Подготовка к уставному аудиту Шкурка Лариса Тел
Уставной аудит подразумевает: Аудит уставных документов. Аудит стратегического планирования и организационной состоятельности. Аудит управленческих и административных политик и процедур. Аудит внутреннего контроля. Аудит управления проектами. Аудит систем управления персоналом. Аудит финансовых и бухгалтерских систем. Аудит соблюдения законодательства.
Стратегическое планирование и организационное развитие. -По какому пути мне идти? -Все зависит от того, куда тебе нужно. -Я не знаю куда мне нужно. -Тогда все равно, каким путем тебе идти. Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес»
Жизненный цикл организации. 1.Период создания – период относительной стабильности. 2.Период молодости. 3.Взрослый период. 4.Период зрелости. 5.Период обновления.
Организационная структура. Основные вопросы для рассмотрения при построении структуры включают в себя: размер команды старшего руководства; связи между отделами; текущие навыки и опыт менеджеров. Конечным определяющим фактором структуры организации всегда будут менеджеры.
1.Руководство (врядування) – задачи Правления: -Определение миссии и стратегии организации. -Представительские функции. -Эффективное планирование деятельности. -Урегулирование конфликтных ситуаций. 2.Управление – Исполнительный директор (менеджмент): Реализация стратегии и политики. Руководство персоналом. Исполнение решений правления. Оценка достижений стратегий.
Члены правления Члены правления работают на общественных началах (т. е., зарплата им не выплачивается); они могут называться попечителями, членами комитета, директорами или членами совета. Если бы члены правления имели финансовую выгоду от членства в правлении, то возник бы конфликт интересов.
2. Председатель (президент), как правило, является основным контактным лицом для исполнительного директора и выполняет важные задачи по поддержанию связей НПО с общественностью. 3.Исполнительный директор – наделен полномочиями по оперативному управлению, который назначается руководящим органом для проведения в жизнь политики НГО.
Делегирование полномочий. Исполнительный директор принимает решения о дальнейшем делегировании полномочий и делегировании обязанностей другим сотрудникам. Кроме того, полномочия без ответственности явление нездоровое, поэтому правление должно внедрить механизмы мониторинга, чтобы убедиться в исполнении своих указаний.
Сущность стратегии организации можно описать ответив на вопросы: Где в данный момент находится организация? Где организация хочет быть? Как туда попасть?
Стратегическое управление базируется на таких концепциях: Видение Миссия Цели Стратегия Управление результатами деятельности.
Стратегические цели должны быть: 1.Конкретными. 2.Измеримыми. 3.Взаимо - поддерживающими и согласованными. 4.Реалистическими. 5.Измеримыми во времени.
Стратегические цели делятся на: Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные Внутренние и внешние.
Внутренние цели (формируют план организационного развития). -Укрепление правления организации. -Развитие человеческих ресурсов. -Инвестиции в информационные системы управления. -Инвестиции в активы. -Расширение фандрейзинга -Усовершенствование управленческих и административных процедур.
Анализ стратегических проблем. 1.Анализ недостатков (GAP – анализ) – это метод, который фокусирует внимание на пробелах в удовлетворении потребностей потребителей услуг. 2.SWOT –анализ, который анализирует сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы для нее. 3.Финансовый анализ – это метод сравнения полезности разных услуг, которые предоставляются пользователям с точки зрения их расходов и доходов, привлеченных средств. Например на одно лицо.
Разработка стратегического плана. 1.Не существует идеального времени для стратегического планирования. 2.Должен отображать: Анализ внешней среды Анализ внутренней среды. Специфичность и адаптивность. Процедуры получения и распределения ресурсов. Определять финансовые рамки. Этапы внедрения. Четкие индикаторы измерения результативности. Распределять обязанности.
Рабочее планирование. Внедрение стратегии организации и реализация ее миссии в конкретной работе является функцией менеджмента организации, существующих в ней процессов и структур. Основным документом, который позволяет увидеть связь между стратегией и реальной пошаговой работой организации, является ее рабочий план. Рабочий план должен, в первую очередь, быть рабочим планом организации.
