Лексический разбор текста М.А.Шолохова «Сокровищница народной мудрости» Урок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 c.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА УРОКА : «Язык – хранилище духовной культуры народа»
Advertisements

Урок русского языка в 5 классе Комплексный анализ текста.
ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ? (ИСТОКИ И ИСТОРИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ) Авторы: Галаганова Юлия, Малюга Татьяна, Кравченко Полина.
«Донские рассказы» рассказ « Судьба человека» романы « Тихий Дон», «Поднятая целина».
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Активизация познавательной деятельности обучающихся при работе с текстом.
Урок-зачёт в 10 классе « Комплексный анализ текста». Выполнила: Воеводина Г. В. Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ »2.
Публицистический стиль Урок развития речи в 7 классе.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Презентация по русскому языку на тему: Стили речи Работу выполнили ученицы 10в класса Васильцова Екатерина и Ерохина Наталья.
Урок развития речи «Мир дома твоего». Художественный стиль Сфера использования – искусство, художественная литература Основная цель речи – воздействие.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Транксрипт:

Лексический разбор текста М.А.Шолохова «Сокровищница народной мудрости» Урок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 c. Александровского Ставропольского края Черепова Ольга Андреевна

Цель урока – выполнение лексического разбора текста как средства подготовки к итоговой аттестации девятиклассников Задачи урока: закрепить умение выполнять лексический анализ текста; развивать навыки коллективной поисковой работы; повышать общий уровень развития и культуры учеников, воспитывать любовь к русскому СЛОВУ как к сокровищнице человеческой мысли и опыта.

Сокровищница народной мудрости Из предисловия к сборнику В.И.Даля «Пословицы русского народа» М. А. Шолохов

Владимир Иванович Даль

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля

Докажите, что это текст публицистического стиля Сфера употребления – общественно-экономические, политические, культурные отношения. Назначение – передача общественно значимой информации о богатстве русского языка с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в том, что язык – это сокровищница народной мудрости, которую необходимо изучать. Состав лексики – общественно-политическая лексика: народ, язык, человеческая мысль, национальная история, быт, мировоззрение, общественный строй, поколение, эпоха, служит великому и благородному делу. Особенности – логичность, информативность, образность, эмоциональность, призывность.

Укажите ключевые слова текста Язык Сокровища Народ Пословицы Богатство В.И.Даль

Работа со словарём Уточните значение слов; если оно многозначное, то определите, в каком значении оно употребляется в тексте. 1. Афоризм 6. Предрассудки 2. Изречение 7. Образный 3.Чеканный 4. Диалектолог 5. Культура

Укажите синонимы, антонимы, в том числе контекстуальные. Какова их роль в тексте? Синонимы (в том числе контекстные) Пословицы – народные изречения – афоризмы Меткий – образный Великий – благородный Великий – могучий Они выражают трепетное отношение автора к пословицам и восхищение богатством языка, придают речи меткость, образность, эмоциональность

Антонимы Радость –страдания, смех – слёзы, любовь – гнев, вера – безверие, правда – кривда, честность – обман, трудолюбие – лень, истина – предрассудки, уродство – красота. Они помогают показать полноту охвата явлений, широту пространственных и временных границ, отображённых в пословицах, придают речи остроту, эмоциональность и выразительность.

Подберите синонимы к словам Кривда – неправда, несправедливость, ложь Мировоззрение – миропонимание Неисчерпаемый – неистощимый Несметный – неисчислимый

Укажите профессионализмы. Какова их роль в тексте? Диалектолог (специалист по диалектологии), пословицы

Работа в группах Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Укажите вид тропов и их роль в тексте 1 группа – 1 абзац 2 группа – 2 абзац 3 группа – 3 абзац 4 группа – 4 абзац

Продолжите предложения Лексический разбор текста нужен для того, чтобы … Лексический разбор поможет при выполнении следующих заданий экзаменационной работы по русскому языку: …

Домашнее задание Написать сочинение на лингвистическую тему(С2.1): «Какова роль тропов в текстах публицистического стиля?» ( По тексту М.А.Шолохова «Сокровищница народной мудрости») Требование те же, что и к экзаменационному сочинению