перевозок в Ульяновской области II Международный авиатранспортный форум «МАТФ-2012» Зиннуров В.Х., заместитель.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Выступление Генерального Секретаря Международной ассоциации «Координационный совет по Транссибирским перевозкам» Г.И.Бессонова (Байкальский международный.
Инфраструктурные проекты группы компаний «Петропавловск» (IRC)
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОГО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВА «РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО.
Проект « БЕЛКОМУР » - проект экономической интеграции и развития северных регионов России.
Импортозамещение медицинских изделий. Ручкин А.В. Президент ассоциации Здравмедтех 10 июля 2014 Москва Пути повышения конкурентоспособности отечественного.
Доклад заместителя главы администрации Иркутской области Михаила Владимировича Клокова.
1 Новосибирск, 2012 НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРОМЫШЛЕННО- ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПАРК АГЕНТСТВО ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Промышленно-логистический.
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР «ПЛЁС» ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ СПОРТА И ТУРИЗМА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
О развитии железнодорожного транспорта на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе г.Иркутск, сентября 2011 г.
Транксрипт:

Привлечение инвестиций для освоения ресурсного, гидроэнергетического потенциала и строительства инфраструктуры VII Байкальский международный экономический форум Сентябрь 2011 г.

Провинция Доля в ВВП, 2010 Китай – лидер в АТР Медь 2000 г.2010 г. Алюминий Никель Энерг. уголь Источник: World Bureau of Metal Statistics, BP Energy Review 2011 В течение последнего десятилетия, Китай превратился из быстроразвивающейся страны в лидера мировой экономики Основным источником роста были инвестиции в инфраструктуру и основной капитал, результатом которых были высокие темпы индустриализации и урбанизации Индустриализация и урбанизация сопровождались возрастающим спросом на ресурсы Быстрый рост экономики был неоднородным и привел к значительной дифференциации территорий В дальнейшем государственная политика Китая будет направлена на сглаживание данного неравенства Источник: CEIC Разбивка потребления ресурсов ВВП на душу населения (юани) 1

Ресурсный потенциал Сибири и Дальнего Востока 2 Россия занимает 1-е место по запасам природного газа (44,4 трлн. м 3 ) и 5-е место по подтвержденным запасам нефти (10,2 млрд. тонн), прогнозные ресурсы составляют более 150 трлн. м 3 природного газа и более 50 млрд. тонн нефти Россия занимает 3-е место после Австралии и Бразилии по прогнозным ресурсам железной руды (более 120 млрд. тонн), при этом наша страна является абсолютным лидером по подтвержденным запасам железной руды (100 млрд. тонн или 26% общемировых запасов) Российские подтвержденные запасы меди составляют более 85 млн. тонн Россия располагает более чем млрд. тонн прогнозных ресурсов угля (2-е место в мире после Китая) и более 190 млрд. тонн подтвержденных запасов угля (18% общемировых запасов) Подтвержденные ресурсы никеля в России составляют 8 млн. тонн (1-е место в мире) Россия также на 2-м месте (после ЮАР) по запасам золота (7 тыс. тонн) и металлов платиновой группы (3 тыс. тонн) уголь никель железная руда медь нефть и газ золото и МПГ 11,204 11,885 Москва В Сибири и Дальнем Востоке сосредоточено более 70% российских запасов почти всех видов природных ресурсов

Гидроэнергетический потенциал Сибири и Дальнего Востока 3 Колымская ГЭС Зейская ГЭС Бурейская ГЭС Усть-Хантайская ГЭС Курейская ГЭС Усть-Илимская ГЭС Братская ГЭС Иркутская ГЭС Богучанская ГЭС Новосибирская ГЭС Красноярская ГЭС Саяно-Шушенская ГЭС Барнаульские ТЭЦ (Кузбассэнерго) Прочие ГРЭС и ТЭЦ Кузбассэнерго Харанорская ГРЭС Гусиноозерская ГРЭС Березовская ГРЭС Красноярская ГРЭС-2 В Сибири расположены ¾ гидроэнергетических ресурсов России – экологически чистых источников дешевой электроэнергии, создающих ключевые конкурентные преимущества для развития промышленности o Установленная мощность в Сибири 39,6 ГВт, на Дальнем Востоке – 4,2 ГВт Совместно с CYPC ЕвроСибЭнерго планирует построить 3 новых электростанции суммарной мощностью более 2,2 ГВт: Нижне-Ангарская ГЭС, Транссибирская ГЭС и Ленская ТЭС o Идет подготовка технико-экономического обоснования В регионах существует излишек энергетической мощности: при общей мощности в 46 ГВт средняя используемая мощность составляет только 30 ГВт Отсутствие энергомостов между Россией и Китаем не позволяет реализовать конкурентное преимущество и экспортировать излишки электроэнергии

