География 9 класс Литвинова Г.Ю. География 9 класс Литвинова Г.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
География 9 класс Литвинова Г.Ю. География 9 класс Литвинова Г.Ю.
Advertisements

Народные промыслы Изобразительное искусство 3 класс.
Народное искусство Народное искусство Народное искусство изначально связанно с трудовой деятельностью человека. Народное искусство изначально связанно.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Народные промыслы России Жестовские подносы. Богородская резная игрушка Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада. Промысел.
МОУ СОШ с. Усть-Чём Искитимский района, Новосибирской области Красота гжельских узоров. Автор: Чуп Ольга 10 лет Руководитель: Чуп Татьяна Николаевна.
В шестидесяти километрах от Москвы находится живописный подмосковный регион с необычным названием.
МОУ СОШ 12 С УИОП ученицы 5 класса « в » Кондрашовой Варвары Для урока ИЗО На тему : Народные промыслы.
Сегодня мы с вами немного попутешествуем по местам художественных народных промыслов А начну я свою беседу о народном искусстве и культуре России. Как.
Работу выполнила Ученица 9«А» класса Чистякова Елена.
Гжель один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Воспитатель Капюченко Л.В.. ХОХЛОМА Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет.
Урок Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ Выполнила: ученица 9 В класса Шкадун Анна Проверила: Яранцева Ольга Владимировна.
Выполнила ученица 6 класса Курцева Елена. В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические.
Тайны гжельской росписи Авторы исследования: группа учащихся 5 «А» класса МБОУ СОШ 5 г. Кузнецка Пензенской области Тема проекта.
Истоки и современное развитие народных художественных промыслов Проект подготовили учащиеся 2 « А» класса.
801 год – московскому княжеству (1299) 391 год – Московской губернии (1709) 81 год – Московской области (1929)
Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется.
Транксрипт:

География 9 класс Литвинова Г.Ю. География 9 класс Литвинова Г.Ю.

Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то дорого, что красно золото, А то дорого, что мастера доброго.

Цели урока: Используя нетрадиционные формы обучения, познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, художественной ценностью; Воспитывать патриотизм, нести профессиональную ориентацию.

Золотая хохлома Родина искусства Хохломы – Лесное Зоволжье. По берегам рек Керкенец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду. Выточенные из легкой и сухой древесины чашки, братины, поставцы, солонки мастера делали похожими на драгоценные, золотые, расписывая их орнаментом. Красочные узоры из трав, цветов и плодов придавали особую красоту строгим формам деревянных вещей. В течение столетий оттачивались мастерство народных художников. Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, выполненные с помощью оригинальной техники росписи, характерной лишь для этих мест, стали называть Хохломской. Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, когда на рынках появилась дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий сделала хохлому любимой и популярной среди простого народа. Так в XIX в хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889 г. В Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий за границу. Промысел имеет в настоящее время два художественных центра. Старейший из них – фабрика «Хохломской художник», которая находится в четырех живописных цехах сел Новопокровское, Семино, Кулигино и Хрящи. Работают там мастера, живущие в деревнях, расположенных вдоль реки Узолы. Здесь живут мастера, отцы и деды которых тоже занимались хохломской росписью.

Второй, более молодой художественный центр Хохломы находится в городе Семенове Нижегородской области. В 1918 г. В Семенове была организована школа художественной обработки дерева. Сюда приехали опытные мастера, которые начали обучать молодежь. Из выпускников школы была организованы артель, из которой в дальнейшем образовалась фабрика «Хохломская роспись» Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами. Секрет их производства до сих пор свято хранится семеновцами. Изделия не теряют своего цвета на протяжении многих лет. Хохломскую посуду применяют так же, как и любую другую. Никаких ограничений нет. Хохломская мебель, особенно детская, используется по своему прямому назначению и применяется для украшения интерьеров.

