Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ» Цель проекта: реализация мероприятий первичной профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде.
Advertisements

Презентацию подготовила: Макарова Элисса Учитель истории и обществознания: Щеглова Галина Ивановна.
1 Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» Профилактика аддиктивного поведения в.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Приоритетный Национальный Проект «Здоровье» в 2012 году Направление: Формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации. Реализация мероприятий.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Методы АСПО в ВУЗе Попова Галина Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии управления социальными системами.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Педагог-психолог МБОУ НОШ «Первые шаги» Дёмина Мария Сергеевна.
Транксрипт:

Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» Факультет педагогики и практической психологии ПРОЕКТ ПРОЕКТ «Оказание услуг по реализации первичной профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде в субъектах Российской Федерации, входящих в федеральные округа, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2012»

Цель проекта: реализация мероприятий первичной профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде. Основные задачи проекта: 1. Повышение уровня знаний целевых групп по проблеме первичной профилактики ВИЧ-инфекции. 2. Формирование устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни и формированию навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией. 3. Формирование толерантного отношения к ВИЧ- позитивным людям и их ближайшему окружению.

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ» ПРОГРАММА по первичной профилактике ВИЧ-инфекции в образовательной среде, формированию толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ» Тема: «Современные технологии первичной профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции в образовательной среде в контексте требований ФГОС» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»

Содержание Раздел 1. «Современные технологии первичной профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции в образовательной среде в контексте требований ФГОС» (обучение педагогического состава работников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования работе с целевой группой в системе образования) Раздел 2. «Стиль жизни - здоровье» (обучение педагогическим составом работников общеобразовательных учреждений, обучающихся среднего школьного возраста) «Ответственное поведение – ресурс здоровья» (обучение педагогическим составом работников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающихся старшего школьного возраста и обучающихся учреждений среднего профессионального образования)

Содержание Раздел 3. «Воспитание ответственностью» (обучение педагогическим составом работников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, родителей обучающихся)

План нашей работы по программе: Учимся работать с целевыми группами в системе образования (целевые группы – школьники и родители) ( 36 ч. : наши занятия + самостоятельная работа) Учим других педагогов и родителей тому, чему научились, а также сами работаем со школьниками и родителями Школьников учим: «Ответственное поведение – ресурс здоровья» (18 ч. работы в году по предложенной программе) Родителей учим: «Воспитание ответственностью» (18 ч. работы в году по предложенной программе)

Раздел 1. «Современные технологии первичной профилактики наркомании и ВИЧ- инфекции в образовательной среде в контексте требований ФГОС»

Что от нас ожидают? : - Творческого подхода к реализации основных положений программ по работе со школьниками и родителями. - Того, что мы будем действовать в рамках предложенного образца – использовать те технологии и знания, которые являются научно обоснованными и достоверными. - Умения проектировать свою деятельность: уметь искать нужную информацию, чтобы оперативно откликаться на возникающие вопросы и наполнять предложенные на наших занятиях формы работы подходящим содержанием. - Понимания психологических мотивов детей, подталкивающих их на поведение, приводящее к риску заражения ВИЧ. - Через нашу работу с детьми вызывать у них отклик и желание самим нести полученную от нас информацию дальше, своим сверстникам и постепенно пытаться воплощать предлагаемые нами модели поведения в жизнь. Результат нашей работы: формирование у подростков поведения, снижающего риск заражения ВИЧ, формирование толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям.

С чего начинать? АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Краткая характеристика особенностей возникновения, течения и медико-социальных последствий ВИЧ-инфекции. Общие представления об иммунологии ВИЧ-инфекции. Противоэпидемические мероприятия при ВИЧ-инфекции. Профилактика социально-значимых заболеваний среди подростков и молодежи Тестирование на ВИЧ- инфицирование. Основные меры, предпринимаемые в мире и Российской Федерации по предотвращению распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа. Основные тенденции развития эпидемии ВИЧ/СПИДа в России и других странах мира. Возможные последствия эпидемии.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Основанием для реализации работ в области ВИЧ- профилактики выступает реальная ситуация: В современной России отмечаются самые быстрые темпы роста числа ВИЧ-инфицированных после африканских государств, расположенных к югу от Сахары. Как заявила исполнительный директор Международного общества борьбы со СПИДом Робин Горна на последней конференции по ВИЧ/ СПИД: в Восточной Европе и Центральной Азии, в России эпидемия ВИЧ поразила 1 процент населения, и, если не принять срочные меры по профилактике заражения ВИЧ, эпидемия окончательно выйдет из-под контроля. По ее словам 80 % ВИЧ-инфицированных в России - моложе тридцати лет.