Проекты развития Группы En+ 4 Чинейское месторождение Запасы 1 млрд. т жел. руды / 12 млн. т меди Кап. вложения: $3.0 млрд. Агаскырское месторождение Запасы 310 млн. т молибдена Кап. вложения: $415 млн. Тывинская ГРК 2 угольных разреза Запасы 300 млн. т коксующегося и энергетического угля Добыча в 2010г. 770 тыс. т Эрчим-Тхан Добыча открытым способом Запасы 43 млн. т коксующегося и энергетического угля Добыча в 2010 г. 100 тыс. т БЭМО ГЭС (3000 МВт) и алюминиевый завод (588 тыс.т) Кап. вложения: ГЭС ($1.8 млрд.), завод ($826 млрд.) Ввод в эксплуатацию в 2013 г. Нерюнгри Улан-Удэ Чита Усть-Кут КраМЗ Увеличение прокатных мощностей переработки алюминия до 500 тыс. т/г Кап. вложения: $500 млн. Группа En+ готова инвестировать в проекты развития, расположенные в Сибири и Дальнем Востоке до $25 млрд. в течение следующих 20 лет Красноярск Нижнеангарская ГЭС Мощность: 660 МВт Кап. вложения $1.98 млрд. Ввод в эксплуатацию в гг. Ленская ТЭС Топливо: попутный газ Мощность: 1260 МВт Кап. вложения $1.14 млрд. Ввод в эксплуатацию в гг. Транссибирская ГЭС Мощность: 516 МВт Кап. вложения $1.55 млрд. Ввод в эксплуатацию в гг. Тайшетский алюминиевый завод Мощность: 750 тыс. т (1-ая очередь 50%) Кап. вложения $1.55 млрд. Ввод в эксплуатацию в 2013 г. Иркутск

Социально-экономическое развитие отстает от общероссийского уровня 5 Рост ВРП за период г. (199 7 =100%) Чистый приток ( отток ) населения в 2009 г. Источник: Росстат Вклад Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в ВВП России остается невысоким –В 2009 г. доля Сибирского ФО в общей сумме ВРП по всем регионам России составляла 10,6%, а Дальневосточного ФО – 5,4%. –Если в 2009 г. ВВП России увеличился по сравнению с 1997 г. в 1,74 раза, то ВРП Сибирского и Дальневосточного округов – примерно в 1,6 раза ВРП на душу населения в Сибири ниже общероссийского уровня –Если в среднем по регионам России ВРП на душу населения в 2009 г. составил 226 тыс. руб., то в Сибирском ФО – 173,4тыс. руб. Продолжается сокращение населения Сибири и Дальнего Востока –В 2009 г. разница между количеством прибывшего и выбывшего населения в ДФО была наибольшей среди федеральных округов и составила -3,6 человека на 1000 жителей, а в СФО - (-1). –с 1995 г. численность постоянного населения Сибири сократилась на 1,4 млн. чел Существующие экономические, финансовые и человеческие ресурсы Сибири и Дальнего Востока недостаточны для реализации колоссального потенциала развития. Необходима мобилизация значительных инвестиций для развития региона, в том числе в рамках частно-государственного партнерства

