Г. Саратов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11» Семинар «Технология подготовки и проведения инновационного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок и педагогическая инноватика «Инноватика и инновация в образовательном процессе»
Advertisements

«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Методист ОДОД Л.Ф.Павловская. Формы занятий Формы организации занятий Формы проведения занятий.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Современный урок Сидорова Н.А., заместитель директора лицея.
Компетентностная модель ученика в образовательном процессе и самореализация учащихся в условиях современной школы Подготовила: зам. директора по НМР Ширяева.
Анна Сергеевна Троегубова УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МАОУ СОШ 29.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Современный анализ урока: его реализация на уроках математики.
Методический семинар Нетрадиционная форма урока : замысел, организация, анализ.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Анализ современного урока В помощь учителю
МОУ «Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района. Учитель Кравченко Е.Ю.
ТЕМА : Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
Формы занятий в школе ( традиционный подход ). ФГОС НОО Организация детей в учебной и внеурочной деятельности.
Транксрипт:

г. Саратов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11» Семинар «Технология подготовки и проведения инновационного урока» 15 января 2010 г.

Цель семинара Рассмотреть структурные элементы и логику различных типов учебных занятий, творческих уроков. ЗАДАЧИЗАДАЧИ 1 2 Рассмотреть виды инновационных уроков Определить цели и задачи творческих уроков

На пути реализации новых подходов в обучении первой стоит задача создания адаптивной дидактической системы позволяющей управлять развитием личности, главным критерием которой является - понимание.

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования обучающихся. Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся.

В педагогике классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Учебное занятие как организационная форма обучения реализует образовательные цели, а также решает конкретные задачи. В результате этого учебное занятие разбивается на отдельные составляющие - этапы, т. е. каждая отдельная дидактическая задача определяет конкретный этап учебного занятия и в нем реализуется.

Эффективность и результативность урока во многом определяются его структурой, под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок формирует знания, но не обусловливает общее развитие обучающихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.

Качество учебного занятия определяется: полнотой набора компонентов, т. е. наличием всех необходимых этапов учебного занятия; соответствием образовательных задач этапа образовательной цели всего учебного занятия, а также соотношением образовательных задач каждого этапа между собой; целевой направленностью - учебное занятие как система не состо­ится, если будет отсутствовать дидактическая цель; целостностью его составляющих этапов.

Этап - относительно завершенная часть учебного занятия Этап представляет собой систему взаимосвязанных элементов : образовательной задачи, содержания, методов обучения, форм организации учебной деятельности школьников, реального результата.

Образовательная задача - это запрограммированный результат данного этапа; системообразующая часть структуры этапа учебного занятия, которая объединяет все элементы этапа в единое образование. Образовательная задача имеет два направления целей учебного занятия: цели, ориентированные на содействие развитию личности; узкопредметные цели.

Содержание учебного материала - содержательная основа каждого этапа учебного занятия. К ней относятся не только теоретические сведения, правила, теоремы, законы, но и задачи, упражнения, вопросы учителя, отра­жающие последовательность умственных действий ученика, обеспечивающие усвоение им компонентов научного знания. В содержание необходимо включать ценности и смыслы детей, чтобы исключить формальный подход к знани ям.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся в достижении конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляются личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учи­теля, которые определяют стиль работы учителя на уроке.

Формы организации учебной деятельности обучающихся - система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на осно­ве сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной работы.

те знания, умения, навыки, которые приобрели учащиеся. При анализе этапа и занятия в целом следует оценивать полноту использования учителем возможностей для воспитания и развития школьников. Следует ориентироваться на конкретность, точность формулировки цели занятия и задачи его этапа, а также степень приближения к их достижению. Реальный результат

«Инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося Инновационные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний обучающихся.

Подготовка творческого урока начинается с планирования. Важнейшей частью является целеполагание. Цель любого урока представляется как триединая задача: обучающая, воспитательная и развивающая. При проведении творческого урока необходимо помнить, что он предполагает субъект-субъектные отношения между учителем и учениками, наличие доверительной атмосферы общения. Для этого педагог использует приемы, выработанные в педагогике сотрудничества.