Общие сведения: ВИЧ вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание ВИЧ-инфекцию, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД) в отличие от врождённого иммунодефицита. ВИЧ ВИЧ заражает прежде всего клетки (CD4+ Т-лимфоциты, макрофаги и дендритные клетки), а также некоторые другие типы клеток. Инфицированные ВИЧ CD4+ Т-лимфоциты постепенно гибнут. Их гибель обусловлена главным образом тремя факторами Непосредственное разрушение клеток вирусом Запрограммированная клеточная смерть Убийство инфицированных клеток CD8+ Т-лимфоцитами. Постепенно субпопуляция CD4+ Т-лимфоцитов сокращается, в результате чего снижается, и при достижении критического уровня количества CD4+ Т- лимфоцитов организм становится восприимчивым к оппортунистическим (условно-патогенным) инфекциям.

По оценке Объединённой программы ООН по ВИЧ/СПИД и Всемирной организации здравоохранения, с 1981 по 2006 от болезней, связанных с ВИЧ-инфекцией и СПИД умерли 25 миллионов человек. ВИЧ-инфекция является одной из наиболее губительных эпидемий Только в 2006 ВИЧ-инфекция стала причиной смерти около 2,9 миллиона человек. К началу 2007г. во всем мире около 40 миллионов человек (0,66 % населения Земли) являлись носителями ВИЧ. Две трети из общего числа ВИЧ-инфицированных живут в странах к югу от пустыни. В наиболее пострадавших от пандемии ВИЧ-инфекции и СПИД странах эпидемия препятствует экономическому росту.

История - ВИЧ, как полагают, возник у обезьян в Африке южнее Сахары и был передан людям в конце XIX или начале XX века. Первая научная статья, которая признала особенности оппортунистических (условно-патогенных) инфекций, иллюстрирующих СПИД, была опубликована в 1981 году. - Вирус иммунодефицита человека был открыт в 1983 году в результате исследования этиологии СПИД. Первыми официальными научными сообщениями о СПИД стали две статьи о необычных случаях развития пневмоцистной пневмонии и саркомы Капоши у мужчин-, опубликованные в

ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в I полугодии 2012 г. Общее число россиян, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в Российской Федерации до 30 июня 2012 г. составило человек, в том числе детей в возрасте до 15 лет. Из них умерло по данным персонифицированного учета человек. По данным Роспотребнадзора умерло существенно больше больных ( на г.). Число умерших быстро растет, по данным Роспотребнадзора в первом полугодии 2012 г. умерло на 15,7% больше инфицированных ВИЧ (9450), чем за аналогичный период 2011 г. (8171).

Динамика новых случаев заражения за последние три года

За 2011 г. территориальными центрами по профилактике и борьбе со СПИД было сообщено о новых случаях ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации (в 2010 г , 2009 г. – , в 2008 г. – новых случаев). В течение 6 месяцев 2012 г. было сообщено о новых случаях ВИЧ-инфекции. По оценочным данным в 2012 г. будет зарегистрировано 68 тысяч новых случаев ВИЧ-инфекции. В стране в гг. наиболее негативное влияние на динамику развития эпидпроцесса ВИЧ-инфекции оказывали регионы Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов. В Центральном и Северо-Западном ФО в этот период наблюдалась стабилизация числа новых выявленных случаев ВИЧ-инфекции, а в Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном ФО регистрировались низкие показатели заболеваемости за последние 10 лет, однако наблюдается тенденция к росту показателей.

