Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в образовательных учреждениях Республики Тыва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Авторы: А.Я. Данилюк. А.м. Кондаков. В.А. Тишков..
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Краткий обзор содержания Фимская Е.В., начальник отдела Городского центра.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Педагогический совет:. Цель педсовета: 1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного и патриотического воспитания.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Авторы концепции: А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ А.Я. Данилюк А.М. Кондаков В.А. Тишков.
Транксрипт:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в образовательных учреждениях Республики Тыва

М.Б.Кенин-Лопсан, д.и.н., действительный член Нью-Йоркской академии наук К.Б.Салчак, к.п.н., народный учитель Республики Тыва Г.Д.Сундуй, к.п.н., почетный работник общего образования РФ А.С.Шаалы, к.п.н., доцент

Приоритетной идеей государственной политики в области образования определено духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России как методологическая основа федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

В Республике Тыва, свободно сосуществуют и активно взаимодействуют разные этнические традиции и языки, культуры и религии, Здесь проживает по данным Всероссийской переписи населения 2002 года человек. Тувинцев – 77,02% ( человек), русских – 20,11% (61442 человек), коми – 0, 46% (1404 человек), хакасов 0,4% (1219), далее по численности: украинцы, татары, киргизы больше 500 человек, так же алтайцы, белорусы, якуты, казахи, грузины, корейцы, немцы, мордва, китайцы, латыши – всего 92 национальностей.

Концепция разработана с учетом национальных, региональных, этнокультурных потребностей многонационального народа Тувы, в соответствии:

с Конституцией Российской Федерации, Республики Тыва, Законом Российской Федерации и Республики Тыва «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, обращений Председателя Правительства Республики Тыва Верховному Хуралу.

При разработке Концепции учитывался принцип диалектического единства трех начал: этнического, федерального и общемирового, позволяющего человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время сознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации.

Адресаты Концепции Дошкольник, школьник, студент, специалист, т.е. на уровнях дошкольного, общего, профессионального, а также дополнительного образования. Педагоги, родители и общественность.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу формирования духовности и нравственности у детей и молодежи. Духовно-нравственное воспитание в Концепции трактуется как приоритет в сравнении с обучением явление, а обучение – как одно из средств воспитания, позволяющее решать задачи духовно-нравственного развития личности на основе обогащения ее социального опыта.

Концепция определяет нравственный идеал совершенного человека в народной педагогике и национальный воспитательный идеал, как высшая цель российского образования; цель и задачи духовно-нравственного воспитания личности; духовно-нравственные ценности; принципы духовно-нравственного воспитания личности; условия эффективности духовно- нравственного воспитания личности.

Идеал – универсальное, широкое явление, выражающее основную идею процесса развития личности. В идеале показывается конечная цель и результат воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться (Г.Н.Волков).

Нравственный идеал совершенного человека Значим в определении содержания нравственного воспитания, в которое входят вечные ценности: любовь к родной земле – любовь к России, милосердие, доброта, отзывчивость, толерантность, ответственность, честь, достоинство, справедливость и др.

Российский национальный воспитательный идеал совершенной личности высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель ДНВиР создание эффективных социально- педагогических условий формирования высоконравственной, ответственной личности, способной к духовно-нравственному развитию, самовоспитанию, творческой самореализации, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культуры.

Задачи: Формирование мотивации, готовности и способности у обучающихся иметь духовно- нравственные ценности и следовать им в жизни. 2. Развитие нравственных мыслей (чувств), нравственного сознания и нравственного поведения. 3. Взаимное сотрудничество систем семейного, школьного и дополнительного образования в формировании поликультурной компетенции школьников как носителей духовно- нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Тувы и России.

Духовно-нравственные ценности 1. Человек (личность) как ценность -высшая форма проявления материи, высшее творение природы, наделенная чувством (мыслью), сознанием и поведением. Цель образовательных учреждений – образование человека. Мерилом достижения этой цели является результат, который отражается на личности, на ее развитии. Развитие обучающегося как личности, как субъекта деятельности и социальных отношений, самовоспитания и самосовершенствования – важнейшая задача любой образовательной системы.

