Срывание всех и всяческих масок … Тип урока: урок-исследование по повести Н. В. Гоголя « Нос » Цели: Обучающая: учить анализировать текст через предметные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Срывание всех и всяческих масок… Тип урока: урок-исследование ( по повести Н. В. Гоголя « Нос ») Цели: Обучающая: учить анализировать текст через предметные.
Advertisements

Башмачкин – несчастный или посмешище?. - Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
Урок-исследование Литература 9 класс (речевой) Учитель: Васильева Вера Владимировна.
Повесть Н.В.Гоголя «Нос», или страдания бедного чиновника СоставилаС.И.Тарасенко Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
История создания «Нос» сатирическая абсурдистская повесть, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в годах. В 1835 году журнал «Московский наблюдатель»
Проект урока 14 «Добро и зло» (Основы мировых религиозных культур) Авторы проекта: Сергеева Л.Г. Иванова К.П. Андреева Л.Н. Казакова Р.М. Гуренькова К.П.
Гротеск в повести Н.В. Гоголя «Нос» Работа ученицы 10 «а» класса Бродской Екатерины.
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Презентация. "Петербургские повести" Н.В.Гоголь
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
Сумасшедший Петербург ( для учащихся 10- х классов )
Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
«Ионыч». Урок-исследование По 6 главе поэмы Гоголя «Мертвые души»
Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Петербургские повести.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
«Вещное и вечное в повести Н. В. Гоголя «Портрет». Что победило, что погубило и почему?
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
Сказкотерапия как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников Шуткина Ирина Сергеевна, старший воспитатель д/с 169.
« После бала ». Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что.
Транксрипт:

Срывание всех и всяческих масок … Тип урока: урок-исследование по повести Н. В. Гоголя « Нос » Цели: Обучающая: учить анализировать текст через предметные детали; закреплять представления учащихся о сюжете, композиции, эпизоде, гротеске. Развивающая: развивать умение определять границы эпизода; находить причинные связи между эпизодами; развивать навыки речевого общения. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают». Л.Н.Толстой Перфильева Г.И., учитель литературы ОСОШ г.Амурска Хабаровского края

Моллер. Портрет Гоголя, 1840 г.

Нос Нос – самая выдающаяся часть лица. Нос Нос – орган дыхания. Нос Нос – орган обоняния. Нос Нос придаёт индивидуальность каждому из нас. Нос Нос есть у всех. Нос Нос делает нас непохожими на окружающих.

Кто такой Ковалев? С какой целью Ковалев приехал в Петербург? Каков портрет Ковалева? Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым? Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором? Обратимся к сюжету повести :

Назовите детали, которые убеждают читателя в реальности происходящего Каково время действия ? Где происходит действие ? Зачем понадобилось Гоголю убеждать всех в реальности происходящего ? О чём предупреждает нас Н. В. Гоголь ? Какую маску носим мы в обществе ? Что скрываем под ней ? Соответствует ли внутреннее содержание человека его поступкам ? Обратимся к сюжету повести:

1. Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым? чиновник из редакции газеты частный пристав квартальный надзиратель доктор 2. К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору? 3. Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю? Исследуем текст. Задания 1 группы :

Исследуем текст. Задания 2 группы : Расскажите об объявлениях в газете. В чём их абсурдность ? Зачем, как вам кажется, Гоголь отвлекается от основного сюжета и подробно излагает содержание этих объявлений ?

Нелепые объявления в газетной экспедиции : малоподержанная коляска Вывезена из Парижа в 1814 г. в качестве трофея после разгрома Наполеона, т.е. старая прочные дрожки Без одной рессоры, т.е. совсем непрочные молодая, горячая лошадь 17 лет от роду, т.е. старая из Лондона новые семена репы и редиса Репа и редис - исконно русские овощные культуры, т.е. это объявление – обман, уловка продажа старых подошв Т.е. никому не нужных В этих объявлениях – вся Россия, с её несообразностями, абсурдом. Лгут все вокруг, все к этому привыкли. Только редактор не замечает этих несообразностей. А вот то, что у человека горе – пропажа носа, он напечатать не захотел …

Исследуем текст. Задания 3 группы: Какова композиция повести ? Зачем повествование начинается с I главы, в которой передана история цирюльника Ивана Яковлевича ? Какие несоответствия в поведении брадобрея вы обнаружили ? Что общего у Ивана Яковлевича с Ковалёвым ? Почему у Ивана Яковлевича нет фамилии ?

Брадобрей Иван Яковлевич « Человек почтенный во многих отношениях …» « Как всякий порядочный русский мастеровой был пьяница страшный » « каждый день брил чужие подбородки … но его собственный был у него вечно небрит » На вывеске его заведения было написано : « И кровь отворяют »( т. е. должны быть чистота, стерильность ) А у него вечно воняли руки. Фрак … был в пятнах, воротник лоснился, вместо пуговиц торчали нитки. Для « приличия » надевает фрак, « пьёт кофий » по утрам …( как принято в обществе ). « Был циником », т. е. человеком, пренебрегающим нормами нравственности и благопристойности. Соблюдение внешних приличий, хотя под обманчивым лоском скрываются убожество души, тщеславие, грубость, лесть, зависть, трусость …

Что означает выражение « Остаться с носом ?» - Ничего не получить … К майору Ковалёву нос вернулся, т. е. буквально он остался с носом и счастлив от его возвращения. Н. В. Гоголь обыгрывает эту поговорку, придавая ей глубинный смысл. Нос – это маска. Срывая эту маску, автор показывает истинное лицо героя : его амбициозность, непомерное тщеславие, трусость … Только в отсутствие носа герой активен, искренен, деятелен, честен с окружающими, чего ни до, ни после этой истории с ним уже не случается. Да, с носом он остался, только вот история эта ничему его не научила : вернулся нос – и вернулась его прежняя жизнь, с её визитами, знакомствами, развлечениями, амбициями … С.Алимов. Иллюстрация к повести Гоголя «Нос».

Что означает выражение « Водить за нос ?» Автор умело « водит за нос » читателя в течение всего повествования : то он намеренно пунктуален в описании времени и места действия, то сознательно запутывает дело, вводя фантастические события, которым, впрочем, никто не удивляется. - Обманывать, вводить в заблуждение.

Нетерпение читателя возрастает, а Н. В. Гоголь будто этого и не замечает. Он поминутно отвлекается, прерывает действие вставными эпизодами, пускается в подробнейшее описание, а в самом конце притворно удивляется, « как это он мог избрать такой нелепый сюжет ?» Так автору удается переключить внимание читателя с внешне нереальной комической ситуации на осмысление того, что « внутренне смешно ».

Использованные источники : Манн Ю. Поэтика Гоголя., М., 1978 Машинский С. И. Художественный мир Гоголя, М, 1979 Боголепов П. К. Тропа к Гоголю, М., 1976 Музеи России Выставка Сергея Алимова Иллюстрация к повести Гоголя « Нос ». Моллер. Портрет Н. В. Гоголя. catalog.ru/picture.php?id_picture=8933http:// catalog.ru/picture.php?id_picture=8933 Иллюстрации аудиоучебника [ Часть первая : Николай Васильевич Гоголь. Литература XIX века. 10 класс, Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература XIX века.]