Общее число зарегистрированных случаев ВИЧ за период с 1987 года

Стадии инфекционного процесса Общая продолжительность составляет в среднем 10 лет. В течение всего этого времени наблюдается постоянное снижение количества лимфоцитов в крови пациента, что в конечном итоге становится причиной смерти. Период окна (период сероконверсии до появления детектируемых антител к ВИЧ) от 2-х недель до 1 года (у людей с ослабленным иммунитетом от 2-х недель до 6 месяцев). Продромальный период стадия первичного инфицирования, до 1 месяца. Клинические проявления: субфебрильная температура, крапивница, стоматит, воспаление лимфатических узлов они становятся увеличенными, мягкими и болезненными. Латентный период 5-10 лет, единственное проявление стойкое увеличение лимфатических узлов (плотные, безболезненные). ПреСПИД продолжительность 1-2 года начало угнетения клеточного иммунитета. Часто рецидивирующий герпес долго не заживающие изъязвления слизистой рта, половых органов, языка, слизистой рта, половых органов. Терминальная стадия 1-2 года.

Стадии инфекционного процесса

Передача вируса ВИЧ может содержаться практически во всех биологических жидкостях организма. Однако достаточное для заражения количество вируса присутствует только во влагалищном секрете, предсемeнной жидкости, и грудном молоке ВИЧ является нестойким вне среды организма при высыхании крови (спермы, лимфы и влагалищного секрета) он погибает. Бытовым путём заражения не происходит. При внутривенных инъекциях вероятность передачи вируса очень велика до 95 %. Многократное использование шприцев и игл наркопотребителями с большой вероятностью приводит к передаче ВИЧ

ВИЧ НЕ передаётся через: - укусы комаров и большинства насекомых, - воздух, - рукопожатие (при отсутствии открытых повреждений кожи), - поцелуй (любой, но при отсутствии кровоточащих повреждений и трещин на губах и в полости рта), - посуду, - одежду, - пользование ванной, туалетом, плавательным бассейном и т. п.

Профилактика ВИЧ Жизнь с ВИЧ

Правовые аспекты профилактической работы. Конвенция о правах ребенка: Статья 3 ("первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка") Статья 18 (интересы ребенка являются "основной ответственностью" родителей и законных опекунов) - эти статьи обеспечивают взаимодействие с родителями на случай, если будут возникать придирки в отношении самой темы профилактики ВИЧ в образовательных учреждениях. В соответствии со статьями 5 и 14 Конвенции о правах ребенка, по мере того, как у ребенка формируется способность принимать решения и выражать собственные взгляды, родители и другие лица, несущие ответственность за ребенка, должны развивать свою ответственность и права в отношении ребенка, принимая во внимание рост его автономности. В соответствии со ст. 13 Конвенции, ребенок по мере развития своей автономии имеет право искать, получать и передавать информацию любого рода, касающуюся его интересов. Само по себе сексуальное образование, связанное с профилактикой ВИЧ-инфекции не может быть приравнено к сексуальному совращению. Д ля подросткового возраста, когда у человека наиболее интенсивно развивается сексуальная сфера, эти знания являются актуальными.

Люди, живущие с ВИЧ Права ВИЧ-инфицированных ничем не отличаются от прав иных категорий граждан: они также имеют право на оказание медицинской помощи, на свободу труда, на получение образования, на личную и семейную тайну и так далее Юридические последствия заражения другого человека ВИЧ-инфекцией Основная статья: Заражение ВИЧ-инфекцией За заражение другого человека ВИЧ-инфекцией или поставление его в опасность заражения ВИЧ-инфекцией в значительном числе государств предусматривается уголовная ответственность. В России соответствующие меры наказания предусматриваются статьёй 122 УК РФ.

Образ культуры здоровья задается средой, в которой живут люди. Но педагогическое влияние способно привести к изменению образа мысли, переоценке жизненных ценностей, негативно влияющих на здоровье, появлению необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом.

Биоэкологическая модель развития (Bronfenbrenner, Evans, 2000)

Принципы организации и работы тренинговой группы Правила группового взаимодействия