Стояли по берегам Узолы дубравы, величественные дубы гляделись в черное зеркало воды, время и волны точили берег, валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины и липы. Белые донца, вытесанные из мягкой древесины, сами просились под резец или кисть, и вот крестьяне приузольских деревень, инкрустировав их конями да птицами, привезли на городецкий базар, в донный ряд. Рынок требовал поиска нового. Братья Лазарь да Антон Мельниковы впервые расписали донца яркими красками. Искусство талантливых братьев нашло живой отклик в народе, ведь «кто людей веселит, за того свет стоит». Приузолье - северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край, где зеленое вечно живое море простирается до самого горизонта. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах и неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина двух изумительных народных промыслов - хохломского и городецкого. Хотя и не сравнится городецкая роспись по известности с хохломской, немало и она знаменита. Какова же история Городецкого народного промысла? Городецкая роспись

В 1870 году в деревню Курцево приехал иконописец Николай Иванович Огуречников править роспись в местной церковке. Он и надоумил курцевских умельцев делать донца не резные, а крашеные, показал, как варить олифу, снабдил масляными красками. Кистью работать резвей да веселей - и разлетелась вскоре чудо-красота по всей Руси. Чего только не было изображено на донцах мужицкой рукой! Тут сцены чинных чаепитий, пестрые цыганские хоры, разудалые народные гулянья, кавалеры, барышни, кошки, петухи, смоляно-черные кони и диковинное: павлины, пышные розаны. Родившаяся в 30 километрах от Хохломы городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Там, где у Хохломы дела вершили четыре цвета, Городецкие краски пылали всей палитрой. Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись - холодная. А сам рисунок? Ягоды, листья, цветы - у Хохломы; сюжетные картинки «мещанского быта» - у городецкой росписи. Так с прядочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев по России. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель.

Гжель

Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в шестидесяти километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красота, гармония, сказка и быль. Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в IV в. до н.э. С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. В 1339 году, в духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты, о Гжели говорится как о центре керамического производства в России. Именно в это время Гжель становится поставщиком изделий для Царева Двора. Этот промысел ценили не только за сырье высокого качества, из которого получались прекрасные изделия, но и за высокое мастерство гончаров и художников. Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых технологий, форм, способов украшения изделий. В XVIII в. К Гжели приходит слава крупного гончарного района, производящего художественную майолику. Это были изделия из глины с яркой многоцветной росписью по белой эмали. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет – синей краской, наносимой кистью, с прорисовкой деталей.

Конец ХIX – начало ХХ веков стали очень тяжелым периодом, Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время (40-е годы ХХ века), связано с началом возрождения промысла и поиском своего стиля. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. Своим вторым рождением гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н.И. Бессарабовой и местным мастерицам. При разработке современного стиля вспомнили сочетание белого фона с синей росписью, очень популярного в начале Х1Х века в изделиях из полуфаянса. В 40-е годы старая техника очень сильно изменилась. В это время начал использоваться новый современный материал – фарфор, а также новые керамические краски – высокотемпературный подглазурный кобальт. В 1972 г. На основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях, было создано «Объединение Гжель». Творческие группы разработали новые образцы. Живопись стала богаче и соответствует художественным требованиям нашего времени. Сегодня «Объединение Гжель» – современное предприятие, в состав которого входят шесть производств, на которых трудится 1500 рабочих. Продукция «Гжели» пользуется большим спросом не только в России, но и за границей. В производстве фарфора Гжель следует старым Российским традициям. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Мастера Гжели учатся промыслу на протяжении многих лет. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным колледжем и курсами аспиранта в Москве.