Дополнительные государственные инвестиции на развитие инфраструктуры 6 40т Порты Дальнего Востока Пропускная способность 120 млн. тонн в год / экспортная мощность 70 млн. тонн в год 70т Транссиб Пропускная способность магистрали в направлении дальневосточных портов составляет менее 60 млн. тонн в год Без значительных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры в ближайшие 5 лет ( около $60 млрд.) из внешних источников ( средств Федерального бюджета и внешних целевых займов ), а также без оптимизации таможенных и налоговых процедур, мы столкнемся с фактором, сдерживающим развитие Сибири и Дальнего Востока Железнодорожные переходы в Китай Совокупная пропускная способность ж / д переходов Сибири и Дальнего Востока составляет около 60 млн. тонн в год при перспективной потребности не менее 100 млн. тонн в год Гродеково- Суньфеньхе Камышовая- Хуньчунь Махалино- Хуньчунь Забайкальск- Манчжурия

Транзитный потенциал Сибири и Дальнего Востока Возможный транзитный коридор из Европы в Азию и обратно через Россию позволит привлечет определенный объем срочных контейнерных грузов, который в настоящее время транспортируется морем, что приведет к снижению тарифов/издержек Транзитные перевозки по территории одной страны с выходом в балтийские порты безопаснее морского пути в районах Восточной Африки Расширение пропускной способности Транссиба, создание новых и модернизация существующих ж/д погранпереходов между Сибирью/Дальним Востоком и странами АТР, в первую очередь Китаем, является неотъемлемой частью реализации транзитного потенциала регионов 7 Географическое положение России является естественным преимуществом, чтобы стать транзитным коридором между западом и востоком. Реализация транзитного потенциала – это дополнительный стимул для развития регионов. Необходимый объем инвестиций в развитие транзитного железнодорожного сообщения может составить до $5 млрд. Около $1.5 млрд. на увеличение пропускной способности Транссиба Гродеково Нижнеленинское Потенциальная транзитная пропускная способность Транссиба млн. т в год Забайкальск Наушки Семипалатинск

Развитие топливно-энергетической инфраструктуры 8 Россия Китай Москва Новый Уренгой Горно-Алтайск Тайшет Сковородино Дацин Пекин Газопровод «Алтай» Нефтепровод « Сковородино – Дацин » энергомост Необходимые инвестиции только в развитие энергогенерации и сетевой инфраструктуры составляют, по консервативным оценкам, 25 млрд. долл. Действующее двустороннее соглашение предусматривает рост экспорта электроэнергии в Китай до 60 ТВтч к 2020 г. по сравнению с 1 ТВтч сегодня, что потребует строительства 10 ГВт дополнительных генерирующих мощностей на территории Сибири и Дальнего Востока ЕвроСибЭнерго и China Yangtze Power Company подписали соглашение о сотрудничестве в области гидроэнергетики, предусматривающее в том числе строительство новых гидростанций и организацию экспорта электроэнергии из Сибири в северные и северо-восточные провинции Китая Реализация энергетического потенциала Сибири требует строительства энергомостов в Китай межгосударственное сотрудничество в развитии нефтепровода «Сковородино – Дацин» (протяженность свыше 1000 км, пропускная способность 15 млн. тонн в год) строительство газопровода «Алтай» (протяженность более 6000 км, пропускная способность – 30 млрд. куб. м в год) Развитию трансграничной энергетики Сибири будет способствовать дальнейшее развитие существующих и строительство новых трубопроводов

Основное условие – развитие инфраструктуры Задача развития региона в условиях существующих инфраструктурных и институциональных ограничений требует разработки комплексной долгосрочной программы развития Сибири и Дальнего Востока с активным привлечением к этой работе делового сообщества Отсутствие комплексного подхода и хронический недостаток финансирования как раз и являются причинами, по которым проекты из федеральных целевых программ и стратегий развития отдельных регионов не реализуются На данный момент пропускная способность Транссиба, БАМа и дальневосточных портов уже недостаточна, чтобы справиться с растущим грузооборотом между востоком страны и партнерами в АТР Только создание нового режима сотрудничества позволит привлечь необходимые для модернизации и развития инвестиции от частных российских и иностранных инвесторов Без государственной поддержки и финансирования реализация столь масштабного проекта будет невозможна 9