Социально-психологический тренинг определяется как " область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении". Психологический словарь (1990) тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения; тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков; тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. Тренинговые группы это специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в интенсивное общение, ориентированное на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Специфические черты тренингов соблюдение ряда принципов групповой работы нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников; наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы- марафоны); определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу); акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь"; применение активных методов групповой работы; объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия; атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Принципы Принцип постоянного состава группы. Группа работает наиболее продуктивно с постоянным составом участников; если нет притока новых членов; на каждом занятии возникают особые процес­сы, способствующие самораскрытию участников. Принцип активности участников. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно. Принцип диалогизации взаимодействия, - равноправного и полноценного межличностного общения в группЕ. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. При котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека. Самораскрытие позволяет человеку стать самим собой и научиться принимать другого тоже таким, какой он есть. Это правило на первых этапах кажется трудноосуществимым, особенно в подростковых группах, но затем оно начинает действовать - особенно если ведущий сам выступает в роли образцового участника. Принцип рефлексии и обратной связи. Участники получают возможность отрефлексировать свои чувства и состояния. развить способность к децентрации (изменение точки зрения, позиции в результате сопоставления ее с т. зр. и позициями других); Вгруппе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать позитивную обратную связь. Принцип безоценочного отношения и высказывания. Позволяет отойти из сложившегося стереотипа оценивания себя и других (плохой – хороший, успешный – неудачник и т.п.). Основан на подаче обратной связи ос помощью «Я-высказывания».

Предоставление детям полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам. Следует рассказать о том, что может происходить в группе. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Следует объяснить подросткам, что полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно: в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы (для сохранения благополучия самого ребенка или других членов группы). Принцип добровольности.. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях, и ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Также любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении не только ведущему, но и всем участникам. Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы.. В группе недопустима физическая и вербальная агрессия. Ведущий должен быть гарантом безопасности всех участников группы. С самого начала вводится правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.

Структура занятия Каждое занятие состоит из трёх частей: Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию доброжелательной атмосферы, доверия и повышению сплочённости, настраивает детей на выполнение основной части тренинга. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, подбирать упражнения для разминки самостоятельно в зависимости от особенностей каждой конкретной группы. Основное содержание занятие. Эта часть включает игры, упражнения, задания, помогающие реализовать задачи тренинга, его главную цель. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своём настроении. Кроме того, после выполнения каждого упражнения можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например: Что вы сейчас чувствуете? Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой? Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений? Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным? Работа «здесь и теперь» с непосредственными чувствами и ощущениями необходима в подобных тренингах: участники постепенно привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слышать и слушать, а это является важным компонентом эмпатии. Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.

Базовые методы тренинга Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Игровые методы, которые включают ситуационно- ролевые, дидактические, творческие, организационно- деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод. Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу Методы телесно-ориентированной психотерапии чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация

Формы и методы работы по программе Обучение по программе осуществляется в рамках специально организованных занятий с использованием инновационных психолого-педагогических и образовательных технологий: интерактивные формы обучения; круглые столы; психолого-педагогические технологии групповой работы; В качестве основных методов обучения используются: групповая дискуссия деловая игра работа в малых группах мозговой штурм просмотр видео-материалов

Структура профессиональной квалификации тренера: техническая компетентность умение трансформировать цель, в систему конкретных учебных задач, подобрать отвечающие им интерактивные упражнения; межличностная коммуникативная компетентность развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, чувствительность к групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознавания собственных личностных характеристик, установок; понимание мотивов поведения других людей; контекстуальная компетентность владение социальным контекстом, тренер-профессионал должен понимать, где и кого он обучает; адаптивная компетентность способность предвидеть и перерабатывать изменения, приспосабливаться к изменяющимся условиям тренерской практики в динамичных (а не заданных раз и навсегда) условиях организационной культуры; концептуальная компетентность владение теми общепринятыми основами знания, на которых базируется тренерская практика; интегративная компетентность предполагает умение принимать обоснованные решения, решать возникающие проблемы и расставлять приоритеты.

Требования к ведущему. Ведущему тренинга необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенный навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы). Ведущему также важно знать этические правила групповой работы и придерживаться их, так как участие в группе оказывает сильное воздействие на формирование личности подростка. Особенно это касается групп, которые по окончании тренинга не распадаются (например, группы, организованные на базе школы). Промахи ведущего в таких группах могут в дальнейшем серьезно отразиться на их участниках. Ведущий несет ответственность за подбор подростков в группу и принимает решение о включении каждого участника на основе информации о его личностных особенностях и учитывая собственные возможности. Если в ходе отбора выяснится, что кто- то из подростков нуждается в повышенном внимании, может мешать проведению занятий, тормозить групповую работу (например, девиантные, расторможенные, агрессивные подростки), то лучше не включать его в группу. Исключение подростка из группы в процессе работы может сильно травмировать не только его, но и других участников.