Дымковская игрушка

Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые известные игрушки дымковские. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой. Еще в ХIХ веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «Свистопляска». Во время этого праздника жителя Вятки гуляли, плясали и свистели в расписные свистульки из глины. Изготовить даже простую маленькую свистульку – большое искусство, а дымковские игрушки – большие, сложные, с множеством деталей. Глину специально готовят, замешивают «тесто», из которого лепят фигурки, потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее, деревянной палочкой-«пичужкой» прокалывают отверстие для свистка. Коричневую глину покрывают белой краской из молока и мела, расписывают яркими цветами и украшают тоненькими квадратиками настоящего золота. Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками, в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Высотой они около 20 – 25 см. Промысел этот был семейным – игрушки лепили женщины и девочки, а потом продавали их на весенней ярмарке. Возможно, именно поэтому мужские фигурки изображались с юмором – молодцы могли скакать на свинье или козле. Со второй половины Х1Х века быт в России стал меняться, жизнь сосредотачивалась в городах, и это не могло ни отразиться на традициях дымковской игрушки. Привычные глиняные игрушки начали вытесняться фарфоровыми изделиями. После этого пришли гипсовые отливки, наподобие фарфоровых изделий. Возрождение промысла связано с именем А.А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А.И. Деньшина, автора книг о дымковском промысле. Нашлись старые мастера, кому были небезразличны народные традиции. Эти люди стали организовывать мастерские при школах и в центрах народного творчества, приобщая к созданию игрушки молодежь, чтобы передать бесценный опыт многих поколений, и прекрасное искусство не пропало. По сей день приемы лепки и росписи игрушки передаются из рук в руки. Промысел постоянно развивается. Совершенствуются формы и роспись игрушек. Каждая игрушка неповторима и является авторской. Дымковская игрушка побывала на выставках во всех уголках мира: в Италии, Германии, Японии, во Франции, Дании, Швейцарии, в Англии, в США. Сегодня в творческом объединении «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» Союза художников России трудятся более тридцати мастериц, среди них – заслуженные художники, члены Союза художников России.

Жостовская роспись

Жостово и окрестные села Осташково, Хлебниково Московской области издавна славились кузнецами, многие из которых работали в монастырях – ковали церковную утварь (светильники, оклады для икон). Поэтому Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах. Подносные мастерские братьев Вишняковых, братьев Беляевых располагались в полуподвальных помещениях. Первое время хозяева расписывали подносы наравне с рабочими, на потом занялись только управлением. Творцами красочных, в основном цветочных, орнаментов были простые русские крестьяне. В 1928 году возникла артель «Металлоподнос», которая позже была переименована в «Жостовскую фабрику декоративной росписи», а в наше время носит название – «Торговый дом «Жостово». И сейчас, кроме умельцев, работающих на фабрике, большинство жителей Жостово занимаются именно местным народным промыслом. В жостовской росписи смешались самые разные культуры. С одной стороны, Шереметьев был «западным» человеком, его мастера воспитывались на голландской, австрийской, французской живописи. Европейское же лаковое искусство, в свою очередь, находилось под влиянием восточной живописи – индийской, китайской, японской, корейской и иранской. С другой стороны, жостовские мастера ориентировались на уральскую роспись подносов. Постепенно все это переплелось, и был создан свой стиль. Вначале на подносах преобладали сюжетные композиции – «тройки», «чаепития», сценки из сельской жизни. Художники копировали гравюры с модных русских, украинских и европейских картин из журналов XIX в. Постепенно, наряду с «тройками» и «чаепитиями», стали появляться декоративные цветочные композиции: садовые и полевые цветы, собранные в букет или раскинувшиеся венками и гирляндами. До сих пор самый популярный узор на подносах именно цветочный. Цветы и листья словно вырастают из глубины. Работа эта очень трудоемкая. Даже самые умелые мастера за день, работая с утра до вечера, делают только пять подносов. Конечно, на станке эта работа намного проще и быстрее, но ручная работа особо ценится за свою индивидуальность и уникальность. Жостовские подносы, благодаря сложной технике их выполнения, водостойкие, поэтому от влаги на них не вздуваются пузыри, и не откалывается краска с лаком. Зная это, многие хозяйки любят подавать фрукты на таких подносах, не переживая о том, что изделия потеряют свой красивый внешний вид. На подносах можно подавать чай или кофе, они легко выдерживают высокую температуру. А можно просто любоваться красотой росписи, украшая интерьер своего жилища.

Практическая работа Найдите пару

Определите чей цветок

Найдите лишнее Гжельская тарелка Дымковская игрушка – не посуда Хохломская тарелка