2. Семья как ценность включает в себя ценности, связанные с личной жизнью человека. Это родные люди, дом, счастье, благополучие, родовая солидарность. Главными выступают такие нравственные качества как почитание старших, забота о младших, трудолюбие, которое приносит благополучие. В свою очередь, крепкие семейные ценностные устои рождают общественные идеалы, куда входят такие понятия как народ, родина, нация, отечество, государство.

3. Культура как ценность Более высокой ступенью духовно-нравственного развития личности является приобщение к своей родной, общероссийской и мировой культурам, принятие культуры и духовных ценностей народов многонациональной России. Важным свойством духовно-нравственного развития личности является открытость миру, толерантность и диалогичность с другими национальными культурами.

4. Язык как ценность важный компонент духовной культуры человека, фактор воспитания, этнокультурная ценность, отражающая менталитет народа; многокультурное образование предполагает сохранение языка и активную позицию личности учащегося в изучении материнского языка.

5. Природа как ценность - Осознание личностью этнопедагогического постулата: я - дитя природы. - Привитие в личности экологической мысли, переходящей в сознание и выражающееся в ее поведении и поступках по отношению к природе.

6. Труд как ценность Созидательный и творческий характер труда, прививающийся ребенку через домашний и учебный труд, приносящий душевное и материальное удовлетворение всем членам семьи. Развитие знаний, умений и навыков трудиться и созидать во благо народа, Отечества.

7. Образование как ценность духовно-нравственная основа воспитания, формирования чувства ответственности за будущее семьи, общества и мира необходимое условие воспроизводства культуры, формирования и приобретения социального опыта личности для ее полноценного развития и самореализации.

8. Патриотизм (родинопочитание) как ценность Воспитание молодого поколения в духе любви к своей родной земле, стране, гордости Отечеством, ответственности за укрепление единого российского государства на духовно- нравственной основе, без чего невозможно привитие и развитие патриотических чувств, сознания и поведения. У каждого человека своя земля, своя территория, как и есть у каждого народа, которую он обязан чтить, облагораживать, защищать.

9. Здоровье и жизнь человека как ценность Ответственность за свое здоровье, здоровье нации. Создание здорового уклада жизни в семье, школе и обществе. Гармоническое сочетание физического, духовного и социального здоровья, направленность личности к здоровому образу жизни. Противостояние алкоголизму, табакокурению, наркомании, правонарушениям, противозаконным действиям, посягающим на жизнь и здоровье человека.

Основные принципы духовно- нравственного воспитания личности 1. Принцип воспитывающего обучения представляет собой обучение, в котором воспитательные задачи первичны и приоритетны.

Принцип положительного примера Воспитание на примере родителей, учителей, направленность на глубокое осознание важности для семьи, рода, народа, человечества в целом значения личностей, ставших гордостью семьи, рода, а также символами этноса, эпохи, цивилизации. Обращение внимания на личности - символы, таланты высокой нравственности и духовности, которые находятся рядом с нами здесь и сейчас.

Принцип этнокультурной коннотации Выделение и подчеркивание, сохранение и развитие этнических констант центральной темы культуры этноса, как сквозных этнокультурных тем, присутствующих во всех компонентах образовательной системы. Естественное движение от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и земному шару.

Принцип цикличности подразумевает ритмичность, этапность жизнедеятельности личности, где соблюдаются учет ее генетических, физиологических, возрастных особенностей, связанной с цикличностью жизни этноса, а также с микро и макро изменениями общества (Л.Н. Гумилев).

Главные условия эффективности духовно-нравственного воспитания личности Наличие теоретически обоснованной и практически ориентированной Концепции духовно-нравственного воспитания личности в образовательных учреждениях Республики Тыва и Программы духовно-нравственного воспитания личности. Опора на духовно-нравственные ценности личности в реализации задач воспитания.

Подготовленность специалистов, внутренне мотивированных и профессионально компетентных для проведения воспитательной работы с подрастающим поколением. Включенность родителей в работу по реализации целей духовно-нравственного воспитания личности. Наличие организационно-методических возможностей для осуществления такой работы (материальных, организационных, психолого- педагогических и методических).