Общие рекомендации по проведению тренинга Тренинг может проводиться в форме внеклассной работы с учащимися. Программа должна быть рассчитана на определенное количество занятий продолжительностью от 1 часа до 1 часа 20 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Число участников не должно превышать 15 человек. Помещение. Важно, чтобы для проведения данного тренинга была выделена отдельная комната, в которой от занятия к занятию сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера. По мере проведения тренинга она наполнялась бы тренинговой атрибутикой (продуктами творчества детей) и позволяла бы подростку сразу погружаться в атмосферу занятий без длительной предварительной подготовки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Разогревающие игры и психотехники Например: Знакомство. Спутанные цепочки. Коллективный счет. Игры, ориентированные на получение обратной связи Игры, ориентированные на получение обратной связи Например: Мой портрет глазами группы. Молчащее и говорящее зеркало. Игры социально-перцептивной направленности Например: Я знаю, что тебе приснилось. Зубы дареного коня. Коммуникативные игры Например: Ищу друга. Психотехники, направленные на помощь в решении проблем Психотехники, направленные на помощь в решении проблем Например: Разговор со сменой позиции.

Занятия с родителями

Темы занятий для родителей Темы занятия: «Личность подростка» Темы занятия: «Психологические особенности старшеклассников». «Потребности и внутренний мир подростка» Форма занятия: семинар- тренинг Методы работы: ролевая игра мозговой штурм работа в малых группах

Темы занятий для родителей Темы занятия: «Ответственность в детско–родительских взаимоотношениях» «Детско – родительские конфликты в семье». Форма занятия: семинар- тренинг Методы работы: ролевая игра мозговой штурм работа в малых группах

Трудный подросток» Темы занятия: «Девиантное и делинквентное поведение» «Профилактика девиантного и аддиктивного поведения»

Родительское отношение к ребенку и типы семейного воспитания

Стили родительского поведения. Классификация, основанная на сочетании контроля и теплоты Дайана Бомринд (Baumrind, 1975, 1980)

Возрастная динамика развития детско-родительских отношений.

Стадии психосоциального развития по Э Эриксону

Особенности воспитательного стиля родителей как фактор риска нарушений эмоционально-личностного развития ребенка (по А.И. Захарову) Воспитательная чертаПоведение родителя Непонимание родителем личностного своеобразия ребенка Соотносит действия ребенка с ригидными эталонами без учета реальных возможностей и способностей ребенка. Например, считает, что ребенок «не хочет» что-то делать, не замечая, что ребенок просто «не может» выполнить предлагаемые требования Непринятие Проявляется в двух формах: непринятие самого ребенка (нежеланный ребенок) и непринятие отдельных его черт. В последнем случае родитель пытается «переделать», изменить ребенка Несоответствие требований и ожиданий родителя Декларирует одни требования и в то же время ожидает от ребенка прямо противоположного поведения. Ребенок оказывается в ситуации двойного стандарта и неопределенности. Противоречивость системы требований. Часто сопровождается общей неуверенностью в воспитании Негибкость родителейПроявляется в шаблонности и стереотипности требований и форм реагирования родителя на различные ситуации. Неполный учет специфики конкретной ситуации влечет за собой несвоевременную и неадекватную реакцию. Для негибких родителей характерны фиксация на проблемах, малое количество альтернатив при их решении, предвзятость в суждениях и стремление к навязыванию своего мнения

Неравномерность Проявляется в неодинаковом интересе к ребенку в разные моменты его жизни. Когда у ребенка проблемы, проявляют к нему повышенное внимание, а когда ситуация стабилизируется, игнорируют переживания Непоследовательность Часто меняет стратегии воспитания. Критерии оценивания, требования и другие значимые характеристики воспитания произвольны. В одинаковых ситуациях родитель реагирует непредсказуемо за од- ни и те же поступки иногда хвалит, а иногда наказывает Несогласованность действий родителей Определяется разногласиями между взрослыми, воспитывающими ребенка: разные системы требований, санкций, оценок, конфликтами между родителями и другими воспитателями в семье Аффективность Отличается излишней эмоциональностью, создающей в семье напряженную, «суматошную» обстановку. При преобладании отрицательных эмоций нарушаются межличностные контакты, исчезает интерес к семье Тревожность Поддерживает в семье атмосферу неуверенности, излишне опекает ребенка, сковывает его свободу необоснованными запретами и т.д. Семья характеризуется сниженным эмоциональным фоном, отсутствием жизнерадостности

