Урок учителя истории Родновой Елены Юрьевны. Цель урока: - показать на примере «Троицы» Андрея Рублева духовную и художественную ценность русской культуры,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Истинная любовь – всегда жертвенна… Библия. Книга Бытия.
Advertisements

Ученик 10 класса Захаров Дмитрий. Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона.
Икона «Троица» Андрея Рублева из собрания ГТГ. Презентация ученика 8 класса «Г» Краснова Артема. Руководитель – Михайловская Н.А.
Андрей Рублев иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Андрей Рублев иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного.
Андрей Рублев Автор: Константинова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 5 городского округа г. Урюпинск Подготовка к ЕГЭ по истории.
Исторические основы православной культуры Урок 8 ИКОНА «ТРОИЦА» СВЯТОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА.
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл.
Вечно живая древность «…в похвалу Сергию Радонежскому». Икона Андрея Рублёва «Троица».
Андре Рублев - 17 октября 1428, Москва наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Русской.
Презентация: Плугатаренко О.В.. Творчество Андрея Рублёва Произведения Андрея Рублёва принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства,
Жизнь Андрея Рублева Работу выполнила Никитина Анна 10 кл. МОУ «Большебикшихская сош» Канашского района Чувашской республики. Руководитель Никитина Н.Н.,
Презентация ученицы 6 класса Листратенко Дарьи. Троица – икона, написанная Рублевым приблизительно в 1410 г. На иконе изображена Троица Ветхозаветная,
ИКОНОПИСЬ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. Период XIV-XV вв – период наивысшего расцвета древнерусской иконописи Представления о реальном человеке и ценности.
Есинская Анастасия 6 класс. Троица» икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений. Является одной из.
Андрей Рублёв. Биография Иконописец ХV века, ученик Феофана Грека, Симеона Черного и Даниила Черного, ум. в годах. Сначала он был послушником у.
Культура древнерусского государства XIV-XV веков. «Троица» Андрея Рублёва - символ национального единства русского народа Любовью и единением спасёмся.
Андрей Рублев «Троица» Лекция 3 15 января, Бытие, глава 18, И явился ему Господь Аврааму у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
Творчество Андрея Рублева.. Биография Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям.
Андрей Рублев Скорее всего, родился он в Московском княжестве(по другим сведениям в Великом Новгороде вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
Транксрипт:

Урок учителя истории Родновой Елены Юрьевны

Цель урока: - показать на примере «Троицы» Андрея Рублева духовную и художественную ценность русской культуры, ее нравственные высокогуманные традиции (подвести учеников к выводу, что русская православная культура XIV-XV в.в является неотъем- лемой частью современной общенародной культуры; выяснить связь между древнерусской живописью, Библией и общественной жизнью наших предков)

Задачи урока. выработать у школьников умение сравнивать, анализировать про- изведения древнерусской живописи, охватывая его тему, идею, осо- бенности; развить у них композиционное чувство и цветовое виденье; познакомить ребят с биографией Андрея Рублева, с христианским догматом Троицы, с библейским сюжетом «Явления Бога Аврааму в виде трех странников», с образами «Троицы» в древнерусской живописи; научить вести опорные конспекты, работать с иконографиями и письменными историческими источниками; формировать у учащихся навыки совместной работы над общей проблемой, в решение которой каждый ученик вносит свои идеи; приобщить воспитанников к общечеловеческим, этическим и эстетическим ценностям; воспитать нравственные основы личности в процессе изучения древнерусской живописи; навыки взаимного, корректного общения, основанного на уважении точки зрения собеседника.

Этапы урока Биография Андрея Рублева (работа с текстом учебника, комментарии учителя) Христианский догмат Троицы (объяснение учителя) Явление Бога Аврааму в виде трех странников (работа с источником-текстом Ветхого Завета) Образы Ветхозаветной Троицы (сравнительный анализ икон детьми) Троица Рублева (художест- венный анализ иконы - рассказ учителя) Троицкий собор в Колпино, праздник святой Троицы (рассказ учителя, либо домашнее задание)

Биография Андрея Рублева Родился иконописец около 1360 г. Имя Андрей он получил при постриге в монашество. Работал в Благовещенском соборе в Москве и в Успенском соборе г. Влади- мира. Знаком был с Феофаном Греком и Даниилом Черным. Как зрелый иконописец был приглашен для росписи Троицкого собора, возве- денного в гг. над гробом Сергия Радонежского. С гг. в похвалу Сергию пишет икону «Троица». Скончался в 1430 г. в Москве, погребен в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1988 г русской православной церковью канонизирован в лике преподобного.

Спасо-Андроников монастырь и памятник Андрею Рублеву (Москва).

Догмат Троицы (в объяснении Кирилла и Мефодия) « Видите на небе круг блестящий (солнце), от него рождается свет и исходит тепло! Бог Отец, как солнеч- ный круг, без начала и кон- ца. От него вечно рождается Сын Божий, как от солнца- свет, и как от солнца вместе со светлыми лучами идет тепло, исходит Дух Святой. Каждый различается отдельно и солнечный диск и тепло и свет (это не три солнца), а солнце одно на небе. Так и Святая Троица: три в ней Лица, а Бог еди- ный и неразделимый».

Изображение «Троицы» в иконописи Троица Новозаветная Новгород, XIV в. Троица Ветхозаветная Фреска, Новгород, Феофан Грек, 1378.

Явление Бога Аврааму в виде трех странников. Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью Мамрийского дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею. Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, затем поспешил к Сарре, жене своей, и велел ей замесить самой луч- шей муки и сделать пресные хлебы. Из стада Авраам взял самого лучше- го теленка, дал отроку и велел приготовить его. Подал масла, молока и поставил все перед пришедшими и они ели. Во время трапезы они спросили у Авраама, где жена его Сарра. Авраам Ответил: «Здесь, в шатре». И тогда один из них сказал: «Через год Я опять Буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын». Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засме- ялась про себя и подумала: «Мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?» Но странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли, что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у вас, и у Сарры родится сын». Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, что с ним говорил Сам Бог. Со временем предсказание сбылось: Сарра родила сына. Исполнилось данное Аврааму обетование: он стал родоначальником целого народа.

Задание. Сравните образы Ветхозаветной Троицы и найдите в них сходства и отличия. Святая Троица, Псков, XVI в. Троица, Андрей Рублев.

Псковская икона Икона Андрея Рублева Лучше отображает Ветхозаветный сюжет, используя бытовые подро- бности гостеприимства. Представлены Авраам и Сарра, есть сцена заклания агнца. Ангелы торжественны, равны друг другу, их позы величавы, лики отрешены от всего внешнего. Их правые руки слегка подняты в благословенном жесте, ярко выражены и назад отброшены их могучие крылья. Они одеты в оливковые хитоны и ослепительно-алые плащи. Сияюще белая стоит перед ангелами прямоугольная трапеза, на которой золотятся три чаши, хлеба, ложки. Ангелы располагаются вокруг трапезы, восседая на седалищах. Их облик нежен и мягок. Их ничто не отягощает – ни крылья, ни облаченья; они предельно легки как и вся композиция. Плавными линиями описаны фигуры в багряных, голубых и нежно-зеленых одеждах. Иконописец дает нам возмож- ность угадать каждое из Лиц Святой Троицы, а также их безмолвную беседу о том, что Сын готов принести себя в жертву во имя любви к людям. Согласие достигается единым ритмом, круговым движением, склонением голов. Тема жертвенной чаши в компо- зиции повторяется несколько раз.

Андрею Рублеву в своей «Троице» удалось показать то, что вечно: добро, жертвенность и любовь. В эпоху националь- ного подъема в борьбе против татар, он в дивных красках и образах прославлял братство, единство, примирение, любовь, провозглашал надежду на тор- жество этих добрых начал. Заключение

Из истории Троицкого собора в Колпино Вид на собор со стороны Соборной улицы (арх. С.И. Чевакинский) Центральный иконостас Троицкого собора

Из истории Троицкого собора в Колпино Список с Чудотворного образа Святого Николая (хран. в Троицкой церкви «Кулич и Пасха») Крест установленный и освященный в городском саду 29 августа 1996 г.

Современный Троицкий собор и храм Святого Николая Чудотворца в Колпино

Из истории праздника «Троица» Благослови, Троица, Богородица, Нам в лес пойти, Нам венки завивати, Ай дидо, ай ладо, Нам венки завивати. И цветы соривати… Слова из песни.

Из истории праздника «Троица» Поликсена Соловьева Троицын день Дожидаются березы белоснежные, На коре, застыв, росятся слезы нежные. Сломим ветви и в пучки завяжем тесные. Пахнет горечью прохладною, древесною, Уберем весь дом наш листьями душистыми, И травою, и цветами золотистыми. На траве, в цветах и с веткою зеленою Встретим Троицу пред ветхою иконою. И помянем мы в молитве травы нежные, Желтоцветы и березы белоснежные.

« … а кто слушал молодец»