Предложения по созданию «режима развития» Сибири и Дальнего Востока Разработка и запуск механизма реализации крупных инфраструктурных проектов Принятие твердых обязательств по реализации инфраструктурных проектов на основе частно- государственного партнерства со стороны государства и частных инвесторов, в том числе в рамках концессионных соглашений Установление порядка получения гарантий доступа к объектам инфраструктуры для бизнеса Разработка и регулярное обновление плана развития территорий, включающего развитие объектов транспортной и энергетической инфраструктуры Установление долгосрочных тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки 2. Создание механизма привлечения иностранных инвесторов Установление четких и прозрачных условий получения иностранными инвесторами 10%, 25%, 50%-ных долей в совместных предприятиях в соответствии с: –Приоритетами в развитии отраслей на территории региона –Уровнем передачи технологий со стороны иностранного инвестора –Минимальным размером инвестиций –Сроком реализации проекта Разработка стимулов для иностранных инвестиций, включая: –Установление особого порядка аренды земельных участков на длительные сроки (до лет) –Установление дополнительных налоговых льгот для предприятий с иностранными инвестициями в рамках специального налогового режима, устанавливаемого на территории региона, в том числе в рамках межправительственных соглашений

Предложения по созданию «режима развития» Сибири и Дальнего Востока Налоговые льготы для компаний, реализующих проекты по развитию территории Установление нулевой ставки налога на прибыль в течение первых 5 лет с начала запуска проекта и льготной– в течение следующих 5 лет Возмещение 50% уплаченного налога на прибыль в случае реинвестирования прибыли, полученной в ходе реализации проектов на территории Сибири и Дальнего Востока Предоставление инфраструктурного вычета по налогу на прибыль (не более 2% оборота компании) для погашения затрат Предоставление образовательного вычета по налогу на прибыль (не более 1% оборота компании) Налог на прибыль Налог на имущество НДПИ Установление 14%-ной ставки социальных взносов на фонд оплаты труда персонала, привлеченного из других регионов страны, в течение первых трех лет работы Освобождение от социальных взносов надбавок к заработной плате, выплачиваемой лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях Расширение вычетов по НДПИ для новых месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке Установление нулевой ставки налога на имущество до завершения инвестиционного проекта, реализуемого на территории Сибири и Дальнего Востока Соц. взносы

Предложения по созданию «режима развития» Сибири и Дальнего Востока Обеспечение доступности финансовых ресурсов для развития региона 4. Создание института развития в регионе Разработка плана действий существующих институтов развития на территории Сибири и Дальнего Востока, в том числе деятельности Инвестиционного фонда РФ, Внешэкономбанка, а также плана реализации федеральных целевых программ Развитие практики предоставления госгарантий по займам компаний, участвующих в реализации крупных инфраструктурных проектов в регионе Проработка возможностей привлечения средств новых институциональных инвесторов (в том числе создание Банка развития Сибири и Дальнего Востока, который будет тесно сотрудничать с Фондом развития, описанным выше) Создание Фонда развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, в уставном капитале которого участвуют Российская Федерация, российские инвесторы и иностранные инвесторы. Со стороны государства в Фонд могут быть переданы нераспределенные лицензии на добычу полезных ископаемых Фонд будет выполнять следующие функции: Привлечение и отбор инвесторов для реализации проектов комплексного освоение минеральных и энергетических ресурсов на определенных заданных условиях; Участие в капитале проектных и инвестиционных компаний наряду с российскими и иностранными инвесторами; Передача соответствующим проектным и инвестиционным компаниям права пользования участками недр.

Предложения по созданию «режима развития» Сибири и Дальнего Востока Создание условий для привлечения рабочей силы в регион 7. Другие меры Разработка стимулов для повышения мобильности населения, в том числе освобождение от НДФЛ в течение первых трех лет после переезда в регионы Сибири и Дальнего Востока, компенсация затрат на переезд и выплата «подъемных», предоставление ипотечных кредитов на льготных условиях и жилищных сертификатов, субсидирование расходов на получение образования Разработка и реализация комплекса мер по стимулированию развития жилищного строительства и социальной инфраструктуры региона Разработка мер по развитию региональной сети перевозок и бизнес-инфраструктуры региона Стимулирование развития региональных научно-исследовательских центров, обеспечивающих формирование компетенций по основным отраслям промышленности в регионе Совершенствование системы поддержки промышленного экспорта из Сибири и Дальнего Востока Разработка комплекса мер по развитию речных путей в регионе