Доминантность Отличается необоснованным стремлением главенствовать над ребенком в любых ситуациях. Родитель подавляет личность ребенка, претендуя на статус единственного авторитета Гиперсоциальность В стремлении к воспитанию «идеального» ребенка формализует воспитательный процесс, проявляет повышенную принципиальность, нетерпимость к слабостям, склонность к навязыванию ребенку большого количества правил и морализированию, замечаниям и порицаниям. «Всестороннее» обучение и воспитание ребенка ведется без учета его реальных возможностей Недоверие к возможностям ребенка Возможности ребенка недооцениваются, ему отказывается в свободе и доверии на основании его неспособности (чаще мнимой) к самостоятельной деятельности Нечуткость (недостаточная отзывчивость) Реакция на потребности и чувства ребенка во многих случаях бывает несвоевременной и неадекватной, вследствие чего возникает ощущение взаимной неудовлетворенности отношениями Противоречивость Проявляется в противоречивости требований, запретов, способов контроля, часто сопровождаемой воспитательной неуверенностью

переломныекритические Переход от одного периода к последующему, качественно новому периоду развития происходит обычно в сравнительно короткие отрезки времени, которые рассматриваются как переломные или критические периоды онтогенеза. Не изменение среды на соответствующих переломных этапах индивидуального развития обусловливает переход от одного возрастного периода к последующему, а изменение самого развивающегося организма, его морфофункциональных систем требует новых условий среды и обусловливает преобразование форм взаимодействия с ними (И. А. Аршавский, 1975).

Зоны конфликтного детско-родительского взаимодействия учеба; обязанности по дому; внешний вид и аккуратность; режим; общение с друзьями; свободное врем; финансовые вопросы. Наиболее конфликтогенными оказались проблемы выполнения режима (возвращение в определенное время, режим питания и т.д.), внешний вид и аккуратность Родители считают наиболее проблемными: «свободное время», «учеба» и «обязанности по дому»; Школьники : «общение с друзьями» и «финансы».

Особенности проявления конфликтов детей разного возраста В раннем и дошкольном возрасте конфликты обусловлены нереализованной потребностью ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве и связаны с овладением предметно-орудийными навыками и освоением норм кооперации, совместной деятельности. В младшем школьном возрасте основной сферой проявления конфликтов становится учебная деятельность. Функции конфликтных проявлений ребенка состоят в разрешении проблемных ситуаций; формировании самосознания и самооценки; формировании необходимой коммуникативной компетентности; способствуют развитию мотивационно-потребностной сферы и формированию саморегуляции и самоконтроля. Подростковый возраст, где главной задачей развития является автономизация от родительской опеки и построение нового типа отношений равноправия и взаимного уважения, является возрастом повышенной конфликтности и уязвимости детско-родительских отношений. Ф. Райе выделяет пять областей жизни подростков и специфические для каждой из них проблемы, определяющие содержание конфликтов: социальная жизнь и привычки (выбор друзей, проведение досуга, внешний вид, режим дня), ответственность (выполнение обязанностей по дому, бережное отношение к личным вещам и семейной собственности, заработок и расходование денег), школа (успеваемость, поведение в школе, отношение к учебе и учителям, посещаемость занятий и прогулы, выполнение домашних заданий), взаимоотношения в семье (демонстративное не уважение к родителям и другим членам семьи, ссоры и конфронтация с сиблингами), отношение к моральным нормам и социальным предписаниям (в основном их игнорирование курение, употребление алкоголя и наркотиков; нецензурные выражения; сексуальная распущенность; ложь и обман; несоблюдение законов) [Райе, 2000].