Основные критерии кадрового управления. 1.СООТВЕТСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. 2.ПОДБОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ 3.СОХРАНЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ. 4.РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ.
Кадровая политика должна содержать: 1.Правила прийома и увольнения сотрудников, которые не противоречат украинскому трудовому законодательству. 2.Правила отбора кандидатов и хранения личных дел и данных. 3.Рабочее время и правила формирования табелей учета рабочего времени. 4.Правила и системы оплаты труда, порядок премирования и предоставления отпусков. 5.Оценку работы персонала. 6.Порядок осуществления внешних связей.
Кадровая политика должна содержать: 7.Правила не дискриминации и гендерного равенства. 8.Конфликт интересов и перечень конфиденциальной информации. 9.Рабочий язык организации и корпоративная культура. 10.Охрану и безопасность труда. 11.Порядок рассмотрения сексуальных преследований и рассмотрения жалоб в организации. 12.Прочие положения.
Политики и процедуры управление имуществом организации. –Распределения активов организации к основным фондам, малоценным активам и запасам. –Порядок управления транспортными средствами. –Порядок передачи и использования в деятельности активов и имущества организации. –Порядок использования активов, которые приобретены за донорские средства.
Политики и процедуры управление имуществом организации. –Порядок проведения инвентаризации. –Порядок передачи материально- ответственным лицам. –Порядок списания имущества организации. –Порядок бесплатной передачи другим неприбыльным организациям.
Процедуры проведения закупок и проведения тендеров должны содержать: общие требования к порядку проведения закупок конфликт интересов процедуры закупки товаров процедуры закупки услуг порядок приобретения у СПД порядок сотрудничества с физическими лицами по гражданско-правовым договорам порядок проведения тендеров, которые должны учитывать требования доноров порядок формирования тендерной комиссии
Процедуры осуществления командировок и использования подотчетных средств должны содержать: 1.Общие процедуры. 2.Порядок оформления командировок. 3.Порядок использования необходимых сумм для: проживания суточных расходов транспортных расходов (авиа, железнодорожных и прочих) телефонных переговоров. визовых расходов расходов на страхование. 4.Перечень первичных документов, который должен предоставлять каждый сотрудник, после возвращения из командировки. 5.Порядок сдачи отчетов за выданные подотчетные суммы на командировочные и хозяйственные расходы.
Финансовые политики и процедуры. Финансовый менеджмент это не просто ведение бухгалтерии. Он является важным элементом управления бухгалтерскими и управленческими програм- мами и не должен рассматриваться как отдельный вид деятельности, за которым должна следить финансовая служба. Финансовый менеджмент предусматривает планирование, организацию, контроль и мониторинг финансовых ресурсов организации для достижения целей.
Финансовый менеджмент должен регулировать: 1.Систему документооборота в организации. 2.Систему внутреннего контроля. 3.Систему бюджетного контроля. 4.Систему осуществления платежей.
Организация должна иметь разработанные и четко отработанные финансовые процедуры. Финансовые процедуры могут включать: 1.Финансовую систему организации. 2.Положение о финансовом и бухгалтерском отделах. 3.Порядок составления общего бюджета и бюджетов проектов. 4.Порядок управления грантами. 5.Правила ведения бухгалтерского учета и порядок составления финансовой отчетности. 6. Порядок управления денежными потоками и их контроль. 7. Порядок осуществления платежей.
Финансовые процедуры могут включать: 8.Порядок осуществления документооборота в организации. 9.Раскрывать систему внутреннего контроля. 10.Порядок пересмотра и корректировки бюджетов. 11.Порядок проведения аудитов. 12.Порядок подачи финансовых отчетов донорам. 13.Финансовый мониторинг бюджетов. 14.Налоговую систему организации. 15.Бухгалтерскую учетную политику. 16.Порядок проведения аудитов. 17.Порядок распределения расходов на административные и программные. 18.Прочие.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. Тел. (044)