На творческих уроках удается достичь: разных целей методического, педагогического и психологического характера. Различные цели можно суммировать следующим образом : 1) осуществляется контроль знаний, умений и навыков обучающихся по определенной теме; 2) обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение обучающихся к уроку; 3) предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Группы инновационных уроков Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок -- дублер начинает действовать. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс- конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, живая газета, устный журнал. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок 21 века. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

Деловая игра Деловая игра-- средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы

Основными целями и задачами урока Деловая игра является : активизация и закрепление знаний обучающихся, приобретенных при изучении данной темы; · анализ, синтез, интерпретация материала в ходе данного урока; · практическое применение полученных знаний, планирование хода действий. Основная задача: * выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.

Урок - КВН. Основными целями и задачами такого урока является: обобщение и систематизация знаний обучающихся по данной теме - явлениях, процессах и закономерностях; развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал; объяснение закономерностей и процессов; установление причинно-следственных связей; строить графики; развитие мышления обучающихся и их творческих способностей; формирование грамотной устной речи; воспитывать в обучающихся чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности; развивать познавательный интерес к предмету.

Задания для такого урока могут быть различными. Это может быть решение задач; фронтальный опрос членов команд по очереди; отгадывание ребусов, кроссвордов; выявление закономерностей; поиск лишних слов и их исправление; демонстрация домашнего задания, предварительно данного преподавателем по выбранной теме; разыгрывание сценок. Урок - КВН.

Урок - конкурс. Проведение такого урока позволяет: · проверить прочность усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения; · систематизировать знания обучающихся; · формировать у обучающихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий; · воспитывать волю к победе; · прививает учащимся интерес к выбранной профессии; · развивать у обучающихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность.

Урок - аукцион. Этот урок строится как повторительно- обобщающий с акцентом на показ практической значимости изученных вопросов

Урок-сюрприз. Особенностью данного урока заключается в том, что учащиеся не знают какие задания их ожидают, для этого используются специально приготовленные шкатулки с вопросами, «черные» ящики, конверты и т.д. Цели такого урока следующие: · обобщить знания обучающихся о понятиях, показать их значение, взаимосвязь; · расширить кругозор, словарный запас через исторические сведения о величинах, повторить старинные единицы массы, длины, времени; · выявить имеющиеся знания и понятия процессов, явлений на уровне собственного жизненного опыта; · воспитывать активность, самостоятельность.

Инновационные подходы позволяют заменить целевую установку урока "дать образование" на установку "образование как самореализация"; принцип репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности; подход от общего образования для всех к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика; переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному; переход от логической структуры урока к ситуационной; вместо заданий, не предполагающих их индивидуального решения, вводятся эвристические - открытые задания; ограниченность содержания урока рамками классных стен преодолевается с помощью телекоммуникаций и ресурсов Интернет;

Инновационные подходы позволяют заменить вместо обобщения материала и заранее готовых выводов урока внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии - осознание выполненной деятельности; универсализированная, в том числе тестовая система контроля результатов обучения заменяется на персонализированную, учитывающую индивидуальные возможности и цели каждого ученика; оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой.

Инновационные подходы позволяют заменить Наряду с этим внедрение в урок информационных технологий, разнообразие форм и методов организации учебной деятельности с их помощью позволяет раскрыть субъективный опыт обучающихся. Их применение в преподавании всех учебных дисциплин, и технологии в частности, является эффективным средством обучения, которое значительно повышает качество знаний, расширяет кругозор, формирует ключевые компетенции обучающихся. Появление различных компьютерных программ, обладающих высокой информативностью, наглядностью, позволяющих проводить интерактивные технологические эксперименты, обеспечивает большую наглядность материала и поддержание интереса обучающихся на высоком уровне в течение всего занятия.

Желаем успеха!