Ф. Райе выделяет пять областей жизни подростков и специфические для каждой из них проблемы, определяющие содержание конфликтов: социальная жизнь и привычки (выбор друзей, проведение досуга, внешний вид, режим дня), ответственность (выполнение обязанностей по дому, бережное отношение к личным вещам и семейной собственности, заработок и расходование денег), школа (успеваемость, поведение в школе, отношение к учебе и учителям, посещаемость занятий и прогулы, выполнение домашних заданий), взаимоотношения в семье (демонстративное не уважение к родителям и другим членам семьи, ссоры и конфронтация с сиблингами), отношение к моральным нормам и социальным предписаниям (в основном их игнорирование курение, употребление алкоголя и наркотиков; нецензурные выражения; сексуальная распущенность; ложь и обман; несоблюдение законов) [Райе, 2000].

Тренинг для родителей "Мы и наши дети" Цель : осознание родителями своих личностных особенностей и возможностей во взаимодействии с ребенком. Задачи: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Оптимизация детско-родительских отношений. Понимание принятие особенностей своего ребенка. Структура занятий : актуализация цели, имеющихся знаний участников; разминка (создание необходимого психофизического состояния); упражнения, ролевые игры, позволяющие участникам осознать свои качества, способности и проблемы; выполнение упражнений, направленных на выработку навыков эффективного общения, разрешение проблемных ситуаций; рефлексия. Тематический план

Флэштренинг Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия искусством) один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Флэштренинг - это просмотр фрагмента определённой тематики с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика. Материал флэшки используется как средство выявления в человека "скрытых" мотивов и подсознательных установок, искажающие реальность. Задачи флэштренинга: Стать более внимательным к себе и осознавать свои мысли, действия, чувства, т. к. на основании их строится собственная жизнь; Развивать способность анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью; Перенимать различные способы поведения, повысить возможность выборов в жизни; Релаксация, с целью самоактуализации личности участников группы; Развитие эмпатических способностей участников группы.

Тренинг эффективного родителя «Родители - это люди, а не боги» «Родителей порицают, но не тренируют

Литература 1. Беляева В.В., Ручкина Е.В. Консультирование в системе реабилитации при ВИЧ-инфекции. Эпидимиология и инфекционные болезни. – Должанская Н.А., Бузина Т.С. ВИЧ-инфекция в наркологической практике. – М., Медико-социальная служба и ее значение в профилактике СПИДа и других актуальных инфекций. – СПб., Ю.В.Науменко. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Москва, «Глобус», Образование против ВИЧ/СПИДа. Образование сегодня. Информационный бюллетень ЮНЕСКО. – Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие для преподавателей педагогических Вузов. Под ред. Л.М.Шипицыной. – М., 2006.

Литература Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: Учебное пособие (Серия "Психологический тренинг"). - Речь, Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. - М.: Эксмо, (Скачать в Яндексе) Грецов А. Тренинг для подростков. - СПб: Питер, Коммуникативный тренинг: Педагоги, психологи, родители: Учебное пособие Психологический тренинг/под ред. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. - СПб, Лидерс А.Г.Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов вузов. - М: Академия, Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социально-психологического обучения. Учеб.пособие. - М.: Академия, Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, Хрящева Н. Психогимнастика в тренинге. - СПб, Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1995.

Контактная информация: Куратор проекта в Южном федеральном и Северо-Кавказском округах: Декан факультета педагогики и практической психологи ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» доктор педагогических наук, профессор Чумичева Раиса Михайловна e -mail: Преподаватели: кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и практической психологии факультета педагогики и практической психологии ЮФУ Дроздова Ирина Ивановна кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии ЮФУ Воронцов Дмитрий Владимирович Тел. 8 (8632) Сайт Южного федерального университета Сайт ФГБНУ «ЦПВ и СПП ДМ

Опросник для работы в группах педагогов 1. Необходимость работы по профилактике: ВИЧ/СПИДа 1__2__3__4__5 Наркомании 1__2__3__4__5 Интолерантного отношения к ВИЧ-положительным 1__2__3__4__5 2. Опыт работы по профилактике ВИЧ/СПИДа опыт есть____ опыта нет____ Наркомании опыт есть____ опыта нет____ отношения к ВИЧ-положительным опыт есть____ опыта нет____ 3 Возможные формы работы по профилактике вышеназвнных явлений (с названием уже проведенных мероприятий) 4. Сложности работы по профилактике вышеназвнных явлений 5. Пожелания и рекомендации по организации и научно-методическому обеспечению профилактической работы по проблемам ВИЧ/СПИДа, наркомании, интолерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям